Обзор основных изменений по налогу на прибыль организаций - 2016
(глава 25 НК РФ)
(подготовлено экспертами компании "Гарант", октябрь 2015 - декабрь 2016 г.г.)
Увеличен порог выручки, позволяющий уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль
(п.п. 9, 10 ст. 2, ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ, далее - Закон N 150-ФЗ)
В 2015 году уплату только квартальных авансовых платежей по налогу на прибыль по итогам отчетного периода осуществляли, в частности, организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем 10 миллионов рублей за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). С текущего налогового периода показатель выручки, позволяющий уплачивать авансы по налогу на прибыль только по итогам отчетных периодов, увеличен до 15 миллионов рублей включительно в среднем за каждый квартал из предыдущих четырех (п. 3 ст. 286 НК РФ в редакции Закона N 150-ФЗ).
Учитывать новый порог доходов от реализации налогоплательщики, уплачивающие квартальные и ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль, могут уже при решении вопроса о необходимости уплаты ежемесячных авансовых платежей в первом квартале 2016 года. Так, если за 2015 год выручка организации от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав не превысит 60 миллионов рублей, и, соответственно, 15 миллионов рублей в среднем за каждый из четырех кварталов 2015 года (60 миллионов рублей/4), - она не должна уплачивать ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль в течение первого квартала 2016 года.
Вновь созданные же организации с 01.01.2016 могут уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль при условии, если выручка от реализации не превысит пяти миллионов рублей в месяц либо пятнадцати миллионов рублей в квартал (п. 5 ст. 287 НК РФ в редакции Закона N 150-ФЗ). В 2015 году указанные показатели были установлены на уровне соответственно одного миллиона рублей в месяц и трех миллионов рублей в квартал (п. 5 ст. 287 НК РФ).
Уточнены наименования и состав экологических платежей, не учитываемых при налогообложении прибыли
(п.п. 1, 3 ст. 6, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ, далее - Закон N 219-ФЗ)
В 2015 году налогоплательщики имели право учитывать в составе материальных расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, в частности платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). Расходы же в виде суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду в налоговом учете не признавались (п. 4 ст. 270 НК РФ).
С 01.01.2016 редакция пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ в рассматриваемой части предусматривает возможность учета в составе материальных расходов платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов (сбросов); за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение, а п. 4 ст. 270 НК РФ - запрет на признание расходов в виде суммы указанных платежей за выбросы (сбросы) и размещение отходов, осуществляемые с превышением допустимых нормативов и лимитов.
Представляется, что основной целью внесения изменений в пп. 7 п. 1 ст. 254, п. 4 ст. 270 НК РФ было приведение терминологии норм главы 25 НК РФ в соответствие с нормами Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также устранение существовавшей неопределенности относительно возможности учета при формировании налогооблагаемой прибыли платежей за размещение отходов производства и потребления (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 19.03.2008 N Ф09-1599/08-С3, ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.03.2007 N А33-19739/2005-Ф02-6753/06-С1 (определением ВАС РФ от 22.08.2007 N 7727/07 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)).
Лимит стоимости амортизируемого имущества повышен с 40 000 руб. до 100 000 руб.
(п.п. 7, 8 ст. 2, ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ, далее - Закон N 150-ФЗ)
В 2015 году к основным средствам и амортизируемому имуществу для целей налогообложения прибыли относилось имущество, первоначальная стоимость которого превышала 40 000 рублей, отвечающее иным требованиям п. 1 ст. 257, п. 1 ст. 256 НК РФ соответственно. С текущего налогового периода по налогу на прибыль порог первоначальной стоимости для отнесения имущества к основным средствам и амортизируемому имуществу повышен и составляет более 100 000 рублей (п. 1 ст. 257, п. 1 ст. 256 НК РФ в редакции Закона N 150-ФЗ).
Это, в частности, означает, что с 2016 года организации, находящиеся на общей системе налогообложения, могут учитывать при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в составе материальных расходов затраты на приобретение (создание) имущества, первоначальной стоимостью до 100 000 рублей включительно, единовременно, по мере ввода его в эксплуатацию, не применяя амортизационный механизм. Такое право предоставляет налогоплательщикам пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.
Новые правила отнесения имущества к основным средствам и амортизируемому имуществу применяются к объектам, введенным в эксплуатацию начиная с 01.01.2016 (ч. 7 ст. 5 Закона N 150-ФЗ), полагаем, независимо от даты осуществления затрат на их приобретение (создание). Иными словами, организации могут единовременно учесть при расчете налогооблагаемой прибыли за 2016 год осуществленные в 2015 году затраты на приобретение (создание) объектов первоначальной стоимостью не более 100 000 рублей, введенных в эксплуатацию в 2016 году.
Сужен интервал предельных значений ставок для признания при налогообложении процентов по контролируемым сделкам
(пп. "б" п. 2 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 08.03.2015 N 32-ФЗ)
С 01.01.2016 установлен единый интервал предельных значений процентных ставок для целей признания в налоговом учете доходов и расходов в виде процентов по долговым обязательствам, оформленным в рублях и возникшим в результате сделок, признаваемых контролируемыми по любым основаниям, - от 75 до 125 процентов ключевой ставки ЦБ РФ (пп. 1. п. 1.2 ст. 269 НК РФ).
На период с 01.01.2015 по 31.12.2015 указанный интервал составлял (пп. 1. п. 1.2 ст. 269 НК РФ):
- по долговым обязательствам, оформленным в рублях и возникшим в результате сделок, признаваемых контролируемыми в соответствии с п. 2 ст. 105.14 НК РФ, - от 0 до 180 процентов ключевой ставки ЦБ РФ;
- по долговым обязательствам, оформленным в рублях и возникшим в результате сделок, признаваемых контролируемыми по иным основаниям, - от 75 процентов ставки рефинансирования ЦБ РФ до 180 процентов ключевой ставки ЦБ РФ.
