Вправе ли организация учесть в составе представительских расходов стоимость спиртных напитков, приобретенных для официальных деловых переговоров с бизнес-партнерами?
А.А. Преображенская,
эксперт журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
Журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 8, август 2015 г.
Да, вправе.
Обоснование. В силу пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ в числе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются представительские расходы. Под таковыми подразумеваются затраты налогоплательщика, понесенные им в связи с проведением официальных приемов (переговоров), организованных с целью установления и поддержания сотрудничества с партнерами по бизнесу.
Порядок учета этих затрат закреплен в п. 2 ст. 264, согласно которому в состав представительских входит стоимость:
- проведения официального мероприятия (например, завтрака, обеда) для участвующих в переговорах лиц - представителей как других организаций, так и принимающей стороны;
- транспортного обеспечения доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и обратно;
- буфетного обслуживания во время переговоров;
- услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика;
- перевода во время представительских мероприятий.
Как видим, в п. 2 ст. 264 НК РФ не конкретизировано, какие именно продукты питания можно использовать для организации официальных мероприятий. Нет запрета и на учет в составе представительских расходов стоимости потребленных в ходе переговоров спиртных напитков. В норме лишь указано, что к представительским не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
Можно сделать вывод, что налогоплательщик вправе признать в составе представительских расходов стоимость спиртных напитков, приобретенных для проведения официальных встреч с бизнес-партнерами. Данный вывод соответствует позиции Минфина (см. письма от 25.03.2010 N 03-03-06/1/176, от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136).
Судебная практика. Арбитры ФАС ПО в Постановлении от 15.01.2013 по делу N А55-14189/2012 констатировали, что п. 2 ст. 264 НК РФ не содержит перечня продуктов и напитков, которые не могут быть включены в состав представительских расходов. Поскольку затраты на приобретение алкоголя понесены организацией в целях установления и поддержания сотрудничества с контрагентами, они являются обоснованными и связанными с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.
Аналогичный подход применен и в постановлениях ФАС УО от 10.11.2010 N Ф09-7088/10-С2 по делу N А60-2408/2010-С6, ФАС ЦО от 27.08.2009 по делу N А48-2871/08-18.
1 августа 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"