Энциклопедия судебной практики
Транспортный налог. Объект налогообложения
(Ст. 358 НК)
1. Транспортные средства, подлежащие обложению транспортным налогом
1.1. Транспортные средства, используемые Федеральным космическим агентством в своей деятельности, являются объектами обложения транспортным налогом
Постановление Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 N 6302/11 по делу N А11-4135/2010
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что ни в самом Федеральном космическом агентстве, ни на подведомственном ему предприятии военная или приравненная к ней служба законодательно не предусмотрена, следовательно, выводы инспекции о неправомерном применении предприятием льготы по налогу на имущество организаций, установленной подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 Кодекса, и льготы по транспортному налогу, закрепленной подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 Кодекса, являются правильными.
1.2. Транспортные средства, которые используются предпринимателем для осуществления пассажирских и (или) грузовых перевозок, не освобождаются от обложения транспортным налогом
Постановление Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 N 3513/09 по делу N А12-9970/08-с26
Исключая из объекта обложения транспортным налогом морские, речные и воздушные суда, названные в подпункте 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, законодатель тем самым установил льготу по этому налогу для определенного круга лиц - организаций, у которых такие суда находятся в собственности (хозяйственном ведении или оперативном управлении) и основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок. Именно для этой категории плательщиков законодатель установил указанную льготу.
Следовательно, индивидуальный предприниматель, осуществляющий пассажирские и (или) грузовые перевозки, не является лицом, чьи суда освобождаются от обложения транспортным налогом.
Определение ВАС РФ от 18.05.2009 N ВАС-3513/09 по делу N А12-9970/08-с26
Арбитражными судами сделан вывод, что пассажирские и грузовые речные суда, принадлежащие предпринимателю, хотя и осуществляющему предпринимательскую деятельность, связанную с перевозкой грузов и пассажиров, являются объектом налогообложения, а льгота, предусмотренная подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации в этом случае неприменима.
Определение ВАС РФ от 17.11.2008 N ВАС-14774/08 по делу N А43-4331/2008
Предприниматель, ссылаясь на подпункт 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации и подпункт 4 статьи 2 Закона области "О транспортном налоге", считает, что не является плательщиком транспортного налога.
Согласно указанным нормативным актам не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
Таким образом, законодательством не предусмотрено исключение из объекта налогообложения транспортным налогом указанных выше транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица.
Определение ВАС РФ от 19.12.2008 N ВАС-14350/08 по делу N А43-4443/2008-40-75
Суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о том, что льгота, установленная подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, предоставляется исключительно организациям.
1.3. Транспортные средства, находящиеся в нерабочем состоянии, неэксплуатируемые и не прошедшие технический учет, являются объектом обложения транспортным налогом
Пунктом 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются в том числе автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом Налоговый кодекс РФ не делает исключений для начисления налога в отношении транспортных средств, находящихся в нерабочем состоянии, неэксплуатируемым, не прошедшим технический учет.
Что касается объекта, то в ст. 358 НК РФ указаны как транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения транспортным налогом (п. 1), так и перечень транспортных средств, к таковым не относящихся (п. 2). При этом автомобили, зарегистрированные на физических лиц, но фактически не эксплуатирующиеся последними по тем или иным причинам (за исключением транспортного средства, находящегося в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом), из числа объектов, подлежащих налогообложению, не исключаются.
Что касается объекта, то в ст. 358 НК РФ указаны как транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения транспортным налогом (п. 1), так и перечень транспортных средств, к таковым не относящихся (п. 2). При этом автомобили, зарегистрированные на физических лиц, но фактически не эксплуатирующиеся последними по тем или иным причинам (за исключением транспортного средства, находящегося в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом), из числа объектов, подлежащих налогообложению, не исключаются.
2. Виды транспортных средств и основания их освобождения от обложения транспортным налогом
2.1. Транспортное средство, зарегистрированное как "баржа", не является объектом обложения транспортным налогом
Определение ВАС РФ от 14.02.2008 N 15999/07 по делу N А51-10483/20068-249
Кодекс не содержит понятия "грузовое судно". Суды в части классификации судов типа "баржа" руководствовались Правилами классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства и Методическими рекомендациями по лицензированию деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере транспорта, утвержденными Минтрансом России от 24.03.2005, согласно которым к грузовым судам относятся любые суда, не являющиеся пассажирскими.
Таким образом, выводы судов относительно отсутствия у пароходства обязанности уплачивать транспортный налог за суда, не зарегистрированные на него, а также за зарегистрированные за ним суда типа "баржа", основаны на указанных выше нормативных актах.
2.2. Предприниматель, основным видом деятельности которого являются перевозки речными судами, вправе применять льготу по транспортному налогу
Постановление ФАС Поволжского округа от 09.12.2008 по делу N А12-8600/08
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ пассажирские и грузовые речные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, не являются объектом налогообложения.
При таких обстоятельствах суды исходя из анализа вышеуказанных норм пришли к обоснованному выводу о том, что статус индивидуального предпринимателя, занимающегося в качестве основного вида деятельности перевозками речными судами, приравнен к статусу организации, занимающейся аналогичными перевозками.
Следовательно, начисление транспортного налога без учета льготы, предусмотренной подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, произведено необоснованно.
2.3. Транспортные средства, принадлежащие военному санаторию, не являются объектом обложения транспортным налогом, если в нем предусмотрено прохождение военной службы
Определение ВАС РФ от 12.11.2007 N 14555/07 по делу N А32-26356/2006-12/443
Как установлено судами, военный санаторий находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации и в нем предусмотрено прохождение военной службы. Поэтому применение данным санаторием указанной льготы [по уплате транспортного налога] признано правомерным.
