О влиянии социализации права на реформирование законодательства о банкротстве застройщика
П.А. Марков,
судья Арбитражного суда города Москвы,
доктор юридических наук, доцент,
специалист по гражданскому и арбитражному праву,
арбитражному процессу
Л.А. Баркова,
консультант организационно-аналитического
и контрольного отдела
Журнал "Право и экономика", N 10, октябрь 2015 г.
Появление новеллы о специальных правилах банкротства застройщика, предусмотренных параграфом 7 главы 9 Федерального закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"*(1) (далее - Закон о банкротстве), обусловлено необходимостью совершенствования "(отношений в сфере защиты прав граждан - участников долевого строительства"*(2), что соответствует общему вектору развития гражданского законодательства, направленного на его дальнейшую социализацию*(3).
В настоящее время под социализацией права в жилищной сфере как приоритетной области, определяющей степень качества жизни, понимается "реакция законодателя на новые возникшие социальные отношения, требующие правового регулирования, принятия законодательного акта, учитывающего баланс интересов"*(4), результатом которой является обеспечение социально ориентированным государством жилищных имущественных потребностей граждан. Однако наметившаяся тенденция на социализацию гражданского права еще не в полной мере соответствует целям формирования гражданского законодательства социального государства*(5), что обусловливает актуальность дальнейшего исследования вопросов совершенствования правового регулирования банкротства застройщика.
Руководствуясь общим положением о том, что "основной целью принятия специальных правил о банкротстве застройщиков является обеспечение приоритетной защиты граждан - участников строительства как непрофессиональных инвесторов, поэтому применение таких правил должно быть направлено на достижение данной цели, а не воспрепятствование ей"*(6), рассмотрим достоинства и недостатки обновленного Закона о банкротстве, регламентирующего вопросы правового регулирования банкротства застройщика.
Достоинством анализируемой новеллы Закона о банкротстве является то, что в настоящее время предусматривается равный уровень защиты интересов участников строительства независимо от вида договора, по которому застройщик привлекал денежные средства. Ранее, как известно, застройщики шли на различные ухищрения*(7), чтобы не заключать договор о долевом участии в строительстве, имеющий серьезные гарантии обеспечения прав дольщиков. Сегодня закон одинаково обеспечивает любые сделки, связанные с передачей денежных средств (и/или иного имущества) в целях строительства (п. 6 ст. 201.1 Закона о банкротстве), распространяя на их режим правил о притворных сделках*(8).
Если ранее положениями Закона о банкротстве снимались все обеспечительные меры в рамках процедуры конкурсного производства, то одной из новелл обновленного закона в целях защиты интересов участников строительства в отношении земельного участка, предоставленного для строительства многоквартирного дома, такая мера предусматривается. Суть ее заключается в том, что арбитражный суд по ходатайству заявителя или иного лица, участвующего в деле о банкротстве застройщика, вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов и интересов должника (обеспечительные меры) в виде запрета на заключение арендодателем договора аренды земельного участка с другим лицом, помимо застройщика, и запрета на государственную регистрацию такого договора аренды, а также запрета на распоряжение арендодателем данным земельным участком иным образом (п. 1. ст. 201.3 Закона о банкротстве).
Также сегодня законодатель ввел специальное правило по удовлетворению требований кредиторов - участников строительства при банкротстве застройщика по отношению к иным конкурсным кредиторам путем создания приоритетной очереди погашения (ст. 201.9). Если в числе первых двух очередей удовлетворения требований кредиторов в деле о банкротстве застройщика производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, то отнесение к третьей очереди расчетов по денежным требованиям граждан - участников строительства видится вполне справедливым. Эти требования относятся не ко всем участникам строительства, а только к категории граждан - физических лиц, являющихся наиболее уязвимой группой лиц, нуждающихся в более высокой правовой защищенности.
Вместе с тем одним из проблемных вопросов правового регулирования исследуемых отношений является соотношение требований граждан - участников строительства по обязательствам застройщика при его банкротстве. В настоящее время граждане, участвующие в банкротстве, вправе выбрать один из двух вариантов погашения задолженности застройщика - путем предъявления требования о передаче жилого помещения (неденежное обязательство имущественного характера) или денежного требования. Однако анализ правоприменительной практики*(9) показывает, что порой возникает ситуация, когда участник строительства ошибается в правовой квалификации имеющегося у него к застройщику требования и обращается с заявлением о включении этого требования в реестр требований о передаче жилых помещений, хотя оно имеет характер денежного требования.
