Расчеты военных комиссариатов с медицинскими учреждениями
С. Валова,
редактор журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2015 г.
Как определено п. 1 ст. 1 Федерального закона N 53-ФЗ*(1), воинская обязанность граждан РФ предусматривает, в частности, призыв на военную службу. Перед призывом на военную службу граждане РФ проходят медицинское освидетельствование, которое осуществляется с привлечением специалистов учреждений здравоохранения.
В статье рассмотрены вопросы, касающиеся расчетов военных комиссариатов с медицинскими учреждениями в связи с предоставлением врачебного персонала для проведения медицинского освидетельствования граждан, призванных на военную службу (военные сборы).
Проведение медицинского освидетельствования
В соответствии со ст. 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ для граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы организуется медицинское освидетельствование врачами-специалистами. Порядок организации и проведения такого медицинского освидетельствования регламентирован Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 (далее - Положение N 565).
В силу п. 9 Положения N 565 для проведения медицинского освидетельствования граждан, призываемых на военную службу, руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по заявке начальника отдела военного комиссариата субъекта РФ по муниципальному образованию, военного комиссара субъекта РФ выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием.
В медицинском освидетельствовании принимают участие терапевт, хирург, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог, а также при необходимости врачи других специальностей.
В случае если медицинские организации, в частности организации городских поселений, муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения, не имеют возможности предоставить всех необходимых медицинских специалистов, отсутствие последних восполняется за счет врачей-специалистов и среднего медицинского персонала медицинских организаций субъекта РФ.
Как правило, взаимодействие между военным комиссариатом и медицинским учреждением строится на основании заключенного договора, в котором стороны оговаривают (см., например, Информационное письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 15.08.2014 N 92-15-24177/14 "О заключении договоров на привлечение медицинских работников в качестве персонала медицинской комиссии в отдел (объединенного) Военного комиссариата города Москвы"):
- сроки привлечения медицинских работников к медицинскому освидетельствованию;
- обязанности сторон по договору;
- порядок расчетов и ответственность сторон в случае неисполнения своевременных обязательств;
- срок действия договора и реквизиты сторон.
Перечень расходов, подлежащих компенсации
Компенсация понесенных медицинскими организациями расходов, включая оплату услуг врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704. Отметим, что данным документом утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Правила N 704).
В силу пп. 3 п. 2 Правил N 704 военные комиссариаты компенсируют учреждениям здравоохранения расходы:
- по выплате среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу;
- по проезду медицинских специалистов в другую местность и обратно к месту проведения призыва (военных сборов);
- по найму (поднайму) жилья, а также командировочные (суточные) расходы в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий, связанных с медицинским освидетельствованием.
Выплата компенсации осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны, на основании представляемых получателями сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения поименованных расходов медицинские организации представляют заверенные в установленном порядке копии таких документов (п. 4, 5 Правил N 704).
Далее необходимо отметить, что перечень документов в Правилах N 704 не определен, поэтому при заключении договора на проведение медицинского освидетельствования граждан обе стороны должны привести документы в одном из подразделов договора. Ими, в частности, могут являться подписанные (заверенные) в установленном порядке следующие документы:
- счет на оплату компенсации расходов по выплате среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, задействованным в составе медицинской комиссии, с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда;
- акт выполненных работ;
- список врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, привлекаемых для проведения медицинского освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, согласованный с руководителем учреждения здравоохранения и утвержденный высшим должностным лицом субъекта РФ по представлению военного комиссара (начальника отдела военного комиссариата);
- список врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, привлекаемых для проведения медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу, согласованный с руководителем учреждения здравоохранения и утвержденный председателем призывной комиссии по представлению военного комиссара (начальника отдела военного комиссариата), который, в свою очередь, утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ;
- список врачей-специалистов и среднего медицинского персонала в составе внештатной военно-врачебной комиссии, привлекаемых для проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет и призыве на военную службу, согласованный с руководителем учреждения здравоохранения и утвержденный приказом начальника отдела военного комиссариата;
- табель учета рабочего времени медицинских работников - членов медицинской комиссии, утвержденный руководителем учреждения здравоохранения и согласованный с начальником отдела (объединенного) военного комиссариата;
- справка-расчет средней заработной платы на каждого медицинского работника - члена медицинской комиссии;
- расчетно-платежная ведомость начисления рассчитанного среднего заработка медицинским работникам - членам медицинской комиссии.