2.4. Для освобождения от уплаты транспортного налога недостаточно факта регистрации транспортного средства за сельскохозяйственным производителем или использования транспортного средства в сельскохозяйственных работах
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.09.2012 по делу N А31-8691/2010
Суды пришли к правильному выводу о том, что объемы сельскохозяйственной продукции, производимой и реализуемой техникумом в проверяемый период, не соответствуют критерию, дающему право на освобождение от уплаты транспортного налога.
2.5. Транспортные средства, принадлежащие Управлению вневедомственной охраны при ГУВД субъекта РФ, не являются объектом обложения транспортным налогом
Транспортные средства, зарегистрированные на Управление вневедомственной охраны при ГУВД края, признаются транспортными средствами, принадлежащими федеральному органу исполнительной власти, где предусмотрена служба, приравненная к военной службе, и не являются объектом налогообложения транспортным налогом в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
2.6. Экспериментальные воздушные суда не являются объектами обложения транспортным налогом
Постановление ФАС Московского округа от 09.06.2009 N КА-А41/5141-09 по делу N А41-22960/08
Экспериментальные воздушные суда используются для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники (ст. 23 ВК РФ). При этом транспортные пути исходя из целевого назначения экспериментальных воздушных судов не используются.
Поскольку указанные выше транспортные средства являются экспериментальными воздушными судами и в силу специфики деятельности ОАО не участвуют в гражданском обороте, поэтому и не подлежат государственной регистрации, данные транспортные средства не могут быть объектами налогообложения транспортным налогом.
2.7. Отсутствие в путевых листах всех необходимых реквизитов не влечет отказ в предоставлении налогоплательщику льготы, предусмотренной п.п. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ
На учете общества в спорном периоде числились грузовой автомобиль, автобус, трактора, автопогрузчик.
Проанализировав представленные в суд первой инстанции обществом путевые листы, апелляционный суд обоснованно указал на ошибочность вывода суда первой инстанции, что путевые листы не могут служить доказательством использования этих автомобилей в производственной сельскохозяйственной деятельности Общества, поскольку не содержат всех необходимых реквизитов.
И правомерно пришел к выводу, что путевые листы, оформленные Обществом и имеющие некоторые пороки в оформлении, не исключают возможность принятия этих документов к учету. Названные документы позволяют однозначно установить содержание хозяйственных операций. Отсутствие в путевых листах некоторых данных не может являться достаточным основанием для отказа в предоставлении Обществу льготы в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 ст. 358 НК РФ, так как доказательств использования автомобилей в иных целях налоговым органом не представлено.
2.8. Перечень оснований, установленный НК РФ для прекращения взимания транспортного налога, является исчерпывающим
Согласно статье 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено НК РФ: в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах; на время розыска транспортных средств при подтверждении факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом; при возникновении права на налоговую льготу.
Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога НК РФ не установлено.
Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.
Положением названного Кодекса [НК РФ] предусмотрено, что транспортный налог не взимается только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновением права на налоговую льготу) не установлено.
2.9. Транспортное средство, объявленное в розыск судебным приставом-исполнителем по возбужденному исполнительному производству, не освобождается от налогообложения транспортным налогом
Объявление в розыск транспортного средства судебным приставом-исполнителем по возбужденному исполнительному производству не подпадает под положения подпункта 7 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Применительно к изложенному суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований о возложении на налоговый орган обязанности по приостановлению начисления транспортного налога.
2.10. Перечень транспортных средств, не являющихся объектами обложения транспортным налогом, является исчерпывающим
Статья 358 НК РФ устанавливает перечень оснований, когда транспортное средство не является объектом налогообложения, данный перечень оснований расширительному толкованию не подлежит.
Пункт 2 ст. 358 НК РФ содержит перечень транспортных средств, которые не являются объектами налогообложения транспортным налогом, указанный перечень является закрытым.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований, исчерпывающий перечень которых закреплен законодателем в статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации, которые могли бы позволить освободить налогоплательщика от уплаты налога, поскольку нахождение автомобиля под арестом не освобождает собственника от обязанности по уплате налога.
2.11. Принятие судебным приставом-исполнителем в отношении транспортных средств обеспечительных мер не влечет освобождения от уплаты налога
В п. 2 ст. 358 НК перечислены транспортные средства, не являющиеся объектом налогообложения. При этом транспортные средства, в отношении которых судебными приставами-исполнителями приняты обеспечительные меры, в состав транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения, включены. Таким образом, наложение на транспортные средства, принадлежащие ответчику, ареста (запрета совершения регистрационных действий) судебными приставами-исполнителями, не влечет освобождения ответчика от налогообложения и от уплаты транспортного налога, поскольку не исключает эти транспортные средства из состава объектов налогообложения. Обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога действующим законодательством поставлена в прямую зависимость от факта регистрации транспортного средства в установленном порядке в органах ГИБДД (ст.ст. 357, 358 НК РФ) и не связана с фактом наличия или отсутствия транспортного средства в непосредственной эксплуатации, то есть с фактическим использованием транспортного средства налогоплательщиком. Наложение ареста на транспортное средство в рамках исполнения судебного постановления не предусмотрено налоговым законодательством в качестве основания для освобождения от уплаты налога. В связи с изложенным довод жалобы о том, что на транспортные средства заявителя судебными приставами-исполнителями был наложен арест (запрет совершения регистрационных действий), в связи с чем он был лишен возможности произвести реализацию транспортных средств, их эксплуатацию и фактически оставался их титульным собственником, отмену или изменение решения суда не влечет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 октября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.