Бюджетная классификация - 2016. Новые правила применения при планировании и санкционировании, в учете и отчетности
Декабрь, 2015 год
КОСГУ. Порядок применения в 2016 году
При составлении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов), КОСГУ применяться не будет (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ). Соответственно, бюджетные росписи, бюджетные сметы, Планы ФХД не будут детализироваться по КОСГУ. При составлении и исполнении бюджетов теперь используются три классификатора - доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, в состав которых КОСГУ больше не входит.
Санкционирование расходов в 2016 году будет осуществляться без применения КОСГУ. При этом целевой характер расходов будет определяться в том числе по коду вида расходов. Поэтому ревизоры больше не смогут использовать КОСГУ для квалификации расходов организаций госсектора в качестве нецелевого использования бюджетных средств.
В то же время согласно п. 1 ст. 18, ст. 19 БК РФ КОСГУ по-прежнему входит в состав бюджетной классификации Российской Федерации и будет применяться для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, т. е. для отражения уже совершившихся событий. А ответственность, предусмотренную ст. 15.11 КоАП РФ, за искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности никто не отменял... Более того, планируется ужесточение этой ответственности*(1).
Почему классификацию операций сектора государственного управления не отменяют совсем? Дело в том, что деление расходов по такому классификационному признаку является требованием международных стандартов по статистике государственных финансов (СГФ).
КОСГУ также может использоваться в целях организации управленческого учета, при бюджетировании и планировании. С этой целью может устанавливаться дополнительная детализация по статьям (подстатьям) КОСГУ. Например, в целях классификации отдельных видов коммунальных услуг могут применяться аналитические коды КОСГУ 223.1 "Коммунальные услуги. Отопление", 223.2 "Коммунальные услуги. Водоснабжение", 223.3 "Коммунальные услуги. Электроснабжение" и т.д. А возможна еще и разбивка коммунальных расходов по отдельным объектам недвижимости...
При использовании такого приема необходимо соблюдать несложное правило. Дополнительная детализация, установленная уполномоченным органом власти (местного самоуправления), должна применяться всеми без исключения подведомственными учреждениями (в этом случае будет обеспечена сопоставимость данных).
Приказом Минфина России от 01.12.2015 N 190н предусмотрено несколько достаточно принципиальных новшеств в правилах применения КОСГУ (см. также Сопоставительную таблицу).
Доходы в виде субсидий
Доходы государственных (муниципальных) учреждений от поступлений субсидий на финобеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания теперь будут отражаться по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)".
Иные субсидии по-прежнему будут учитываться по статье 180 "Прочие доходы".
Расходы по командировкам
Все командировочные расходы (компенсационные выплаты), предусмотренные ст. 168 ТК РФ, необходимо будет возмещать работникам по ОДНОМУ коду КОСГУ - по подстатье 212 "Прочие выплаты". Речь идет о расходах по проезду и найму жилого помещения, суточных, а также об иных расходах, произведенных с разрешения или ведома работодателя. Соответственно, по коду КОСГУ 212 общей суммой (на основании соответствующего расчета) в учете должна отражаться операция по предоставлению аванса перед выбытием в командировку.
А вот оплата (закупка) учреждением на основании договора услуг, связанных с командировками, по-прежнему будет учитываться по отдельным кодам:
- по подстатье 222 "Транспортные услуги" - оплата проезда к месту служебной командировки и обратно транспортом общего пользования
- по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" - оплата найма жилого помещения на период командировки.
Расходы при направлении на мероприятия
Компенсационные выплаты спортсменам и студентам при их направлении на различного рода мероприятия (в т.ч. на соревнования, олимпиады, учебную практику) также будут отражаться по одному коду - по статье 290 "Прочие расходы". К таким выплатам относится компенсация расходов:
- на проезд;
- на проживание;
- в виде выплаты суточных или денежных средств на питание.
Новая структура КБК
Коды классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов как и раньше будут состоять из 20 знаков. Три знака, "высвобождающихся" в связи с исключением КОСГУ, приобретают новое значение.
Коды бюджетной классификации на 2016 год формируются в соответствии с положениями Указаний N 65н в редакции приказов Минфина России от 08.06.2015 N 90н, от 01.12.2015 N 190н*(2).
