Энциклопедия судебной практики
Пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов
(Ст. 58 Закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" признан утратившим силу с 1 января 2017 г.
1. Применение пониженных тарифов страховых взносов сельскохозяйственными производителями
1.1. Непредставление налоговым органом полной информации об отдельных плательщиках - сельскохозяйственных товаропроизводителях не является основанием для отказа в применении пониженных тарифов страховых взносов указанными плательщиками
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2014 по делу N А26-8429/2012
Судами установлено, что информация налогового органа, предоставленная Фонду, касается лишь лиц, являющихся плательщиками единого сельскохозяйственного налога.
Между тем перечень лиц, которые имеют право применять пониженные тарифы страховых взносов, определенный в статье 58 Закона N 212-ФЗ, включает в себя не только организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог (подпункт 2 пункта 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ), но и сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в статье 346.2 НК РФ (подпункт 1 пункта 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ).
Кассационная инстанция считает обоснованными доводы судов о том, что непредоставление из налоговых органов полной информации об отдельных плательщиках - сельскохозяйственных товаропроизводителях не может являться основанием для отказа в применении пониженных тарифов страховых взносов указанными плательщиками.
1.2. Предприниматель, не представивший доказательств его соответствия критериям сельскохозяйственного производителя, не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.03.2013 по делу N А26-4486/2012
Под сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на единый сельскохозяйственный налог, понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным пунктом 2 и подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 346.2 НК РФ.
Суд установил, что доказательства соответствия предпринимателя всем критериям пункта 2 статьи 346.2 НК РФ в материалах дела отсутствуют, поскольку предпринимателем не представлено документов, подтверждающих наличие у него судов рыбопромыслового флота, принадлежащих на праве собственности или используемых на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
При этом суд кассационной инстанции отклоняет ссылку подателя жалобы на представленные в материалы дела договор о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, а также договор от _, поскольку указанные документы не содержат необходимых сведений.
1.3. Непредставление на момент проверки декларации по ЕСХН само по себе не препятствует сельскохозяйственному производителю в применении пониженных тарифов страховых взносов
Постановление ФАС Центрального округа от 26.06.2014 по делу N А48-3295/2013
В связи с тем, что на момент проверки Общество не сдало налоговую декларацию по единому сельскохозяйственному налогу за 2011 год, Управление Пенсионного фонда пришло к выводу о необоснованности применения заявителем пониженного тарифа страховых взносов в 2011 году.
04.07.2013 Общество сдало налоговую декларацию в инспекцию за 2011 год, на декларации имеется отметка о ее принятии.
Из справки Управления сельского хозяйства и продовольствия администрации следует, что Общество представляло в Управление бухгалтерскую отчетность за 2009, 2010, 2011 годы, из которой видно, что данное предприятие имеет статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, поскольку доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции составляла более 70% в общем объеме доходов организации.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что в 2011 году Общество обоснованно применяло систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога, что свидетельствует о наличии основания для применения пониженных тарифов страховых взносов.
2. Применение пониженных тарифов страховых взносов организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий
2.1. Доля дохода для применения пониженных тарифов страховых взносов не может быть определена только на основании данных декларации по налогу на прибыль
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.07.2013 по делу N А56-46461/2012
На основании пункта 6 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
Как усматривается из материалов дела, камеральная проверка проведена Фондом на основании выписки из реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий; налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 1-й квартал 2012; отчета по форме N П-4 "Сведения о численности и заработной плате и движении работников" за 1-й квартал 2012 года.
Таким образом, доход ООО определен Фондом только на основании данных строки 011 приложения 1 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 1-й квартал 2012 года.
Доводы Фонда о том, что Общество по строке 012 приложения 1 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль учло доходы от операций, не соответствующих пункту 6 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, подлежат отклонению, поскольку при проведении камеральной проверки анализ деятельности не производился.
Вывод судов о недоказанности Фондом несоблюдения ООО условий для применения пониженных тарифов страховых взносов соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам.
2.2. Организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов за периоды, в которых еще не был ею получен документ о государственной аккредитации
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2013 по делу N А56-54272/2012
Наличие документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, является одним из обязательных условий для применения организацией пониженных тарифов страховых взносов. Поэтому организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов за периоды, в которых такой документ еще не был ею получен.
3. Применение пониженных тарифов страховых взносов организациями, осуществляющими производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации
3.1. Для применения пониженного тарифа страховых взносов на основании п. 7 ч. 1 ст. 58 ФЗ N 212-ФЗ применяется определение средства массовой информации, которое дано в ФЗ "О средствах массовой информации"
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.05.2014 по делу N А05-8550/2013
Пониженные тарифы применяются плательщиками страховых взносов - российскими организациями, осуществляющими производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации.