Применять новый интервал предельных значений процентных ставок следует в отношении доходов и расходов в виде процентов по долговым обязательствам, оформленным в рублях и возникшим в результате контролируемых сделок, подлежащих признанию в налоговом учете с 01.01.2016, вне зависимости от даты заключения соответствующих договоров, о чем косвенно свидетельствуют разъяснения, представленные в письмах Минфина России от 11.08.2015 N 03-03-06/1/46209, от 06.07.2015 N 03-03-06/1/38933, от 11.06.2015 N 03-03-РЗ/33795, от 09.06.2015 N 03-03-06/33222, от 31.12.2014 N 03-01-18/712.
По неконтролируемым сделкам с ценными бумагами и ФИСС налоговая база формируется исходя из фактически примененных сторонами цен
(абзацы восемьдесят девятый и девяностый п. 24, пп. "в" п. 33 ст. 3, ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ)
Действовавший в 2015 году механизм формирования налогооблагаемой прибыли по сделкам с обращающимися ценными бумагами, в том числе, осуществленным вне организованного рынка ценных бумаг, с обращающимися инвестиционными паями открытых паевых инвестиционных фондов, с необращающимися ценными бумагами, с необращающимися инвестиционными паями открытых, закрытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, с необращающимися финансовыми инструментами срочных сделок в некоторых случаях предполагал использование налогоплательщиками не фактически примененных в сделке цен, а вмененных (расчетных) величин (пп.пп. 2, 3 п. 12, п.п. 14-17, 19 ст. 280, п. 2 ст. 305 НК РФ).
С 01.01.2016 в силу п. 29 ст. 280, п. 4 ст. 305 НК РФ особенности, предусмотренные пп.пп. 2, 3 п. 12, п.п. 14-17, 19 ст. 280, п. 2 ст. 305 НК РФ, подлежат учету при определении цен ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев, и необращающихся финансовых инструментов срочных сделок для целей налогообложения прибыли исключительно в отношении сделок, признаваемых контролируемыми в соответствии с разделом V.1 НК РФ. В отношении же сделок с ценными бумагами и необращающимися финансовыми инструментами срочных сделок, не признаваемых контролируемыми, налоговая база по налогу на прибыль организаций должна формироваться с использованием фактически примененных сторонами сделки цен, что существенно упростило порядок ведения налогового учета для налогоплательщиков.
Резиденты свободного порта Владивосток получили право на пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль
(п.п. 2, 3 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 214-ФЗ, далее - Закон N 214-ФЗ)
Действовавшая в 2015 году редакция главы 25 НК РФ не предусматривала налоговых льгот в виде пониженных налоговых ставок для организаций, получивших статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (далее - резиденты порта Владивосток).
С 01.01.2016 для резидентов порта Владивосток, которые будут отвечать требованиям ст. 284.4 НК РФ, налоговая ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, установлена в размере 0 процентов. По общему правилу данная ставка подлежит применению в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета резидентом порта Владивосток будет получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории свободного порта Владивосток. Наряду с этим в течение данного срока резиденты порта Владивосток, отвечающие требованиям ст. 284.4 НК РФ, получили и право на применение ставки налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ, в пределах 5 процентов. В течение пяти следующих за указанными налоговых периодов региональная ставка налога на прибыль для резидентов порта Владивосток также может быть снижена, однако должна быть не менее 10% (п. 1.8 ст. 284, п.п. 3-5 ст. 284.4 НК РФ в редакции Закона N 214-ФЗ).
Доходы организаций от деятельности по присмотру и уходу за детьми включены в размер доходов, учитываемых при применении налоговой ставки 0% по налогу на прибыль организаций
(Федеральный закон от 02.05.2015 N 110-ФЗ, далее - Закон N 110-ФЗ)
С 2016 года установленный пп. 2 п. 3 ст. 284.1 НК РФ 90-процентный барьер доходов, являющийся одним из обязательных условий применения нулевой ставки по налогу на прибыль организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность в соответствии с законодательством РФ, определяется не только с учетом полученных ими доходов от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, подлежащих налогообложению, но и с учетом доходов от присмотра и ухода за детьми (см. также письмо ФНС России от 01.07.2015 N ГД-4-3/11408@). Соответственно, по окончании налоговых периодов, начинающихся с 01.01.2016, в течение которых указанными организациями применялась налоговая ставка 0 процентов, они должны будут представлять в налоговый орган по месту своего нахождения, в том числе, сведения о доле доходов от осуществления образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ, в общей сумме налогооблагаемых доходов (абзац второй п. 6 ст. 284.1 НК РФ в редакции Закона N 110-ФЗ).
Организации-участники ОЭЗ в Магаданской области получили право уплачивать налог на прибыль по льготным ставкам
(п. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2015 N 321-ФЗ, далее - Закон N 321-ФЗ)
Так, п. 1.10 ст. 284 НК РФ для указанной категории налогоплательщиков установлена нулевая налоговая ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, и порядок ее применения.
Указанная налоговая ставка применяется к прибыли от видов деятельности, осуществляемых на территории Магаданской области и определенных соглашением об осуществлении деятельности на территории Особой экономической зоны в Магаданской области, заключаемым в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (далее - Соглашение), при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от видов деятельности, осуществляемых на территории Магаданской области и определенных Соглашением, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иных видов деятельности (далее - раздельный учет).
Организации-участники Особой экономической зоны в Магаданской области получили право на применение налоговой ставки 0 процентов в части налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, с 1-го числа отчетного периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором организация в соответствии с Законом N 104-ФЗ приобрела статус участника Особой экономической зоны в Магаданской области. Те из них, которые приобрели указанный статус по 31.12.2015 включительно, могут применять налоговую ставку 0 процентов за отчетные (налоговые) периоды начиная с 01.01.2016 (ч. 2 ст. 2 Закона N 321-ФЗ). Соответственно, утрачиваться данное право будет с 1-го числа отчетного (налогового) периода, в котором организации утратят статус участников Особой экономической зоны в Магаданской области.
