Энциклопедия судебной практики
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов
(Ст. 18 Закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" признан утратившим силу с 1 января 2017 г.
1. В случае непоступления в бюджеты внебюджетных фондов платежа по причине отсутствия денежных средств на корреспондентском счете банка обязанность плательщика по его уплате может быть признана исполненной при отсутствии недобросовестности с его стороны
Постановление ФАС Московского округа от 13.07.2012 по делу N А40-79993/11-147-687
Исходя из правовой позиции КС РФ, приведенной в Постановлении от 12.10.1998 N 24-П и в Определении от 25.07.2001 N 138-О, обязанность юридического лица по уплате налога прекращается со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет. Закрепленный подход допускает распространение правовой позиции только на добросовестных налогоплательщиков.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что заявитель знал о тяжелом финансовом положении банка и предполагал, что у него могут отозвать лицензию на осуществление банковских операций. Денежные средства на основании платежных поручений заявителя списаны с его расчетного счета до того, как у банка была отозвана лицензия.
Непоступление в бюджеты (внебюджетные фонды) денежных средств, уплаченных налогоплательщиком обязательных платежей, по причине отсутствия денежных средств на корреспондентском счете банка не может быть признано обстоятельством, влияющим на признание обязанности по уплате этих платежей исполненной.
2. Если действия организации по перечислению денежных средств были недобросовестными, то обязанность по уплате страховых взносов не может быть признана исполненной
Постановление ФАС Московского округа от 11.02.2013 по делу N А40-35091/12-99-175
Суд отклонил требования Общества о признании факта уплаты страховых взносов, перечисленных платежными поручениями, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов по вине Банка.
Судами со ссылкой на представленный Обществом в материалы дела расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, обязанность страхователя по уплате такой суммы не установлена. Более того, согласно тому же расчету у общества имелась существенная переплата страховых взносов.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали фактические и правовые основания для выводов о том, что спорная сумма является страховыми взносами, которые надлежит считать уплаченными в связи с наличием на счете общества в Банке достаточного денежного остатка. К тому же спорное платежное поручение направлено в банк за 12 дней до отзыва у банка лицензии.
3. День фактической уплаты страховых взносов не может быть одновременно днем неисполнения этой обязанности, за который начисляются пени
По общему правилу, установленному подпунктом 1 пункта 5 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ, обязанность коммерческих организаций по уплате страховых взносов считается исполненной со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов признается исполненной в день представления страхователем платежного поручения в банк на уплату соответствующей суммы страхового взноса, а не со следующего дня после представления такого поручения. Поэтому день фактической уплаты страховых взносов не может быть одновременно днем неисполнения этой обязанности, в отношении которой начисляются пени.
4. Если неправильное указание КБК в платежном поручении не привело к непоступлению платежа в соответствующий внебюджетный фонд, то недоимка по уплате страховых взносов не возникает и пени в связи с этим также не начисляются
Постановление ФАС Поволжского округа от 17.04.2013 N А55-19734/2012
За 2010 год предпринимателем были перечислены страховые взносы, подлежащие зачислению в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, что подтверждается чеком-ордером. В связи с ошибочным указанием в чеке-ордере КБК указанная сумма поступила в бюджет Пенсионного фонда, но была зачислена вместо ФФОМС на накопительную часть трудовой пенсии по причине указания в платежном документе КБК, соответствующего накопительной части трудовой пенсии.
Факт перечисления предпринимателем страховых взносов и их поступление на соответствующий счет казначейства в бюджет Пенсионного фонда объективно подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах внесение предпринимателем денежной суммы не на тот КБК не привело к непоступлению сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда.
Пенсионный фонд РФ как администратор пенсионных взносов с 2010 года обладает полномочиями по уточнению платежа. В связи с этим у Управления отсутствовали правовые основания для взыскания с предпринимателя пеней в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.09.2013 N А15-2777/2012
КБК, указанный в платежном поручении, является кодом бюджетной классификации, по которому происходит зачисление страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Согласно письму Управления Федерального казначейства страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии и страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования перечисляются на один счет территориального органа Федерального казначейства.
