Ответственность сторон государственного контракта: определяем размер неустойки
Т. Шадрина,
эксперт журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2015 г.
По результатам практически любой процедуры определения поставщика заключается государственный или муниципальный контракт. За нарушение его условий предусмотрена ответственность, которая установлена как нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так и КоАП РФ. Сегодня расскажем о том, что ждет стороны контракта, если те ненадлежащим образом исполняют его или не исполняют вовсе.
В силу ч. 1 ст. 107 Закона N 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Положения об ответственности можно найти во многих статьях Закона N 44-ФЗ. Например, на основании ч. 6 ст. 18, если органами контроля закупка будет признана необоснованной, заказчику выдается предписание об устранении нарушений и должностные лица, виновные в нарушениях, привлекаются к административной ответственности.
А согласно ч. 7 ст. 41 Закона N 44-ФЗ ответственность несут и эксперты за предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного заключения.
Естественно, что ответственность установлена и для участников закупок, и для операторов электронных площадок. Но сегодня наш разговор пойдет не об общей ответственности за нарушение норм Закона N 44-ФЗ. Мы расскажем об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта.
Согласно ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Обратите внимание! Если в контракт (проект контракта) не включить условие об установлении размера неустойки, уплачиваемой поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком за нарушение обязательства по контракту, должностное лицо заказчика, утвердившее конкурсную документацию, может быть привлечено к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 3 000 руб. на основании ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В качестве меры ответственности в Законе N 44-ФЗ определена уплата неустойки (пени или штрафа). При этом штраф выставляется в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, установленных контрактом, а пени - за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом. Правила определения размера неустоек утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Помните, что согласно ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ сторона контракта освобождается от ответственности, если докажет, что обязательство, предусмотренное контрактом, не исполнено или исполнено ненадлежащим образом из-за действия обстоятельств непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Пени
В силу ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек. При этом по ч. 6 данной статьи заказчик обязан направить поставщику требование уплаты неустоек, если поставщик (подрядчик, исполнитель) просрочил исполнение обязательств, установленных контрактом.
Для начала скажем, что размер пеней для заказчика и поставщика различается. Так, в силу ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ для заказчика пеня должна быть установлена контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы. При определении размера неустойки в данном случае сложностей не возникает.
Для поставщика (подрядчика, исполнителя) размер пеней также устанавливается контрактом и согласно ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ должен составлять не менее чем 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Отметим, что конкретный размер пеней определяется в соответствии с п. 6-8 Правил по формуле:
П = (Ц - В) x С, где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
В свою очередь, размер ставки устанавливается по формуле:
, где:
- размер ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Формула для подсчета коэффициента К следующая:
, где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
Если К составляет от 0 до 50%, размер ставки принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату уплаты пени. Если К составляет от 50 до 100%, размер ставки принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату уплаты пени. При К равном 100% и более размер ставки принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату уплаты пени.
Пример 1
ФКУ заключен государственный контракт на оказание услуг на сумму 500 000 руб. со сроком исполнения обязательств 60 дн. Исполнитель нарушил сроки на 8 дн., при этом исполнил обязательства по контракту на 400 000 руб. Согласно контракту пеня за нарушение исполнения обязательств по контракту взимается в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму фактически исполненных обязательств за каждый календарный день просрочки.
Определим коэффициент К. Он будет равен 13% (8 дн. / 60 дн. х 100%). Значит, размер ставки (С) составит 0,01 ставки рефинансирования ЦБ РФ и будет равен 0,0066 ((0,01 х 8,25%) / 100% х 8 дн.).
Теперь посчитаем размер пеней. Он составит 660 руб. ((500 000 - 400 000) руб. х 0,0066).
Как видим, размер пеней зависит от нескольких факторов (количества дней просрочки, коэффициента, учитываемого при расчете, суммы контракта и пр.), следовательно, зафиксировать ставку пеней в проекте контракта не получится. Поэтому возникает вопрос: как сформулировать условие об уплате неустоек в проекте контракта? Полагаем, что не будет нарушать положения Закона N 44-ФЗ определение пеней для поставщика (подрядчика, исполнителя) по формулам. Отметим, что ФАС в Письме от 21.10.2014 N АЦ/42516/14 указывал, что включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.