Кроме того, для организаций-участников Особой экономической зоны в Магаданской области предусмотрена возможность установления законом Магаданской области пониженной налоговой ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет соответствующего субъекта РФ от видов деятельности, осуществляемых на территории Магаданской области и определенных Соглашением, при условии ведения раздельного учета - в размере, не превышающем 13,5 процента (п. 1 ст. 284 НК РФ в редакции Закона N 321-ФЗ).
Терминология главы 25 НК РФ приведена в соответствие с нормами патентного права
(п.п. 3-5 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 23.11.2015 N 322-ФЗ, далее - Закон N 322-ФЗ)
Соответствующие изменения внесены в п. 5 ч. 2 ст. 250, пп. 37 п. 1 ст. 264, абзац второй пп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ. При этом правила учета доходов и расходов от предоставления (получения) в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и прав на приравненные к ним средства индивидуализации остались прежними.
Расширен перечень доходов, не подлежащих налогообложению
(пп. "а" п. 6 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2015 N 326-ФЗ, далее - Закон N 326-ФЗ)
С 01.01.2016 в силу пп. 13.2 п. 1 ст. 251 НК РФ, введенного Законом N 326-ФЗ, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде клиринговых сертификатов участия, полученных от клиринговой организации, выдавшей такие сертификаты, а также в виде имущества, полученного от клиринговой организации при погашении принадлежащих налогоплательщику клиринговых сертификатов участия в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте".
Расходы на оплату услуг клиринговых организаций, связанных с выдачей, обслуживанием обращения и погашением клиринговых сертификатов участия, организации могут признавать в налоговом учете
(п. 8 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2015 N 326-ФЗ)
Указанные расходы подлежат учету в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 48.8 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Дополнен перечень расходов, не учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли
(п. 9 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2015 N 326-ФЗ,
п. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 249-ФЗ, далее - Закон N 249-ФЗ)
С 2016 года организации не вправе учитывать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходы в виде имущества, внесенного в имущественный пул клиринговой организации, а также в виде клиринговых сертификатов участия, предъявленных к погашению клиринговой организации, выдавшей такие сертификаты, в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности в силу прямого запрета, установленного п. 11.2 ст. 270 НК РФ.
Наряду с этим в связи с изменением порядка исчисления транспортного налога с 03.07.2016 установлен запрет на признание в налоговом учете расходов в виде суммы платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированными в реестре транспортных средств системы взимания платы (далее - Плата), в размере, на который в соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ была уменьшена сумма транспортного налога, исчисленного за налоговый (отчетный) период в отношении указанных транспортных средств (п. 48.21 ст. 270 НК РФ). Иными словами, при исчислении налогооблагаемой прибыли по итогам налогового периода в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (см., например, письмо Минфина России от 11.01.2016 N 03-03-РЗ/64), налогоплательщики теперь вправе учитывать лишь те суммы Платы, на которые ими не уменьшалась сумма исчисленного транспортного налога, то есть в части ее превышения над суммой исчисленного за соответствующий налоговый период транспортного налога (применительно к каждому тяжеловозу, см. абзац двенадцатый п. 2 ст. 362 НК РФ).
При исчислении налоговой базы по налогу на прибыль по итогам отчетных периодов определение суммы Платы, не учитываемой для целей налогообложения, производится исходя из суммы авансовых платежей по транспортному налогу, исчисленной налогоплательщиком в отношении тяжеловозов, зарегистрированных в реестре транспортных средств системы взимания платы.
Действие данного ограничения распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2016 (ч. 2 ст. 2 Закона N 249-ФЗ), что может потребовать пересчета налогооблагаемой прибыли (посредством полного или частичного исключения из состава расходов Платы) и суммы авансовых платежей по налогу на прибыль за предыдущие отчетные периоды 2016 года, а также представления в налоговый орган соответствующих уточненных налоговых деклараций. При этом оно имеет временных характер - положения п. 48.21 ст. 270 НК РФ действуют до 31.12.2018 включительно (ч. 4 ст. 2 Закона N 249-ФЗ).
Установлен порядок предоставления лицам, выступающим налоговыми агентами в отношении доходов в виде дивидендов, значений показателей Д1 и Д2 (далее - Показатели)
(пп.пп. "а", "б" п. 10 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2015 N 326-ФЗ)
Сроки и формы предоставления российскими организациями, являющимися и не являющимися эмитентами ценных бумаг, по которым они выплачивают дивиденды, налоговым агентам сведений о Показателях установлены соответственно п.п. 5.1 и 5.2 ст. 275 НК РФ, вступившими в силу с 01.01.2016.
Так, российская организация - эмитент ценных бумаг, выплачивающая доходы в виде дивидендов, обязана доводить до сведения налогового агента значения Показателей в срок не позднее пяти дней с даты, на которую в соответствии с решением о выплате (объявлении) дивидендов определяются лица, имеющие право на их получение, но не позднее дня выплаты дивидендов, а российская организация, выплачивающая доходы в виде дивидендов по акциям, в отношении которых она не является эмитентом, - не позднее дня выплаты таких дивидендов. При этом сделать это они могут в одной или нескольких из следующих форм:
- электронный документ, подписанный электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи";
- документ на бумажном носителе, подписанный уполномоченным лицом организации, выплачивающей доход в виде дивидендов;
- публикация значений Показателей на официальном сайте организации, выплачивающей доход в виде дивидендов;
- дополнительная информация, содержащаяся в соответствующем платежном документе на перечисление дивидендов налоговому агенту.
В 2015 году порядок уведомления налоговых агентов о значениях Показателей законодательно установлен не был.
