Энциклопедия судебной практики
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
(Ст. 11.3 ЗК)
1. Особенности образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
1.1. Нормы ст. 11.3 ЗК РФ обладают приоритетом по отношению к общим нормам, посвященным образованию земельных участков
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 14 мая 2015 г. по делу N 33-10489/2015
Статья 11.3 ЗК РФ содержит специальные правовые нормы, регулирующие образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Указанные нормы обладают приоритетом по отношению к общим нормам кодекса, посвященным образованию земельных участков.
1.2. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом госвласти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9 - 11 ЗК РФ
На основании п. 3, п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ, подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка обеспечиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 39.2 ЗК РФ. Из данной статьи следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9 - 11 ЗК РФ.
Федеральным законодательством обязанность по реализации земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, возложена на органы местного самоуправления.
1.3. Если образование земельного участка и присвоение ему кадастрового номера были осуществлены лицом самостоятельно до введения в ЗК РФ главы I.1, это не является нарушением закона
Ссылка в жалобе на то, что земельный участок был образован истицей самостоятельно, что является нарушением положений ст. ст. 11.2, 11.3, 11.4 ЗК РФ, не влияет на законность вынесенного судом решения, поскольку образование данного земельного участка и присвоение ему кадастрового номера были осуществлены до того, как указанные статьи были внесены в ЗК РФ.
1.4. Вопросы раздела и образования земельных участков непосредственно к компетенции судов не относятся
Открытое акционерное общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента об отказе в предоставлении в собственность земельного участка. Также просило разделить указанный земельный участок, выделив необходимую для эксплуатации недвижимого имущества общества часть и обязать Департамент подготовить и направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка после разделения по цене 20% его кадастровой стоимости.
Прекращая производство по делу в части требования общества о разделении земельного участка, суды двух инстанций, сославшись на пункты 1, 2 части 1 статьи 11.3 ЗК РФ, правильно отметили, что вопросы раздела и образования земельных участков не отнесены к компетенции судебных инстанций. Необходимое для осуществления подобной процедуры заявление в компетентный орган - Департамент обществом не подавалось.
1.5. Вопрос о распоряжении ранее образованными участками, указанными в ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ, с целью преобразования или образования новых земельных участков решается правообладателями по соглашению или в судебном порядке
Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов с целью образования новых земельных участков не могут распоряжаться ранее образованными и предоставленными частным или иным лицам земельными участками, перечень которых содержится в подпунктах 1-5 пункта 1 статьи [ст. 11.3 ЗК РФ]. Перечень этот не является закрытым, такие указания могут содержаться в иных федеральных законах. Вопрос о преобразовании и об образовании новых земельных участков в этих случаях может решаться правообладателями земельных участков по соглашению либо в судебном порядке.
1.6. В соответствии со схемой расположения земельного участка земельные участки могут быть образованы только при отсутствии утвержденного проекта межевания
Указанной правовой нормой [ст. 11.3 ЗК РФ] предусмотрено два различных способа образования земельных участков в зависимости от наличия утвержденного проекта межевания территории, из которой предполагается образовать земельный участок. При этом в соответствии со схемой расположения земельного участка земельные участки могут быть образованы только при отсутствии утвержденного проекта межевания.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане, утвержденная в установленном законом порядке, является необходимым документом для кадастрового учета земельного участка, сформированного на основании данной схемы.
Учитывая, что поставка на кадастровый учет спорного земельного участка осуществлена при отсутствии схемы расположения земельного участка, на основании которой формировался данный участок, решение органа кадастрового учета в этой части судом обоснованно признано недействительным.
1.7. Постановка земельного участка на кадастровый учет свидетельствует о его индивидуализации
Постановка земельного участка на кадастровый учет свидетельствует о его индивидуализации.
Ссылаясь на положения п.п. 1, 2 ст. 11.3 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015), суд указал, что постановка земельного участка на кадастровый учет свидетельствует о его индивидуализации
Согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ для принятия решения об образовании земельных участков необходим кадастровый паспорт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах постановка земельного участка на кадастровый учет свидетельствует о его индивидуализации.
