Выиграть налоговый спор поможет ссылка на нормативный акт Советского Союза и РСФСР
Журнал "Российский налоговый курьер", N 15, август 2015 г.
После распада Советского Союза прошло больше 20 лет, но несколько тысяч правовых документов тех лет продолжают действовать. В какие-то из них внесены изменения, а какие-то применяются в части, которая не противоречит современному российскому законодательству. На практике применение советских нормативных актов часто играет на руку организации. Но иногда использование таких документов при ведении налогового учета влечет за собой доначисления.
В таблице ниже мы отобрали документы, принятые в период существования СССР и РСФСР, ссылка на которые оказывает ключевое влияние на исход налогового спора сейчас.
Наименование законодательного акта | Как используется в настоящее время | Когда это положение пригодится в налоговом споре |
Постановление Совета Министров СССР от 25.06.71 N 434 "О дополнительных льготах работникам предприятий и организаций Министерства гражданской авиации при следовании к месту проведения отпуска воздушным транспортом" | Применяется без ограничений | Включение в налоговые расходы стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно работников организаций Крайнего Севера и приравненных к нему местностей вопросы у инспекторов не вызывает. Поскольку на это есть прямое указание в НК РФ (п. 7 ст. 255 НК РФ). Но учесть при налогообложении прибыли подобные затраты на практике могут не только "северные" организации. В частности, спорные расходы через суд удалось отстоять организации, занимающейся авиаперевозками. Компания сослалась на то, что Министерство гражданской авиации обязано оплачивать проезд к месту проведения отпуска и обратно работнику, трудовой стаж которого в авиации составляет семь лет и более (подп. "в" п. 1 постановления Совмина СССР от 25.06.71 N 434). Суд пришел к выводу, что данный нормативный правовой акт не отменен и не противоречит Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств от 08.12.91. А значит, спорную выплату можно учесть в налоговых расходах как обязательную для компании (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.09.06 N А74-546/06-Ф02-4562/06-С1) |
Сборник норм естественной убыли продукции производственно-технического назначения и норм боя строительных материалов при транспортировании и хранении (составлен Минпромстроем СССР 20.09.88) Приказ Минторга СССР от 27.11.91 N 95 "Об утверждении норм потерь (боя) строительных материалов при их транспортировании автотранспортом, хранении и реализации" Постановление Госснаба СССР от 08.06.87 N 78 "Об утверждении норм естественной убыли строительных материалов при перевозках автомобильным транспортом" | Нормы естественной убыли, утвержденные этими документами, без ограничений применяются в правоотношениях, возникших до 1 января 2002 года. После указанной даты эти положения применяются до тех пор, пока нормы естественной убыли не будут утверждены Правительством РФ (ст. 7 Федерального закона от 06.06.05 N 58-ФЗ) | Стоимость материальных ценностей, испорченных или пропавших во время хранения или транспортировки, можно списать в расходы в пределах норм естественной убыли (подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ). Постановление Правительства РФ от 12.11.02 N 814 "О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей" предусматривает, что нормативы разрабатываются министерствами и ведомствами с учетом технологических условий хранения и транспортировки товарно-материальных ценностей, климатического и сезонного факторов, влияющих на их естественную убыль. Для большинства отраслей экономики эти нормы пока не разработаны. Следовательно, компания может руководствоваться аналогичными нормативами, разработанными ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти (письмо Минфина России от 21.04.06 N 03-03-04/1/369). При этом главное убедиться, что "дороссийский" акт не утратил силу. Так произошло в деле, которое рассмотрел Седьмой арбитражный апелляционный суд. Компания ошибочно применила утратившее силу постановление Госснаба СССР от 15.06.84 N 72 вместо постановления Госснаба СССР от 08.06.87 N 78 (постановление от 24.09.13 N А45-28383/2012). Поэтому суд согласился с налоговиками, что организация завысила налоговые расходы, списав на естественную убыль больший процент утраченных МПЗ |