Обратите внимание! Законом N 44-ФЗ не предусмотрена возможность внесения изменений в условия об уплате неустойки проекта контракта как после его опубликования на официальном сайте, так и на стадии подписания с победителем. Поэтому необходимо на стадии разработки проекта продумать и правильно прописать соответствующие условия об ответственности за просрочку исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом. Поможет это сделать приложение к Письму ФАС РФ N АЦ/42516/14.
Некоторые вопросы вызывают и закупки, когда планируется поэтапное исполнение контракта. Можно ли для расчета пеней за отдельный этап применять сумму, которую нужно было внести на этом этапе, или все-таки необходимо взять полную сумму, прописанную в контракте? Действительно, когда контрактом предусмотрено исполнение обязательств по частям (этапам) и поставщик (подрядчик, исполнитель) нарушил, например, срок исполнения только первой части обязательств (первого этапа), расчет пеней по представленной выше формуле означает, что их размер будет определен исходя из общей цены контракта, а не исходя из стоимости отдельного этапа. Это приведет к начислению пени в отношении не только тех обязательств, которые не были исполнены в срок, но и тех, срок исполнения которых еще не наступил и, соответственно, не нарушен. Между тем Правила такую ситуацию не регулируют. Но уже сложилась определенная судебная практика по данному вопросу.
Так, суды считают, что если контрактом предусмотрено исполнение обязательств по частям (этапам), то расчет неустойки исходя из стоимости контракта нарушает требования ГК РФ: в таком случае расчет должен производиться исходя из стоимости этапа, в котором было допущено нарушение сроков исполнения обязательств (постановления АС ДВО от 06.07.2015 N Ф03-2607/2015 по делу N А51-33616/2014, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2015 N 13АП-12217/2015).
Есть еще один интересный нюанс относительно расчета пеней. В формуле используются дни просрочки. А если срок исполнения обязательств в других единицах измерения?
Согласно ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. В этой связи Минфин считает, что если в контракте срок исполнения обязательств предусмотрен, например, в часах, то и просрочка исполнения соответствующего обязательства должна рассчитываться исходя из просроченного временного периода (Письмо Минфина РФ от 11.12.2014 N 02-02-04/63862).
Таким образом, временной промежуток просрочки "ДП и ДК", определяемый в соответствии с Правилами, должен быть рассчитан исходя из того, что 1 день - 24 часа.
Отметим, что неустойка в виде пеней устанавливается и в случае, когда поставщик (подрядчик, исполнитель) не представил заказчику в десятидневный срок информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% цены контракта. Напомним, что такая обязанность поставщика закреплена в ч. 23 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
К сведению. Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 775 установлены размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) представлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% цены контракта: при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд - 1 млрд. руб., а для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд - 100 млн. руб.
За неисполнение данной обязанности контрактом также должна быть установлена ответственность в виде пени в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком (ч. 24 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
Штрафы
Размер штрафов, так же как и пеней, должен быть зафиксирован в государственном (муниципальном) контракте. Определить его помогут п. 3-5 Правил.
Итак, по общему правилу штраф - это сумма, рассчитываемая как процент цены контракта или ее значения (для отдельных случаев). Например, п. 4 Правил установлен размер штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом:
- 10% цены контракта в случае, если она не превышает 3 млн. руб.;
- 5% цены контракта в случае, если она составляет от 3 млн. до 50 млн. руб.;
- 1% цены контракта в случае, если она составляет от 50 млн. до 100 млн. руб.;
- 0,5% цены контракта в случае, если она превышает 100 млн. руб.
Размеры штрафа для заказчика несколько иные. Так, на основании п. 5 Правил за ненадлежащее исполнение им обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
- 2,5% цены контракта в случае, если она не превышает 3 млн. руб.;
- 2% цены контракта в случае, если она составляет от 3 млн. до 50 млн. руб.;
- 1,5% цены контракта в случае, если она составляет от 50 млн. до 100 млн. руб.;
- 0,5% цены контракта в случае, если она превышает 100 млн. руб.
Пример 2
Казенное учреждение заключило контракт на поставку оборудования на сумму 11 300 000 руб. Если подрядчик нарушит условия контракта, какой штраф он заплатит?
Поскольку цена контракта составляет от 3 млн. до 50 млн. руб., размер штрафа будет равен 565 000 руб. (11 300 000 руб. х 5%).
Можно ли в контракт включить конкретную сумму штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, например при цене контракта в 700 000 руб. установить штраф в размере 70 000 руб. (10% от цены контракта)?
