Энциклопедия судебной практики
Налоговые органы в Российской Федерации
(Ст. 30 НК)
1. Общие вопросы применения ст. 30 НК РФ
1.1. Полномочия налоговых органов должны осуществляться с надлежащей степенью взаимодействия
Определение Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2005 г. N 438-О (абз. 7 п. 3)
Поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не разграничивает компетенцию налоговых органов, их полномочия должны осуществляться с надлежащей степенью взаимодействия, с тем чтобы исключить возможность проведения параллельных контрольных процедур и, как следствие, - возложения на крупнейших налогоплательщиков дополнительных обременений, связанных с выполнением требований сразу нескольких налоговых органов.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 08.11.2005 N 438-О, в связи с тем, что Налоговый кодекс Российской Федерации не разграничивает компетенцию налоговых органов, их полномочия должны осуществляться с надлежащей степенью взаимодействия, с тем чтобы исключить возможность проведения параллельных контрольных процедур и, как следствие, возложения на налогоплательщиков дополнительных обременений, связанных с выполнением требований сразу нескольких налоговых органов.
1.2. ФНС РФ не относится к органам, полномочным контролировать правильность исчисления и уплаты в бюджетную систему РФ соответствующих налогов и сборов
Арбитражный суд по заявлению учреждения признал недействительными пункт 2 представления и предписания, указав на отсутствие у [Федеральной Налоговой] Службы полномочий по контролю за правильностью исчисления и уплаты в бюджетную систему Российской Федерации соответствующих налогов и сборов.
Указанный вывод суда основан на пункте 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации, Положении о Федеральной налоговой службе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506.
1.3. Результаты мероприятий налогового контроля, относящиеся к одним и тем же обстоятельствам и имеющие существенное значение для дела, должны учитываться вне зависимости от того, каким налоговым органом или работником они установлены
Судами обеих инстанций с учетом положений статьи 30 НК РФ правомерно отмечено, что результаты мероприятий налогового контроля, относящиеся к одним и тем же обстоятельствам и имеющие существенное значение для дела, должны учитываться вне зависимости от того, каким налоговым органом или работником они установлены.
1.4. Различная оценка фактических обстоятельств дела двумя территориальными органами единой налоговой системы РФ не может служить основанием для пересмотра дела
Различная оценка фактических обстоятельств дела двумя территориальными органами единой налоговой системы Российской Федерации (статья 30 Налогового кодекса Российской Федерации) не может служить основанием для пересмотра дела по правилам главы 37 Кодекса.
1.5. Факты, выявленные в ходе мероприятий налогового контроля, должны учитываться судом с целью недопущения нарушения принципа равноправия в результате различного правоприменения налоговыми инспекциями, входящими в единую систему налоговых органов
Поскольку установленные в ходе проведения мероприятий налогового контроля в отношении контрагента заявителя могут иметь непосредственное значение на обстоятельства, установленные в ходе проведения налоговой проверки Общества, они подлежали учету судами при рассмотрении настоящего дела с целью недопущения нарушения принципа равноправия в результате различного правоприменения налоговыми инспекциями, входящими в единую систему налоговых органов.
1.6. Факт включения юридического лица в ФИР "Риски" не является однозначным показателем его неблагонадежности
Определение Верховного Суда РФ от 26 апреля 2016 г. N 305-КГ16-3048
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались приказом ФНС России от 24.06.2011 N ММВ-8-2/42дсп@ "Об утверждении Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса "Риски" и установили, что ФИР "Риски" содержит справочную информацию для принятия решения должностными лицами налоговых органов о целесообразности проведения мероприятий налогового контроля в отношении конкретных юридических лиц, факт включения юридического лица в ФИР "Риски" не является однозначным показателем его неблагонадежности.
2. Изменение места учета и налоговые органы
2.1. Изменение места учета налогоплательщика само по себе не влияет на состояние его правоотношений с налоговыми органами
Согласно ст. 30 НК Ф налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в связи с чем изменение места учета налогоплательщика само по себе не влияет на состояние его правоотношений с налоговыми органами.
