Минимизировать риски
В. Сазонов,
председатель КА "Сазонов и партнеры", д.ю.н.
Газета "Новая адвокатская газета", N 18, сентябрь 2015 г.
Особенности морского страхования и практика правоприменения в России и за рубежом.
Огромную роль в процессе становления хозяйственных отношений среди государств играет торговое мореплавание. Однако существует несколько факторов, препятствующих развитию торговых отношений, среди которых аварии, пожары, стихийные бедствия, противоправные действия третьих лиц. В этом случае на помощь приходит страхование, являющееся наиболее эффективным способом защиты грузовладельцев и грузоперевозчиков от наступления непредвиденных обстоятельств, тем самым сводя к минимуму риск наступления неблагоприятных последствий.
Морское страхование охватывает вопросы эксплуатации судов, водных путей. Кроме того, оно защищает интересы всех сторон мореплавания. Морское страхование включает такие категории, как страхование ответственности судовладельцев, страхование грузов (карго), а также страхование морских судов.
Одним из первых законов в области морского страхования является Закон о морском страховании, который был принят в Великобритании в 1906 г. Так, согласно ст. 1 Закона о морском страховании договором морского страхования является договор, в соответствии с которым страховщик обязуется возместить убытки, могущие возникнуть при совершении морского предприятия, в согласованном порядке и в согласованных пределах. Действие договора морского страхования в целях защиты страхователя от убытков может распространяться на любые присущие морскому рейсу риски: наземные риски, а также риски, могущие возникнуть во внутренних водах.
Необходимо отметить, что любой договор морского страхования базируется, как правило, на пяти основных принципах. Эти принципы вырабатывались на протяжении многих столетий английским морским правом и на настоящий момент выглядят следующим образом: наивысшая степень доверия сторон; имущественный интерес; причинно-следственная связь; выплата реального возмещения; суброгация.
В качестве основного страхового документа выступает страховой полис (Insurance Policy). Страховой полис выдается страховщиком страхователю после уплаты последним страховой премии, содержит все риски, от которых производится морское страхование. Страховой полис может быть оформлен на отдельную партию товара или на экспортную поставку в целом (генеральный полис). Последний, как правило, оформляется на длительный период. Более того, заключая договор морского страхования, оговариваются условия страхования. Как правило, условия страхования заключаются в ссылках на те или иные национальные стандарты, самыми применяемыми среди которых являются Условия страхования Лондонского института страховых компаний - Institute Cargo Clauses. Среди иных страховых документов также необходимо выделить страховой сертификат, страховую декларацию, ковернот.
Йорк-Антверпенские правила об общей аварии
Одним из самых распространенных страховых рисков является авария морского судна. Так, в 1864 г. в г. Йорке были приняты Йоркские правила об общей аварии. Однако в дальнейшем Правила были пересмотрены в г. Антверпене (1877), уточнены в г. Йорке (1890) и с тех пор носят название Йорк-Антверпенских правил об обшей аварии (далее - Правила). Правила регулируют распределение между судовладельцем и грузовладельцем пропорционально стоимости судна, груза и фрахта убытков, понесенных вследствие аварии судна. Они носят добровольный характер. Статусом закона не обладают. Тем не менее ссылка на них имеется в большинстве договоров морской перевозки.
Правила разделены на две части. Первая часть правил характеризует общую аварию, под которой необходимо понимать убытки, понесенные кем-либо из участников морского предприятия вследствие выброса части груза за борт и подлежащие распределению между всеми участниками морского предприятия. Для того чтобы убытки были признаны общей аварией, необходимо одновременное выполнение условий: 1) общая опасность; 2) убытки вследствие намеренных расходов и пожертвований; 3) чрезвычайность расходов и пожертвований. Вторая часть Правил регламентирует положения, конкретизирующие частную аварию (например распределение убытков от выбрасывания имущества за борт в целях спасания судна, от тушения пожара на судне, вознаграждения за спасание).
Морское страхование в России
Морское страхование в российском праве урегулировано Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ). Так, в соответствии со ст. 246 КТМ РФ по договору морского страхования страховщик обязуется за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении предусмотренных договором морского страхования опасностей или случайностей, которым подвергается объект страхования (страхового случая), возместить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен такой договор (выгодоприобретателю), понесенные убытки. Договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования.
