Энциклопедия судебной практики
Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)
(Ст. 9 Закона "О защите прав потребителей")
1. Общие вопросы применения ст. 9 Закона о защите прав потребителей
1.1. Назначение информации об изготовителе (продавце) заключается в извещении неопределенного круга лиц о его фактическом местонахождении и обозначении места входа
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.92 N 2300-1 (в редакции ФЗ от 09.01.96 N 2-ФЗ) потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
В силу статьи 9 Закона о защите прав потребителей потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом месте нахождения юридического лица и (или) в обозначении места входа.
Содержание указанной информации определено статьей 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", в силу которой потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
В силу статьи 9 Закона о защите прав потребителей потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до его сведения фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
В силу статьи 9 Закона о защите прав потребителей потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до его сведения фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
В силу статьи 9 Закона о защите прав потребителей потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до его сведения фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
В силу ст. 9 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
1.2. Информация, перечисленная в ст. 9 Закона о защите прав потребителей, должна быть доведена до потребителя вне зависимости от наличия или отсутствия у изготовителя (исполнителя, продавца) офисного, производственного либо другого помещения
Решение Ивановского областного суда от 26 ноября 2015 г. по делу N 21-315/2015
Вывод должностных лиц Управления Роспотребнадзора об отсутствии возможности расположить вывеску в связи с отсутствием у ТСЖ офисного, производственного либо другого помещения, сделан без учета всех обстоятельств по делу, поскольку информация об исполнителе услуг, режиме его работы и реализуемых услугах ТСЖ в наглядной и доступной форме может быть доведена до сведения потребителей в любой форме вне зависимости от наличия или отсутствия в ТСЖ офисного, производственного либо другого помещения.
1.3. Вывеска, содержащая в себе информацию, перечисленную в ст. 9 Закона о защите прав потребителей, не может быть признана рекламой
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18 ноября 2014 г. N 303-ЭС14-395
При применении пункта 1 статьи 3 Закона [о рекламе] следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 Гражданского кодекса, статьей 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", статьей 18 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", статьями 9, 10 Закона "О защите прав потребителей" и т.д.
При применении пункта 1 статьи 3 Закона N 38-ФЗ судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьями 9, 10 Закона о защите прав потребителей.
Не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая в силу закона обязательна к размещению или размещается в силу обычая делового оборота.
К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьями 9, 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
При применении пункта 1 статьи 3 этого Закона следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 ГК РФ, статьей 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", статьей 18 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", статьями 9, 10 Закона "О защите прав потребителей" и т.д.
При применении пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о рекламе судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным в нем критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьями 9, 10 Закона о защите прав потребителей.
Не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательства к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьями 9, 10 Закона о защите прав потребителей.
При применении пункта 1 статьи 3 этого Закона следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 Гражданского кодекса, статьей 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", статьей 18 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", статьями 9 и 10 Закона о защите прав потребителей" и т.д.
При применении данной нормы судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", статьей 18 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", статьями 9, 10 Закона "О защите прав потребителей".
Апелляционное определение Московского городского суда от 04 декабря 2015 г. N 33-42525/15
При применении пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьями 9, 10 Закона "О защите прав потребителей".
1.4. Вывеска, не содержащая в себе информацию, перечисленную в ст. 9 Закона о защите прав потребителей, является рекламой
Определение Верховного Суда РФ от 2 декабря 2014 г. N 304-ЭС14-2557
Суды исходили из того, что на конструкции, расположенной на общем имуществе собственников жилого дома, слова "ОБУВЬ" и "[наименование марки обуви]" являются рекламными и направлены на формирование и поддержание интереса к деятельности индивидуального предпринимателя; установленная конструкция не представляет собой вывеску информационного характера, поскольку на спорной конструкции не содержится всех необходимых сведений о юридическом лице, предусмотренных статьей 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей", которой на исполнителя (продавца) возложена обязанность разместить соответствующую информацию
Суды обеих инстанций на основании верной правовой оценки действующего законодательства применительно к представленным в материалы дела доказательствам, пришли к правильным выводам о том, что спорные конструкции не являются обязательной для установления уличной вывеской (табличкой), так как не содержат сведений о фирменном наименовании организации, месте ее нахождения и режиме работы, о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и наименовании зарегистрировавшего его органа. То есть содержащаяся на спорных конструкциях информация не является той информацией, обязанность доведения которой до сведения покупателей установлена статьей 9 Закона о защите прав потребителей.
