КБК по страховым взносам
А.О. Егорова,
эксперт журнала "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2015 г., с. 55-63.
Приказом Минфина РФ от 08.06.2015 N 90н внесены изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ (утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н). Названным приказом введены новые (и утрачивают силу некоторые применяемые в настоящее время) КБК (приведем их в таблице). Также рассмотрим вопрос о последствиях допущения ошибки при указании КБК при перечислении страховых взносов.
Вид платежа | КБК в 2015 году | КБК в 2016 году |
Страховые взносы на пенсионное страхование | ||
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на выплату страховой пенсии за работников | 392 1 02 02010 06 1000 160 | С выплат в пределах лимита 392 1 02 02010 06 1100 160 |
С выплат сверх лимита 392 1 02 02010 06 1200 160 | ||
Пени (проценты) по соответствующему платежу | 392 1 02 02010 06 2000 160 | Пени 392 1 02 02010 06 2100 160 |
Проценты 392 1 02 02010 06 2200 160 | ||
Штрафы по соответствующему платежу | 392 1 02 02010 06 3000 160 | |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на выплату накопительной пенсии за работников | 392 1 02 02020 06 1000 160 | |
Пени (проценты) по соответствующему платежу | 392 1 02 02020 06 2000 160 | Пени 392 1 02 02020 06 2100 160 |
Проценты 392 1 02 02020 06 2200 160 | ||
Штрафы по соответствующему платежу | 392 1 02 02020 06 3000 160 | |
Страховые взносы по доптарифу за сотрудников, занятых на видах работ, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях* | 392 1 02 02131 06 1000 160 | |
Пени и проценты по соответствующему платежу | 392 1 02 02131 06 2000 160 | Пени 392 1 02 02131 06 2100 160 |
Проценты 392 1 02 02131 06 2200 160 | ||
Штрафы по соответствующему платежу | 392 1 02 02131 06 3000 160 | |
Страховые взносы по доптарифу за сотрудников, занятых на видах работ, указанных в п. 2-18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях | 392 1 02 02132 06 1000 160 | |
Пени и проценты по соответствующему платежу | 392 1 02 02132 06 2000 160 | Пени 392 1 02 02132 06 2100 160 |
Проценты 392 1 02 02132 06 2200 160 | ||
Штрафы по соответствующему платежу | 392 1 02 02132 06 3000 160 | |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии | 392 1 02 02140 06 1000 160 | Доход в пределах лимита 392 1 02 02140 06 1100 160 |
Доход сверх лимита 392 1 02 02140 06 1200 160 | ||
Пени и проценты по соответствующему платежу | 392 1 02 02140 06 2000 160 | Пени 392 1 02 02140 06 2100 160 |
Проценты 392 1 02 02140 06 2200 160 | ||
Штрафы по соответствующему платежу | 392 1 02 02140 06 3000 160 | |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые на выплату накопительной пенсии | 392 1 02 02150 06 1000 160 | |
Пени и проценты по соответствующему платежу | 392 1 02 02150 06 2000 160 | Пени 392 1 02 02150 2100 160 |
Проценты 392 1 02 02150 2200 160 | ||
Штрафы по соответствующему платежу | 392 1 02 02150 06 3000 160 | |
Страховые взносы на обязательное социальное страхование | ||
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | 392 1 02 02050 07 1000 160 | |
Пени и проценты по соответствующему платежу | 392 1 02 02050 07 2000 160 | Пени 392 1 02 02050 07 2100 160 |
Проценты 392 1 02 02050 07 2200 160 | ||
Штрафы по соответствующему платежу | 392 1 02 02050 07 3000 160 | |
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством | 392 1 02 02090 07 1000 160 | |
Пени и проценты по соответствующему платежу | 392 1 02 02090 07 2000 160 | Пени 392 1 02 02090 07 2100 160 |
Проценты 392 1 02 02090 07 2200 160 | ||
Штрафы по соответствующему платежу | 392 1 02 02090 07 3000 160 | |
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование | ||
Страховые взносы на ОМС | 392 1 02 02101 08 1011 160 | |
Пени по соответствующему платежу | 392 1 02 02101 08 2011 160 | |
Штрафы по таким страховым взносам | 392 1 02 02101 08 3011 160 | |
Страховые взносы на ОМС работающего населения в фиксированном размере | 392 1 02 02103 08 1011 160 | |
Пени по соответствующему платежу | 392 1 02 02103 08 2011 160 | |
Штрафы по таким страховым взносам | 392 1 02 02103 08 3011 160 | |
* Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В частности, в п. 1 ч. 1 ст. 30 закона речь идет о мужчинах, достигших возраста 50 лет, и женщинах, достигших возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста - на один год за каждый полный год такой работы. |
Изменения, внесенные комментируемым приказом, применяются при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ начиная с 2016 года.