Изменен порядок определения суммы налога с дохода в виде дивидендов, выплачиваемых отдельным категориям иностранных организаций
(пп. "в" п. 10 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2015 N 326-ФЗ)
В случае, если получателями дохода в виде дивидендов, выплачиваемых иностранной организации, действующей в интересах третьих лиц, являются физические лица и (или) организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ, сумма налога, удерживаемого из суммы таких дивидендов, с 2016 года должна определяться на основании п. 5 ст. 275 НК РФ, то есть в порядке, установленном для российских организаций и физических лиц-налоговых резидентов РФ.
Внесены изменения в правила определения лиц, которые являются налоговыми агентами при выплате дивидендов по акциям, выпущенным российскими организациями
(пп. "г" п. 10 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2015 N 326-ФЗ)
Так, например, с 2016 года в силу пп. 1 п. 7 ст. 275 НК РФ налоговыми агентами признаются российские организации, осуществляющие выплату доходов в виде дивидендов по акциям, выпущенным российской организацией, права на которые учитываются в реестре ценных бумаг российской организации на дату, определенную в решении о выплате (об объявлении) дохода по таким ценным бумагам, не только на лицевом счете владельца и счете неустановленных лиц применительно к организации, в отношении которой установлено право на получение такого дохода, как в 2015 году, но и на:
- депозитном лицевом счете применительно к организации, которая имеет право на получение ценных бумаг с указанного счета;
- лицевом счете доверительного управляющего, если этот доверительный управляющий не является профессиональным участником рынка ценных бумаг.
Уточнены понятия реализации и иного выбытия ценных бумаг для целей налогообложения прибыли
(п. 11 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2015 N 326-ФЗ)
Под таковые согласно п. 8.1 ст. 280 НК РФ с 01.01.2016 не подпадают следующие операции:
- погашение клиринговых сертификатов участия при получении от клиринговой организации соответствующих таким сертификатам ценных бумаг и иного имущества, внесенных в имущественный пул клиринговой организации;
- передача клиринговой организации ценных бумаг в счет выдаваемых такой клиринговой организацией клиринговых сертификатов участия.
Установлены особенности порядка определения налоговой базы при ненадлежащем исполнении (неисполнении) второй части РЕПО в случае, если предметом соответствующего договора репо являются клиринговые сертификаты участия
(п. 12 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2015 N 326-ФЗ)
С 01.01.2016 на основании абзаца пятого п. 6, п. 6.1 ст. 282 НК РФ при осуществлении урегулирования взаимных требований вследствие ненадлежащего исполнения (неисполнения) второй части РЕПО в случае, если предметом соответствующего договора репо являются клиринговые сертификаты участия, налоговая база по налогу на прибыль должна определяться в ранее действовавшем порядке, установленном п. 1 ст. 282 НК РФ, но с учетом следующих особенностей:
- рыночная стоимость клиринговых сертификатов участия, являющихся предметом договора репо, определяется исходя из номинальной стоимости таких сертификатов, установленной клиринговой организацией, выдавшей эти сертификаты, в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" (далее - Закон N 7-ФЗ);
- при определении дохода (убытка) от реализации клиринговых сертификатов участия, не выкупленных по второй части РЕПО, расходы продавца по первой части РЕПО признаются равными номинальной стоимости таких сертификатов, установленной клиринговой организацией, выдавшей эти сертификаты, в соответствии с Законом N 7-ФЗ.
Уточнен порядок определения доходов и расходов клиринговых организаций
(п.п. 14, 15 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2015 N 326-ФЗ)
С 2016 года клиринговые организации не должны учитывать в составе доходов при расчете налогооблагаемой прибыли денежные средства и иное имущество, внесенные в их имущественный пул в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" (далее - Закон N 7-ФЗ) (пп. 4 п. 2 ст. 299.1 НК РФ). При этом они не смогут учесть в составе расходов денежные средства и иное имущество, которые будут переданы участнику клиринга при погашении клиринговых сертификатов участия, выпущенных ими в соответствии с Законом N 7-ФЗ (пп. 4 п. 2 ст. 299.2 НК РФ).
Доходы от погашения клиринговых сертификатов участия не признаются доходами от источников в РФ
(п. 16 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2015 N 326-ФЗ)
С 01.01.2016 это прямо установлено п. 2.2 ст. 309 НК РФ. Соответственно, налог на прибыль с таких доходов иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянное представительство, в российскую бюджетную систему уплачиваться не должен (п. 1 ст. 38, п. 3 ст. 247 НК РФ).
Уточнен срок действия документов, подтверждающих уплату (удержание) налога за пределами РФ
(п. 20 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2015 N 326-ФЗ)
С текущего налогового периода в силу абзаца третьего п. 3 ст. 311 НК РФ документы, подтверждающие уплату (удержание) налога за пределами РФ, считаются действующими в течение календарного года, в котором они будут предоставлены налогоплательщику, а не налоговому агенту (как в 2015 году).
Уточнены правила определения доходов и расходов по операциям, связанным с драгоценными металлами
(ст.ст. 1, 3 Федерального закона от 28.11.2015 N 328-ФЗ, далее - Закон N 328-ФЗ)
Уточнен как состав доходов и расходов банков, учитываемых для целей налогообложения прибыли, так и правила их признания.