Оценив спорную конструкцию, суды установили, что она не содержит всех необходимых сведений, предусмотренных Законом о защите прав потребителей, содержит лишь наименование организации и указание на способ торговли (супермаркет), превышает допустимые для информационной вывески размеры.
С учетом установленных обстоятельств, а также способа доведения информации о своем товаре и обозначении продавца, в том числе посредством использования товарного знака, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно не согласились с обществом о признании ее информацией, размещенной в соответствии с требованиями Закона о защите прав потребителей, сделав вывод о том, что спорная конструкция в силу указанных признаков направлена на привлечение и поддержание внимания к сети магазинов и поэтому является рекламной конструкцией.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что размещенная на стене жилого дома конструкция, с учетом ее размера и содержащихся на ней слов, является рекламной конструкцией, так как служит для поддержания и формирования интереса неопределенного круга лиц к Обществу и его деятельности, то есть имеет отношение именно к деятельности ответчика; конструкции не содержат всей необходимой информации, предусмотренной Законом о защите прав потребителей, размещены при соблюдении ответчиком процедуры их установки как рекламных конструкций.
Собственники названного дома не принимали решения о предоставлении в пользование Общества фасада жилого дома для размещения спорной вывески, являющейся рекламной конструкцией, поскольку она не содержит того объема информации об изготовителе (исполнителе, продавце), который должен быть доведен до потребителя в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о защите прав потребителей.
Суды пришли к выводу, что размещенная на стене жилого дома конструкция, с учетом ее размера и содержащихся на ней слов, является рекламной конструкцией, так как служит для поддержания и формирования интереса неопределенного круга лиц к ООО и его деятельности, то есть имеет отношение именно к деятельности ответчика; приведенная на конструкции информация способна сформировать предпочтительный интерес к приобретению товаров (работ, услуг) именно у этого юридического лица.
1.5. Неуказание на вывеске всей информации, предусмотренной ст. 9 Закона о защите прав потребителей, само по себе не свидетельствует о рекламном характере данной вывески
Не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьями 9, 10 Закона "О защите прав потребителей".
То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
Апелляционное определение Московского городского суда от 4 декабря 2015 г. N 33-42525/15
В соответствии со статьями 9, 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы, а также иные сведения, предусмотренные в этих нормах.
Между тем, при применении пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьями 9, 10 Закона "О защите прав потребителей".
То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
Не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательства к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 9, 10 Закона о защите прав потребителей. То обстоятельство, что информация, обязательна к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
При применении пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным в нем критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 Гражданского кодекса, статьями 9, 10 Закона о защите прав потребителей. То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона [в т.ч. в силу ст. 9 Закона о защите прав потребителей] или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона [в т.ч. в силу ст. 9 Закона о защите прав потребителей] или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
При применении п. 1 ст. 3 Федерального закона N 38-ФЗ судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со ст. 495 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 9, 10 Закона от 07.09.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой.
Не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона [в т.ч. в силу ст. 9 Закона о защите прав потребителей] или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона [в т.ч. в силу ст. 9 Закона о защите прав потребителей] или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
1.6. Указание на вывеске режима работы обязательно только для организаций, оказывающих возмездные услуги или занимающихся куплей-продажей
Решение Астраханского областного суда от 19 июня 2015 г. по делу N 21-260/2015
Положение Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" в части указания на вывеске режима работы учреждения, применимо только к организациям, оказывающим услуги по возмездным договорам или договорам купли-продажи.
1.7. Закон не регламентирует параметры информационных вывесок, порядок их размещения на зданиях и состав их элементов
Размещение по месту нахождения и осуществления деятельности вывесок с информацией о наименовании, виде деятельности, режиме работы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является обязанностью, которая установлена действующим законодательством (ст. 1474 ГК РФ, ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").
При этом нормы, регламентирующие параметры данных вывесок; порядок их размещения на зданиях, строениях, сооружениях; состав элементов вывесок (текстовые и декоративно-художественные части), федеральное законодательство не содержит.