Так, Конституционный Суд РФ в определении от 9 ноября 2010 г. N 1469-О-О указал: "Обязательство по выплате страхового возмещения возникает из заключенного сторонами договора страхования. После вступления договора страхования в силу у страховщика возникает обязанность выплатить при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) определенную денежную сумму в порядке, на условиях и в сроки, которые указаны в договоре".
Согласно ст. 249 КТМ РФ объектом морского страхования может быть всякий имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием, - судно, строящееся судно, груз, фрахт, а также плата за проезд пассажира, плата за пользование судном, ожидаемая от груза прибыль и другие обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом требования, заработная плата и иные причитающиеся капитану судна и другим членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию, ответственность судовладельца и принятый на себя страховщиком риск (перестрахование), и такой объект должен быть указан в договоре морского страхования.
Заключая договор страхования, страховщик выдает страхователю документ, подтверждающий заключение договора морского страхования (страховой полис, страховой сертификат или другой страховой документ), а также вручает страхователю условия страхования. Выдавая полис, страховщик подтверждает заключение договора морского страхования. При этом страхователь обязан уплатить страховщику страховую премию в обусловленный договором морского страхования срок. Необходимо отметить, что условие о выплате страховой премии признается существенным условием договора морского страхования.
ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 8 ноября 2010 г. по делу N А21-586/2010 постановил: "Несмотря на закрытый характер перечня существенных условий договора имущественного страхования, предусмотренного пунктом 1 статьи 942 ГК РФ, и отсутствие в нем условия о размере страховой премии, подлежащей уплате страховщику, данное условие необходимо отнести к числу существенных условий договора морского страхования. Очевидность этого следует из статьи 252 КТМ, предусматривающей, что страхователь обязан уплатить страховщику страховую премию в обусловленный договором морского страхования срок, и устанавливающей в императивном порядке, что договор страхования вступает в силу в момент уплаты страховой премии.
В данном случае отсутствие в договоре страхования условия о размере страховой премии не может быть компенсировано применением общей диспозитивной нормы о цене в возмездном договоре, согласно которой в подобных случаях исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги (пункт 3 статьи 424 ГК РФ), ведь с уплатой страховой премии по договору морского страхования законодатель связывает не только исполнение обязательств по договору со стороны страхователя, но и момент вступления этого договора в силу. Указанный момент должен определяться однозначно, а это возможно при условии, что страхователь уплатит страховщику причитающуюся ему страховую премию именно в том размере, который согласован сторонами".
В соответствии со ст. 259 КТМ РФ при заключении договора морского страхования страхователь обязан объявить сумму, на которую он страхует соответствующий интерес (страховую сумму). При этом страховая сумма не может превышать действительную стоимость в момент заключения договора морского страхования (страховую стоимость). Стороны не могут оспаривать страховую стоимость имущества, определенную договором морского страхования, если страховщик не докажет, что он намеренно введен в заблуждение страхователем. Страховая стоимость напрямую зависит от особенностей объекта страхования. Так, например, учитывается рыночная стоимость страхуемого имущества. Для подтверждения реальной стоимости имущества страхователь вправе предоставить отчет. При этом страховщик вправе самостоятельно оценить объект страхования.
В соответствии с п. 1 ст. 250 КТМ РФ при заключении договора морского страхования страхователь обязан сообщить страховщику сведения об обстоятельствах, которые имеют существенное значение для определения степени риска и которые известны или должны быть известны страхователю. При несообщении страхователем сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения степени риска, или при сообщении им недостоверных сведений страховщик вправе отказаться от исполнения договора морского страхования. Из смысла указанной статьи следует, что правовые последствия для страхового обязательства имеют не любые изменения, а лишь носящие существенный характер и увеличивающие степень риска для предмета страхования. На это свое внимание обратил ВАС РФ в определении от 18 июля 2007 г. N 8494/07 по делу N А51-4257/2006-17-61.
Таким образом, договор морского страхования является двусторонним, возмездным, реальным. Подписывая договор морского страхования, страховщик подтверждает достаточность сведений, предоставленных страхователем.
Ответственность страховщика
В соответствии со ст. 266 КТМ РФ при страховании судна страховщик не несет ответственность за убытки, причиненные вследствие:
1. Отправки судна в немореходном состоянии, если только немореходное состояние судна не было вызвано скрытыми недостатками судна (см., например, определение ВАС РФ от 27 сентября 2012 г. N ВАС-11949/12).
