Энциклопедия судебной практики
Земельный налог. Налоговая ставка
(Ст. 394 НК)
1. Общие положения применения налоговой ставки при исчислении земельного налога
1.1. Статья 394 НК РФ, устанавливающая максимальную ставку по земельному налогу, запрещает применение ставки сверх установленной
Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 999-О
В силу пункта 1 статьи 394 данного Кодекса в отношении ряда земельных участков, в том числе приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, федеральным законодателем установлен максимальный верхний предел ставки земельного налога - 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка, в отношении прочих земельных участков - 1,5 процента.
Таким образом, данное нормативное регулирование предусматривает запрет на установление налоговых ставок сверх указанных размеров и тем самым направлено на защиту законных интересов плательщиков земельного налога, а, следовательно само по себе не может рассматриваться как нарушающее их права.
Статьей 394 НК РФ установлены предельные размеры ставок, которые не могут быть превышены налоговыми ставками, устанавливаемыми нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
1.2. Утверждение дифференцированных ставок по земельному налогу - право, а не обязанность представительного органа муниципального образования
Оценивая оспариваемый подпункт 1.3 пункта 1 решения N 21/1 на предмет соответствия нормам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к выводу об отсутствии противоречий. При этом суд исходил из того, что земли, занятые гаражно-строительными кооперативами, не входят в перечень земельных участков, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 394 НК РФ, поэтому исключение дифференцированной ставки в размере 0,2 процента в отношении данной категории земельных участков и последующее установление налоговой ставки в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 394 НК РФ (1,5 процента) нельзя рассматривать как несоответствие оспариваемого решения федеральному законодательству о налогах и сборах. Установление дифференцированных налоговых ставок является правом представительного органа муниципального образования, а не его обязанностью.
1.3. Пониженные ставки по земельному налогу применяются в отношении некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства
По смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства.
1.4. Правовой режим земельного участка определяется сведениями о его целевом назначении и виде разрешенного использования
Постановление ФАС Московского округа от 05.02.2014 N Ф05-15947/2012 по делу N А41-21890/12
Правовой режим земельного участка не зависит от статуса его собственника и определяется содержащимися в государственном кадастре недвижимости сведениями о его целевом назначении и виде разрешенного использования.
1.5. Право на пониженную налоговую ставку при передаче земельного участка в аренду налогоплательщиком не утрачивается
Постановление ФАС Московского округа от 22.04.2013 по делу N А41-27239/12
Пунктом 1 ст. 394 НК РФ, решением Совета депутатов сельского поселения предусмотрены следующие условия для применения ставки 0,3 процента: земли должны относиться к категории сельхозназначения, использоваться для целей сельхозпроизводства либо находиться на территории дачных и садоводческих объединений граждан. Наличие указанных условий налоговый орган не оспаривает. Из указанных норм права не следует, что при передаче земельных участков в аренду налогоплательщик утрачивает право на пониженную ставку.
1.6. Право на пониженную ставку может быть оспорено, если налоговым органом будет доказано использование земельных участков не по целевому назначению
Постановление ФАС Московского округа от 30.10.2013 по делу N А41-42110/12
Суд обоснованно указал, что из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ не следует, что пониженная налоговая ставка применяется в отношении субъектов землепользования; напротив, из данной нормы следует, что такая ставка применяется в отношении объекта налогообложения, используемого в соответствии с его назначением.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что спорные земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеют вид разрешенного использования "для дачного строительства".
Доказательств использования земельных участков не по целевому назначению инспекцией не представлено.
1.7. Применяемая организацией налоговая ставка должна соответствовать разрешенному и фактическому использованию земельного участка
Определение ВАС РФ от 01.08.2012 N ВАС-9357/12 по делу N А51-6242/2011
Установив, что на земельном участке находятся теплицы для выращивания овощей, основным видом деятельности общества является растениеводство, руководствуясь положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77, подпунктом 6 пункта 1, пунктом 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации; пунктом 10 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о правомерном применении организацией налоговой ставки 0,3 процента при исчислении авансовых платежей по земельному налогу за III квартал 2010 года в отношении спорного земельного участка как используемого для сельскохозяйственного производства в соответствии с условиями его представления. Примененная обществом ставка соответствует целевому назначению земли и разрешенному использованию.