1.8. Для применения ст. 9 Закона о защите прав потребителей понятия "вывеска" и "информационная табличка" идентичны
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что администрация города, приняв нормативный правовой акт, устанавливающий понятия "вывеска", "информационная табличка" для вышеназванных целей, вышла за пределы своих полномочий.
Кроме того, понятия "вывеска", "информационная табличка", используемые в толковых словарях русского языка, означают - доска с надписью, рисунком, обозначающими наименование предприятия, режим работы.
1.9. Для применения ст. 9 Закона о защите прав потребителей понятия "средства размещения наружной информации" и "средство наружной информации" идентичны
Под средством размещения наружной информации (вывеской) понимается элемент благоустройства территории, являющийся информационной конструкцией, устанавливаемой в месте нахождения организации и (или) непосредственно в месте осуществления реализации товара, оказания услуг в целях информационного оформления зданий для доведения до сведения потребителей информации, указание которой является обязательным в силу статьи 9 Федерального закона "О защите прав потребителей", а именно информации о фирменном наименовании (наименовании) организации, месте ее нахождения (адресе) и режиме ее работы, а также содержащей информацию, которая обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота и не преследует целей, связанных с рекламой. Понятия "средства размещения наружной информации" и "средство наружной информации" идентичны.
1.10. Информационная стела АЗС является вывеской, а не рекламой
Определение Верховного Суда РФ от 10 сентября 2015 г. N 304-КГ15-10536
Исходя из оценки представленных доказательств, учитывая положения пункта 1 статьи 9 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", суды пришли к выводу о том, что информационная стела АЗС является вывеской, а не рекламой.
Размещение на информационной стеле в месте нахождения АЗС сведений о реализуемых товарах: марках бензина (ассортименте товара), ценах на них, сведений о соответствии бензина стандартам топлива - не может расцениваться как преследующее рекламные цели.
Расположение информационных конструкций вдоль обочины дороги при въезде на территорию АЗС либо в непосредственной близости от нее не противоречит действующему законодательству и не изменяет сущности информационной вывески, напротив, является исполнением требования Закона о защите прав потребителей о своевременном предоставлении потребителю необходимой и достоверной информации о товарах, обеспечивающих возможность их правильного выбора.
1.11. Информация, транслируемая на ТВ, не может расцениваться в качестве вывески организации
Согласно части 1 и 2 статьи 9 Федерального Закона от 07.02.1992 N 2300 "О защите прав потребителей" исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы, информацию о виде деятельности, номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информацию об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Трансляция звукового сообщения в эфире канала на область не может быть отнесена к информации, размещенной на вывеске организации, поскольку вывеска имеет графическое изображение и располагается в месте осуществления деятельности юридического лица.
1.12. Орган местного самоуправления не вправе ограничивать размещение вывесок, обязанность по размещению которых обусловлена нормами ст. 9 Закона о защите прав потребителей
Определение Верховного Суда РФ от 4 августа 2015 г. N 310-КГ15-8669
Судами установлено, что оспариваемыми нормативными актами, предусмотрена обязанность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соблюдать разработанные архитектурно-художественные концепции при размещении вывесок и информационных табличек; установлены требования к размещению вывесок и информационных табличек; установлены обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей разрабатывать и согласовывать в установленном порядке паспорта колористического решения фасадов здания при размещении на данном объекте вывесок.
Не согласившись принятыми положениями, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установив, что оспариваемым нормативным актом требования относились к внешнему виду фасадов зданий, пришел к выводу, что администрация, принимая оспариваемый нормативный акт, действовала в рамках своих полномочий.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, суд кассационной инстанции, руководствуясь положениями статьи 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", а также Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", указал, что федеральным законодательством регламентирована обязанность субъектов предпринимательства размещать вывески с необходимой информацией и, установив ограничения к размещению вывесок и информационных табличек, администрация допустила нарушения норм федерального законодательства и вышла за пределы свои полномочий.
Также суд указал, что положения действующего законодательства, устанавливающие для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанность размещать вывески с информацией о наименовании хозяйствующего субъекта, режиме работы распространяется на всей территории Российской Федерации, в связи с чем порядок исполнения требований закона в этой части также должен быть единым на всей территории Российской Федерации.