Несмотря на неправильное указание Обществом КБК, денежные средства поступили на соответствующий счет администратора поступлений. ПФ РФ как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование обладал полномочиями по уточнению платежа, перечисленного обществом, поскольку допущенная плательщиком ошибка в оформлении платежных документов не повлекла неперечисление страховых взносов в бюджет.
5. Если допущенная ошибка в указании КБК влечет за собой поступление взносов в бюджет другого внебюджетного фонда, то обязанность по уплате страховых взносов считается неисполненной
Постановление ФАС Уральского округа от 03.10.2013 N Ф09-10479/13
Учреждение перечислило страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, что подтверждается письмом Управления Федерального казначейства. Денежные средства учтены и распределены в бюджет ФФОМС.
Однако у ПФ РФ и у ФФОМС разные бюджеты, следовательно, зачет денежных средств, поступивших в бюджет другого органа, невозможен.
В связи с изложенным, поскольку учреждением при оформлении платежных поручений допущена ошибка в указании КБК, повлекшая за собой поступление платежей в бюджет другого внебюджетного государственного фонда, суд обоснованно признал, что обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается неисполненной. Непоступление взносов на соответствующие счета в бюджет ПФР, ФСС и ФОМС влечет начисление пени.
Постановление ФАС Уральского округа от 17.05.2013 N Ф09-3979/13 по делу N А71-11465/2012
Уплата страховых взносов произведена обществом платежными поручениями от 14.02.2012, в которых неправильно указан КБК, главным администратором доходов по которому является Федеральная налоговая служба, а не Пенсионный фонд России.
28.02.2012 общество направило в адрес Пенсионного фонда заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа. Управлением 28.02.2012 сформированы и направлены в Федеральное казначейство соответствующие уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, в результате чего указанная сумма страховых взносов отразилась на лицевом счете Пенсионного фонда.
Неправильное указание КБК расценено судами как обстоятельство, свидетельствующее о неисполнении обществом обязанности по уплате страховых взносов. Денежные средства, списанные со счета плательщика, зачислены на единый счет территориального органа Федерального казначейства. Однако доказательства поступления страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда 14.02.2012 отсутствуют. Фактически страховые взносы зачислены в бюджет Пенсионного фонда 28.02.2012, т.е. с даты подачи обществом заявления об уточнении основания, типа и принадлежности платежа. Суд сделал вывод о том, что в рассматриваемом случае пени должны начисляться за период с 16.02.2012 по 27.02.2012.
6. В случае указания в платежном поручении несуществующего КБК или администрируемого другим госорганом обязанность по уплате страховых взносов считается невыполненной, и возникает недоимка по уплате страховых взносов, на которую начисляются пени
Постановление ФАС Московского округа от 13.04.2011 N КА-А40/2273-11
Судами установлено, что общество является плательщиком страховых взносов. Рядом платежных поручений оно перечислило страховые взносы. При этом в платежных поручениях неправильно указало номер КБК, что повлекло непоступление денежных средств в бюджет ПФ РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.
Суды установили, что фонд заблаговременно уведомил плательщиков о новых реквизитах КБК, опубликовав сведения на официальном интернет-сайте ПФ РФ и в Российской газете.
В связи с этим оспариваемым решением Управления ПФ РФ обоснованно были начислены пени.
7. Неверное указание ИНН (КПП) получателя и (или) его наименования не влечет возникновение недоимки по уплате страховых взносов, и пени за период уточнения платежа начисляться не должны
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.11.2011 N А46-4601/2011
Суды, руководствуясь положениями частей 5, 8 статьи 15, пункта 1 части 5 статьи 18, пункта 4 части 6 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ, пунктов 1, 2 статьи 40 Бюджетного кодекса РФ, указали на то, что из анализа указанных норм права следует, что для установления факта неисполнения обязанности по уплате страховых взносов необходимо установить, поступили или нет денежные средства на счет соответствующего органа Пенсионного фонда РФ.