Из положений ст. 124 КТМ РФ следует, что состояние судна признается мореходным только в случае наличия как технической годности к плаванию, так и при условии укомплектованности экипажем. Для подтверждения наличия данных требований предусмотрены соответственно: свидетельство о годности судна к плаванию и свидетельство о минимальном составе экипажа.
2. Ветхости судна и его принадлежностей, их изношенности.
Ветхость и изношенность судна и его принадлежностей означают, что происходит самопроизвольный выход их из строя без какого-либо необычного воздействия извне. При этом ни судовладелец, ни перевозчик не могут исправить такое положение вещей без капитального ремонта судна, тогда как приведение его в мореходное состояние такого ремонта, как правило, не требует. Так, Пятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 10 августа 2011 г. по делу N А51-15672/2010 указал, что "ветхое состояние судна и его принадлежностей практически неизбежно должно привести к возникновению убытков, но возмещение неизбежных убытков противоречит экономической и правовой природе страхования. Для определения такой причины наступления убытков требуются специальные познания, поэтому простого суждения страховой организации (истца) о ветхости и изношенности судна и его принадлежностей с учетом только года постройки судна, недостаточно. Данное основание для освобождения страховщика от страховой выплаты может быть установлено только в результате проведения экспертизы".
3. Погрузки с ведома страхователя или выгодоприобретателя либо его представителя, но без ведома страховщика веществ и предметов, опасных в отношении взрыва и самовозгорания.
В соответствии со ст. 267 КТМ РФ при страховании груза или ожидаемой прибыли страховщик не несет ответственность за убытки, если докажет, что они причинены:
1. Умышленно или по грубой неосторожности отправителя (либо получателя или его представителя). Так, в частности, Верховный Суд РФ в определении от 6 февраля 2015 г. N 303-ЭС15-525 поддержал выводы, который сделал Пятый арбитражный апелляционный суд РФ в постановлении от 7 августа 2014 г. по делу N А51-2824/2014: "Судебная коллегия приходит к выводу о наличии в действиях судовладельца грубой неосторожности, выражающейся в пренебрежении правилами эксплуатации и обслуживания главного двигателя застрахованного судна, несоблюдении положений хорошей морской практики, отсутствии обеспечения разумной заботливости о судне (главном двигателе) в ходе его эксплуатации при несоблюдении требований своевременности проведения требуемого комплекса ремонтного обслуживания, допущении эксплуатации судна при технических показателях, непосредственно близких к критическим, исключающим эксплуатацию".
При этом необходимо отметить, что применительно к страхованию морского судна грубая неосторожность работников страхователя не может рассматриваться как грубая неосторожность самого страхователя. Так, ВАС РФ в определении от 2 сентября 2011 г. N ВАС-16838/09 по делу N А56-32094/2008 определил, что "Из представленных материалов следует, что причины отказа страховщика от выплаты страхового возмещения (а именно грубейшие профессиональные ошибки вахтенного третьего механика и ошибочные действия старшего помощника капитана судна) и наличие оснований для освобождения страховщика от выплаты, предусмотренные статьей 265 КТМ РФ, были предметом рассмотрения и оценки судов всех инстанций и обоснованно отклонены на том основании, что указанная норма Кодекса, носящая специальный характер, не рассматривает грубую неосторожность работников страхователя в качестве грубой неосторожности самого страхователя. Ссылка заявителя на статью 402 ГК РФ является неосновательной, поскольку данная норма предусматривает ответственность должника за действия его работников по исполнению обязательства, что в данном случае не имеет места, так как истец не является обязанным перед ответчиком лицом".
2. Вследствие естественных свойств груза (порчи, убыли, ржавчины, плесени, утечки, поломки, самовозгорания или других).
3. Вследствие ненадлежащей упаковки.
В соответствии со ст. 278 КТМ РФ, если имущество застраховано от гибели, страхователь или выгодоприобретатель может заявить страховщику об отказе от своих прав на застрахованное имущество (абандон) и получить всю страховую сумму в случае: 1) пропажи судна без вести; 2) уничтожения судна и (или) груза (полной фактической гибели); 3) экономической нецелесообразности восстановления или ремонта судна (полной конструктивной гибели судна); 4) экономической нецелесообразности устранения повреждений судна или доставки груза в порт назначения; 5) захвата судна или груза, застрахованных от такой опасности, если захват длится более чем шесть месяцев. При этом заявление об абандоне должно быть сделано страховщику в течение шести месяцев. По истечении шести месяцев страхователь (или выгодоприобретатель) утрачивает право на абандон и может требовать возмещения убытков на общих основаниях. Так, Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 25 ноября 2008 г. по делу N А40-16886/08-63-174 указал: "...учитывая, что застрахованное судно не уничтожено (отсутствует полная фактическая гибель), при этом устранение повреждений судна возможно только при условии его ремонта, право истца на абандон допустимо только при доказанности им экономической нецелесообразности восстановления или ремонта судна (полной конструктивной гибели судна) согласно подп. 3 п. 1 ст. 278 КТМ РФ. Поскольку судно не уничтожено, при этом истцом не представлено доказательств, что расходы по восстановлению судна превышают 7 300 000 руб., суд первой инстанции обоснованно указал, что истцом не доказано возникновение у него права на абандон".