2. Принятие решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
2.1. Принятие решения о разделе земельного участка является обязанностью, а не правом уполномоченного органа
Утверждение территориального управления о том, что принятие решения о разделе земельного участка является правом, а не обязанностью уполномоченного органа, отклоняется, поскольку решения и действия органов, осуществляющих публичные полномочия, должны соответствовать действующему законодательству и не нарушать законных прав и интересов заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.
2.2. Уполномоченный орган не вправе отказывать в принятии решения о разделе земельного участка исключительно по мотиву отсутствия у него такого волеизъявления
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июля 2011 г. N ВАС-8903/11
С учетом того, что уполномоченным органом по распоряжению спорным земельным участком является Комитет по управлению имуществом, а землеустроительные работы в отношении земельного участка в целях его разделения были проведены по инициативе и за счет заявителей, суды признали бездействие Комитета не соответствующим положениям статьей 11.3, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку бездействие Комитета препятствует реализации прав заявителей на приобретение данного земельного участка в общую собственность, суды, с учетом установленной совокупности условий, необходимых для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, - удовлетворили заявленные требования.
2.3. Нормативные акты могут устанавливать возможность, а не обязанность уполномоченных органов принять решение об образовании земельных участков по обращению иных лиц, не указанных в ч. 2 ст. 11.3 ЗК РФ
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное толкование судами п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, неправильное применение положений Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений". Заявитель указывает на то, что является заинтересованным лицом в разделе земельного участка, поскольку, являясь арендатором смежного земельного участка, намерен использовать на праве аренды также земельный участок, созданный в результате разделения участка. Общество указывает на то, что согласно письму Минэкономразвития России от 11.10.2012 N Д-1405 решение на основании п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации может быть принято по заявлению любого заинтересованного лица.
Установив, что общество не относится к лицам, обладающим правом на обращение в силу приведенных норм права в уполномоченный орган с заявлением об образовании земельного участка, поскольку истцом не представлено доказательств наличия у него правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельный участок; приняв во внимание, что сведения о земельных участках аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости, суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
2.4. Уполномоченный орган перед рассмотрением по существу заявления о формировании земельного участка должен удостовериться в наличии у лица права на обращение с соответствующим заявлением
Установив данные обстоятельства, учитывая положения статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующей образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; суд обоснованно пришел к выводу, что, рассматривая по существу заявление о формировании земельного участка, Администрация городского округа должна была удостовериться о наличии у него права на обращение с соответствующим заявлением.
2.5. Решение об образовании земельного участка из участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может быть принято только после постановки его на государственный кадастровый учет
Принятию решения органа местного самоуправления об образовании земельного участка должна предшествовать стадия постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
Постановка участка на государственный кадастровый учет является одной из стадий, предшествующих принятию уполномоченным органом решения об образовании земельного участка. Данный вывод следует из содержания пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Принятию решения об образовании земельного участка должна предшествовать стадия постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
Принятию решения органом местного самоуправления об образовании земельного участка должна предшествовать стадия постановки земельного участка на государственный кадастровый учёт.
2.6. Наличие согласия всех землепользователей на раздел земельного участка является обязательным условием для принятия уполномоченным органом решения о его разделе
Правила раздела земельного участка предусмотрены в статье 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, а образование участков нормами статьи 11.2 указанного Кодекса, согласно пункту 4 которой, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Следовательно, в соответствии с приведенными нормами в случае раздела земельного участка необходимым условием является письменное согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Вывод судов о невозможности раздела в судебном порядке земельного участка ввиду отсутствия согласия арендатора, связан с неправильным применением норм материального права, поскольку такое согласие необходимо при разделе участка во внесудебном порядке.
В силу положений земельного законодательства наличие согласия в письменной форме арендаторов исходных земельных участков на образование из них земельных участков является обязательным условием такого образования.