Определение ВАС РФ от 25.11.2010 N ВАС-3358/10 по делу N А56-26992/2009
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд сослался на правомерность применения комитетом при определении цены продажи земельных участков налоговой ставки в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости участка, установленной пунктом 3 статьи 2 Закона о земельном налоге в отношении прочих земельных участков, поскольку спорные земельные участки не приобретались обществом (не предоставлялись обществу) для жилищного строительства и на них отсутствуют объекты жилищного фонда.
В силу абзаца 1 подпункта 1 и подпункта 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, и 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
На территории сельского поселения земельный налог установлен решением Совета народных депутатов, согласно которому в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, устанавливается налоговая ставка в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости участка.
Согласно информации муниципального казенного учреждения и схеме градостроительного зонирования территории муниципального образования земельный участок входит в зону сельскохозяйственного использования в границах населенного пункта. На данном земельном участке расположены объекты недвижимости, используемые Обществом для ведения сельскохозяйственной деятельности, и АО осуществляет сельскохозяйственную производственную деятельность (функционируют коровники, осуществляется сезонный выгул скота).
На основании изложенного, приняв во внимание, что спорный земельный участок отнесен к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используется АО для сельскохозяйственного производства, суды пришли к выводу о том, что Общество при исчислении земельного налога правомерно применило налоговую ставку в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.06.2014 по делу N А78-6088/2013
При разрешении рассматриваемого вопроса о правомерности применения той или иной ставки земельного налога в отношении спорного участка надлежит установлению категория земельного участка и вид разрешенного (фактического) использования земельного участка.
Постановление ФАС Московского округа от 26.02.2014 N Ф05-853/2014 по делу N А41-6751/13
Налоговым органом при проведении налоговой проверки и при рассмотрении дела не собрано и не представлено доказательств неиспользования налогоплательщиком спорного земельного участка по целевому назначению с учетом того, что бремя доказывания в рассматриваемом случае возлагается на налоговый орган.
В то же время общество представленными в материалы дела документами подтвердило использование спорного земельного участка для сельскохозяйственных целей и, как следствие, возможность применения пониженной налоговой ставки в размере 0,3%.
1.8. Налогоплательщик может начислять налог по разным ставкам пропорционально площади занимаемого участка при наличии доказательств разного использования участка
Постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2012 N 7943/12 по делу N А33-5297/2011
Поскольку университетом представлены доказательства нахождения на спорных земельных участках объектов жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в силу решения городского Совета университет вправе исчислять земельный налог исходя из ставки 0,1 процента, подлежащей применению к кадастровой стоимости земельного участка, рассчитываемой применительно к площади участков, занятой объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Данный вывод суда апелляционной инстанции является правильным и соответствует пункту 1 статьи 390 Кодекса, устанавливающему правило об определении налоговой базы в отношении каждого земельного участка, пункту 2 статьи 391 Кодекса, согласно которому установление различных налоговых ставок является основанием для отдельного расчета налоговой базы, а также положениям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса.
1.9. Налогоплательщик не может начислять налог по разным ставкам пропорционально площади занимаемого участка даже при наличии доказательств разного использования участка
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.03.2013 по делу N А33-11992/2011
Суды признали необоснованным исчисление учреждением долей, приходящихся на объекты, относящиеся и не относящиеся к жилищному фонду, исходя из площади земельного участка, занятого только объектами недвижимости, поскольку данный подход не соответствует буквальному толкованию вышеприведенных норм права и определению Налоговым кодексом Российской Федерации объекта налогообложения как земельного участка.
В связи с этим довод кассационной жалобы учреждения в указанной части и его расчет доли земельного участка, приходящейся на объекты жилого фонда, несостоятельны.
