Налог на имущество при ликвидации и демонтаже ОС
М. Волобоев,
заместитель руководителя практики налогового
права юридической компании "НАФКО-Консультанты"
Журнал "Актуальная бухгалтерия", N 10, октябрь 2015 г.
Порой у компаний возникает необходимость демонтажа здания или сооружения. В этой связи возникает вопрос, а что же делать с налогом на имущество, ведь объект не используется в деятельности компании и не приносит дохода (экономической выгоды).
По мнению Минфина России*(1), разбираемое здание (сооружение) будет являться объектом обложения налогом на имущество организаций до окончания процедуры выбытия. При этом датой ликвидации чиновники считают дату подписания ликвидационной комиссией акта о выполнении работ по ликвидации основного средства*(2). В свою очередь, налоговые инспекторы настаивают на обязанности уплаты налога на имущество за весь период ликвидации объекта.
По мнению автора, позиция финансового ведомства весьма спорна и противоречит требованиям Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01*(3). Ведь если после принятия решения о разборке либо после начала ликвидационных работ объект не используется в деятельности организации, не способен приносить ей экономические выгоды (доход) в будущем, то нет оснований для его учета в составе основных средств.
Объектами налогообложения*(4) для российских организаций признаются движимое и недвижимое имущество (в т.ч. имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом *(5).
По смыслу указанной нормы права момент, с которого имущество становится объектом налогообложения, обусловлен правилами бухгалтерского учета.
Согласно пункту 4 ПБУ 6/01 основанием для постановки имущества на баланс в качестве основных средств является наличие одновременно следующих условий:
- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев;
- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
- объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета*(6).
Выбытие объекта основных средств имеет место в случаях: продажи, прекращения использования из-за морального или физического износа, ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд, передачи по договору мены, дарения, частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции и в иных случаях.
Из приведенных положений ПБУ 6/01 следует, что объект основных средств списывается с бухгалтерского учета в случаях, когда перестает отвечать признакам, перечисленным в пункте 4 ПБУ 6/01, по причинам морального износа, физического износа и т.д.
При этом, по мнению автора, выбытие имущества следует учитывать на дату, когда оно перестало отвечать хотя бы одному из таких признаков основного средства. Данный вывод следует из системного толкования пунктов 2 и 76 Методических указаний по учету основных средств*(7).
Как правило, ликвидация имущества происходит в силу таких причин, как утрата полезных свойств (например в результате износа), аварийное состояние (в т.ч. создающее угрозу безопасности) и т.п. Очевидно, что в подобных ситуациях объект теряет признаки основного средства еще до начала ликвидации.
Полагаем, что, как только объект перестает использоваться, его можно сразу же списать. Но при этом нужно документально подтвердить, в частности, что объект непригоден для эксплуатации и его использование прекращено. Такими документами могут являться, к примеру, заключение специально созданной комиссии, акты органов государственного контроля (надзора), приказ руководителя организации, акт о списании основных средств и т.п. Главное, чтобы все они в совокупности однозначно подтвердили причину и дату вывода имущества из эксплуатации.
Есть пример судебного решения, подтверждающего правомерность такого подхода*(8).
Для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия*(9), в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.
В компетенцию комиссии в том числе входит:
- осмотр объекта основных средств, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления;
- установление причин списания объекта основных средств (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд и др.);
- составление акта на списание объекта основных средств.
Постановление ФАС Центрального округа от 4 июля 2008 г. N А48-3994/07-14
Согласно пункту 78 названных методических указаний принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется в акте на списание объекта основных средств с указанием данных, характеризующих объект основных средств (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Акт на списание объекта основных средств утверждается руководителем организации.
Акт может быть составлен организацией по собственной утвержденной в учетной политике форме, либо может использоваться унифицированная форма *(10).
Оформленный акт передается в бухгалтерию организации, и на его основании в инвентарной карточке основного средства делается отметка о его выбытии*(11).
При этом на 1-е число месяца выбытия основного средства его остаточная стоимость еще включается в расчет базы по налогу на имущество. Ведь объект на эту дату еще числится в учете. А на 1-е число следующих месяцев года (если выбытие произошло в декабре, то на 31 декабря) данный объект основных средств уже списан, поэтому при расчете налога не учитывается. Это следует из положений Налогового кодекса *(12).
Расчет налога на имущество (авансовых платежей) и представление отчетности в случае выбытия (частичной ликвидации) основных средств производят в общеустановленном порядке.
По окончании налогового периода следует рассчитать сумму налога за год и представить в налоговый орган декларацию*(13).
Из изложенного следует, что порядок исчисления и уплаты налога зависит от учета объекта в качестве основного средства в бухгалтерском учете (счет 01), о чем указано в пункте 1 статьи 374 Налогового кодекса.
Судебная практика*(14) указывает на то, что факт регистрации имущественных прав на объект недвижимости не имеет значения для учета объекта в бухгалтерском учете на счете 01. Важен сам факт использования объекта в предпринимательской деятельности в качестве основного средства - экономическая сущность.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 9 января 2013 г. N Ф08-7796/12
Следовательно, налог на имущество в отношении выбывшего основного средства прекращает исчисляться и уплачиваться с момента выбытия основного средства (даты списания с бухгалтерского учета).
*(1) Письмо Минфина России от 03.04.2007 N 03-05-06-01/24
*(2) Письмо Минфина России от 21.10.2008 N 03-03-06/1/592
*(3) Утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н
*(4) П. 1 ст. 374 НК РФ
*(6) П. 29 ПБУ 6/01
*(7) Утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н
*(8) Пост. ФАС ЦО от 04.07.2008 N А48-3994/07-14
*(9) П. 77 Методических указаний по учету ОС
*(10) Утв. пост. Госкомстата России от 21.01.2003 N 7
*(11) П. 80 Методических указаний по учету ОС
*(12) П. 4 ст. 376, ст. 382 НК РФ
*(13) П. 1 ст. 379, п. 1 ст. 386 НК РФ
*(14) Определение ВАС РФ от 19.11.2012 N ВАС-14437/12; пост. Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 16078/07, ФАС СКО от 09.01.2013 N Ф08-7796/12
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.