Приобретение и учет санитарной одежды
М.С. Звягинцева,
эксперт журнала
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2015 г.
Работники торгового предприятия, имеющие непосредственный контакт с пищевыми продуктами и готовыми блюдами, обязаны соблюдать гигиенические требования, одним из которых является ношение санитарной одежды. О порядке ее учета и пойдет речь в статье.
Согласно п. 9.13 Санитарных правил*(1) продавцы продовольственных товаров должны строго соблюдать правила личной гигиены, быть опрятно одетыми, носить чистую санитарную одежду (включая специальный головной убор). Обязанность обеспечения продавцов специальной одеждой (по установленным нормам), а также ее хранения возлагается на работодателя (ст. 22, 221 ТК РФ).
Санитарная одежда - вид специальной защитной одежды
В большинстве нормативных документов речь идет о выдаче сотрудникам специальной одежды (средств индивидуальной защиты, или СИЗ). Правила применения и эксплуатации санитарной одежды подробно описаны в документе, утвержденном Минсельхозом РФ 04.12.2001 "Санитарная одежда для работников АПК. Нормы обеспечения. Правила применения и эксплуатации. ОСТ 10 286-2001" (далее - Правила). Положения этого документа применяются в отношении работников организаций и предприятий следующих видов экономической деятельности: выращивание сельскохозяйственных культур, товарное овощеводство, садоводство, животноводство, выращивание культур в сочетании с разведением скота, сельскохозяйственная и научная деятельность по предоставлению услуг в области растениеводства и животноводства, ветеринарных услуг, производство и реализация пищевых продуктов и напитков.
Итак, санитарная одежда - это вид специальной защитной одежды, предназначенной для предотвращения или уменьшения влияния на работника вредных биологических факторов (микроорганизмов), общих производственных загрязнений, а также обеспечения санитарно-гигиенических мероприятий производственного процесса.
Нормы законов РФ и нормативных документов, в которых изложены требования по обеспечению работников предприятий специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, распространяются и на выдачу санитарной одежды, обуви и санитарных принадлежностей (п. 3.1 Правил).
Приложением А названных правил установлены следующие нормы выдачи санитарной одежды для интересующих нас профессий:
Профессия | Средство индивидуальной защиты | Нормы выдачи на год |
Повар (помощник повара)* | - полотенце | 2 |
- куртка белая хлопчатобумажная | 2 | |
- фартук из плотной ткани | 2 | |
- колпак или косынка | 2 | |
Кухонные рабочие | - халат хлопчатобумажный из плотной ткани | 2 |
- колпак или косынка | 2 | |
- фартук водонепроницаемый с нагрудником | 2 | |
- рукавицы комбинированные | 2 пары | |
Резчик пищевой продукции, продавец продовольственных товаров (хлеборезы, хлебопродавцы) | - халат хлопчатобумажный | 2 |
- колпак или косынка | 2 | |
- нарукавники | 2 пары | |
Экспедитор по перевозке грузов, кладовщик (агенты, сопровождающие хлебные, молочные, мясные и рыбные товары, кладовщики продовольственных складов) | - халат хлопчатобумажный | 2 |
- рукавицы комбинированные | 2 пары | |
* Используется на предприятиях торговли, где есть собственный цех по производству готовых блюд. |
В тех случаях, когда такие виды санитарной одежды и санитарных принадлежностей, как фартуки, головной убор, рукавицы, перчатки и полотенца, не указаны в нормах, они могут быть выданы работодателем работникам на основании проведения аттестации рабочих мест в зависимости от характера выполняемых работ со сроком носки "до износа" или как дежурные. Перечень таких СИЗ должен быть приведен в коллективных договорах и соглашениях. Работодатель имеет право устанавливать повышенные нормы бесплатной выдачи работникам санитарной одежды.
Несоблюдение Санитарных правил может послужить основанием для привлечения работников, а также организации в целом к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3 "Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения" КоАП РФ. Размеры штрафов могут варьироваться для должностных лиц и предпринимателей - от 500 до 1000 руб.; для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. В последних двух случаях штраф может быть заменен административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток.