Классификация доходов бюджетов (КДБ)
В разрядах 18-20 кода КДБ будет отражаться аналитическая группа подвида доходов бюджетов. Набор цифр, составляющих группу подвида доходов, повторяет "доходные" коды КОСГУ. Таким образом, в 2016 году при перечислении средств в доход бюджета в платежных документах в большинстве случаев необходимо будет указывать прежний набор из 20 цифр, поэтому роста невыясненных поступлений не ожидается*(3).
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов (КИФ)
В разрядах 18-20 кода КИФ будет отражаться аналитическая группа видов источников дефицита бюджетов. Она также будет совпадать с КОСГУ.
Классификация расходов бюджетов (КРБ)
Принципиально изменяется структура КРБ. Код целевой статьи расходов бюджетов теперь состоит из десяти разрядов (8-17 разряды). Для всех бюджетов бюджетной системы действует единое правило - целевая статья должна состоять из двух частей. Первые часть - код программной (непрограммной) статьи (8-12 разряды), вторая часть - код направления расходов (13-17 разряды). Конкретный порядок формирования каждой части целевой статьи определяется публично-правовым образованием самостоятельно с учетом установленных Указаниями N 65н общих требований.
Изучить данный порядок желательно не только специалистам организаций, являющихся получателями бюджетных средств, - подобные знания пригодятся и бухгалтерам бюджетных, автономных учреждений.
На федеральном уровне нумерация целевых статей начинается с расходов в рамках государственных программ. Например, целевая статья 01 0 00 00000 Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения". Далее следуют непрограммные расходы (например, расходы на обеспечение функционирования различных органов власти).
Соответственно, для определения целевого характера расходов желательно подробно изучить постановление Правительства РФ, которым утверждена соответствующая госпрограмма*(4). Данная рекомендация актуальна и для бюджетных (автономных) учреждений, получающих бюджетные субсидии в рамках реализации определенных программ.
Направления расходов, также могут сказать о многом. Например, если код направления расходов начинается с цифры 5 (3), речь может идти о межбюджетных трансфертах из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ). Следовательно, если такие средства поступили в учреждение субъекта РФ (муниципальное учреждение), порядок их расходования может быть проверен Счетной палатой РФ или Росфиннадзором (п. 2 ст. 266.1 БК РФ).
Как узнать, что за средства поступили в учреждение? Внимательно изучайте КБК при доведении до вашего казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств. Ну а если речь идет о бюджетном (автономном) учреждении, целевое предназначение средств можно узнать по КБК, указанному уполномоченным органом при доведении средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания или целевой субсидии.
Минфин России публикует в рубрике "Бюджет", подрубрике "Бюджетная классификация Российской Федерации", разделе "Методический кабинет" сопоставительные таблицы прежних и новых КБК, единых для всех бюджетов, а также применяемых при составлении и исполнении федерального бюджета. Эта информация пригодится как получателям бюджетных средств, так и бюджетным (автономным) учреждениям (прежде всего в части видов расходов).
Аналогичные сопоставительные таблицы по КБК, утверждаемым на уровне публично-правового образования, могут размещаться на сайтах финорганов соответствующих бюджетов.
Планирование и санкционирование
Показатели бюджетных смет получателей бюджетных средств будут формироваться в разрезе кодов КРБ с детализацией до кодов групп, подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов*(5). В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения согласно новому порядку формирования Плана ФХД по большинству позиций будут планировать свои расходы по видам расходов (п.п. 8.1, 13 Требований, утв. приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н)*(6). При этом плановые показатели по выплатам могут быть детализированы до уровня групп и подгрупп видов расходов.
Целевое назначение бюджетных средств с 2016 года будет определять совокупность целей, определенных в соответствии с порядком применения целевой статьи и вида расходов, с указанием которых средства были предоставлены из бюджета.
Виды расходов детализируют направление финансового обеспечения. По группе 100 обобщаются расходы на выплату персоналу, по группе 200 - расходы на закупку товаров, работ и услуг некапитального характера, а по группе 400 - капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности и т. д.
Например, если организация госсектора осуществляет бюджетные инвестиции в объект капстроительства, не имеет принципиального значения, как будет достигнут результат. Так, может быть заключен один контракт на весь объем работ или же отдельные контракты на разработку проектно-сметной документации, осуществление строительного контроля, приобретение материалов и оборудования, строительные работы. Главное, чтобы была достигнута цель - построен объект. Именно эту цель характеризуют коды видов расходов. Организации госсектора будут по собственному усмотрению распределять средства для достижения запланированного результата, учитывая уже фактически осуществленные расходы по кодам КОСГУ.