Определение средства массовой информации дано в статье 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации". Под ним понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
Исследовав бухгалтерские справки, суды установили, что в проверяемый период для целей применения пониженного тарифа издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации в части издания газет как по закону, действовавшему 2011 году, так и в редакции закона 2012 года не являлась основным видом экономической деятельности Общества. Как указали суды, доходы, полученные Обществом в 2011 году от печатания газет, составили 8 557 177 руб., а иные доходы - 10 218 187 руб.
3.2. Осуществление полиграфической деятельности (код ОКВЭД 22.22) дает право на применение пониженных тарифов страховых взносов
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.04.2014 по делу N А79-2734/2013
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе сведения Единого государственного реестра юридических лиц, отчетность Общества по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль, договоры на осуществление редакционно-издательской деятельности, суд апелляционной инстанции установил, что основным видом экономической деятельности ООО в четвертом квартале 2011 года являлась издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации - в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных.
Учитывая изложенное, суд сделал правильный вывод о правомерном применении Обществом в четвертом квартале 2011 года пониженных тарифов страховых взносов.
3.3. Осуществление деятельности по печатанию газет (код ОКВЭД 22.21) дает право на применение пониженных тарифов страховых взносов
Постановление ФАС Уральского округа от 03.04.2014 N Ф09-1642/14 по делу N А71-3154/2013
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций общество [типография] включено в Реестр плательщиков страховых взносов, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации, а основным видом экономической деятельности являются полиграфические услуги по печатанию газет.
В связи с вышеизложенным, суды пришли к обоснованному и законному выводу о наличии у общества права на применение пониженного тарифа страховых взносов на основании п. 7 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
Ссылка заявителя жалобы на то, что вид деятельности общества (ОКВЭД 22.21 - печатание газет) не относится к льготным, поименованным в указанном пункте, не принимается, как основанная на неверном толковании указанных норм материального права.
3.4. Осуществление рекламной деятельности (код ОКВЭД 74.40) не дает права на применение пониженных тарифов страховых взносов
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.12.2012 N Ф03-5576/2012 по делу N А73-3078/2012
Рекламная деятельность (код ОКВЭД 74.40) не относится к льготным видам деятельности, перечисленным в пункте 7 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, в связи с чем предприниматель, осуществляющий упомянутый вид деятельности, должен применять общеустановленный тариф для уплаты страховых взносов.
3.5. Техническая ошибка в заявлении для включения в реестр плательщиков взносов, осуществляющих производство, издание средств массовой информации, не является основанием для отказа во включении организации в данный реестр
Постановление ФАС Уральского округа от 29.03.2012 N Ф09-1286/12 по делу N А71-6984/2011
Как следует из материалов дела и установлено судами, неверное указание в заявлении общества в строке N 3 "Регистрационный номер в Пенсионном фонде Российской Федерации" номера 019-003-10979, вместо 019-003-010979 является технической при написании регистрационного номера в Пенсионном фонде Российской Федерации. Наличие данной ошибки не препятствовало в распознавании общества и не опровергало полномочия плательщика страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации.
Суды пришли к выводу о том, что данная техническая ошибка в написании регистрационного номера не может быть расценена как представление плательщиком недостоверных сведений, содержащихся в документах по подп. "а" п. 16 Правил подтверждения полномочий плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации, а также ведения реестра указанных плательщиков страховых взносов и передачи его в органы контроля за уплатой страховых взносов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.03.2011 N 150.
4. Применение пониженных тарифов страховых взносов организациями, применяющими УСН и осуществляющими определенные виды деятельности
4.1. Суммирование долей доходов при определении условий применения пониженных тарифов по п. 8 ч. 1 ст. 58 ФЗ N 212-ФЗ не предусмотрено
Постановление ФАС Поволжского округа от 14.07.2014 по делу N А12-21975/2013
Общество в 2011-2012 гг. применяло УСН по врачебной практике (ОКВЭД - 85.12) и ЕНВД для отдельных видов деятельности по розничной торговле изделиями медицинского назначения по контактной и очковой коррекции зрения (ОКВЭД - 52.32).
Суммирование доходов по льготным видам деятельности для подтверждения права на применение пониженных тарифов действующим законодательством не предусмотрено, соответственно, обществом в проверяемом периоде неправомерно применялся льготный тариф при исчислении страховых взносов.
Постановление ФАС Поволжского округа от 30.01.2014 по делу N А65-4392/2013
Основанием для доначисления страховых взносов послужили выводы Пенсионного фонда о том, что общество не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленных статьей 58 Закона о страховых взносах, так как доля доходов по каждому из двух льготируемых видов деятельности, осуществляемых обществом, составляет менее 70% в общем объеме доходов, а суммирование долей доходов при определении условий применения пониженных тарифов законом не предусмотрено.