Так, с 2016 года при формировании налогооблагаемой прибыли банков в силу прямого указания закона должны учитываться доходы и расходы:
- по операциям купли-продажи драгоценных металлов в виде разниц, образующихся вследствие отклонения цены продажи (покупки) драгоценных металлов от учетных цен, установленных ЦБ РФ на дату перехода права собственности на драгоценные металлы (на дату отражения по обезличенному металлическому счету операции купли-продажи драгоценных металлов), - на дату перехода права собственности на драгоценные металлы, в том числе по обезличенным металлическим счетам (пп. 5 п. 2 ст. 290, пп. 5 п. 2 ст. 291, пп. 7 п. 4 ст. 271, пп. 6 п. 7 ст. 272 НК РФ в редакции Закона N 328-ФЗ);
- в виде положительной и отрицательной переоценки драгоценных металлов и требований (обязательств), выраженных в драгоценных металлах, осуществляемой в порядке, установленном нормативными актами ЦБ РФ, - на последнее число текущего месяца (пп. 19 п. 2 ст. 290, пп. 18 п. 2 ст. 291, пп. 7 п. 4 ст. 271, пп. 6 п. 7 ст. 272 НК РФ в редакции Закона N 328-ФЗ).
Продлено действие особого порядка определения предельной величины процентов по контролируемой задолженности для целей определения расходов
(ст. 6, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ, далее - Закон N 401-ФЗ)
Закон N 401-ФЗ распространил действие предусмотренных ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.03.2015 N 32-ФЗ (далее - Закон N 32-ФЗ) особенностей признания в расходах процентов по контролируемой задолженности и на проценты, подлежащие учету при формировании налогооблагаемой прибыли в трех следующих налоговых периодах (2017, 2018 и 2019 годы). В силу ч. 3 ст. 2 Закона N 32-ФЗ в редакции, действующей с 30.11.2016, указанные особенности применяются в отношении долговых обязательств, возникших до 01.10.2014, при условии неизменности сроков их исполнения.
Напоминаем, что ранее Федеральный закон от 29.12.2015 N 386-ФЗ (см. ст. 5, ч. 1 ст. 6 указанного закона) распространил действие данных особенностей на проценты, подлежащие учету при формировании налогооблагаемой прибыли в 2016 году, но только при условии неизменности в течение 2016 года сроков исполнения соответствующих долговых обязательств.
К налоговой базе по доходам от ряда операций с ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики подлежит применению ставка 0 процентов
(п.п. 5, 6 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ, далее - Закон N 396-ФЗ)
Соответствующие положения в отношении налоговой базы, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций, облигаций российских организаций, инвестиционных паев, являющихся ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, с 01.01.2016 предусмотрены п. 4.1 ст. 284 НК РФ.
Особенности применения налоговой ставки 0 % к указанной налоговой базе также с начала 2016 года установлены ст. 284.2.1 НК РФ, согласно п. 1 которой нулевая ставка подлежит применению, если на дату реализации или иного выбытия (в том числе погашения) указанных ценных бумаг они непрерывно принадлежат налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более одного года и в отношении них соблюдается одно из следующих условий:
- акции, облигации российских организаций, инвестиционные паи относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, и в течение всего срока владения налогоплательщиком такими ценными бумагами являются ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
- акции, облигации российских организаций, инвестиционные паи на дату их приобретения налогоплательщиком относятся к ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, и на дату их реализации указанным налогоплательщиком или иного выбытия (в том числе погашения) у указанного налогоплательщика относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг и являющимся ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.
Порядок отнесения акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики подлежит определению в соответствии с п. 3 ст. 284.2 НК РФ, а порядок отнесения облигаций российских организаций и инвестиционных паев, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики должен быть установлен Правительством РФ (п. 2 ст. 284.2.1 НК РФ).
При этом необходимо учитывать, что:
- в силу ч. 5 ст. 4 Закона N 396-ФЗ данный порядок налогообложения будет применяться по 31.12.2022 включительно;
- ч. 4 ст. 4 Закона N 396-ФЗ установлены особенности применения приведенных норм в отношении акций: они подлежат применению в отношении акций российских организаций, приобретенных налогоплательщиком начиная с 01.01.2011, за исключением реализованных им до 2016 года.
Установлены условия, исключающие признание непогашенной задолженности контролируемой
(ст. 2, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 15.02.2016 N 25-ФЗ)
Так, в течение 2016 года непогашенная задолженность, указанная в п. 2 ст. 269 НК РФ, не признается для налогоплательщика - российской организации контролируемой при одновременном выполнении следующих условий:
1) долговое обязательство возникло перед организацией, являющейся банком (включая организации, признаваемые банками в соответствии с законодательством иностранных государств), не признаваемым взаимозависимым лицом как с налогоплательщиком - российской организацией, так и с лицами, выступающими поручителем, гарантом или иным образом обязующимися исполнить долговое обязательство налогоплательщика;
2) с момента возникновения долгового обязательства налогоплательщика не происходило прекращения (исполнения) указанного долгового обязательства как в части суммы основного долга, так и в части уплаты процентов иностранной организацией, указанной в п. 2 ст. 269 НК РФ, и (или) аффилированным лицом этой иностранной организации, выступающими поручителем, гарантом или иным образом обязующимися обеспечить исполнение этого долгового обязательства.
Это означает, что в 2016 году проценты по удовлетворяющей приведенным условиям непогашенной задолженности признаются в расходах без учета ограничения, установленного п. 2 ст. 269 НК РФ (п. 3 ст. 269 НК РФ).
Расширен перечень оснований для применения исключительно добровольного порядка признания иностранной организации налоговым резидентом РФ
(абзац третий пп. "а" п. 9 ст. 2, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ, далее - Закон N 32-ФЗ)
С 15.02.2016 в силу пп. 4 п. 6 ст. 246.2 НК РФ вне зависимости от выполнения в отношении иностранной организации условий признания ее налоговым резидентом РФ, предусмотренных п.п. 2 - 5 указанной статьи, эта иностранная организация признается налоговым резидентом РФ исключительно в добровольном порядке и в случае, если она осуществляет деятельность по предоставлению в аренду или субаренду морских судов, судов смешанного (река - море) плавания и (или) деятельность по международным перевозкам грузов, пассажиров и их багажа и оказанию иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг, при этом доля доходов от таких видов деятельности в общей сумме доходов за период, за который в соответствии с личным законом иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 80 процентов в общей сумме доходов такой иностранной организации по данным ее финансовой отчетности за указанный период.