1.13. Вывеска, на которой общество размещает сведения информационного характера о своей деятельности, не является рекламой
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 апреля 2013 г. N 15567/12
Спорная информация размещена на конструкции на лицевой стороне фасада административного здания, в котором находится общество, содержит наименование общества и номер телефона и представляет собой сведения о виде деятельности общества в целях доведения этой информации до потребителей.
При этом в рассматриваемой информации не содержится ни конкретных сведений о товаре, ни об условиях его приобретения или использования.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о размещении сведений, носящих информационный характер о деятельности общества, которые не могут быть отнесены к рекламе.
Назначение информации такого характера [наименование организации, юридический адрес и режим работы] состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом месте нахождения юридического лица и (или) в обозначении места входа.
В отличие от рекламы, под которой по смыслу статьи 3 Закона N 38-ФЗ понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям, указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама.
Назначение информации такого характера [наименование организации, юридический адрес и режим работы] состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом месте нахождения юридического лица и (или) в обозначении места входа.
В отличие от рекламы, под которой по смыслу статьи 3 Закона N 38-ФЗ понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям, указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама.
Назначение информации такого характера [наименование организации, юридический адрес и режим работы] состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом месте нахождения юридического лица и (или) в обозначении места входа.
В отличие от рекламы, под которой по смыслу статьи 3 Закона N 38-ФЗ понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям, указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама.
1.14. Вывеска, не содержащая обязательных сведений о юридическом лице, установленных законом, является рекламной
Установив, что спорная вывеска направлена только на привлечение внимания потребителей к реализуемому товару, не содержит обязательной информации, установленной законом, апелляционный суд пришел к выводу о том, что она носит рекламный характер, в силу чего соблюдение ответчиками требований пунктов 3 и 3.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" является обязательным.
1.15. Недоведение до потребителей информации об организации влечет административную ответственность
В части 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
На основании пункта 1 статьи 9 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Суд первой инстанции установил, что на вывеске филиала АКБ на момент проверки отсутствовала информация о месте нахождения (адресе) организации.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях Банка состава административного правонарушения.
2. Информация, которую разрешено или запрещено указывать на информационной вывеске
2.1. Указание на вывеске товарного знака свидетельствует о рекламном характере данной информации
Размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
Превышение допустимых муниципальными правовыми актами размеров для вывески, отсутствие на конструкции всех необходимых сведений, которые предусмотрены Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", использование товарного знака, размещение иных информационных табличек - признаки, свидетельствующие о том, что конструкция направлена на привлечение и поддержание внимания к реализуемому товару, его продвижению на рынке и поэтому является рекламной.
С учетом установленных обстоятельств, а также способа доведения информации о своем товаре и обозначении продавца, в том числе посредством использования товарного знака, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно не согласились с обществом о признании ее информацией, размещенной в соответствии с требованиями Закона о защите прав потребителей, сделав вывод о том, что спорная конструкция в силу указанных признаков направлена на привлечение и поддержание внимания к сети магазинов и поэтому является рекламной конструкцией.
При анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
Размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
Размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
Размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу
2.2. Указание на вывеске товарного знака не свидетельствует о рекламном характере данной информации
ООО, являясь лицом, которому предоставлено право на использование товарного знака "Шоколадный Департамент", в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 1484 ГК РФ, имеет право использовать обозначение "Шоколадный Департамент" на вывесках магазинов, в которых оно осуществляет деятельность по продвижению товаров третьим лицам.
В связи с этим изображение на спорных вывесках товарного знака с указанием на фирменный магазин кондитерских изделий, применительно к установленным обстоятельствам, само по себе не влечет признание этой информации рекламой, поскольку, по сути, является размещением в силу обычаев делового оборота в месте непосредственного осуществления ответчиком своей деятельности коммерческого обозначения, применяемого для идентификации этого места.
2.3. Указание на вывеске года основания организации не свидетельствует о рекламном характере данной информации
Указание в составе информации, размещённой на вывеске, года основания компании, безусловно, призвано информировать потребителей о времени участия предприятия на рынке ювелирных изделий и об определённой степени его надёжности, однако такой элемент информации не выходит за рамки общих сведений о компании и не свидетельствует о размещённой рекламе.