Частью 1.4 статьи 58 Закона о страховых взносах установлено, что соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов.
Таким образом, чтобы воспользоваться данной льготой, необходимо соблюдение двух условий: основным видом экономической деятельности организации, применяющей УСН, должен быть один из видов, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона о страховых взносах; доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов.
4.2. Организация, применяющая одновременно УСН и ЕНВД, при определении общего дохода учитывает полученный весь доход, а не только доходы от деятельности, подпадающей под УСН
Постановление ФАС Поволжского округа от 18.06.2014 по делу N А12-21974/2013
В ходе проверки управлением установлено, что в нарушение части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ организация определяла долю дохода от реализации продукции и оказанных услуг по виду деятельности (код ОКВЭД) - 85.12 не от общего объема доходов по организации, а только от объема доходов по упрощенной системе налогообложения.
Как правильно отмечено судами, возможность определения основного вида деятельности применительно к каждой системе налогообложения, применяемых налогоплательщиками-страхователями, действующее законодательство не предусматривает, как и не предоставляет страхователям право на суммирование доходов от видов деятельности, поименованных в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ для исчисления взносов с применением пониженных тарифов.
Поэтому доводы заявителя жалобы о необходимости определения доходов только от деятельности, переведенной на упрощенную систему налогообложения, а не от суммы доходов во всем видам деятельности подлежат отклонению.
4.3. Пошив и поставка форменной одежды по государственному контракту как собственными силами, так и с привлечением подрядчиков, дает право на применение пониженного тарифа страховых взносов
Постановление ФАС Центрального округа от 28.02.2014 по делу N А64-2179/2013
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности ИП является производство спецодежды, код ОКВЭД 18.21 (текстильное и швейное производство).
В рамках осуществления данного вида деятельности ИП были заключены государственные контракты на оказание услуг по пошиву и поставке форменной одежды, а также договоры поставки обмундирования.
Судом установлено, что применительно к проверяемому периоду (2011 год) пошив изделий в рамках заключенных контрактов осуществлялся как работниками (швеями) ИП, так и с привлечением третьих лиц на основании заключенных договоров подряда.
Давая оценку этим обстоятельствам, суд пришел к обоснованному выводу, что осуществляемая предпринимателем деятельность состояла в изготовлении для заказчиков новой форменной одежды (спецодежды) и ее поставке в необходимой комплектации заказчикам.
Суды обеих инстанций верно установили, что предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения, основным видом его деятельности является текстильное и швейное производство, он получает доход от этого вида деятельности более 70%.
4.4. Плательщики вправе применять пониженные тарифы страховых взносов по виду деятельности "транспорт и связь" с 01.01.2012 (подп. "щ" п. 8 ч. 1 ст. 58 ФЗ N 212-ФЗ)
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.04.2013 по делу N А31-5419/2012
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов по виду деятельности "транспорт и связь" лишь с 01.01.2012.
4.5. Уплата ТСЖ налога с доходов, полученных от льготируемого вида деятельности (управление недвижимым имуществом), не является условием для применения пониженного тарифа страховых взносов
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.04.2014 по делу N А56-30949/2013
Согласно подпункту "я.2" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в частности, управление недвижимым имуществом.
Из материалов дела следует, что заявитель является некоммерческой организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности заявителя является управление недвижимым имуществом (жилым фондом).
При этом судами обоснованно принято во внимание, что применение пониженного тарифа страховых взносов не ставится в зависимость от наличия налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому при применении УСН.
4.6. Осуществление деятельности по управлению эксплуатацией нежилого фонда (код ОКВЭД 70.32.2) дает право на применение пониженного тарифа страховых взносов
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.07.2014 по делу N А19-914/2014
В соответствии с ОКВЭД вид экономической деятельности организации "Управление недвижимым имуществом" (код ОКВЭД 70.32), а именно "Управление эксплуатацией нежилого фонда" (код ОКВЭД 70.32.2), включает деятельность по надзору за состоянием и эксплуатацией нежилого фонда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество применяет упрощенную систему налогообложения, основным видом его деятельности является управление недвижимым имуществом, а именно управление эксплуатацией нежилого фонда, от которого оно получает доход более 70 процентов.
С учетом изложенного суд сделал правильный вывод о том, что обществом соблюдены положения статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, что свидетельствует о наличии у него оснований для применения пониженных тарифов страховых взносов.
Постановление ФАС Уральского округа от 19.02.2014 N Ф09-14298/13 по делу N А50-4775/2013
В соответствии с ОКВЭД к группе "Управление недвижимым имуществом" (код 70.32) относятся в том числе "Управление эксплуатацией жилого фонда" (код 70.32.1) и "Управление эксплуатацией нежилого фонда" (код 70.32.2).