Как возмещать командировочные расходы?
Как следует из разъяснений Минфина, приведенных в Письме от 21.02.2005 N 03-05-01-04/42, компенсация медицинским учреждениям расходов, связанных с выплатой командировочных расходов, производится военными комиссариатами на основании счетов, выставляемых учреждениями здравоохранения, чьи медицинские работники принимали участие в оказании медицинской помощи, после призыва на военные сборы и прохождения военных сборов. К счету прилагаются документы, подтверждающие фактически произведенные медицинским работником расходы по найму помещения, проезду к месту командирования и обратно.
При этом хотим обратить внимание, что под другой местностью (при возмещении расходов по проезду и найму жилого помещения) следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта (п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").
Поэтому если военный комиссариат находится в том же населенном пункте, что и учреждение здравоохранения, то о возмещении расходов на проезд речи не идет.
Как должен быть рассчитан средний заработок врача?
На практике между военным комиссариатом и медицинским учреждением нередко возникают споры по поводу расчета среднего заработка врачам, участвовавшим в проведении медицинского освидетельствования граждан. Приведем разъяснения по данному вопросу ниже.
В силу норм, изложенных в ст. 139 ТК РФ, для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных трудовым законодательством, устанавливается единый порядок ее исчисления. Такой порядок регламентирован Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее - Положение N 922).
В соответствии с п. 2, 4 Положения N 922 для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Расчет средней заработной платы работника при любом режиме работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.
Примечание. Календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Для определения среднего заработка используется средний дневной заработок, который рассчитывается путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с п. 15 Положения N 922, на количество фактически отработанных в этот период дней.
Следует обратить внимание, что в соответствии с п. 13 Положения N 922 средний часовой заработок рассчитывается в случае установления сотруднику суммированного учета рабочего времени. Во всех остальных ситуациях исчисляется средний дневной заработок. Как отметили арбитры в Постановлении АС ЗСО от 16.01.2015 по делу N А46-3771/2014, расчет среднего заработка врачам скорой помощи, участвовавшим в медицинском освидетельствовании граждан, произведенный из среднего дневного заработка, соответствует законодательству РФ.
Подлежат ли компенсации страховые взносы?
На практике нередко возникают споры по поводу обязанности военкомата компенсировать медицинскому учреждению страховые взносы, начисленные на средний заработок командированных работников. Пример такого спора был рассмотрен в Постановлении АС ЗСО от 30.10.2014 по делу N А70-1223/2014. В нем арбитры указали, что у военкомата возникает обязанность по возмещению понесенных медицинским учреждением расходов, связанных с выплатой среднего заработка с учетом начислений на фонд оплаты труда. Данная обязанность вытекает из норм пп. 3 п. 2 Правил N 704, в соответствии с которыми военкоматы компенсируют медицинским организациям не только суммы среднего заработка, но и начисления, производимые на фонд оплаты труда, осуществляемые по законодательству РФ. В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ*(2), п. 1 ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ*(3) средний заработок, выплачиваемый медицинским учреждением специалистам, участвующим в проведении медицинского освидетельствования, является объектом обложения страховыми взносами. Аналогичные разъяснения приведены в Информации ФСС РФ "Страховые тарифы, взносы, резервы (вопрос-ответ)". Так как учреждение здравоохранения осуществляет расходы по выплате среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (страховых взносов), то они также подлежат возмещению военным комиссариатом.
Отметим, что Определением ВС РФ от 24.02.2015 N 304-ЭС14-8676 военному комиссариату было отказано в передаче дела N А70-1223/2014 в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Если компенсация расходов произведена несвоевременно
Необходимо отметить, что если компенсация расходов, предъявленных медицинским учреждением, произведена несвоевременно, то военному комиссариату могут быть начислены проценты за пользование чужими деньгами.