Действие данной нормы распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2015 (ч. 4 ст. 5 Закона N 32-ФЗ).
Устранена возможность двойного налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний у контролирующих их лиц
(пп. "в" п. 10 ст. 2, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ, далее - Закон N 32-ФЗ)
С 15.02.2016 вступил в силу пп. 53 п. 1 ст. 251 НК РФ, освобождающий от налогообложения доходы в виде дивидендов, полученные налогоплательщиками - контролирующими лицами от контролируемых ими иностранных компаний, в результате распределения прибыли этих компаний, если доход в виде прибыли этих компаний был указан этими налогоплательщиками в налоговых декларациях, представленных за соответствующие налоговые периоды.
Указанное освобождение распространяется на суммы дивидендов, не превышающие сумм дохода в виде прибыли контролируемых иностранных компаний, указанных налогоплательщиками - российскими контролирующими лицами в налоговых декларациях, представленных за соответствующие налоговые периоды.
Для применения данного освобождения необходимо наличие у налогоплательщиков:
- платежных документов (их копий), подтверждающих уплату ими налога с дохода в виде прибыли контролируемых иностранных компаний, являющихся источником выплаты дивидендов, и (или) уплату налога, исчисленного с такой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) законодательством РФ, а также налога на прибыль организаций, исчисленного в отношении прибыли постоянного представительства этой контролируемой иностранной компании в РФ и подлежащего зачету в соответствии с п. 11 ст. 309.1 НК РФ;
- документов (их копий), подтверждающих выплату дохода в виде дивидендов за счет прибыли контролируемых иностранных компаний, доход в виде которых был указан ими в налоговых декларациях, представленных за соответствующие налоговые периоды.
Введены ограничения на применение нулевой налоговой ставки по доходам в виде дивидендов
(пп. "а" п. 16 ст. 2, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)
Так, с 15.02.2016 установленная пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ нулевая налоговая ставка налога на прибыль не распространяется на доходы в виде дивидендов, полученных иностранными организациями, признаваемыми налоговыми резидентами РФ в порядке, установленном ст. 246.2 НК РФ, отличном от самостоятельного.
Уточнен порядок определения расходов при реализации отдельных видов имущества и имущественных прав
(п.п. 11, 14, пп. "б" п. 15 ст. 2, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)
С 15.02.2016 акционеры (участники, пайщики, учредители, контролирующие лица иностранной организации или иностранной структуры без образования юридического лица (далее - иностранная структура)) в силу пп.пп. 2, 2.1 п. 1 ст. 268, п.п. 2.2, 2.3 ст. 277, п. 3 ст. 279, п. 3 ст. 280 НК РФ вправе уменьшать доходы от реализации имущества, не являющегося амортизируемым (за исключением продукции собственного производства и покупных товаров), в том числе ценных бумаг, а также имущественных прав (долей, паев, прав требования долга), полученных при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) иностранной структуры), на их документально подтвержденную стоимость, определенную по данным учета ликвидируемой иностранной организации (иностранной структуры) на дату получения такого имущества (имущественных прав), но не выше рыночной стоимости такого имущества (имущественных прав), определяемой с учетом положений ст. 105.3 НК РФ.
Это справедливо для случаев, когда указанные налогоплательщики на основании п. 2.2 ст. 277 НК РФ не учитывали доходы в виде стоимости полученного при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) иностранной структуры) имущества (имущественных прав) при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Аналогичные правила теперь действуют и в отношении операций по реализации ценных бумаг (иного выбытия ценных бумаг) и (или) имущественных прав, приобретенных непосредственно у контролируемой иностранной компании (далее - КИК) налогоплательщиком, признаваемым ее контролирующим лицом, либо его российским взаимозависимым лицом, при условии, что доходы, полученные КИК от реализации ценных бумаг и (или) имущественных прав в пользу таких лиц, а также расходы КИК в виде цены приобретения ценных бумаг и (или) имущественных прав исключаются из ее прибыли (убытка) согласно п. 10 ст. 309.1 НК РФ (пп. 2.1 п. 1 ст. 268, п. 3 ст. 279, п. 3 ст. 280 НК РФ). В этом случае в расходах можно учесть стоимость ценных бумаг и (или) имущественных прав, определенную исходя из их документально подтвержденной стоимости по данным учета КИК на дату перехода права собственности на указанные ценные бумаги и (или) имущественные права, но не выше их рыночной стоимости на дату перехода права собственности, определяемой в соответствии со ст. 280 НК РФ с учетом положений ст. 105.3 НК РФ.
Уточнена дата получения дохода в виде прибыли контролируемой иностранной компании
(п. 12 ст. 2, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ, далее - Закон N 32-ФЗ)
Так, согласно пп. 12 п. 4 ст. 271 НК РФ в редакции Закона N 32-ФЗ доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в случае отсутствия в соответствии с личным законом такой компании обязанности по составлению и представлению финансовой отчетности следует признавать в налоговом учете на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания календарного года, за который определяется ее прибыль, а не финансового года, как было установлено ранее.
Изменены (определены) правила налогового учета при ликвидации иностранных образований
(п. 13 ст. 2, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ, далее - Закон N 32-ФЗ))
Корректировке подверглись положения ст. 277 НК РФ. На основании п. 2.2 указанной статьи в редакции Закона N 32-ФЗ при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица (далее - иностранная структура)) ее акционер (участник, пайщик, учредитель, контролирующее лицо иностранной организации или контролирующее лицо иностранной структуры), имеющий право на получение доходов в виде стоимости полученного имущества (имущественных прав), при выполнении условий, установленных п. 2.3 той же статьи, вправе не учитывать такие доходы при определении налогооблагаемой прибыли.