Положения о переводном и простом векселе (введены в действие постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 07.08.37 N 104/1341) | Применяется в соответствии с международными обязательствами РФ, вытекающими из ее участия в Конвенции от 07.06.30 | Непогашенная кредиторская задолженность учитывается в доходах по истечении срока исковой давности (п. 8 ст. 251 НК РФ). При расчете векселями этот срок рассчитывается с момента предъявления векселя к погашению или по истечении года с даты его выдачи (п. 34 и 70 Положений о переводном и простом векселе). В одном из дел налоговики ошибочно доначислили компании налог на прибыль со стоимости векселей. По мнению контролеров, срок исковой давности по кредиторской задолженности истекал спустя три года с даты выдачи векселя. ФАС Поволжского округа в постановлении от 09.06.14 N А12-14702/2013 отметил, что по договорам купли-продажи векселей 2007 года, векселя по которым были предъявлены к погашению в 2008 году, сроки исковой давности истекают в 2011 году. Следовательно, инспекторы неверно определили момент истечения срока исковой давности и неправомерно доначислили компании налог. В другом споре при расчете срока исковой давности ошибся налогоплательщик. Организация вовремя не предъявила вексель к погашению. Поэтому суд согласился, что налоговики обоснованно включили стоимость векселя в налоговые доходы через три года после его выдачи (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.01.14 N А33-5501/2013) |
Закон РСФСР от 26.06.91 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (в ред. от 19.07.11) | Применяется в части норм, не противоречащих Федеральному закону от 25.02.99 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" | Передача имущества, которая носит инвестиционный характер, не признается реализацией и не облагается НДС (подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Квалифицировать деятельность в качестве инвестиционной для целей налогообложения нередко помогает именно Закон об инвестиционной деятельности в РСФСР. Так произошло, в частности, в споре, который рассмотрел ФАС Восточно-Сибирского округа. Компания получила от физических лиц средства в счет оплаты за нежилые помещения. Инспекторы расценили эти поступления как аванс и потребовали начислить НДС с этих сумм. Но суд поддержал доводы налогоплательщика о том, что спорные денежные средства являются взносами по договору долевого строительства. Верно квалифицировать эти суммы помогла в том числе ссылка на пункт 2 статьи 1 и пункт 3 статьи 2 Закона РСФСР от 26.06.91 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (далее - Закон об инвестиционной деятельности) (постановление от 18.11.13 N А78-10830/2012). В другом деле ссылка на Закон об инвестиционной деятельности, наоборот, сыграла на руку инспекторам. Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 10.03.15 N Ф05-1400/2015 согласился с выводами налоговиков о том, что создание проверяемой организации не преследовало инвестиционных целей в соответствии с Законом N 1488-1. Внесение движимого имущества, составляющего имущественный комплекс, в уставный капитал организации не преследовало целей получения экономического эффекта в результате реальной предпринимательской деятельности. Не повезло компании и в споре, который рассматривал Арбитражный суд Северо-Западного округа (постановление от 01.06.15 N Ф07-4841/2014). Проанализировав нормы Закона об инвестиционной деятельности, суд пришел к выводу, что деятельность компании не носит инвестиционный характер. А раз налогоплательщика нельзя рассматривать как инвестора, он не вправе воспользоваться вычетом НДС, предъявленного застройщиком (п. 6 ст. 171 НК РФ и п. 22 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.14 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость") |
Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.83 N 105) | Применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 06.12.11 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете") | Если компания не представит по требованию налоговиков первичные документы, ей грозит ответственность (п. 1 ст. 126 НК РФ). Штрафов можно избежать, если документы утрачены по объективным причинам и на момент истребования компания еще не успела их восстановить. Такими причинами, в частности, могут быть пожар, наводнение, кража. Закон о бухучете не разъясняет, как компания может подтвердить отсутствие "первички". Поэтому на помощь компаниям приходит Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.83 N 105). Пункт 6.8 Положения предусматривает, что в случае пропажи или гибели первичных документов руководитель организации назначает приказом комиссию по расследованию причин пропажи или гибели. В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора. Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем организации. Такой акт, наряду с актом о пожаре, помог компании оспорить привлечение к налоговой ответственности в деле, которое рассмотрел ФАС Московского округа (постановление от 12.02.14 N Ф05-2554/2013). Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 09.12.14 N Ф06-18026/2013 посчитал действия налоговиков по доначислению НДС правомерными. Поскольку компания не доказала, что непредставленные документы, подтверждающие размер вычетов, были действительно похищены |