В качестве примера приведем Постановление АС ЗСО от 16.01.2015 N Ф04-14150/2014 по делу N А46-771/2014. В нем арбитры, ссылаясь на п. 50 Постановления Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 указали, что проценты за пользование чужими деньгами, предусмотренные п. 1 ст. 395 ГК РФ, подлежат уплате военным комиссариатом ввиду отсутствия оснований для освобождения ответчика от гражданско-правовой ответственности. В данном случае пользование чужими денежными средствами квалифицируется как просрочка уплаты должником денежных сумм за переданные ему товары, выполненные работы, оказанные услуги.
Кто ответчик по обязательствам - Минобороны или военный комиссариат?
Нередко на практике возникают споры в части несения обязательств по расчетам с учреждениями здравоохранения по медицинскому освидетельствованию граждан, призываемых на военную службу. Как отмечается в Постановлении ФАС ДВО от 14.01.2014 N Ф03-6241/2013, в силу Правил N 704 компенсация расходов по медицинскому освидетельствованию осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны. Ее выплата производится посредством перечисления на счета получателей компенсации в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ, учтенных на лицевом счете федерального казенного учреждения, находящегося в ведении Минобороны. Такими учреждениями на основании ст. 5 Федерального закона N 53-ФЗ являются военные комиссариаты.
В соответствии с п. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества. Следовательно, военные комиссариаты должны нести обязательства по возмещению расходов учреждениям здравоохранения, связанных с медицинским освидетельствованием граждан. Поскольку Минобороны на основании пп. 31 п. 10 Указа Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 является главным распорядителем средств федерального бюджета для подведомственных ему казенных учреждений, то оно обязано выделить денежные средства для реализации мероприятий, связанных с исполнением закона о воинской обязанности.
Финансирование расходов по медицинскому освидетельствованию граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных разд. 0200 "Национальная оборона" (подразд. 0203 "Мобилизационная и вневойсковая подготовка", по которому отражаются расходы, связанные с боевой и мобилизационной подготовкой Вооруженных Сил РФ и других войск, обеспечением воинского учета и призыва в армию) (Указания N 65н*(4)).
Дополнительно отметим, что на основании п. 12.1 ч. 1 и ч. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель - Минобороны несет от имени РФ субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей средств федерального бюджета и выступает в суде только в качестве представителя по искам к РФ. Следовательно, ответчиком в суде по обязательствам является казенное учреждение - военный комиссариат.
В Постановлении АС СЗО от 08.07.2015 N Ф07-3872/2015 также делается аналогичный вывод. В нем, в частности, отмечено, что проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.
Имущественные потери, понесенные учреждением здравоохранения вследствие проведенного медицинского обследования, связанного с исполнением гражданами воинской обязанности, подлежат финансированию за счет средств Российской Федерации в силу прямого указания закона. Основанием для возникновения обязанности по оплате медицинских услуг является Федеральный закон N 53-ФЗ, предусматривающий компенсацию государством медицинскому учреждению расходов (затрат на оказание услуг). Порядок их компенсации определен Правилами N 704. Таким образом, военный комиссариат обязан возместить расходы медицинской организации.
* * *
Кратко сформулируем основные выводы:
1. Военные комиссариаты и медицинские учреждения взаимодействуют на основании заключенного договора, в котором оговариваются все вопросы, связанные с реализацией услуг медицинского освидетельствования.
2. Компенсация понесенных медицинскими организациями расходов производится в соответствии с Правилами N 704.
3. Компенсация среднего заработка врачей осуществляется с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда.
4. Если компенсация расходов, предъявленных медицинским учреждением, произведена несвоевременно, то военному комиссариату могут быть начислены проценты за пользование чужими деньгами.
5. Ответчиком по обязательствам, связанным с компенсацией расходов по медицинскому освидетельствованию, является военный комиссариат.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(3) Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
*(4) Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2015 N 65н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"