Данным правом можно воспользоваться при условии, что процедура ликвидации иностранной организации (иностранной структуры) завершена до 01.01.2018 (п. 2.3 ст. 277 НК РФ). При этом указанный предельный срок завершения процедуры ликвидации иностранной организации (иностранной структуры) продлевается в случаях, поименованных в пп.пп. 1-3 п. 2.3 ст. 277 НК РФ.
Действовавшая до вступления в силу Закона N 32-ФЗ редакция п. 2.2 ст. 277 НК РФ выводила из-под налогообложения доходы в виде стоимости имущества (имущественных прав), полученного при ликвидации иностранной организации ее акционерами (участниками, пайщиками), признаваемыми контролирующими лицами этой иностранной организации. Данная норма подлежала применению до 01.01.2017, но данное ограничение признано утратившим силу (см. п. 3 ст. 3 Закона N 32-ФЗ). Соответственно, Закон N 32-ФЗ увеличил срок для ликвидации иностранных образований, позволяющей освободить от налогообложения доходы в виде стоимости полученного акционерами (участниками, пайщиками, учредителями, контролирующими лицами иностранной организации или иностранной структуры) имущества (имущественных прав).
Наряду с этим следует обратить внимание, что действующая редакция п. 2.2 ст. 277 НК РФ в отличие от прежней:
- имеет добровольный характер для налогоплательщиков (см. также письмо Минфина России от 27.07.2015 N 03-03-06/43081);
- распространяется не только на случаи ликвидации иностранных организаций, но и на случаи прекращения (ликвидации) иностранных структур;
- распространяется не только на указанных в ней лиц, признаваемых контролирующими лицами ликвидированных иностранных организаций (иностранных структур), но и не имеющих данного статуса.
Кроме того, изменениям подверглись правила определения стоимости полученного от ликвидированных иностранных организаций (иностранных структур) имущества (имущественных прав) для целей налогообложения прибыли. В частности, с 15.02.2016 налогоплательщики, воспользовавшиеся предоставленным п. 2.2 ст. 277 НК РФ правом на освобождение от налогообложения доходов, стоимость полученного от ликвидированных иностранных организаций (иностранных структур) имущества (имущественных прав) принимают к учету исходя из его документально подтвержденной стоимости (остаточной стоимости) по данным учета ликвидируемой иностранной организации (иностранной структуры) на дату получения, но не выше рыночной стоимости такого имущества (имущественных прав). При этом необходимость сопоставления полученного результата с фактически оплаченной стоимостью акций (долей, паев) ликвидируемой иностранной организации (иностранной структуры) за вычетом полученных от нее денежных средств и иностранной валюты теперь отсутствует.
Уточнен перечень доходов иностранных организаций, облагаемых у источника их выплаты
(п. 17 ст. 2, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ, далее - Закон N 32-ФЗ)
Так, с 15.02.2016 к доходам иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в РФ, подлежащим обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника их выплаты, относятся и доходы от реализации акций (долей) организаций, более 50 процентов активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), за исключением акций, признаваемых обращающимися на организованном рынке ценных бумаг в соответствии с п. 9 ст. 280 НК РФ (п. 1.1 ст. 309 НК РФ). Отметим, что специалисты финансового ведомства и до вступления в силу соответствующей поправки, внесенной Законом N 32-ФЗ в п. 1.1 ст. 309 НК РФ, исходили из того, что российская организация, осуществляющая в пользу иностранной организации выплату данных доходов, должна исчислять и удерживать у источника выплаты налог при каждой выплате таких доходов (см., например, письма Минфина России от 08.06.2015 N 03-08-13/33142, от 31.03.2015 N 03-08-05/17640).
Скорректированы правила налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (далее - КИК)
(п. 18 ст. 2, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ, далее - Закон N 32-ФЗ)
Соответствующие изменения внесены Законом N 32-ФЗ в ст. 309.1 НК РФ, в частности:
1. Налогоплательщики получили право выбора способа определения прибыли (убытка) КИК (п.п. 1.3, 1.4 ст. 309.1 НК РФ). Так, прибыль (убыток) КИК с 15.02.2016 может определяться по правилам, установленным главой 25 НК РФ для налогоплательщиков - российских организаций, не только в случае невозможности применения альтернативного способа, но и по желанию налогоплательщика.
2. На основании пп. 1 п. 1, п. 1.1 ст. 309.1 НК РФ для определения прибыли (убытка) КИК по данным ее финансовой отчетности теперь требуется выполнение только одного из следующих условий:
- постоянным местонахождением этой КИК является иностранное государство, с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с РФ (действовавшая прежде редакция норм ст. 309.1 НК РФ такого исключения не устанавливала);
- в отношении финансовой отчетности представлено аудиторское заключение, которое не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения. При этом не обязательно, чтобы финансовая отчетность КИК подлежала обязательному аудиту в соответствии с ее личным законом, как было установлено п. 1 ст. 309.1 НК РФ ранее - аудит может быть проведен и на добровольной основе, в соответствии с международными стандартами (пп. 2 п. 1.2 ст. 309.1 НК РФ).
3. Уточнено, что при определении прибыли (убытка) КИК по данным ее финансовой отчетности переводу в рубли подлежит выраженная в иностранной валюте прибыль (убыток), уменьшенная на величину дивидендов (распределенной прибыли), учитываемых в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ст. 25.15 НК РФ (п. 2 ст. 309.1 НК РФ).
4. Установлен порядок определения суммы прибыли (убытка) КИК по правилам, установленным главой 25 НК РФ для налогоплательщиков - российских организаций: прибыль (убыток) определяется в официальной валюте государства (территории) постоянного местонахождения иностранной организации и подлежит пересчету в рубли с применением среднего курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ, определяемого за календарный год, за который определяется сумма прибыли (убытка) КИК (п. 2 ст. 309.1 НК РФ).