Суды установили, что товарищество применяет упрощенную систему налогообложения, основным видом его деятельности является управление недвижимым имуществом, оно получает доход от этого вида деятельности 96,59%.
На основании изложенного суды пришли к верному выводу о том, что товариществом соблюдены требования положений ст. 58 Закона N 212-ФЗ, в силу чего оно правомерно применило пониженный тариф страховых взносов.
4.7. Осуществление деятельности по сбору арендной платы за эксплуатацию жилого фонда, входящей в деятельность по управлению эксплуатацией нежилого фонда (код ОКВЭД 70.32.2), дает право на применение пониженного тарифа страховых взносов
Постановление ФАС Уральского округа от 18.06.2014 N Ф09-3611/14 по делу N А50-18291/2013
В соответствии с ОКВЭД к группе "Управление недвижимым имуществом" (код 70.32) относятся, в том числе "Управление эксплуатацией жилого фонда" (код 70.32.1) и "Управление эксплуатацией нежилого фонда" (код 70.32.2). В свою очередь, в указанный вид деятельности входит подвид "Деятельность учреждений по сбору арендной платы за эксплуатацию жилого фонда".
Следовательно, как правомерно отметили суды обеих инстанций, деятельность страхователя по сдаче в аренду общего имущества собственников жилья входит в группу 70.32 и самостоятельной классификации по иным группам ОКВЭД не требует.
Установив, что предприниматель имеет облагаемый по ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации доход от управления недвижимым имуществом в размере более 70% в общем объеме доходов, соответственно, им соблюдены требования ст. 58 Закона N 212-ФЗ, суды обоснованно пришли к выводу о наличии у предпринимателя оснований для применения пониженных тарифов страховых взносов.
4.8. Осуществление деятельности по сдаче в аренду собственных помещений не дает права на применение пониженного тарифа страховых взносов
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.05.2014 N Ф03-1447/2014 по делу N А73-12850/2013
В 2013 году Управление Пенсионного фонда провело выездную проверку общества, в ходе которой установило, что в 2011, 2012 годах основным видом экономической деятельности ООО являлась сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества, а именно: функциональных нежилых помещений в здании. Доход от данной деятельности составил 90%, что не предоставляло обществу права на применение пониженного тарифа страховых взносов.
При сдаче внаем недвижимого имущества арендодатель не может рассматриваться как управляющая организация в отношении имущества, принадлежащего ему на праве собственности.
При изложенных обстоятельствах применение ООО пониженного тарифа страховых взносов является необоснованном.
4.9. Сам по себе факт получения дохода, не связанного с деятельностью ТСЖ, входящего в код ОКВЭД 70.32, не лишает его права на применение пониженного тарифа страховых взносов
Постановление ФАС Московского округа от 25.09.2013 по делу N А41-50078/12
Основанием для принятия оспариваемого решения [о привлечении товарищества к ответственности] послужили выводы пенсионного фонда о том, что товарищество не подтвердило право на применение пониженных тарифов страховых взносов в соответствии с подпунктом "я.2" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, поскольку получение дохода в виде процентов по вкладу в кредитном учреждении не относится к деятельности по управлению недвижимостью.
Вопреки доводам кассационной жалобы, сам по себе факт получения дохода, не связанного с деятельностью ТСЖ, входящего в группу 70.32, не лишает его права на применение пониженного тарифа в силу статьи 58 Закона N 212-ФЗ при соблюдении условия о том, что доход от основного вида деятельности превышает 70 процентов от всего полученного дохода.
4.10. Организация, фактически осуществляющая агентскую деятельность, а не деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий, не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов
Постановление ФАС Поволжского округа от 12.12.2013 по делу N А12-6652/2013
Суды предыдущих инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о том, что заявителем не представлено достоверных доказательств, подтверждающих получение им в 2011 году дохода преимущественно от деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий, и, соответственно, не подтверждена правомерность использования заявленной льготы.
Судами предыдущих инстанций установлено, что ООО заключало договоры аутсорсинга, предметом которых была передача заявителю контрагентами непрофильных функций, а именно: передача клиентам договоров, дополнительных соглашений к ним, счетов на оплату, актов об оказании информационных услуг, счетов-фактур, передача клиентам контрагентов информационного обновления справочно-правовых систем семейства на электронно-цифровых носителях информации, передача клиентам ежемесячных прайс-листов, еженедельного информационного бюллетеня, рекламных проспектов бюллетеней и прочей печатной продукции и т.п.
Судами правомерно указано, что, исходя из правовой природы, вышеуказанные договоры являются агентскими договорами, поскольку предметом указанных договоров является выполнение ООО в интересах контрагентов их непрофильных функций в отношениях с третьими лицами (клиентами контрагентов).
Данные договоры не предусматривают оказание заявителем подобных услуг непосредственно своим контрагентам.