Чем грозит организации ошибка в указании КБК?
Указание при заполнении платежного поручения неправильного КБК - довольно распространенная ошибка. Чем же грозит организации невнимательность бухгалтера? Согласно п. 4 ч. 6 ст. 18 Закона о страховых взносах*(1) обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов:
- номера счета Федерального казначейства;
- кода бюджетной классификации (КБК);
- наименования банка получателя, что повлекло неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
Письмом Минфина РФ от 21.11.2011 N 02-06-10/5055 подтверждается, что обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной плательщиком страховых взносов, если последний указал неправильный КБК. Поэтому, если бухгалтер допустит ошибку при отражении КБК, отрицательных последствий в виде начисленных пеней за несвоевременное перечисление страховых взносов не избежать.
Частью 8 ст. 18 Закона о страховых взносах установлено, что при обнаружении плательщиком страховых взносов ошибки в оформлении поручения на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов, не повлекшей их неперечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, плательщик страховых взносов вправе подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление *(2) об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату им страховых взносов.
В силу положений ст. 3 Закона о страховых взносах контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ПФР и ФФОМС, осуществляют Пенсионный фонд и его территориальные органы. Порядок уточнения платежа при неверном указании КБК законом не установлен.
Вместе с тем согласно ст. 160.1 БК РФ принятие решения об уточнении платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства - это функции администратора доходов бюджета.
Стоит отметить, что арбитражная практика по данному вопросу в последнее время складывается в пользу организаций. И перед тем, как привести многочисленные примеры таких решений, подробно рассмотрим классификацию доходов бюджетов.
Классификация доходов бюджетов
КБК состоит из 20 знаков. Структура этого числового кода включает следующие составные части:
- код главного администратора доходов бюджета - 1-3-й разряды;
- код вида доходов бюджетов - 4-13-й разряды;
- код подвида доходов бюджетов - 14-20-й разряды.
Структура кода классификации доходов бюджетов | ||||||||||||||||||||
Код главного администратора доходов бюджета | Код вида доходов бюджетов | Код подвида доходов бюджетов | ||||||||||||||||||
группа доходов | подгруппа доходов | статья доходов | подстатья доходов | элемент доходов | группа подвида доходов бюджетов | аналитическая группа подвида доходов бюджетов | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Для примера рассмотрим КБК 392 1 02 02010 06 1000 160, используемый для перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату страховой пенсии, за работников в 2015 году:
- 392 - код главного администратора доходов бюджета*(3) - Пенсионного фонда;
- 1 - группа доходов - налоговые и неналоговые доходы;
- 02 - подгруппа доходов - страховые взносы на обязательное социальное страхование;
- 02 - статья доходов - страховые взносы;
- 010 - подстатья доходов - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд на выплату страховой пенсии;
- 06 - элемент доходов - бюджет Пенсионного фонда;
- 1000 - группа подвида доходов - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);
- 160 - аналитическая группа подвида доходов - страховые взносы на обязательное социальное страхование.
Анализ арбитражной практики
Ну а теперь приведем несколько судебных решений.