2.4. Указание на вывеске информации о реализуемом товаре в месте нахождения организации или в месте реализации товара не свидетельствует о рекламном характере такой вывески
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации не преследует целей, связанных с рекламой.
Не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая в силу закона обязательна к размещению или размещается в силу обычая делового оборота; не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
2.5. Перечисление на вывеске информации об оказываемых услугах, размещенной у входа в помещение исполнителя, не свидетельствует о ее рекламном характере
В силу статьи 9 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. До сведения потребителя, в том числе должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию.
Указанные сведения, в том числе перечисление оказываемых услуг, размещенные на конструкции у входа в помещение в целях доведения до потребителей информации о деятельности продавца (исполнителя), не могут быть отнесены к рекламе.
В силу статьи 9 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. До сведения потребителя, в том числе должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию.
Указанные сведения, в том числе перечисление оказываемых услуг, размещенные на конструкции у входа в помещение в целях доведения до потребителей информации о деятельности продавца (исполнителя), не могут быть отнесены к рекламе.
2.6. Перечисление на вывеске, расположенной на участке автомобильной дороги, информации о производимой продавцом продукции не свидетельствует о рекламном характере такой вывески
Как следует из материалов дела, информация, размещенная на баннере, расположенном на участке автомобильной дороги на участке подъезда к городу, содержит наименование юридического лица и номера телефонов, а также перечень производимой обществом продукции.
Давая оценку указанной информации, суд обоснованно пришел к выводу о том, что она не содержит признаков рекламы, так как не направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования и не формирует интерес к производимой обществом продукции для продвижения её на рынке.
2.7. Указание на вывеске информации о форме оплаты товара свидетельствует о ее рекламном характере
Суд первой инстанции, в свою очередь, указал на те признаки, которые позволяют отнести к рекламе тот объект, который размещен на ограждающей конструкции - наличие, кроме графического изображения реализуемых Обществом товаров, надписей "кредит, рассрочка". Вывод суда основан на буквальном толковании смысловой нагрузки указанных фраз - привлечение внимания к объекту рекламирования (ввиду предложения привлекательных для покупателя форм его оплаты), а следовательно, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
2.8. Статья 9 Закона о защите прав потребителей применяется только к сообщениям исключительно информационного характера, не содержащим элементы, формирующие интерес к объекту рекламирования
Статья 9 Закона "О защите прав потребителей" подлежит применению только к сообщениям исключительно информационного характера, не содержащим элементы, формирующие интерес к объекту рекламирования, - тем товарам, работам, услугам, которые реализует, производит, оказывает лицо, разместившее такое сообщение.
3. Особенности размещения информационной вывески на многоквартирном жилом доме
3.1. Вывеска, размещенная в порядке ст. 9 Закона о защите прав потребителей на фасаде многоквартирного жилого дома, если она видна с удаленного расстояния, считается рекламой
По оценке суда вывеска на фасаде многоквартирного дома позволяет видеть информацию, приведенную в ней, на удаленном расстоянии, направлена на привлечение неопределенного круга покупателей, следовательно, является рекламной.
3.2. Информация, перечисленная в ст. 9 Закона о защите прав потребителей, может быть размещена на вывеске, расположенной на многоквартирном жилом доме без соответствующего решения собственников помещений этого дома
Определение Верховного Суда РФ от 2 сентября 2015 г. N 307-ЭС15-11544
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования, исходил из того, что у ответчика отсутствовало согласие собственников помещений жилого дома на использование общего имущества, включая фасады для размещения на них рекламных конструкций. При этом суд отклонил довод ответчика о том, что спорные вывески не являются рекламой, а служат исключительно для целей информирования о нахождении организации.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 2, 3, 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", статей 9 и 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей", пришел к [обоснованному] выводу о том, что согласие собственников помещений в многоквартирном доме на заключение договора не требуется, поскольку у рассматриваемых вывесок отсутствуют признаки рекламы (с учетом их содержания и места размещения).