Следовательно, доход, полученный ООО "Технологии обслуживания" в рамках исследованных договоров, является агентским вознаграждением.
4.11. Признание всех видов осуществляемой заявителем деятельности льготируемыми само по себе не влечет применения пониженного тарифа при исчислении страховых взносов
То обстоятельство, что все виды осуществляемой Кооперативом деятельности согласно пункту 8 статьи 58 Закона N 212-ФЗ являются льготируемыми, не свидетельствует о наличии оснований для применения пониженного тарифа при исчислении страховых взносов.
К льготируемым видам экономической деятельности, указанным в пункте 8 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, относятся практически все виды деятельности, перечисленные в ОКВЭД. Таким образом, сам по себе факт осуществления, таких видов деятельности не дает право на применение пониженного тарифа. Льготным тарифом при исчислении страховых взносов заявитель может воспользоваться только доказав, что доходы от одного вида деятельности (основного) составляют не мене 70 % в общем объеме доходов.
4.12. Положения ч. 5.1 ст. 58 ФЗ N 212-ФЗ, закрепляющие условие о соблюдении доли доходов от профильной деятельности в году, предшествующему году перехода организации на уплату пониженных тарифов страховых взносов, относятся только к организациям, перешедшим на уплату пониженных тарифов страховых взносов в 2012 году, и не подлежат применению к вновь созданным организациям
Отказывая в удовлетворении заявленных требований [о признании недействительными и отмене решений государственного учреждения о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах], суд апелляционной инстанции согласился с доводом Фонда о том, что Партнерством не соблюдены условия, установленные частью 5.1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, в части соблюдения доли доходов от профильной деятельности в году, предшествующему году перехода организации на уплату пониженных тарифов страховых взносов.
Вместе с тем условие, установленное частью 5.1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, относится только к организациям, перешедшим на уплату пониженных тарифов страховых взносов в 2012 году, и не может быть применено к вновь созданным организациям, как не имеющим доходов до момента их государственной регистрации.
4.13. Льготный тариф, установленный п. 8 ч. 1 ст. 58 ФЗ N 212-ФЗ, подлежит применению только при исчислении страховых взносов на фонд оплаты труда, источником финансирования которого являлись налогооблагаемые доходы хозяйствующего субъекта
Суды правильно указали на то, что льготный тариф, предусмотренный пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, применяется только при исчислении страховых взносов на фонд оплаты труда, источником финансирования которого являлись налогооблагаемые доходы хозяйствующего субъекта.
Льготный тариф, предусмотренный ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, применяется только при начислении страховых взносов на фонд оплаты труда, источником финансирования которого являются налогооблагаемые доходы.
4.14. Возможность применения льготного тарифа является правом страхователя, который должен предоставить документальное подтверждение права на данную льготу, носит заявительный характер и может быть реализована только при соблюдении предусмотренных ст. 58 ФЗ N 212-ФЗ условий
Возможность применения льготного тарифа, предусмотренного ст. 58 Закона N 212-ФЗ, является правом страхователя, носит заявительный характер посредством его декларирования в подаваемых уполномоченному органу расчетах и может быть реализована только при соблюдении установленных в ст. 58 Закона N 212-ФЗ условий, при этом обязанность документального подтверждения права на указанную льготу возложена на страхователя.
Возможность применения льготного тарифа, предусмотренного статьей 58 Закона N 212-ФЗ, является правом страхователя, носит заявительный характер посредством его декларирования в подаваемых уполномоченному органу расчетах и может быть реализована только при соблюдении установленных в статье 58 Закона N 212-ФЗ условий, при этом обязанность документального подтверждения права на указанную льготу возложена на страхователя.
4.15. Плательщик УСН, который в качестве основного вида деятельности зарегистрировал управление эксплуатацией жилищного фонда, но фактически выступающий подрядчиком у управляющей организации, не имеет права на применение пониженного тарифа страховых взносов
Апелляционным судом установлено, что в представленных договорах отсутствует информация о передаче Обществу правомочий по управлению многоквартирным домом; Общество не выступает в качестве управляющей организации по смыслу Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, Обществом не представлено договоров управления многоквартирными домами, заключенных между ним и собственниками жилых помещений.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд установил, что, являясь плательщиком единого налога, уплачиваемого в рамках упрощенной системы налогообложения, Общество в качестве основного вида деятельности зарегистрировало деятельность, которая в соответствии с подпунктом "я.2" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ предусматривает применение пониженного тарифа страховых взносов, - управление эксплуатацией жилищного фонда. Фактически же Общество выступает подрядчиком у управляющей организации на основании заключенных договоров подряда, характер и условия которых свидетельствуют о том, что Общество не осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда, а оказывает услуги по содержанию и техническому обслуживанию, текущему ремонту инженерного оборудования и конструктивных элементов, санитарному содержанию мест общего пользования многоквартирных домов.