Распоряжение Совмина РСФСР от 06.09.91 N 985-р "Об установлении дополнительной оплаты за сверхурочную работу рабочим автомобильного транспорта" Постановление Совмина СССР от 23.10.86 N 1275 "О мерах по улучшению качества хлебобулочных и макаронных изделий и повышению материальной заинтересованности трудовых коллективов в их производстве" | Применяются в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ | Работу в ночное время работодатель оплачивает в повышенном размере (ст. 154 ТК РФ). Трудовой кодекс устанавливает только минимальные оплаты ночного труда - доплата не может быть меньше 20% часовой тарифной ставки или оклада, рассчитанного за один час работы (ст. 154 ТК РФ и постановление Правительства РФ от 22.07.08 N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время"). Такую минимальную доплату можно учесть в расходах на оплату труда (п. 3 ст. 255 НК РФ). Если организация решит выплатить сотруднику повышенную компенсацию за ночной труд, ее размер нужно закрепить в трудовом или коллективном договоре либо в ином локальном акте (ст. 154 ТК РФ). В этом случае всю выплату можно будет списать на налоговый расход (письма УФНС России по г. Москве от 28.03.08 N 20-12/030157 и Минфина России от 09.11.11 N 03-03-06/4/126). Размер такой надбавки можно рассчитывать с учетом актов Совмина СССР и Совмина РСФСР (письмо Роструда от 28.10.09 N 32016-1). Например, доплата за работу ночью рабочим организаций автомобильного транспорта, сотрудникам военизированной, профессиональной пожарной и сторожевой охраны составляет 35% от часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время (п. 1 распоряжения Совмина РСФСР от 06.09.91 N 985-р и п. 1 постановления Госкомтруда СССР N 313, Секретариата ВЦСПС N 14-9 от 06.08.90). Правда, некоторые советские акты, которые устанавливали размер доплат за работу в ночное время, сейчас применять нельзя. К ним относится, в частности, постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.02.87 N 194 "О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства" (определение Верховного суда РФ от 12.11.08 N ГКПИ08-2113) |
Правила об очередных и дополнительных отпусках (утв. НКТ СССР 30.04.30 N 169) | Применяются в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ | При увольнении сотрудника работодатель выплачивает ему компенсацию за все неиспользованные отпуска (ст. 127 ТК РФ). Такую компенсацию работодатель относит к расходам на оплату труда (п. 8 ст. 255 НК РФ). Причем при определении размеров компенсаций и чиновники, и суды рекомендуют руководствоваться пунктом 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках (утв. НКТ СССР 30.04.30 N 169). В частности, работники, проработавшие в компании не менее 11 месяцев, получают полную компенсацию. На полное возмещение неиспользованного отпуска могут также рассчитывать сотрудники, уволенные при ликвидации компании, по сокращению штата и по другим основаниям. Во всех остальных случаях работники получают пропорциональную компенсацию. Значит, в налоговые расходы можно включить компенсацию в размере, предусмотренном указанными выше правилами (письма УФНС России по г. Москве от 23.03.09 N 16-15/025787.2 и от 02.11.07 N 21-11/105398@) |
Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденная приказом Минтруда РСФСР от 22.11.90 N 2 (в ред. от 12.04.12) Указ Президиума Верховного суда СССР от 26.09.67 N 1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" | Применяются в части, не противоречащей ТК РФ | Работникам, которые трудятся в местностях с особыми климатическими условиями, полагается повышенная оплата труда. Современное трудовое законодательство не содержит единой системы определения надбавок за выслугу лет в северных районах. Поэтому организация может самостоятельно предусмотреть в коллективном договоре процент доплаты за трудовой стаж в данной местности. Но, по мнению Минфина России, предусмотренную только трудовым договором или локальным актом "северную" надбавку учесть при налогообложении прибыли нельзя (письма от 08.12.10 N 03-03-06/1/764 и от 11.08.06 N 03-03-04/1/626). Суды более лояльны в этом вопросе. В частности, ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 21.05.09 N Ф03-2092/2009 согласился, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливает Правительство РФ (ст. 317 ТК РФ). Но на момент рассмотрения спора соответствующий нормативный акт Правительства РФ не принят. Поэтому при определении размера надбавки к зарплате за стаж работы, которую работодатель включит в расходы (п. 25 ст. 255 НК РФ), следует применять законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ (ст. 423 ТК РФ). В частности, Инструкцию о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера (утв. приказом Минтруда РСФСР от 22.11.90 N 2) |
Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 N П-7) (в ред. от 22.10.97) Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утв. постановлением Госарбитража СССР от 15.06.65 N П-6) (в ред. от 22.10.97) | Применяются в случае, если стороны предусмотрели использование таких документов в договоре поставки (постановление Пленума ВАС РФ от 22.10.97 N 18) | Убытки в виде недостачи материальных ценностей компания может включить в расходы только в случае документального подтверждения уполномоченным органом государственной власти факта отсутствия виновных лиц (подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ). Если организация не представит документов, свидетельствующих об утрате ТМЦ вследствие хищений и иных причин, налоговики, вероятнее всего, исключат спорные убытки из состава налоговых затрат. А суды встанут на их сторону (например постановление ФАС Московского округа от 10.04.13 N А40-61907/12-115-411). Одним из документов, подтверждающих убытки в этом случае, является акт о недостаче (п. 25 Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утв. постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 N П-7). Но только тогда, когда составление такого акта предусмотрено договором поставки (постановления Арбитражного суда Волго-Вятского от 23.06.15 N Ф01-2149/2015 и Западно-Сибирского от 12.05.15 N Ф04-18362/2015 округов) |
Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.71) (в ред. от 21.05.07) Инструкция Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.83 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" (в ред. от 28.11.97) | Документ применяется в части, не противоречащей Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.02.09 N 112 | Инспекторы отказывают компании в признании расходов по сделке и вычете "входного" НДС, если полагают, что сделка является мнимой. В деле, которое рассмотрел Третий арбитражный апелляционный суд, налоговики доказали фиктивность сделки по купле-продаже и доставке товара (постановление от 28.07.10 N А74-4678/2009, оставлено в силе постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.09.10 N А74-4678/2009). Дело в том, что показания спидометра автомобиля указывали на протяженность пути туда-обратно в размере 634-642 км. Такому расстоянию приблизительно соответствовали и сведения об израсходованном горючем. Но в соответствии с Перечнем автомобильных дорог, по которым осуществляются регулярные междугородные перевозки грузов автомобильным транспортом общего пользования РСФСР, приведенным в приложении N 1 к разделу 12 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.71), общая протяженность пути составляет не менее 588 км в один конец. То есть автомобиль не осуществлял спорный рейс и не отвозил покупателю спорный товар |
Закон СССР от 31.05.91 N 2213-1 "Об изобретениях в СССР" | Применяется к правоотношениям, возникшим после 1 июля 1991 года в части, не противоречащей части четвертой Гражданского кодекса РФ | Расходы на научные исследования компания списывает в налоговом учете в особом порядке (п. 2 ст. 262 НК РФ). Поэтому ошибочная квалификация затрат в качестве расходов на изобретательность часто приводит к налоговым спорам. Так, в деле, которое рассмотрел Девятый арбитражный апелляционный суд, налоговики настаивали, что спорные расходы связаны с оплатой НИОКР (постановление от 25.03.08 N 09АП-2652/2008-АК, оставлено в силе постановлением ФАС Московского округа от 22.07.08 N КА-А40/6470-08). Поэтому организация должна была учитывать их после окончания работ - в 2006 году. Но суд согласился с доводами компании о том, что изобретение должно быть новым, то есть неизвестным из уровня техники, и иметь изобретательский уровень (ст. 1 Закона СССР от 31.05.91 N 2213-1 "Об изобретениях в СССР"). А при выполнении спорных работ не проводилось исследований, которые можно было бы отнести к научным: не была создана какая-либо новая продукция или изобретения, технологии не совершенствовались. Поэтому по содержанию работы нельзя расценивать как НИОКР. Даже несмотря на то, что в наименовании договора и других документах они так поименованы. Следовательно, компания обоснованно списала спорные расходы в периоде их осуществления |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99