Изменение подходов к определению сущности целевого использования бюджетных средств предопределило изменение порядка санкционирования оплаты денежных обязательств. Теперь санкционирование оплаты обязательств получателей бюджетных средств и санкционировании расходов бюджетных и автономных учреждений за счет целевых субсидий и субсидий на осуществление капитальных вложений будут проводиться по виду расходов*(7).
В 2016 году корректность применения организациями госсектора кодов видов расходов станет предметом пристального внимания как со стороны казначейских органов, так и со стороны органов государственного (муниципального) финансового контроля.
Рекомендуем обратить внимание на наш материал, в котором приведены основные правила применения кодов видов расходов. Он пригодятся в том числе и бухгалтерам бюджетных (автономных) учреждений.
КБК, КОСГУ в бухучете
При формировании учетной политики на 2016 год и учетных показателей на первый отчетный день 2016 года должна применяться новая редакция п. 21 Инструкции N 157н, устанавливающая структуру номера счета бухгалтерского (бюджетного) учета (п. 2 приказа Минфина России от 06.08.2015 N 124н).
Несмотря на существенные изменения структуры КБК разрядность счета в плане счетов бухгалтерского (бюджетного) учета остается прежней. Как и раньше, он будет состоять из 26 знаков.
Участники бюджетного процесса
В 1-17 разрядах номера счета бюджетного учета в 2016 году должны будут отражать показатели с 4 по 20 разряд нового кода КДБ, КРБ и КИФ. То есть казенные учреждения в номере счета код главного администратора бюджетных средств больше указывать не будут. Эта информация уже содержится в номере лицевого счета, в реестре участников бюджетного процесса - дублировать ее в номере счета нецелесообразно.
Решен вопрос с применением КБК в целях учета нефинансовых активов. В течение года 1-17 разряды номера счета по учету этих активов пока предполагается формировать по прежним правилам. А вот при формировании остатков на начало года в коде счета могут быть оставлены только коды раздела и подраздела, а в 5-17 разрядах номера счета будут указываться нули (последний абзац п. 2 новой редакции Инструкции N 162н)*(8). Согласно учетной политике для данных целей выбор раздела и подраздела может осуществляться исходя из того функционала, в рамках которого используются конкретные объекты нефинансовых активов. Планируется, что данное правило будет распространяться на все нефинансовые активы, за исключением счетов 0 106 00 000 и 0 107 00 000.
Еще одно новшество: при формировании счета 0 204 00 000 "Финансовые вложения" и корреспондирующего с ним счета 0 401 20 000 "Расходы текущего финансового года" вместо кодов раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов указываются нули (шестой абзац п. 2 новой редакции Инструкции N 162н).
Все бюджетные данные будут доводиться до участников бюджетного процесса без КОСГУ. А раз так, то не имеет смысла учет в разрезе КОСГУ на таких счетах, как 0 501 00 000 "Лимиты бюджетных обязательств", 0 503 00 000 "Бюджетные ассигнования". Минфином России запланированы соответствующие поправки в Инструкцию N 162н. А вот учет принятых обязательств в разрезе КОСГУ по-прежнему актуален - такие данные понадобятся не только для целей управленческого учета, но и для формирования бюджетной отчетности.
Порядок формирования 24-26 разрядов номера счета практически не изменяется. В этих разрядах по общему правилу по-прежнему подлежат указанию коды КОСГУ. Кстати, финансовое ведомство предусматривает все больше счетов бухгалтерского учета, в которые КОСГУ может включаться согласно учетной политике учреждения. Например, в соответствии с Планом счетов бюджетного учета (в ред. приказа Минфина России от 17.08.2015 N 127н) счет 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" может использоваться с любым КОСГУ, соответствующим экономическому содержанию создаваемого резерва.
В 2016 году счет бухгалтерского учета включает код Вида расходов и код КОСГУ. Следовательно, номер счета обязательно должен проходить проверку на корректность - при его формировании должны применяться только те сочетания кодов Видов расходов и КОСГУ, которые предусмотрены Приложением N 5 к Указаниям N 65н.
Бюджетные и автономные учреждения
Нововведения предусмотрены также для бюджетных и автономных учреждений. С 1 января 2017 года они обязаны в разрядах с 1 по 4 номера счета указывать код раздела, код подраздела расходов бюджета (п. 21.1 Инструкции N 157н).