Установив указанные обстоятельства, приняв во внимание, что в данном случае Обществом не были представлены в материалы дела надлежащие доказательства, что осуществления им в спорном периоде деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами и что 70 процентов всех его доходов составляют доходы от реализации услуг по управлению недвижимым имуществом, апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что Общество не ведет деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда, в связи с чем права на применение пониженного тарифа не имеет.
5. Применение пониженных тарифов страховых взносов иными организациями
5.1. Пониженные тарифы страховых взносов применяются в отношении вознаграждений всех работников аптечной организации, а не только фармацевтов
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.03.2014 по делу N А29-4390/2013
Фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которой наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование, участвуют и иные работники аптечной организации. При этом работники аптеки самостоятельно не осуществляют фармацевтическую деятельность, такую деятельность осуществляет аптечная организация.
Суды сделали правильный вывод о правомерном применении Обществом пониженного тарифа страховых взносов к вознаграждениям, производимым всем работникам, участвующим в фармацевтической деятельности Общества, облагаемой единым налогом на вмененный доход.
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.02.2014 N Ф03-6814/2013 по делу N А04-8258/2012
Общество, являясь аптечной организацией, осуществляющей на основании лицензии фармацевтическую деятельность, и уплачивая единый налог на вмененный доход, правомерно применяет пониженный тариф страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу всех работников общества.
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.01.2014 по делу N А19-18998/2012
Основанием возникновения права на применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых всем работникам, в связи с осуществлением плательщиком страховых взносов фармацевтической деятельности имеет правовое значение наличие у последнего статуса аптечной организации и применение им системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, а не наличие у каждого работника фармацевтического образования и сертификата специалиста.
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.06.2014 по делу N А27-15556/2013
В силу части 1 статьи 52 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтическую деятельность осуществляет именно Общество, а не лица, состоящие с ним в трудовых отношениях и имеющие фармацевтическое образование и сертификат специалиста.
Кроме того, фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которой наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование и лицензию, участвуют и иные работники аптечной организации.
Следовательно, Общество имеет право применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении всех работников, участвующих в деятельности Общества.
Постановление ФАС Московского округа от 18.04.2014 N Ф05-1549/2014 по делу N А40-106868/13
В рассматриваемом случае фармацевтическую деятельность осуществляет аптечная организация в целом, а не отдельно взятые физические лица, состоящие с ней в трудовых отношениях и имеющие фармацевтическое образование и сертификат специалиста.
Таким образом, для возникновения права на применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением ООО фармацевтической деятельности, последнее должно обладать статусом аптечной организации и применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
При таких обстоятельствах суды обоснованно сочли правомерным применение обществом пониженных тарифов страховых взносов в соответствии с положениями п. 10 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в связи с чем у фонда отсутствовали правовые основания для доначисления страховых взносов и взыскания штрафа.
Постановление ФАС Поволжского округа от 24.07.2014 по делу N А06-9214/2013
Фармацевтическую деятельность осуществляет организация в целом как основной вид деятельности, при этом физические лица, состоящие в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей фармацевтическую деятельность, как те, кто непосредственно осуществляет фармацевтическую деятельность, так и управленческий, вспомогательный и обслуживающий персонал, заняты в фармацевтической деятельности хозяйствующего субъекта, в связи с чем имеют отношение к осуществляемому организацией виду деятельности, соответственно, производимые выплаты в пользу таких лиц также подлежат обложению по пониженным тарифам страховых взносов.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.04.2014 по делу N А05-9605/2013
Общество правомерно применило положение о применении пониженных тарифов страховых взносов, поскольку в данном случае фармацевтическую деятельность осуществляет Общество, а не лица, состоящие с ним в трудовых отношениях и имеющие фармацевтическое образование и сертификат специалиста.
При этом фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которой наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование, участвуют и иные работники аптечной организации.
При изложенных обстоятельствах судебные инстанции правомерно не поддержали выводы Управления о невозможности применения пониженного тарифа страховых взносов в отношении работников, у которых отсутствовали сертификаты на осуществление фармацевтической деятельности или имелись перерывы в действии сертификатов.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.07.2014 по делу N А20-5229/2013
Пониженные страховые тарифы установлены для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих фармацевтическую деятельность на основании лицензии, поэтому у плательщиков страховых взносов отсутствует обязанность подтверждать наличие у каждого сотрудника, занятого в деятельности предпринимателя, соответствующих сертификата и специального образования, позволяющих заниматься фармацевтической деятельностью.