Подводя итог, необходимо сказать о том, что морское страхование играет по-настоящему колоссальную роль в области мореплавания. Морские суда и находящиеся на них грузы подвергаются риску опасностей и случайностей, стихийных явлений, которые невозможно предвидеть или предотвратить, в результате возникают убытки у владельца имущества или имущественного интереса, гибели или повреждения, или обесценивания имущества. Для покрытия рисков, которым подвергается данное имущество или имущественный интерес, с давних времен существует морское страхование. Оно призвано минимизировать такие неблагоприятные последствия, как аварию, посадку судна на мель, стихийное бедствие, нападение пиратов. Морское страхование возмещает имущественные потери, вызываемые непредвиденными последствиями. Таким образом, страхование должно являться неотъемлемой частью любой морской перевозки.
К сожалению, в рамках одной статьи невозможно рассказать обо всех нюансах и особенностях страхования в морском праве. Однако необходимо отметить, что, заключая договор страхования в сфере морских перевозок, важно осознавать степень возможных рисков, знать особенности морского страхования и практику правоприменения в данной сфере правоотношений.
N.B. Расширяйте кругозор
Андрей Сучков, советник президента ФПА РФ исполнительный директор ФПА РФ
Замечательная и глубокая работа, с хорошим обзором современной судебной практики.
Несмотря на то что морское право - издавна моя любимая отрасль, уверен, что я не предвзят в оценке.
Полностью согласен с выводом автора, что морское страхование играет колоссальную роль в области мореплавания. При этом предостерег бы читателя от взгляда на эту работу, как исключительно на узкоотраслевую. Думаю, что статья будет полезна адвокатам вне зависимости от их специализации, в том числе с возможностью применения ее положений в практической работе. Так, в моей адвокатской практике уголовной защиты были случаи обоснованного возражения по элементам предмета доказывания предъявленного доверителю обвинения, при этом данные возражения были основаны на содержании чартеров (договоров морской перевозки грузов) и договоров морского страхования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Новая адвокатская газета"
"Новая адвокатская газета" - корпоративное издание нового типа, появление которого обусловлено коренными переменами, произошедшими в адвокатском сообществе России после принятия Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Являясь органом Федеральной палаты адвокатов РФ, издание не преследует цель выступать в роли указующего или направляющего перста, представляя интересы той или иной части корпорации или группы лиц, а позиционирует себя как выразитель интересов всей российской адвокатуры. Принципиальное значение при этом имеет закрепленная Законом организация адвокатского сообщества, основанная на обязательном членстве каждого адвоката в адвокатской палате субъекта Федерации, являющейся в свою очередь членом ФПА РФ. Рассматривая в качестве высших ценностей адвокатского сообщества заложенные в Законе принципы независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов, газета оценивает события государственной и общественной жизни и действия тех или иных лиц с точки зрения соответствия данным принципам. Выступая органом корпорации юристов-профессионалов, газета рассматривает профессионализм как главное качество адвоката и уделяет первостепенное внимание проблемам учебы и практического опыта коллег в различных отраслях права.
Основными направлениями издания являются:
- оперативное информирование о деятельности и решениях ФПА;
- освещение взаимоотношений адвокатуры с государственными и общественными институтами;
- освещение корпоративной жизни адвокатских палат;
- рассказ о созданных адвокатами прецедентах в национальной и международной судебной практике, публикация наиболее интересных решений судов;
- ответы на вопросы, волнующие адвокатов и адвокатские образования;
- взаимодействие с информационными изданиями адвокатских палат;
- поддержка общественно значимых инициатив адвокатов и адвокатских образований;
- информирование о наиболее важных событиях из жизни иностранной адвокатуры, о сотрудничестве российских и зарубежных адвокатских образований и адвокатов.