Ошибочное указание в платежных документах значений ИНН и КПП получателя не повлияли на своевременность поступления исчисленной обществом к уплате суммы в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства.
Судебные инстанции, установив своевременное исполнение обществом обязанности по уплате страховых взносов в бюджет ПФ РФ, сделали правильный вывод об отсутствии оснований для начисления обществу страховых взносов, пеней и штрафов за просрочку уплаты сумм страховых взносов.
8. Недоимка по страховым взносам, возникшая в связи с неуплатой главой КФХ фиксированного платежа, может быть взыскана с КФХ, зарегистрированного в качестве юридического лица
Постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 104/13 по делу N А63-1885/2012
Согласно части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Исходя из особого правового статуса крестьянского хозяйства, которое может осуществлять свою деятельность как в форме юридического лица, так и без образования юридического лица, и учитывая необходимость соблюдения принципа равенства обложения страховыми взносами глав и членов крестьянских хозяйств независимо от того, в какой форме действует крестьянское хозяйство, вопрос о том, кто может являться объектом проверки со стороны Пенсионного фонда: само крестьянское хозяйство или его глава, правового значения не имеет, поскольку двойного обложения страховыми взносами в виде фиксированного платежа одновременно крестьянского хозяйства и его главы не происходит.
Из изложенного следует, что хотя плательщиком страховых взносов в виде фиксированного платежа является глава крестьянского хозяйства, но источником для их выплат является имущество крестьянского хозяйства.
9. Обязанность ИП уплачивать страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, не ставится в зависимость от факта ведения им предпринимательской деятельности и получения дохода
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июля 2013 г. N 58/13
В силу части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Законом N 212-ФЗ.
Из упомянутых норм следует, что именно глава крестьянского (фермерского) хозяйства должен уплачивать страховые взносы за членов крестьянского (фермерского) хозяйства, независимо от того, возложена ли на этих лиц обязанность самостоятельно исчислять и уплачивать страховые взносы по другим основаниям.
При этом необходимо иметь в виду, что Законом N 212-ФЗ обязанность индивидуального предпринимателя уплачивать страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, не ставится в зависимость от факта ведения им предпринимательской деятельности и получения дохода.
Обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится Законом в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности и получения дохода.
Кроме того, суд указал, что обязательство по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя.
Суды, установив, что обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование прекращается только при прекращении индивидуальным предпринимателем своей деятельности и не ставится законодательством Российской Федерации в зависимость от факта ведения предпринимательской деятельности, получения дохода или государственной пенсии, отказали в удовлетворении заявления.
Необходимо иметь в виду, что Законом N 212-ФЗ обязанность индивидуального предпринимателя уплачивать страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, не ставится в зависимость от факта ведения им предпринимательской деятельности и получения дохода.
Обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится законом в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности и получения дохода, обязательство по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 информационного письма от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" разъяснил, что обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится Законом в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности и получения дохода, поскольку обязательство по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя.
Обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа Законом N 167-ФЗ не ставится в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности и получения дохода. Обязательство по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя.
Как следует из части 2 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом фиксированный размер страхового взноса по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение фиксированного размера страхового взноса и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов возникает у индивидуального предпринимателя, в том числе у главы крестьянского (фермерского) хозяйства, с момента приобретения им указанного статуса и не ставится в зависимость от факта ведения им предпринимательской деятельности и получения дохода.
Согласно части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Также Законом N 212-ФЗ предусмотрено, что обязанность индивидуального предпринимателя уплачивать страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, не ставится в зависимость от факта ведения им предпринимательской деятельности и получения дохода.
Указание в апелляционной жалобе на то, что фактически истец предпринимательскую деятельность не осуществляла не свидетельствует о наличии оснований к отмене законного и обоснованного решения суда первой инстанции, поскольку индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном законом порядке, обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа и в том случае, когда предпринимательскую деятельность он фактически не осуществляет. Обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится Законом в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности и получения дохода. Обязательство по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя.