Постановление ФАС Уральского округа от 31.07.2014 N Ф09-3748/14 по делу N А07-20196/2013
Согласно законодательному определению понятие фармацевтической деятельности включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, изготовлению, в котором наряду с провизорами, имеющими фармацевтическое образование и сертификаты, участвуют иные работники аптечной организации, деятельность которых объективно необходима для нормального функционирования аптечной организации в целом (административный и технический персонал).
На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что работники аптечного учреждения, непосредственно не оказывающие фармацевтические услуги, а исполняющие иные функции, направленные на обеспечение нормальной работы данного учреждения, также участвуют в осуществлении фармацевтической деятельности, суды обоснованно пришли к выводу о том, что производимые выплаты в пользу таких лиц также подлежат обложению страховыми взносами по пониженным тарифам.
Постановление ФАС Центрального округа от 02.06.2014 по делу N А14-8244/2013
Фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которой наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование, участвуют и иные работники аптечной организации.
Судом установлено, что Общество имеет статус аптечной организации, осуществляющей фармацевтическую деятельность, имеет лицензию на право занятия фармацевтической деятельностью, применяет систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по виду деятельности, розничная торговля лекарственными препаратами.
При таких обстоятельствах Общество имело право на применение пониженного тарифа.
5.2. Муниципальное автономное учреждение не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов на основании п. 11 ч. 1 ст. 58 ФЗ N 212-ФЗ
Определение Верховного Суда РФ от 14 октября 2016 г. N 304-КГ16-14007
Школа, которая имеет организационно-правовую форму "муниципальное автономное учреждение" не вправе применять пониженный тариф страховых взносов. Наличие у школы указанного организационно-правового статуса является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в применении пониженных тарифов страховых взносов.
Из материалов дела следует, что школа имеет организационно-правовую форму "муниципальное автономное учреждении".
Следовательно, в силу прямого указания закона (подпункт 11 пункта 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ) она не вправе применять пониженный тариф страховых взносов и на нее не распространяются положения пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Наличие у Учреждения указанного организационно-правового статуса является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в применении пониженных тарифов страховых взносов.
У страхователя, являющегося муниципальным учреждением и получающим из бюджета средства на оплату труда сотрудников и перечисление страховых взносов в Фонд социального страхования, отсутствуют основания для применения понижающего коэффициента при исчислении страховых взносов за спорный период, поскольку деятельность учреждения связана с выполнением муниципального задания, затраты по исполнению которого возмещаются в рамках целевого бюджетного финансирования.
Суд кассационной инстанции считает, что суд апелляционной инстанции всесторонне исследовал все доводы сторон и представленные доказательства и, руководствуясь нормами статей 18, 58 Закона N 212-ФЗ, статей 251, 346.15 НК РФ, пришел к верному выводу о том, что Учреждение, которое имеет организационно-правовую форму "муниципальное автономное учреждение", не вправе применять пониженный тариф страховых взносов.
Кассационная инстанция поддерживает выводы апелляционного суда, что поскольку наличие у Учреждения указанного организационно-правового статуса является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в применении пониженных тарифов страховых взносов.
5.3. Некоммерческая организация (профсоюз), оказывающая социальные услуги определенной группе населения, не имеет права на применение пониженных тарифов страховых взносов
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.03.2014 по делу N А43-6052/2013
По смыслу пункта 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в совокупности с положениями Закона N 195-ФЗ некоммерческая организация должна осуществлять социальное обслуживание неограниченного круга населения, то есть любого лица, находящегося в трудной жизненной ситуации, обратившегося к ней за соответствующей помощью.
Суды правомерно указали, что указанная норма Закона N 212-ФЗ неприменима, если речь идет об оказании социальных услуг только определенной группе населения, выбранной по признаку принадлежности к некоему предприятию (отрасли промышленности), что имеет место в рассматриваемом случае (пункт 3.1 Устава профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства).
С учетом изложенного суды правомерно отказали Организации в удовлетворении заявленного требования [о признании недействительным решения Фонда о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах].
Постановление ФАС Уральского округа от 09.04.2014 N Ф09-1634/14 по делу N А07-11847/2013
Из содержания норм п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в совокупности с положениями Закона N 195-ФЗ, Закона N 10-ФЗ, а также правового смысла вышеприведенного анализа норм, регулирующих спорные правоотношения, следует, что некоммерческая организация должна осуществлять социальное обслуживание неограниченного круга населения, то есть любого лица, находящегося в трудной жизненной ситуации, обратившегося к ней за соответствующей помощью.
Однако ст. 58 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не может быть применима при оказании социальных услуг только к определенной группе населения, выбранной по признаку принадлежности к отрасли промышленности - Республиканская организация Башкортостана Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности, добровольно объединяющая членов профсоюза - работников предприятий, учреждений химических отраслей промышленности (п. 1 Устава профсоюза работников химических отраслей промышленности), что имеет место в рассматриваемом случае.