Да, можно. А вот оставлять в контракте пустые строчки, предполагающие их заполнение при подписании контракта, нельзя. Так, ФАС, рассматривая протокол и материалы дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика Г., установила, что согласно п. 8.4 проекта контракта конкурсной документацией было определено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим Контрактом. Размер штрафа устанавливается настоящим Контрактом в размере _ % цены настоящего Контракта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, что составляет _________ (_________) рублей ___ копеек.
То есть заказчик в проекте контракта не предусмотрел соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств. Вышеуказанные действия заказчика нарушают ч. 5, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Нарушение Г. требований Закона N 44-ФЗ при утверждении конкурсной документации влечет административную ответственность, установленную ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, - штраф в размере 3 000 руб. (Постановление ФАС РФ от 08.06.2015 по делу N К-1424/14/АК055-14).
Как показывает практика, иногда либо по невнимательности, либо умышленно при составлении проекта контракта учреждения завышают процент штрафных санкций. Между тем заказчику это может выйти боком. Так, Якутское УФАС рассматривало жалобу участника закупки на нарушения ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. По мнению заявителя, заказчик установил ответственность в виде штрафа с нарушением Правил. УФАС, рассмотрев материалы дела, действительно выявило нарушения, выразившиеся в том, что при цене контракта 14 182 042 руб. проектом контракта размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, определен 2,5%, в то время как согласно п. 5 Правил размер штрафа должен составлять 2%. Решением Якутского УФАС РФ от 11.12.2014 по делу N 06-955/14т жалоба была признана обоснованной, и заказчику выдано предписание об устранении нарушений.
Обратите внимание! Согласно ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ в контракте должна быть установлена ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, если условие об их привлечении содержится в извещении об осуществлении закупки.
Отсрочка уплаты неустоек
Отметим, что в 2015 году в отдельных случаях заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек и осуществляет списание начисленных сумм штрафов и пеней. Случаи и порядок списания неустоек определены Постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 N 196.
Так, заказчики предоставляют отсрочку уплаты штрафов, пеней или осуществляют списание начисленных сумм неустоек в случае завершения в полном объеме в 2015 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Обратите внимание! Списание начисленных сумм неустоек допускается по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, условия которых изменены в 2015 году в соответствии с ч. 1.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Если сумма неуплаченных неустоек не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм. Если же сумма неуплаченных штрафов и пеней превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20% цены контракта, заказчик:
- предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек до окончания текущего финансового года;
- осуществляет списание 50% неуплаченных сумм неустоек при условии уплаты 50% неуплаченных сумм штрафов, пеней до окончания текущего финансового года.
Когда общая сумма неуплаченных неустоек превышает 20% цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года.
Согласно названному постановлению заказчик списывает принятую к учету задолженность по неустойкам независимо от срока ее возникновения. Порядок списания в 2015 году сумм неустоек по контрактам, заключенным для обеспечения федеральных нужд, утвержден Приказом Минфина РФ от 29.06.2015 N 98н.
Примечание. Заказчик обязан уведомить поставщика (подрядчика, исполнителя) о предоставлении отсрочки или списании задолженности в письменной форме.
Для того чтобы списание можно было осуществить, необходимо сверить суммы задолженностей по неустойкам. И если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие задолженности, принятие решения о ее списании не допускается.
Если основания для списания задолженности установлены, заказчик должен оформить соответствующее решение и не позднее 20 рабочих дней со дня наступления соответствующего основания направить поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомление о списании начисленной и неуплаченной задолженности с указанием ее размера по утвержденной названным приказом форме.
Подведем итог
Не стоит думать, что включение в контракт условий об ответственности сторон за неисполнение условий контракта или нарушение сроков исполнения обязательств осуществляется по соглашению сторон контракта: это обязанность, предусмотренная Законом N 44-ФЗ. Если ее не выполнить, ответственности не избежать, но уже лицам, разрабатывающим документацию по закупке и проект контракта. Кроме того, Федеральным законом от 13.07.2015 N 265-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 7.32 КоАП РФ была дополнена ч. 7, согласно которой действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства влекут:
- наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15% стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом, но не менее 30 000 руб. или дисквалификацию на срок до двух лет;
- наложение административного штрафа на юридических лиц - от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом, но не менее 300 000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"