При этом судебная практика показывает следующее. В силу абз. 3 п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и, как подчеркнуто в п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 26.07.2005 N 93 "О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве", возможность восстановления данного срока законодательством не предусмотрена*(10). Обозначенная позиция актуальна и для споров о включении требований кредиторов в обозначенные выше реестры в деле о банкротстве застройщика*(11).
Таким образом, возникает ситуация, когда участник строительства, допустив ошибку в квалификации своих требований, не может получить удовлетворение, поскольку арбитражный суд в принятии его заявления отказывает, а предъявить новое заявление участник строительства уже не может, так как им пропущен обозначенный пресекательный срок. В этой связи Президиум ВАС считает, что целесообразно обратить внимание на разъяснения, данные в п. 3 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с которым ссылка истца в исковом заявлении на не подлежащие применению, по мнению суда, в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
В других случаях участник долевого строительства полагает, что его ввели в заблуждение или "его представитель действовал без надлежащих полномочий, а сам он не делал волеизъявлений относительно отказа от исполнения инвестиционного договора и получения квартиры"*(12).
Данное возражение истца, заявленное в кассационной жалобе на определение Арбитражного суда города Москвы, не может быть учтено, так как определение суда, которым было включено в реестр требований кредиторов его денежное требование, истец не обжаловал, об отзыве доверенности, выданной представителю, не заявлял. Само заявление о включении в реестр требований кредиторов денежного требования изложено четко и недвусмысленно и выражает волю на отказ от исполнения инвестиционного договора. Ссылка заявителя на Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2013 N 15510/12 и от 23.04.2013 N 13239/12, как на новое обстоятельство, позволяющее ему требовать пересмотра сведений, отраженных в реестре требований кредиторов, несостоятельна. В данном случае предметом судебного разбирательства является ходатайство заявителя жалобы о внесении изменений в реестр требований кредиторов, а не заявление о пересмотре по новым обстоятельствам определения о включении в реестр требований кредиторов денежного требования (отказе в таковом).
Из анализа правоприменительной практики следует, что общей тенденцией является то, что застройщики, как правило, меняют денежные требования на требования о передаче жилого помещения. На первый взгляд предложение о введении альтернативного выбора вариантов погашения задолженности застройщика направлена, по мнению законодателя, на защиту прав кредиторов и в связи с этим отвечает общей тенденции социализации права. К сожалению, на практике данное предложение не только не приводит к ожидаемым результатам, но и создает серьезную социальную напряженность, которую суды при существующем правовом поле не в состоянии предотвратить.
Процедура банкротства застройщика в соответствии с нормами параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве направлена на обеспечение соразмерного пропорционального удовлетворения требований всех участников строительства, имеющих к должнику (застройщику) как требования о передаче жилого помещения, так и денежные требования, квалифицируемые в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 201.1 Закона. Согласно пп. 3 и 4 п. 1 ст. 201.1 Закона о банкротстве под требованием о передаче жилого помещения понимается требование участника строительства о передаче ему на основании возмездного договора в собственность жилого помещения (квартиры или комнаты) в многоквартирном доме, который на момент привлечения денежных средств и (или) иного имущества участника строительства не введен в эксплуатацию; денежным требованием признается требование участника строительства, включая требование о возврате денежных средств, уплаченных до расторжения договора, предусматривающего передачу жилого помещения, и (или) денежных средств в размере стоимости имущества, переданного застройщику до расторжения такого договора.
Включение при банкротстве застройщика требований участников строительства как в реестр требований кредиторов, так и в реестр требований о передаче жилых помещений преследует один и тот материально-правовой интерес участников строительства - получение соразмерного и пропорционального удовлетворения требований, в том числе посредством передачи объекта незавершенного строительства или жилых помещений. По смыслу параграфа 7 главы IX Закона включение требований кредиторов в реестр требований о передаче жилых помещений не является иным способом защиты прав таких кредиторов, отличным от включения в реестр денежных требований. По существу реестр требований о передаче жилых помещений является частью реестра требований кредиторов. Об этом, в частности, свидетельствует как необходимость учета данных и других неденежных требований в деле о банкротстве в денежном выражении, так и порядок такого учета.
В связи с этим право выбора формы учета требования кредитора в деле о банкротстве застройщика принадлежит участнику строительства. В силу п. 1 ст. 201.6 Закона о банкротстве требования о передаче жилых помещений предъявляются и рассматриваются в общем порядке предъявления требований в деле о банкротстве, установленном ст.ст. 71 и 100 Закона о банкротстве. Причем признание этих требований обоснованными не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия у застройщика помещений, подлежащих передаче.