1.10. При фактическом использовании участка для деятельности, не указанной в качестве основания для применения пониженной налоговой ставки, налогоплательщик утрачивает право на ее применение
Определение ВАС РФ от 19.02.2014 N ВАС-1310/14 по делу N А41-49641/12
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для дачного строительства" спорные земельные участки не используются для сельскохозяйственного производства, суды признали неправомерным применение обществом пониженной ставки земельного налога 0,195 процента в отношении спорных участков.
Определение ВАС РФ от 24.12.2013 N ВАС-17990/13 по делу N А40-151400/12-140-1089
Суды, установив, что земельный участок не используется заявителем по назначению, передан обществу с ограниченной ответственностью по договору аренды, руководствуясь положениями статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона города Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге", пришли к выводу о необоснованности применения заявителем пониженной ставки земельного налога 0,3%.
Определение ВАС РФ от 06.12.2013 N ВАС-16689/13 по делу N А60-6707/2013
Как установлено судами, обществу принадлежит земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования - земли общественно-деловой застройки, общественно-деловых целей.
Спор касается правомерности применения обществом в 2012 году пониженной ставки земельного налога в размере 0,85 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земель, занятых объектами торговли.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды сочли, что инспекцией обоснованно признано неправомерным применение обществом при исчислении земельного налога за 2012 год пониженной налоговой ставки в размере 0,85 процента вместо надлежащей ставки - 1 процент, установленной указанным нормативным актом для вида разрешенного использования и категории земель спорного земельного участка.
Довод общества о праве на применение пониженной налоговой ставки, основанный на нахождении на земельном участке объекта торговли, судами был оценен и признан необоснованным со ссылкой на статью 394 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
2. Особенности применения налоговых ставок в отношении земельных участков
2.1. Неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога
При рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, арбитражным судам следует исходить из того, что неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 394 НК РФ.
При рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, арбитражным судам следует исходить из того, что неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 384 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановление ФАС Московского округа от 25.02.2014 N Ф05-524/2014 по делу N А41-34379/11
Судом апелляционной инстанции исследован имеющийся в деле концепт развития земель с соответствующим видом разрешенного использования и сделан правильный вывод, что факт отсутствия в настоящее время на земельных участках жилых объектов не свидетельствует об отсутствии у общества намерения использовать земельные участки по назначению.
Неведение строительных работ может быть обусловлено отсутствием у общества финансовых ресурсов и не свидетельствует о том, что общество в дальнейшем не собирается строить жилые объекты. Доказательств использования земельных участков не по целевому назначению инспекцией не представлено.
Постановление ФАС Московского округа от 06.02.2014 N Ф05-18028/2013 по делу N А41-34384/11
Суды установили, что заявитель ведет комплексную застройку территорий коттеджных поселков, при этом основная цель строительства - строительство жилья, а иные объекты создаются с целью создания комфортных условий проживания и создания сопутствующей инфраструктуры, которой ранее на этих землях не существовало, так как они были землями сельскохозяйственного назначения.
Доводы инспекции о том, что применение ставки 0,3% невозможно, поскольку согласно свидетельства о праве собственности земельные участки, находящиеся в собственности общества, имеют вид разрешенного использования земельных участков "под застройку жилыми и нежилыми строениями", в то время как указанная ставка применяется для участков под жилищное строение, были предметом рассмотрения судебных инстанций и правомерно признаны несостоятельными.
2.2. Земельные участки, предоставленные и используемые для эксплуатации спорта, облагаются налогом по ставке, предусмотренной для прочих земельных участков
Из ст. 394 НК РФ следует, что федеральный законодатель не предусматривает пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков, предоставленных и используемых для эксплуатации спорта, в отношении таких земель применяется ставка 1,5% как прочих земельных участков.
2.3. Установление повышенной ставки налога на период строительства стимулирует застройщиков к сокращению сроков строительства
Определение ВАС РФ от 23.08.2010 N ВАС-10877/10 по делу N А70-9770/2009
Общество полагает, что установление ставки 1,5 процента для всех видов разрешенного использования земельных участков, на которых имеются здания, не завершенные строительством, противоречит норме пункта 3 статьи 3 Кодекса, предусматривающей экономическое обоснование налогов и сборов.