10. Непоступление в бюджет сумм страховых взносов в связи с отзывом у банка, которому плательщиком было дано поручение на перечисление страховых взносов, лицензии не влечет признания обязанности по их уплате неисполненной
Суды пришли к правильному выводу о том, что передача Обществом своему обслуживающему Банку платежных поручений на перечисление страховых взносов при наличии на его расчетном счете достаточной денежной суммы является надлежащим исполнением обязанности по уплате взносов.
Как верно указали суды, непоступление в бюджет сумм страховых взносов из-за отзыва лицензии у Банка не влияет на признание обязанности по уплате обязательных платежей исполненной, поскольку не относится к перечню случаев, указанных в статье 18 Закона N 212-ФЗ.
11. Перечень оснований, при которых взыскание недоимки по страховым взносам производится в судебном порядке, является закрытым
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2014 г. N ВАС-2854/14
Основания взыскания страховых взносов в судебном порядке предусмотрены частью 4 статьи 18 и частью 5 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ и носят исчерпывающий характер.
Предусмотренный пунктом 4 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ перечень оснований, при которых взыскание недоимки по страховым взносам производится в судебном порядке, является исчерпывающим.
Пунктом 4 статьи 18 Закона N 212-ФЗ предусмотрен закрытый перечень случаев, когда взыскание недоимки по страховым взносам может производиться только в судебном порядке.
12. Юридически значимым обстоятельством по спорам об уплате страховых взносов является не только факт представления плательщиком в банк платежного поручения, но и добросовестность действий плательщика
Юридически значимым обстоятельством является не только факт выполнения налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) своей обязанности по представлению в банк платежного поручения, но и факт того, что плательщик действовал добросовестно, предполагая, что денежные средства поступят в бюджет.
13. Несообщение банком Фонду о невозможности исполнения поручения плательщика взноса не является основанием для признания обязанности по уплате взноса неисполненной, если на момент предъявления поручения на счете плательщика имелся достаточный остаток денежных средств и соответствующая сумма списана банком со счета
Несообщение банком налоговому органу (Фонду) о невозможности исполнения поручения налогоплательщика на перечисление налога (взноса) не является основанием для признания обязанности налогоплательщика по уплате этого налога (взноса) неисполненной, если на момент предъявления в банк поручения на перечисление в соответствующий бюджет налога (взноса) на его счете имелся достаточный для такого перечисления остаток денежных средств и соответствующая сумма списана банком со счета плательщика.
14. Обязанность по уплате страховых взносов может быть признана неисполненной, если будет установлено, что плательщик, зная о финансовых затруднениях у банка, сознательно предъявлял в банк платежные поручения на перечисление денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды при отсутствии обязанности по уплате соответствующих сумм
Исследовав в совокупности обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства, суды обоснованно пришли к мнению, что Общество было осведомлено о наличии финансовых затруднений у ОАО "ПРБ", однако сознательно предъявляло в Банк платежные поручения на перечисление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации и внебюджетные фонды при отсутствие обязанности по уплате страховых взносов в спорной сумме, а также при наличии счетов в иных банках, с которых ранее и постоянно производилась регулярная уплата страховых взносов, а следовательно, нельзя признать, что заявителем исполнена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование нельзя.
15. При выборе кредитной организации для исполнения поручения на перечисление в бюджетную систему страховых взносов добросовестный налогоплательщик должен действовать с учетом должной осмотрительности и осторожности
Суды обоснованно исходили из того, что участвуя в хозяйственном обороте, при выборе контрагента, в том числе кредитной организации для исполнения поручения на перечисление в бюджетную систему сумм обязательных платежей, добросовестный налогоплательщик должен действовать с учетом должной осмотрительности и осторожности. В случае возникновения сомнений в добросовестности и платежеспособности банка, получения сведений о допущенных им нарушениях налогоплательщик должен предпринять все зависящие от него меры с целью надлежащего исполнения обязанностей, возложенных на него пунктом 1 части 5 статьи 18 Закона N 212-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2017 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также С. Кошелевым, О. Являнской.