Нарушение Санитарных правил | Реквизиты постановления |
Отсутствует головной убор у продавца | Постановления АС СЗО от 13.07.2015 по делу N А56-50274/2014, ФАС ВВО от 04.03.2010 по делу N А82-8907/2009 |
Продавец не соблюдает правила личной гигиены (санитарная одежда грязная) | Постановление ФАС ВСО от 18.05.2006 по делу N А33-25279/05 |
Правила выдачи санитарной одежды
Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки. Выдача сотрудникам организации санитарной одежды, обуви и санитарных принадлежностей и сдача их на склад должны быть отражены в личных карточках учета (п. 5.9 Правил).
Санитарная одежда и обувь выдаются работникам в индивидуальное пользование. Такая одежда маркируется клеймом на подворотнике куртки (халата), подкладке пояса брюк несмываемой краской в соответствии с табельным номером работника предприятия и по окончании стирки (починки, дезинфекции) возвращается тому же работнику. Передача санитарной одежды другим работникам допускается только после предварительной стирки, чистки, ремонта и дезинфекции на время, остающееся до истечения срока носки.
Внимание: каждый работник торгового предприятия должен быть обеспечен не менее чем двумя комплектами санитарной одежды.
Сроки носки санитарной одежды являются календарными (то есть выдается, как правило, на календарный год) и должны исчисляться со дня фактической ее выдачи. Санитарная одежда, пришедшая в негодность до истечения установленного срока носки по причинам, не зависящим от работника, должна быть заменена годными к носке изделиями. Допускается продлить срок носки "до износа", если санитарная одежда до истечения срока ее носки оказывается годной к употреблению. В случае пропажи или порчи СИЗ в местах их хранения по не зависящим от работников причинам работодатель обязан выдать им другие, исправные средства индивидуальной защиты.
Обратите внимание! Санитарная одежда выдается новому сотруднику до начала выполнения им должностных обязанностей, независимо от того, что он еще не прошел испытательного срока.
Санитарная одежда, обувь и санитарные принадлежности являются собственностью предприятия, поэтому должны быть возвращены при увольнении работника, переводе его на другую постоянную работу на том же предприятии, для которой санитарная одежда не предусмотрена, а также по окончании сроков носки взамен выдаваемых вновь. Не допускается выдавать взамен санитарной одежды и обуви материалы для их изготовления или денежные средства для их приобретения. При возврате санитарной одежды, обуви и санитарных принадлежностей в случае увольнения работника или перевода его на другие работы должна быть оценена степень изношенности сдаваемых изделий в процентах. Как правило, если износ одежды - более 50%, ее списывают (то же происходит со всей обувью б/у), если санитарная одежда износилась несильно, ее используют для выдачи временным сотрудникам и пр. (правила списания санитарной одежды до истечения срока носки должны быть прописаны в локальном нормативном акте - об этом чуть ниже).
Так, например, если на предприятие приходят "посторонние" (учащиеся профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений для прохождения практики, представители контролирующих организаций для проведения проверки), они также должны быть обеспечены санитарной одеждой, обувью и санитарными принадлежностями. Им может быть выдана спецодежда б/у либо одноразовая.
Бухгалтерский учет
Приобретение и эксплуатация санитарной одежды
Приобретенная санитарная одежда до передачи ее в эксплуатацию учитывается на счете 10 "Материалы", субсчет 10-10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе". Последующий учет имеет вариации.
Если следовать Методическим указаниям по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды*(2) (далее - Методические указания), то в момент передачи санитарной одежды в эксплуатацию (выдачи сотруднику) (п. 20, 21):
- по санитарной одежде со сроком эксплуатации 12 месяцев и более - ее стоимость не списывается с баланса, а переносится в дебет счета 10, к которому открывается субсчет "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации";
- по санитарной одежде со сроком эксплуатации менее 12 месяцев (по усмотрению предприятия с целью снижения трудоемкости учетных работ) - допускается производить единовременное списание стоимости санитарной одежды в дебет соответствующих счетов учета затрат на производство либо расходов на продажу.
Если применяется первый вариант, стоимость санитарной одежды погашается линейным способом исходя из сроков полезного использования такой одежды, предусмотренных в отраслевых нормах. Погашение стоимости спецодежды в бухгалтерском учете отражается по дебету счетов учета затрат на производство (в случае если одежда эксплуатируется в цехе по производству готовых пищевых блюд) либо расходов на продажу (если эксплуатация одежды происходит непосредственно в магазине) и кредиту счета 10, субсчет "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации".