Суд, исходя из волеизъявления участников строительства, может включить в реестр требований о передаче жилых помещений участников строительства, имеющих денежное требование к должнику согласно пп. 4 п. 1 ст. 201.1 Закона о банкротстве, либо включить в реестр денежных требований кредиторов участников строительства, имеющих к застройщику требование о передаче жилого помещения. При этом в силу п. 1 ст. 201.5 Закона о банкротстве открытие конкурсного производства в отношении застройщика является основанием для одностороннего отказа участника строительства от исполнения договора, предусматривающего передачу жилого помещения. О таком отказе может быть заявлено в рамках дела о банкротстве застройщика в процессе установления размера денежного требования участника строительства.
В соответствии с п. 7 ст. 201.7 Закона о банкротстве требования отказавшихся от получения жилых помещений граждан - участников строительства или юридических лиц - участников строительства преобразовываются в денежные требования в порядке, установленном настоящим Законом, и подлежат погашению в составе требований кредиторов соответственно третьей или четвертой очереди.
Наличие двух реестров делает бесконечным процесс банкротства и невозможным - завершение данной процедуры. Как правило, участник долевого строительства желает получить при надлежащем исполнении им обязательств жилое помещение. Удовлетворение требований участников строительства путем передачи им жилых помещений возможно только в случае наличия у застройщика многоквартирного дома, строительство которого завершено. При банкротстве застройщика данный вариант - самый неправдоподобный. Возникает замкнутый круг. Участник строительства заинтересован в получении жилой площади, которой нет и негде взять. Таким образом, неденежное требование о передаче квартиры в натуре никогда не будет исполнено, оно останется существовать только на бумаге. Застройщик же заинтересован в признании его банкротом. Как видится, на наш взгляд, в полной мере соразмерно и пропорционально удовлетворить имущественные потребности граждан в жилье возможно только в том случае, если будет легализована возможность лишь одного варианта погашения задолженности застройщика - путем предъявления денежного требования. Иначе проблему разрешить на практике будет очень сложно.
В связи с этим представляется, что в такой форме данное положение о двух вариантах погашения задолженности из законодательства о банкротстве застройщика нуждается в дополнительном изучении и корректировке.
Еще одним достоинством параграфа 7 главы 9 Закона о банкротстве является то, что новелла содержит возможность передачи недостроенных зданий и земельных участков (объектов незавершенного строительства) в счет погашения требований участников строительства инициативным группам дольщиков, объединяющихся в жилищно-строительные (ЖСК) или иные специализированные потребительские кооперативы. Основными целями данных некоммерческих организаций "являются завершение строительства многоквартирного дома и предоставление в многоквартирном доме, строительство которого завершено, членам указанного кооператива жилых помещений в соответствии с условиями договоров, предусматривающих передачу жилых помещений" (пп. 1 п. 8 ст. 201.10 Закона о банкротстве). Членами данных организаций вправе быть все участники строительства, требования которых включены в реестр требований кредиторов и реестр требований о передаче жилых помещений (за исключением участников строительства, отказавшихся от передачи объекта незавершенного строительства). В создании ЖСК наряду с их членами могут участвовать и иные лица в случае, если жилых помещений в объекте незавершенного строительства после его завершения будет больше, чем необходимо для удовлетворения требований всех участников строительства (п. 9 ст. 201.10 Закона о банкротстве). При этом права застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок передаются ЖСК в качестве отступного по требованиям о передаче жилых помещений.
Однако, на наш взгляд, вышеобозначенные меры, хотя и носят прогрессивный характер и направлены на удовлетворение жилищных потребностей и защите имущественных прав граждан - участников строительства, не в состоянии полностью обеспечить приоритетную защиту "граждан - участников строительства как непрофессиональных инвесторов". В связи с этим представляется более эффективным механизм с элементами публично-правовой защиты, предоставляющий государственную поддержку участникам долевого строительства, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков. На наш взгляд, более действенным может быть правило не о возможности создания кооперативов граждан, а о выплате государственной компенсации (прежде всего категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации) в обмен на передачу прав по договору участия в долевом строительстве. При этом публично-правовое образование будет вправе выступать, с одной стороны, гарантом, а с другой стороны - в роли инвестора с целью приобретения готового жилого имущества в собственность и последующей его целевой реализации*(13) для формирования механизма компенсации участникам долевого строительства, в отношении которых не исполнены ожидаемые обязательства.