Но не спешите радоваться: в Минфине рассматривается вопрос об обязательном включении в код счета бюджетных (автономных) учреждений кода видов расходов. В недалеком будущем планируется составление отчетности в структуре государственных (муниципальных) программ. А значит, понадобятся данные в разрезе кодов целевых статей...
Похоже, что коды бюджетной классификации постепенно возвратятся в 1-17 разряды кода счета бюджетных и автономных учреждений. Поэтому, для таких учреждений вполне оправданным будет решение о включении в учетную политику положений, согласно которым уже с 1 января 2016 года отдельные элементы КРБ используются при формировании 1-17 разрядов номера счета. Соответственно, для бюджетных и автономных учреждений актуальными являются практически все упоминаемые выше новшества по использованию КБК и КОСГУ в бухучете участниками бюджетного процесса.
КОСГУ в бухотчетности
Как и прежде многие формы бухгалтерской (бюджетной) отчетности будут представляться в разрезе КОСГУ. Более того, планируется включение данного показателя в отдельные формы. Например, графа "КОСГУ" появится в обновленной форме Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128), формируемой казенными учреждениями*(9). С детализацией по КОСГУ также будут формироваться некоторые новые отчеты. Например, новый для бюджетных и автономных учреждений Отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723)*(10).
Код КОСГУ фактически содержится в номерах счетов: в 24-26 разрядах (например, в счетах 0 109 00 000, 0 401 10 000) или в 22-23 разрядах (например, в счетах 0 205 00 00, 0 209 00 000, 0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 302 00 000). Так что даже в новых условиях формирование отчетных форм в разрезе КОСГУ не должно составить большого труда.
В перспективе планируется существенно облегчить жизнь бухгалтеров - часть полномочий по формированию отчетных форм может быть передана органам Федерального казначейства, в информационных ресурсах которых сосредотачивается все больше информации.
Например, Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) может составляться на основании данных об обязательствах, поставленных на учет в казначейских органах*(11). Более того, на основании данных из реестра контрактов частично может формироваться и Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738), который в настоящее время представляют бюджетные и автономные учреждения.
Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737), по сути, систематизирует данные о движении денежных средств на лицевом счете. Учреждения просто могут добавлять в него недостающие данные о наличии (движении) средств в кассе, на счетах в кредитных организациях.
______________________________
*(1) См. проект федерального закона N 890123-6 "О внесении изменений в статьи 4.5 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (вносится Правительством Российской Федерации).
*(2) Информация о новой структуре кодов бюджетной классификации ранее была доведена письмом Минфина России от 14.05.2015 N 02-05-11/27759.
*(3) Здесь и далее графическое изображение структуры кода бюджетной классификации 2015 и 2016 года приводится в соответствии с презентацией, размещенной на официальном сайте Минфина России (www.minfin.ru) в рубрике "Бюджет", подрубрике "Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора", разделе "Методический кабинет".
*(4) См. Перечень государственных программ Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 N 1950-р.
*(5) См. проект Приказа Министерства финансов РФ "О внесении изменений в нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации", предусматривающий корректировку Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утв. приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н.
*(6) Новые правила подлежат обязательному применению при формировании планов на 2017 год. В то же время учредитель вправе установить требование о применении новых правил (за исключением отдельных положений) уже при составлении плана на 2016 год (п. 2 приказа Минфина России от 24.09.2015 N 140н).
*(7) См., в частности:
- Порядок, утв. приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н (в ред. приказа Минфина России от 23.12.2014 N 164н);
- проект Приказа Министерства финансов РФ "О внесении изменений в нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации", предусматривающий корректировку "Порядка санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений...", утв. приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н;
- проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и статью 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (подготовлен Минфином России 02.07.2015 г.).
*(8) Здесь и далее приводятся нововведения, предусмотренные Инструкцией N 162н в редакции приказов Минфина России от 17.08.2015 N 127н, от 30.11.2015 N 184н.
*(9) См. проект Приказа Министерства финансов РФ "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н" (подготовлен Минфином России 06.11.2015 г.).
*(10) См. проект Приказа Министерства финансов РФ "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н" (подготовлен Минфином России 12.11.2015 г.).
*(11) Предполагается, что с 1 января 2017 года денежные обязательства получателей средств федерального бюджета также будут учитываться на соответствующих лицевых счетах (проект Приказа Министерства финансов РФ "О Порядке учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета" (подготовлен Минфином России 10.08.2015 г.)).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.