Рассматривая данный спор, суды пришли к выводу, что указанная ставка призвана стимулировать застройщиков к завершению строительства и государственной регистрации прав на построенные объекты недвижимости в кратчайшие сроки.
2.4. При применении ставки налога по объектам коммунальной инфраструктуры учитывается назначение зданий, к которым они относятся
Постановление Президиума ВАС РФ от 30.06.2009 N 1514/09 по делу N А41-К2-21579/07
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции, действовавшей в спорный период) дано определение системы коммунальной инфраструктуры: это совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Положения этого Федерального закона возможно применять для определения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, не исключая при этом и отнесения к ним зданий, сооружений, а также иных объектов и входящего в их состав инженерного оборудования, предназначенных для функционирования жилищного фонда.
Постановление Президиума ВАС РФ от 23.11.2010 N 10062/10 по делу N А57-6986/2009
Суд апелляционной инстанции правомерно основывался на том, что ни инспекцией, ни обществом сведений, подтверждающих принадлежность указанных объектов недвижимого имущества к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, не представлено, в то же время в деле имеются данные о том, что комплекс расположенных на земельных участках инженерных сооружений используется для оказания коммунальных услуг промышленным предприятиям; такой вид деятельности, как оказание услуг в области жилищно-коммунального хозяйства, уставной целью общества не является; жилищно-коммунальные услуги на территории муниципального образования оно не оказывает, в обслуживании жилищного фонда на территории муниципального образования его имущество не используется.
Учитывая изложенное, вывод судов первой и кассационной инстанций о правомерности применения обществом налоговой ставки в размере 0,3 процента является необоснованным.
Определение ВАС РФ от 31.03.2011 N ВАС-50/11 по делу N А12-23634/2009
Инспекция, доначисляя земельный налог обществу, полагала, что подлежит применению налоговая ставка 1,15 процента, применяемая в отношении земельных участков, занятых объектами коммунального хозяйства, поскольку расположенные на земельных участках объекты инженерной инфраструктуры используются не только для функционирования жилищного фонда, но и для обслуживания промышленных предприятий.
Суды указали, что налоговое законодательство не ставит возможность применения пониженной налоговой ставки в зависимость от объема и процентного соотношения сточных вод, поступающих для очистки от населения и от промышленных предприятий и пришли к выводу о правомерном применении обществом пониженной ставки земельного налога в спорные периоды.
Определение ВАС РФ от 02.09.2010 N ВАС-10062/10 по делу N А57-6986/2009
В деле имеются доказательства, свидетельствующие о принадлежности указанных объектов к объектам инженерной инфраструктуры коммунального комплекса (свидетельства о государственной регистрации права собственности), и их использование для оказания коммунальных услуг промышленным предприятиям. При этом сведений, подтверждающих, что земельные участки заняты жилищным фондом и расположенные на земельных участках объекты являются объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, предназначенными для обслуживания жилищного фонда и используемыми для нужд потребителей жилищного комплекса муниципального образования, судом первой инстанции установлено не было.
Как результат, вывод судов первой и кассационной инстанций о правомерности применения обществом налоговой ставки в размере 0,3 процента является необоснованным.
2.5. Применение пониженной налоговой ставки, установленной для участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, юридическими лицами не допускается
Решение ВАС РФ от 11.03.2013 N ВАС-17640/12
Правовой режим земельного участка при ведении личного подсобного хозяйства определен в Законе о личном подсобном хозяйстве только для физических лиц. Данным законом не предусмотрено использование всего объема прав юридическими лицами. Также законодательство не предусматривает возможность применения налоговых ставок, установленных в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного (подсобного) хозяйства в тех случаях, когда условия их использования предусмотренные Законом о личном подсобном хозяйстве, не соблюдаются в связи с переходом права собственности не к физическим лицам.