Вместе с тем, на наш взгляд, нуждаются также в поддержке и другие научно-практические рекомендации по совершенствованию правового механизма, направленного на защиту прав участников долевого строительства при банкротстве застройщика*(14). В частности, М.С. Новокшонова предлагает ужесточить меры по надзору за деятельностью, осуществляемой застройщиками, путем установления ежеквартального контроля над его финансовым состоянием с целью пресечения нецелевого использования застройщиком денежных средств участников долевого строительства.
Однако в качестве более действенной меры, способствующей защите прав дольщиков (граждан - участников строительства), по нашему мнению, может стать легализация обязательного участия застройщика в саморегулируемой организации с возможностью создания специальных фондов, средства которых будут отчисляться на компенсацию гражданам по договору долевого участия при банкротстве. В связи с этим следует положительно оценить инициативу создания Общества взаимного страхования ответственности застройщиков. Данная инициатива была реализована Всероссийским съездом "Новые механизмы защиты прав граждан - участников долевого строительства", проводившимся Министерством регионального развития РФ совместно с Правительством Московской области и Государственной Думой РФ*(15).
Легализация данных мер, направленных на повышение эффективности механизма защиты имущественных прав граждан - участников долевого строительства, в большей степени будет способствовать обеспечению жилищных потребностей граждан в условиях формирования модели социального государства. При этом оптимальность частноправового режима регулирования данных отношений будет достигаться усилением его публично-правовыми элементами "социального содействия"*(16), наличие которых обусловливается гарантированным участием государства в формировании социально ориентированной рыночной экономики, что, несомненно, будет способствовать дальнейшему процессу социализации частного права.
Список литературы
1. Барков А.В. Влияние социализации частного и публичного права на развитие российской правовой системы // Образование и право. 2012. N 12. С. 40-44.
2. Барков А.В. Рынок социальных услуг: проблемы правового регулировании: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 17.
3. Богданов Е.В. Две концепции, два направления развития гражданского законодательства Российской Федерации // Проблемы совершенствования гражданского законодательства: Материалы IV Ежегодных научных чтений памяти проф. С.Н. Братуся. Москва, 28 октября 2009 г. М.: Юриспруденция, 2010. С. 108.
4. В России появилось Общество взаимного страхования застройщиков // Информационный портал "Все о саморегулировании". URL: http://www.all-sro.ru/news/obshestvo-vzaimnogo-strahovaniy-zastroyshikov (дата обращения 11.03.2014).
5. Михайленко Е.М., Фефилов Е.А. Актуальные проблемы банкротства застройщиков // Право и образование. 2013. N 2. С. 114-125.
6. Новокшонова М.С. Защита прав участников долевого строительства при банкротстве застройщика // Судебная практика в Западной Сибири. 2012. N 1. С. 105-111.
7. О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав: Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22.
8. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон N 127-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
9. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 июня 2015 г. Дело N А40-91655/10-88-351 // Судебные и нормативные акты РФ. URL: http://sudact.ru/arbitral/doc/VdTozg82i6oK/ (дата обращения 30.07.2015).
10. Постановление Президиума ВАС РФ от 23.04.20113 N 13239/12 // СПС Гарант URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70323404/ (дата обращения 11.03.2014).
11. Постановление Президиума ВАС РФ от 23.04.20113 N 13239/12 // СПС Гарант. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70323404/ (дата обращения 11.03.2014).
12. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2013 N 15510/12.
13. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 13239/12.
14. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 по делу N А67-4252/2010.
15. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2012 по делу N А56-47441/2010.
16. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.04.2013 по делу N А33-2805/2009.
17. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.05.2012 по делу N А19-14480/10.
18. Постановление ФАС Московского округа от 23.05.2013 по делу N А40-61472/09-73-217.
19. Постановление ФАС Московского округа от 10.07.2013 по делу N А41-4420/09.
20. Постановление ФАС Московского округа от 10.07.2013 по делу N А41-4420/09.
21. Пояснительная записка к Проекту Федерального закона "О необходимости изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статьи 17 и 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части установления особенностей банкротства застройщиков, привлекавших денежные средства участников строительства".
22. Тимофеева С.В. Социализация жилищного права // Проблемы выбора приоритетов (военно-юридический журнал). 2007. N 5. С. 13.
------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
*(2) Пояснительная записка к Проекту Федерального закона "О необходимости изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статьи 17 и 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части установления особенностей банкротства застройщиков, привлекавших денежные средства участников строительства".
*(3) См.: Барков А.В. Влияние социализации частного и публичного права на развитие российской правовой системы // Образование и право. 2012. N 12. С. 40-44.