Истцы являются собственниками нежилого помещения, расположенного на первом этаже жилого дома, а следовательно, в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации - долевыми собственниками общего имущества жилого дома, к которому относятся в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома.
Использование таких конструкций в том числе и для размещения на них информации рекламного характера возможно только на основании решения общего собрания собственников помещений жилого дома, что прямо предусмотрено статьей 44 ЖК РФ. Без согласия собственников с использованием общего имущества на вывеске может быть размещена исключительно информация о фирменном наименовании (наименовании) организации, месте ее нахождения (адресе) и режиме ее работы (пункт 1 статьи 9 Закона о защите прав потребителей).
В отличие от рекламы, под которой по смыслу статьи 3 Закона о рекламе понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям, указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что для размещения данной вывески не требуется согласия всех собственников жилых и нежилых помещений указанного многоквартирного дома, а следовательно, не имеется оснований для признания спорного договора недействительным.
Установив, что спорные конструкции носят информационный характер, суды обосновано пришли к выводу о том, что размещение на фасаде дома конструкций, не являющихся рекламными, не требует дополнительного согласования с собственниками помещений.
По смыслу и содержанию статей 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" согласия собственников помещений многоквартирного дома на размещение информационных конструкций не рекламного характера, представляющих собой вывеску с обязательной в силу закона информацией для неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и наименовании организации, не требуется.
Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу.
3.3. Информация, перечисленная в ст. 9 Закона о защите прав потребителей, не может быть размещена на вывеске, расположенной на многоквартирном жилом доме без соответствующего решения собственников помещений этого дома
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, названные нормы законодательства предусматривают компетенцию общего собрания собственников помещений в МКД не только в части заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, но и иных вопросов, касающихся использования общего имущества МКД.
Судами установлен и подтверждается материалами дела факт использования ООО общего имущества МКД для размещения вывесок соответствующей площади без оплаты по ставкам, установленным собственниками помещений МКД.
Довод заявителя, изложенный в кассационной жалобе относительно необоснованности взимания платы за размещение вывесок информационного характера, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку размещение спорных вывесок на общем имуществе МКД не освобождает ответчика от соблюдения порядка пользования общим имуществом многоквартирного дома, установленного законодательством.
3.4. Недопустимо взимание платы за пользование общим имуществом жилого дома в случае размещения на нем информации, перечисленной в ст. 9 Закона о защите прав потребителей
Положениями ч. 2, 4 ст. 36, ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений предоставлена возможность принимать на общем собрании решения об использовании общего имущества дома и определении размера платы за такое пользование только в случаях, когда имущество используется другими лицами для установки и эксплуатации рекламных конструкций. Эти нормы не применяются в случае размещения информации в соответствии с требованиями Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Поскольку, размещая такую информацию, продавец (исполнитель) выполняет публичную обязанность в интересах неограниченного круга лиц, взимание с него соответствующей платы ни нормами названного Закона, ни нормами Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
Положениями ч. 2, 4 ст. 36, ст. 44 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений предоставлена возможность принимать на общем собрании решения об использовании общего имущества дома и определении размера платы за такое пользование только в случаях, когда имущество используется другими лицами для установки и эксплуатации рекламных конструкций.
Эти нормы не применяются в случае размещения информации в соответствии с требованиями Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", поскольку в соответствии со ст. 9, 10 данного закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы, а также иные сведения, предусмотренные в этих нормах.
Размещая такую информацию, продавец (исполнитель) выполняет публичную обязанность в интересах неограниченного круга лиц и при таких обстоятельствах, взимание с него соответствующей платы ни нормами названного Закона, ни нормами Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
3.5. Размещение на фасаде многоквартирного жилого дома вывески, содержащей информацию, перечисленную в ст. 9 Закона о защите прав потребителей, не приводит к неосновательному обогащению
Размещение на фасаде многоквартирного жилого дома информации в соответствии с Законом о защите прав потребителей осуществляется без платы собственникам помещений и не приводит к неосновательному обогащению.
Размещение на фасаде многоквартирного жилого дома информации в соответствии с Законом о защите прав потребителей осуществляется без платы собственникам помещений и не приводит к неосновательному обогащению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о защите прав потребителей" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 сентября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о защите прав потребителей" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской, С. Рудаковым.