Изложенное позволяет сделать вывод, что юридические лица, приобретающие в собственность земельные участки с разрешенным видом землепользования - "для личного подсобного хозяйства", вправе реализовать весь объем имущественных прав, за исключением тех, которые установлены Законом о личном подсобном хозяйстве для граждан или граждан и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ними ведение личного подсобного хозяйства.
Определение ВАС РФ от 22.03.2011 N ВАС-2745/11 по делу N А26-3024/2010
Суд установил, что в соответствии с порядком, установленным подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 7, пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", допускается использование льготного налогообложения по ставке 0,3 процента тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
Поскольку общество использовало спорные земельные участки в коммерческих целях, не имеется оснований считать неправильным вывод о том, что земельный налог не может им уплачиваться в размере 0,3 процента.
2.6. При отсутствии прямого указания в налоговом законодательстве запрет на применение в целях налогообложения определенного вида разрешенного использования земельного участка в зависимости от субъекта права не допускается
Постановление ФАС Московского округа от 05.06.2014 N Ф05-4758/2014 по делу N А41-42965/13
Довод инспекции о том, что использование земельных участков для дачного строительства может осуществляться некоммерческими объединениями граждан либо непосредственно физическим лицом, вследствие чего исчисление земельного налога по ставке 0,3% заявителем [юридическим лицом] противоречит закону, был предметом рассмотрения судебными инстанциями и правомерно признан несостоятельным.
Общество обоснованно в отношении земельного участка с видом разрешенного использования для дачного строительства исчисляло и уплачивало земельный налог в соответствии с положениями нормативного акта о данном налоге, принятого представительным органом местного самоуправления сельского поселения; при указании в правоустанавливающих документах на земельный участок определенного вида его разрешенного использования не представляется возможным ставить под сомнение возможность применения такого разрешенного использования в целях налогообложения в зависимости от субъекта права в отсутствие соответствующего прямого указания в налоговом законодательстве.
2.7. Право на применение пониженной налоговой ставки по п.п. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ не зависит от наличия в учредительных документах указаний на уставную деятельность, связанную с сельскохозяйственным производством
Постановление ФАС Московского округа от 23.03.2011 N КА-А41/958-11 по делу N А41-4392/10
Из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ не следует, что пониженная налоговая ставка применяется в отношении субъектов землепользования.
Напротив, по смыслу данной нормы такая ставка применяется в отношении объекта налогообложения, используемого в соответствии с его назначением.
Ни в статье 394 НК РФ, в ни письмах Министерства финансов Российской Федерации не указано, что применение налоговой ставки в размере 0,3 процента возможно только при наличии в учредительных документах налогоплательщика указаний на уставную деятельность, связанную с сельскохозяйственным производством.
2.8. При применении пониженной ставки земельного налога не имеет значения разделение понятий "для дачного строительства" и "для дачного хозяйства"
На дачном земельном участке возможно осуществление дачного строительства. При исчислении земельного налога в отношении земельного участка с разрешенным использованием "для дачного строительства" должна применяться такая же налоговая ставка, как и в отношении земельного участка с разрешенным использованием "для дачного хозяйства". Поэтому разделение указанных понятий не имеет значения.
2.9. Право на отчуждение юридическому лицу земельного участка с разрешенными видами использования "для дачного хозяйства" и "для дачного строительства" не влечет использование для данного лица того объема прав, который предоставляется лицам, ведущим дачное хозяйство (дачное строительство)
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18 мая 2015 г. N 305-КГ14-9101
Действующее законодательство не содержит запрета некоммерческим организациям и физическим лицам на отчуждение в собственность юридических лиц земельных участков с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" и "для дачного строительства". Вместе с тем отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка - юридического лица (коммерческой организации) возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях, установленных Законом N 66-ФЗ.
Несмотря на то что действующее законодательство не ограничивает круг лиц, которые могут являться собственниками земельных участков, имеющих вид разрешенного использования "для дачного строительства", отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка - юридического лица (коммерческой организации) возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях удовлетворения личных потребностей и решения общих социально-хозяйственных задач ведения этого хозяйства.