Изменение места учета налогоплательщика само по себе не влияет на состояние его правоотношений с налоговыми органами.
2.2. При смене места учета возврат (зачет) излишне уплаченных сумм должен производить налоговый орган по новому месту учета
После перевода налогоплательщика в другую налоговую инспекцию обязанность по возврату налога, не исполненная инспекцией по прежнему месту налогового учета, не изменяется и не прекращается и возлагается на инспекцию по новому месту налогового учета.
2.3. Возврат (зачет) налога должен производить налоговый орган, в котором организация состоит на учете как крупнейший налогоплательщик
Определение Конституционного суда РФ от 08.11.2005 N 438-О
Налоговый Кодекс РФ не разграничивает компетенцию налоговых органов, их полномочия должны осуществляться с надлежащей степенью взаимодействия, с тем чтобы исключить возможность проведения параллельных контрольных процедур и, как следствие, возложения на крупнейших налогоплательщиков дополнительных обременений, связанных с выполнением требований сразу нескольких налоговых органов.
Единство системы налоговых органов позволяет им осуществить возврат переплаты налога по месту учета налогоплательщика в целом по обществу без каких-либо изъятий, а не территориальными налоговыми органами.
2.4. Возврат (зачет) налога может производить налоговый орган, в котором состоит на учете обособленное подразделение
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.10.2011 N А40-99747/10-4-476
В связи с тем, что налогоплательщик состоит на учете в инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, а также на учете в инспекции по месту нахождения обособленного подразделения, то указанные налоговые органы в соответствии с п. 2 ст. 78 НК РФ в равной степени могут исполнить обязанность по возврату суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций.
2.5. Возврат (зачет) излишне уплаченного налога должен осуществить налоговый орган, в который налогоплательщик подал заявление
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.10.2011 по делу N А40-99747/10-4-476
Организация подала заявление о возврате налога, излишне уплаченного по месту нахождения обособленного подразделения, в инспекцию по месту учета этого подразделения. Налоговые органы (как по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, так и по месту учета обособленного подразделения) в равной степени могут исполнить обязанность по возврату налога. В связи с этим осуществить возврат обязана инспекция, в которую налогоплательщик подал соответствующее заявление.
2.6. При смене места учета начисление и выплата процентов за несвоевременный возврат переплаты должен производить налоговый орган по новому месту учета
Проценты за несвоевременный возврат налога на основании заявления налогоплательщика, поданного по прежнему месту учета, подлежат выплате налоговым органом по новому месту учета.
2.7. Если декларация по НДС (заявление о возмещении налога) была рассмотрена инспекцией по прежнему месту учета, то возврат НДС и выплату процентов должен производить налоговый орган по новому месту учета
Изменение места учета налогоплательщика само по себе не влияет на состояние его правоотношений с налоговыми органами.
По поданным ранее и не рассмотренным налоговым декларациям, заявлениям (по декларации, в которой заявлен к возмещению налог на добавленную стоимость, по заявлению о возврате излишне уплаченных сумм налога, по заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога и др.) в случае, когда к моменту рассмотрения такого заявления налогоплательщик изменил место своего нахождения и, соответственно, место учета, может возникнуть необходимость возложения обязанности совершить определенные действия на налоговый орган по новому месту учета налогоплательщика.
2.8. Если декларация по НДС (заявление о возмещении налога) была рассмотрена инспекцией по прежнему месту учета, то возврат НДС и выплату процентов должен производить налоговый орган по прежнему месту учета налогоплательщика
Налоговый орган не исполнил свое решение о возмещении НДС, в связи с чем его бездействие было признано незаконным в судебном порядке. НДС был возвращен инспекцией с нарушением срока. Смена места учета не является основанием для неисполнения вступившего в законную силу судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 апреля 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.