Реквизиты постановления | Допущенная ошибка | Вывод судей |
Постановление АС ЦО от 15.07.2015 по делу N А64-4828/2014. Определением ВС РФ от 15.10.2015 N 310-КГ15-12541 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства | При перечислении денежных средств на обязательное медицинское страхование обществом была допущена ошибка по заполнению платежного документа (14.02.2014): вместо КБК 392 1 02 02101 08 1011 160 указан КБК 392 1 02 02101 08 1011 16, то есть отсутствовал 0 в последнем разряде КБК. Названная ошибка повлекла за собой незачисление денежных средств в бюджет ФОМС (полученные средства отражены как невыясненные поступления, зачисляемые в бюджет ПФР). После выявления ошибки (18.02.2014) организация обратилась с заявлением об уточнении платежа. 03.03.2014 уведомление было исполнено, обществу начислены пени за период с 18.02.2014 по 03.03.2014. Не согласившись в данным решением, общество обратилось в суд | Ошибка в КБК не может быть признана основанием для непризнания исполненной обязанности общества по уплате страховых взносов, поскольку, несмотря на неверное указание в платежном документе КБК, денежные средства поступили на единый счет Пенсионного фонда в Федеральном казначействе, которое выполняет функции единого администратора поступлений. При правильном отражении в платежном документе назначения платежа, счета администратора и его наименования сам по себе факт неправильного указания разряда КБК, обозначающего администратора поступлений, не свидетельствует о непоступлении платежа единому администратору, платеж в любом случае поступил управлению, которое не только могло определить назначение платежа, но и имело возможность самостоятельно распределить поступившую сумму между бюджетами соответствующих внебюджетных фондов |
Постановление АС МО от 02.07.2015 по делу N А40-158849/14 | При совершении платежей общество ошибочно указало КБК 392 1 02 02010 06 1000 160, относящийся к страховым взносам на выплату страховой части трудовой пенсии, вместо КБК 392 1 02 02101 08 1011 160 (взносы в ФФОМС). При этом в назначении платежа сказано, что перечисляются страховые взносы на ОМС, зачисляемые в бюджет ФФОМС. Общество обратилось к фонду с заявлениями об уточнении платежей по надлежащему КБК. В этом ему было отказано | Перечисленные обществом суммы страховых взносов поступили на указанный в платежных поручениях единый счет Федерального казначейства, на котором учитываются средства, предназначенные как Пенсионному фонду, так и ФФОМС, следовательно, они поступили в бюджетную систему РФ и не могут признаваться недоимкой. Только в случае непоступления в соответствующий государственный внебюджетный фонд на соответствующий счет Федерального казначейства перечисленной денежной суммы вследствие неправильного отражения в платежном поручении КБК можно сделать вывод о неисполнении плательщиком его обязанности по уплате страховых взносов. В связи с этим у фонда отсутствовали правовые основания для отказа обществу в уточнении платежей |
Аналогичные выводы сделаны в постановлениях:
- АС МО от 20.10.2015 по делу N А40-161245/2014 (организация платежным поручением перечислила страховые взносы по ОМС, зачисляемые в бюджет в ФФОМС, с указанием КБК 392 1 02 02101 08 1000 160 вместо КБК 392 1 02 02101 08 1011 160);
- АС УО от 14.10.2015 по делу N А71-13896/2014. (В чеке-ордере вместо КБК 392 1 02 02140 06 1000 160 на платеж по обязательному пенсионному страхованию отражен КБК 392 1 02 02101 08 1011 160 на платеж по ОМС. Данную ошибку допустил банк. Суд заметил, что неправильное указание банком (а не предпринимателем) КБК не может являться основанием для признания неисполненной обязанности по уплате страховых взносов. Тем более что неправильное отражение банком КБК при перечислении платежа не привело к непоступлению средств на единый счет Пенсионного фонда в Федеральном казначействе.)
И даже в случае, когда в платежном поручении был неверно указан код главного администратора доходов (932 вместо 392, остальная информация КБК отражена верно), АС СКО в Постановлении от 29.05.2015 по делу N А32-27071/2014 признал обязанность плательщика страховых взносов по уплате таковых выполненной.
Примечательно, что суды первой инстанции нередко поддерживают в этом вопросе представителей фондов. Однако в апелляционной и кассационной инстанциях принимаются положительные для предприятий постановления.
* * *
Приказом Минфина РФ N 90н внесены изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ. Названным приказом введены новые (а также отменены некоторые применяемые в настоящее время) КБК. Так, при перечислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будут применяться разные КБК в отношении выплат в пределах лимита и сверх лимита. Отдельные КБК будут использоваться для перечисления пени и процентов.
Если при заполнении платежного поручения (поля 104 - КБК) бухгалтер допустил ошибку, при этом счет Федерального казначейства, а также код главного администратора дохода (первые три цифры КБК - 392 - Пенсионный фонд) указал верно, платеж поступит во внебюджетный фонд на соответствующий счет, а значит, недоимки по уплате страховых взносов не возникнет. Пени на сумму названного платежа начисляться не должны. Если управлением принято иное решение, организация может смело обращаться в суд.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(2) Рекомендуемый образец заявления об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов в платежном документе (поручении) приведен в Письме ПФ РФ от 06.04.2011 N ТМ-30-25/3445.
*(3) Код главного администратора доходов бюджетов устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете. Для бюджетов ПФР, ФСС, ФФОМС таковым является Пенсионный фонд (Распоряжение Правления ПФ РФ от 31.12.2009 N 373р).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"