Таким образом, у профсоюза отсутствовали правовые основания для применения в 2012 году в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пониженных тарифов страховых взносов.
Следующая позиция судов может противоречить предыдущей, но суды в аспекте оказания профсоюзом услуг только определенной группе лиц споры не рассматривали.
5.4. Некоммерческая организация (профсоюз), оказывающая социальные услуги населению, имеет право на применение пониженных тарифов страховых взносов
Оценив положения Устава профсоюзной организации, Устава Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности (Росуглепроф) в соответствии с которыми действует первичная профсоюзная организация, суды установили, что страхователь осуществляет деятельность в области социального обслуживания населения, которая отвечает критериям социальной направленности.
Арбитражными также установлено, что 100 процентов суммы всех доходов профсоюзной организации за указанный период составляют доходы в виде целевых поступлений на ее содержание и ведение ею уставной деятельности (членские взносы).
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованным выводам о том, что профсоюзная организация является некоммерческой организацией, осуществляющей в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания и в силу пункта 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ является основанием для применения пониженного тарифа страховых взносов.
Следовательно, в силу пункта 11 части 1, части 5.1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ страхователь имел право применить пониженный тариф страховых взносов, а суды правомерно признали незаконным оспариваемое решение фонда.
Приведенный в кассационной жалобе довод фонда о том, что профсоюзная организация не имеет права на применение пониженного тарифа, поскольку не осуществляет деятельность в области социального обслуживания населения в отношении неопределенного круга лиц, рассмотрен судами и обоснованно отклонен со ссылкой на установленные по делу обстоятельства оказания страхователем социальных услуг не только членам профсоюза, но и всем работникам АО, членам их семей, населению города, а также любому лицу, обратившемуся в ее адрес за соответствующей помощью.
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.05.2014 по делу N А27-3702/2013
Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций всесторонне исследовали все представленные сторонами доказательства (в том числе, устав Организации, Положения о правовой и технической инспекциях труда Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности, утвержденные 12.04.2012 постановлениями N 17 и N 18 IV-ro Пленума профсоюза работников угольной промышленности, ежегодно представляемые отчеты о продолжении деятельности Организации, представляемые в Управление центральной регистрационной службы по Кемеровской области), и руководствуясь нормами статей 5, 58 Закона N 212-ФЗ, статей 13, 17 Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", учитывая установленные по делу обстоятельства, пришли к верному выводу о том, что Организация является некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в области социального обслуживания населения, что в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ (при отсутствии спора по иным критериям отнесения данной организации к организациям, указанным в данном пункте) позволяет применить заявителю пониженный тариф страховых взносов.
5.5. Условие о доле дохода по итогам предшествующего года, установленное ч. 5.1 ст. 58 ФЗ N 212-ФЗ, относится только к организациям, перешедшим на уплату пониженных тарифов страховых взносов в 2012 г., и не может быть применено к вновь созданным организациям
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.01.2014 по делу N А56-13565/2013
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации некоммерческой организации от 14.03.2012 решение о государственной регистрации Партнерства при создании принято 27.02.2012, запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 12.03.2012. Партнерство осуществляет деятельность в области массового спорта и применяет упрощенную систему налогообложения.
Согласно части 5.1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ вышеназванные некоммерческие организации применяют пониженные тарифы при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не менее 70 процентов суммы всех доходов этой организации за указанный период составляют в совокупности определенные виды доходов.
Вместе с тем условие, установленное частью 5.1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, относится только к организациям, перешедшим на уплату пониженных тарифов страховых взносов в 2012 году, и не может быть применено к вновь созданным организациям, как не имеющим доходов до момента их государственной регистрации.
Фактически Фонд ограничивает право организаций, созданных в 2012 году, на применение пониженных тарифов страховых взносов, полагая, что они вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только с января 2013 года при условии, что по итогам предшествующего (2012 года) ими выполняется условие, установленное частью 5.1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Однако такое ограничение не следует из закона.
5.6. Право на применение пониженных тарифов страховых взносов не может быть признано в судебном порядке без обжалования ненормативного акта
Постановление ФАС Поволжского округа от 26.03.2013 по делу N А57-14331/2012
Заявитель не оспаривает ни решение, ни действия пенсионного органа как органа государственной власти, а просит признать составленный им отчетный документ соответствующим закону и при этом настаивает на рассмотрении спора по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Закон предоставляет право на обжалование в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не любого документа, а только обладающего признаками ненормативного правового акта. Заявителем такой акт не обжалован.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что в рассматриваемом случае ЗАО выбран ненадлежащий способ защиты, что является основанием для отказа в удовлетворении требований [о признании права ЗАО на применение пониженной процентной ставки по уплате страховых взносов в 2011 году в размере, предусмотренном в т.ч. частями 1.4., 3.2 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ].
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2017 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также С. Кошелевым, О. Являнской.