Коммерческая организация вправе иметь в собственности земельный участок с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" ("для дачного строительства"), поскольку действующее законодательство не содержит запрета на отчуждение в собственность юридических лиц таких земельных участков. Вместе с тем отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя - юридического лица возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного участка, который принадлежит гражданам или некоммерческим объединениям граждан, созданным в целях содействия их членам в решении социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства, осуществления дачного строительства.
2.10. Если после межевания земли из вида разрешенного использования "для сельскохозяйственных целей" были отнесены к виду "для производственных целей", но основным видом деятельности налогоплательщика осталось животноводство, применение им ставки земельного налога, установленной для земельных участков сельскохозяйственного назначения, правомерно
Сведений о наличии каких-либо актов о переводе земель из категории "для сельскохозяйственных целей" в иную категорию в земельном кадастре не содержится.
Однако после межевания эти земли были отнесены к категории земель - "земли населенных пунктов" и из вида разрешенного использования "для сельскохозяйственных целей" были отнесены к виду разрешенного использования "для производственных целей".
Учитывая, что основным видом деятельности Общества осталось животноводство и в материалах рассматриваемого дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об изменении Обществом вида деятельности либо о ведении им иной деятельности на спорных земельных участках, суды пришли к обоснованному виду, что Общество является плательщиком земельного налога в отношении земельных участков, созданных и фактически используемых для ведения сельскохозяйственной (животноводческой) деятельности, и им правомерно применена ставка налогообложения 0,3 процента кадастровой стоимости земельных участков.
2.11. Налогоплательщик не вправе применить ставку земельного налога, предусмотренную для земель инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, если объекты используются для производства электроэнергии тепловыми электростанциями и налогоплательщик напрямую не оказывает населению жилищно-коммунальные услуги
В силу абзаца 2 пункта 1 и пункта 2 статьи 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, и 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Исследовав представленные в дело доказательства, суды установили, что спорные земельные участки относятся к землям промышленности и используются налогоплательщиком для размещения промышленно-отопительных объектов топливно-энергетических предприятий. В здании цеха тепловых сетей располагается ремонтная база участка тепловых сетей, состоящая из слесарной мастерской, токарного и сверлильного станков, сварочного поста, бытовых и офисных помещений; насосная станция повышает давление в напорных магистральных трубопроводах ТЭЦ. Основным видом деятельности Общества является производство электроэнергии тепловыми электростанциями, и оно напрямую не оказывает населению жилищно-коммунальные услуги.
На основании изложенного суды пришли к выводам о том, что земельные участки не являются объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и что Общество при исчислении земельного налога за 2011 год неправомерно применило налоговую ставку в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельных участков.
2.12. Для квалификации объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов и что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда
В силу абзаца 2 пункта 1 и пункта 2 статьи 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, и 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Понятие "объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса" в Кодексе и иных нормативных правовых актах законодательства не определено.
При этом понятие "жилищный фонд" раскрыто в части 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Таким образом, с учетом статьи 11 Кодекса, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов, а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.
2.13. Коммерческие организации не вправе применять пониженную ставку земельного налога (0,3%) в отношении земельных участков с видом использования "для дачного строительства"
Из представленной информации Управления Росреестра следует, что земельные участки, принадлежащие на праве собственности ООО, находятся в территориальной зоне сельскохозяйственного использования, имеют установленный вид разрешенного использования "для дачного строительства".
Согласно статьям 33, 77, 78, 81 ЗК РФ в совокупности с нормами Закона N 66-ФЗ субъектами ведения дачного хозяйства или осуществления дачного строительства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" или "для дачного строительства", являются некоммерческие организации.
ООО является коммерческой организацией, основной вид деятельности ОКВЭД 70.12.3 - покупка, продажа земельных участков. Таким образом, является правильным вывод судов о том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность применения пониженной ставки (0,3%) земельного налога в отношении земельных участков с видом использования "для дачного строительства" юридическими лицами (коммерческими организациями).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 октября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.