*(4) Тимофеева С.В. Социализация жилищного права // Проблемы выбора приоритетов (военно-юридический журнал). 2007. N 5. С. 13.
*(5) См.: Богданов Е.В. Две концепции, два направления развития гражданского законодательства Российской Федерации // Проблемы совершенствования гражданского законодательства: Материалы IV Ежегодных научных чтений памяти проф. С.Н. Братуся. Москва, 28 октября 2009 г. М.: Юриспруденция, 2010. С. 108.
*(6) Постановление Президиума ВАС РФ от 23.04.20113 N 13239/12 // СПС Гарант URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70323404/ (дата обращения 11.03.2014).
*(7) См.: Михайленко Е.М., Фефилов Е.А. Актуальные проблемы банкротства застройщиков // Право и образование. 2013. N 2. С. 115-116.
*(8) См.: Новокшонова М.С. Защита прав участников долевого строительства при банкротстве застройщика // Судебная практика в Западной Сибири. 2012. N 1. С. 106.
*(9) Постановление Президиума ВАС РФ от 23.04.20113 N 13239/12 // СПС Гарант. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70323404/ (дата обращения 11.03.2014).
*(10) См. Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.04.2013 по делу N А33-2805/2009, от 16.05.2012 по делу N А19-14480/10, ФАС Московского округа от 10.07.2013 по делу N А41-4420/09, от 23.05.2013 по делу N А40-61472/09-73-217.
*(11) См., например: Постановление ФАС Московского округа от 10.07.2013 по делу N А41-4420/09; Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 по делу N А67-4252/2010; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2012 по делу N А56-47441/2010.
*(12) См.: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 июня 2015 г. Дело N А40-91655/10-88-351 // Судебные и нормативные акты РФ. URL: http://sudact.ru/arbitral/doc/VdTozg82i6oK/ (дата обращения 30.07.2015).
*(13) См.: Новокшонова М.С. Указ. соч. С. 110.
*(14) См.: Новокшонова М.С. Указ. соч. С. 100-111.
*(15) См.: В России появилось Общество взаимного страхования застройщиков // Информационный портал "Все о саморегулировании". URL: http://www.all-sro.ru/news/obshestvo-vzaimnogo-strahovaniy-zastroyshikov (дата обращения 11.03.2014).
*(16) Барков А.В. Рынок социальных услуг: проблемы правового регулировании: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 17.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Марков П.А., Баркова Л.А. О влиянии социализации права на реформирование законодательства о банкротстве застройщика
Markov P.A., Barkova L.A. The influence of socialization of law on reforms of builder bankruptcy laws
В настоящей статье анализируются новеллы о специальных правилах банкротства застройщика, появление которых обусловливается социализацией гражданского законодательства и которые направлены на создание более действенного механизма защиты прав участников строительства. Обосновывается предложение об исключении новелл о двух вариантах погашения задолженности из законодательства о банкротстве застройщика, приводящей к фактической невозможности осуществления банкротства застройщика; о выплате государственной компенсации в обмен на передачу прав по договору участия в долевом строительстве, и о создании общества взаимного страхования ответственности застройщиков.
This article analyzes the novel on special rules of bankruptcy of the builder whose appearance is due to the socialization of civil law, and which is aimed at creating a more effective mechanism for protecting the rights of participants in the construction. Substantiated are the proposed deletion of novelties about the two versions of repayment of bankruptcy legislation, leading to the actual impossibility of bankruptcy of the builder; on the payment of state compensation in exchange for the transfer of the contract of a joint construction, and the creation of a mutual insurance responsibility of the developer.
Ключевые слова: банкротство застройщика; участник долевого строительства; двойной реестр требований; публичная гарантия; взаимное страхование застройщиков.
Keywords: bankruptcy of developer; participatory construction; dual registry requirements; public guarantee; mutual insurance developers.
О влиянии социализации права на реформирование законодательства о банкротстве застройщика
Авторы:
П.А. Марков - судья Арбитражного суда города Москвы, доктор юридических наук, доцент. Специалист по гражданскому и арбитражному праву, арбитражному процессу.
Родился 21 августа 1965 г. в г. Елабуге, Татарская АССР В 1993 г. окончил Военный институт МО РФ. Автор многочисленных публикаций в юридической печати. Контактная информация для переписки: 115191, г. Москва, ул. Большая Тульская, д. 17.
Л.А. Баркова - консультант организационно-аналитического и контрольного отдела
Арбитражного суда города Москвы, кандидат юридических наук
Журнал "Право и экономика", 2015, N 10