5. Расширен перечень доходов (расходов) КИК, которые не подлежат учету при определении прибыли (убытка) КИК (п. 3 ст. 309.1 НК РФ). Так, с 15.02.2016 не учитываются также доходы (расходы) КИК, полученные за период, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год:
- в виде сумм от переоценки долей в уставном (складочном) капитале (фонде) организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах по справедливой стоимости в соответствии с применимыми стандартами составления финансовой отчетности;
- сумм прибыли (убытка) дочерних (ассоциированных) организаций (за исключением дивидендов), признанных в финансовой отчетности КИК в соответствии с ее личным законом (учетной политикой этой компании для целей составления ее финансовой отчетности).
6. Установлено требование о корректировке прибыли (убытка) КИК, определенной по данным ее финансовой отчетности, в случае реализации или иного выбытия долей в уставном (складочном) капитале (фонде) организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг, производных финансовых инструментов на суммы от их переоценки (в случае, если такая переоценка производилась), в том числе убытка от их обесценения, за период, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год, начавшийся в 2015 году, и за все последующие периоды (п. 3.1 ст. 309.1 НК РФ).
7. Доходы от предоставления в аренду или субаренду судов смешанного (река - море) плавания, а также подземных хранилищ газа и трубопроводов, используемых для транспортировки углеводородов, исключены из состава доходов от пассивной деятельности (пп. 8 п. 4 ст. 309.1 НК РФ).
8. К активным доходам с 15.02.2016 относятся и доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (производными финансовыми инструментами) в случае, если извлечение прибыли от таких доходов осуществляется на основании специального разрешения (лицензии) и является основной целью деятельности иностранной компании, являющейся банком в соответствии с законодательством иностранного государства (п. 5 ст. 309.1 НК РФ).
9. Убыток КИК, определенный по правилам, установленным главой 25 НК РФ для налогоплательщиков - российских организаций, теперь также не может быть перенесен на будущие периоды, если налогоплательщиком - контролирующим лицом не представлено уведомление о КИК за период, за который получен указанный убыток (п. 7.1 ст. 309.1 НК РФ).
10. Скорректирован механизм исключения доходов и расходов КИК от реализации ценных бумаг и (или) имущественных прав в пользу контролирующего ее лица либо его российского взаимозависимого лица из расчета налоговой базы, а также продлен срок его действия.
Так, с 15.02.2016 доходы, полученные КИК от реализации ценных бумаг и (или) имущественных прав (в том числе долей, паев) в пользу физического или юридического лица, признаваемого ее контролирующим лицом, либо его российского взаимозависимого лица, а также расходы КИК в виде цены приобретения ценных бумаг и (или) имущественных прав (в том числе долей, паев) исключаются из ее прибыли (убытка) при условии, что цена реализации ценных бумаг и (или) имущественных прав (в том числе долей, паев) определена исходя из их документально подтвержденной стоимости по данным учета КИК на дату перехода права собственности на указанные ценные бумаги и (или) имущественные права (в том числе доли, паи), но не выше их рыночной стоимости на ту же дату, определяемой в соответствии со ст. 280 НК РФ для налогоплательщиков-организаций и в соответствии со ст. 212 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц с учетом положений ст. 105.3 НК РФ (п. 10 ст. 309.1 НК РФ).
Данное правило действует, если процедура ликвидации КИК завершена до 01.01.2018. При этом в абзацах четвертом - седьмом п. 10 ст. 309.1 предусмотрены случаи, в которых указанный срок завершения процедуры ликвидации КИК продлевается.
При выполнении приведенных требований стоимость ценных бумаг и (или) имущественных прав (в том числе долей, паев), приобретенных непосредственно у КИК налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом, либо его взаимозависимым лицом, принимается к учету у такого налогоплательщика (его взаимозависимого лица) исходя из документально подтвержденной стоимости по данным учета КИК на дату перехода права собственности на указанные ценные бумаги и (или) имущественные права (в том числе доли, паи), но не выше их рыночной стоимости на ту же дату, определяемой в соответствии со ст. 280 НК РФ с учетом положений ст. 105.3 НК РФ.
11. Уточнено, что сумма налога, исчисленного в отношении прибыли КИК за соответствующий период, уменьшается не просто на величину налога, исчисленного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) законодательством РФ, а пропорционально доле участия контролирующего лица в этой КИК (п. 11 ст. 309.1 НК РФ).
При этом следует учитывать, что действие положений п.п. 1 - 1.4, 2, 3, 3.1, 4, 5, 7, 7.1, 10 ст. 309.1 НК РФ в редакции Закона N 32-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2015 (ч. 4 ст. 5 указанного закона).
Установлены специальные правила определения отдельными иностранными организациями первого налогового периода по налогу на прибыль
(п. 7 ст. 1, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ, далее - Закон N 32-ФЗ)
Так, с 15.03.2016 иностранные организации, самостоятельно признавшие себя налоговыми резидентами РФ в установленном порядке, деятельность которых на дату такого признания не приводила к образованию постоянного представительства в РФ, при определении первого налогового периода по налогу на прибыль организаций не применяют общие правила, а должны руководствоваться следующим (п.п. 2, 6 ст. 55 НК РФ):
- если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом РФ с 1 января календарного года, в котором ею представлено заявление о признании себя налоговым резидентом РФ (далее - Заявление), первым налоговым периодом по налогу на прибыль организаций для нее является период времени с 1 января календарного года, в котором представлено Заявление, до конца этого календарного года;
- если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом РФ с даты представления в налоговый орган Заявления, первым налоговым периодом по налогу на прибыль организаций для нее является период времени с даты представления в налоговый орган Заявления до конца календарного года, в котором оно представлено. При этом, если Заявление представлено в день, приходящийся на период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом по налогу на прибыль организаций для нее является период времени с даты представления в налоговый орган Заявления до конца календарного года, следующего за годом, в котором оно представлено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.