Следует отметить, что такой вариант учета (поэтапное погашение стоимости спецодежды в бухгалтерском учете) предусмотрен только Методическими указаниями, в ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов"*(3) его не найти. Согласно п. 16 ПБУ 5/01 при отпуске МПЗ в производство и ином выбытии их оценка осуществляется одним из трех способов: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения (способ ФИФО). То есть списание происходит единовременно. Положения МСФО также не предполагают поэтапного варианта списания стоимости МПЗ. Учитывая, что по нормам выдачи санитарной одежды срок ее носки - один год, предприятие должно самостоятельно принять решение о порядке списания ее стоимости: единовременно на дату выдачи сотрудникам или равномерно в течение срока ее полезного использования.
Расходы организации по ремонту специальной одежды включаются в расходы по обычным видам деятельности.
Выбытие санитарной одежды
Выбытие санитарной одежды (имеет место в случаях продажи, списания по причине морального и физического износа, ликвидации при чрезвычайных ситуациях) влечет за собой необходимость составления проводок по списанию МПЗ. Определение непригодности и решение вопроса о списании специальной одежды осуществляются в организации постоянно действующей инвентаризационной комиссией. Функциями такой комиссии являются:
- непосредственный осмотр специальной одежды, предъявленной к списанию, и установление ее непригодности к дальнейшему использованию;
- определение причин выхода из строя (нормальный износ, стихийное бедствие и т.д.);
- выявление лиц, по вине которых специальная одежда преждевременно вышла из строя, внесение руководству организации предложений о привлечении этих лиц к ответственности;
- составление акта о списании и представление его на утверждение руководителю.
Работнику торговой организации выдана санитарная одежда (два хлопчатобумажных халата, два колпака) общей стоимостью 1800 руб. Через 7 мес. (то есть до истечения срока носки санитарной одежды) работник уволился. Комиссией было принято решение, что данная одежда к дальнейшей носке непригодна.
На предприятии открыт к счету 10 субсчет 10-11 "Санитарная одежда в эксплуатации".
В учете торговой организации могут быть составлены следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | |
Принята на учет санитарная одежда | 1800 | |||
Первый вариант - применение линейного способа погашения стоимости санитарной одежды | ||||
Передана санитарная одежда в эксплуатацию | 1800 | |||
Списана стоимость санитарной одежды (ежемесячно в течение срока носки) (1800 руб. / 12 мес.) | 150 | |||
Списана остаточная стоимость санитарной одежды (на дату увольнения работника) (1800 руб. - (150 руб. х 7 мес.)) | 750 | |||
Второй вариант - единовременное списание санитарной одежды | ||||
Передана санитарная одежда в эксплуатацию | 1800 |
Налог на прибыль
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ затраты налогоплательщика на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ, относятся к материальным расходам. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. В то же время налоговым законодательством предусмотрена возможность постепенного списания стоимости названных МПЗ: в целях списания стоимости имущества в течение более одного отчетного периода (квартала) налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей.
То есть, как и в бухгалтерском учете, стоимость санитарной одежды в целях налогообложения возможно учитывать единовременно (в момент выдачи работнику) либо в течение срока ее носки. Чтобы не возникало разниц, целесообразно установить в учетной политике для целей ведения бухгалтерского и налогового учета аналогичный порядок учета списания санитарной одежды.
Одноразовые СИЗ. Нередко для обеспечения контроля за приготовлением блюд, охраны труда, соблюдения санитарно-гигиенических требований производственный цех посещают третьи лица. Для этого они используют одноразовые СИЗ (бахилы, шапочки, перчатки и фартуки). При этом типовые нормы выдачи специальной одежды не регулируют выдачу одноразовых средств индивидуальной защиты. Возникает вопрос: можно ли такие СИЗ списывать в целях исчисления налога на прибыль?
По нашему мнению, делать это правомерно, поскольку обязанность обеспечивать представителей контролирующих организаций на время проверки санитарной одеждой предусмотрена п. 5.24 Правил.
* * *
Санитарная одежда - это вид специальной защитной одежды. Нормы законов РФ и нормативных документов, в которых изложены требования по обеспечению работников предприятий специальной одеждой и другими СИЗ, распространяются и на выдачу санитарной одежды.
Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете предприятие вправе выбрать вариант учета санитарной одежды: списывать ее стоимость на расходы единовременно (по мере выдачи сотрудникам) или поэтапно (в течение срока носки). Порядок учета должен быть закреплен в учетной политике.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01.2.3.5 "Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001.
*(2) Утверждены Приказом Минфина РФ от 26.12.2002 N 135н.
*(3) Утверждено Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"