Суд правильно пришел к выводу, что постановка на кадастровый учет спорных земельных участков, полученных в результате раздела земельного участка, осуществлена с нарушением требований земельного законодательства Российской Федерации; поскольку разделенный земельный участок являлся предметом действующего договора аренды, отсутствовало согласие всех землепользователей на его раздел, в частности, согласие истца; что в соответствии с ч. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации являлось препятствием для принятия компетентным органом решения о разделе упомянутого земельного участка.
2.7. Лесное законодательство не предусматривает случаев, когда не требуется принятия решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления об образовании земельных участков
Лесным законодательством не установлено случаев, при которых принятие решений об образовании земельных участков, предусмотренных п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, не требуется.
2.8. Статья 11.3 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для принятия решения о разделе, образовании и предоставлении земельных участков
Для принятия решения о разделе, образовании и предоставлении земельных участков органу местного самоуправления представлены все, предусмотренные п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ; истребование дополнительных документов запрещено ЗК РФ, так же как строго регламентированы основания для отказа предоставления в собственность земельных участков.
2.9. Нерассмотрение заявления о разделении и предоставлении земельного участка, если лицо предоставило все документы, предусмотренные ч. 2 ст. 11.3 ЗК РФ, является нарушением прав заявителя
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 февраля 2013 г. N ВАС-502/13
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что общество как собственник объекта недвижимости наделено исключительным правом на приватизацию земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему объект, и необходимым для его использования, что соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства". Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что территориальное управление является уполномоченным органом по решению вопроса как о разделении, так и о предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка, что прямо следует из Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432. Таким образом, не рассмотрев заявление общества, представившего все необходимые документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса, территориальное управление допустило незаконное бездействие и нарушило исключительное право заявителя, предусмотренное статьей 36 Земельного кодекса. Поскольку обществом как собственником объекта недвижимости были выполнены требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса и в территориальное управление представлен полный пакет необходимых документов, а территориальное управление в установленный срок не приняло соответствующего решения; суды пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.
Не рассмотрев заявление общества, представившего все необходимые документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, территориальное управление допустило незаконное бездействие и нарушило исключительное право заявителя, предусмотренное статьей 36 Кодекса.
Судебные инстанции правомерно установили, что отсутствие решения об образовании земельных участков, которое обязан был принять орган государственной власти в силу пункта 2 статьи 11.3 ЗК РФ, является препятствием для последующей регистрации права собственности области на образованные участки; а также по реализации заявителем исключительного права на приватизацию земельного участка, занятого строением с соблюдением норматива установленного законом.
2.10. Перечень случаев, когда образование земельных участков происходит не на основании решений соответствующих государственных или муниципальных органов, не является исчерпывающим
Представлена судебная практика, принятая до внесения изменений в ст. 11.3 ЗК РФ Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ.
По общему правилу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации юридическим основанием образования земельных участков из государственных или муниципальных земель являются решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Случаи, когда указанное общее правило не применяется (то есть образование земельных участков происходит не на основании решений соответствующих государственных или муниципальных органов), предусмотрены в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 11.3 Кодекса. Перечень таких случаев не является исчерпывающим, так как федеральными законами могут быть предусмотрены и иные случаи.
Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов с целью образования новых земельных участков не могут распоряжаться ранее образованными и предоставленными частным или иным лицам земельными участками, перечень которых содержится в подпунктах 1-5 пункта 1 статьи [11.3 ЗК РФ]. Перечень этот не является закрытым, такие указания могут содержаться в иных федеральных законах. Вопрос о преобразовании и об образовании новых земельных участков в этих случаях может решаться правообладателями земельных участков по соглашению либо в судебном порядке.
3. Процедура образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
3.1. Процедура образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, завершается регистрацией права публичной собственности на сформированные участки
В силу положений пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации общим правилом образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является принятие соответствующего решения уполномоченным органом власти в порядке, предусмотренном подпунктами 2-5 названной статьи. Указанная процедура может быть в том числе инициирована землепользователями, землевладельцами, арендаторами по предоставлении ими документов согласно перечню; и завершается регистрацией права публичной собственности на сформированные участки.
3.2. Законом не предусмотрены раздел и образование новых земельных участков по инициативе третьих лиц без согласия владельца участка - публично-правового образования
Раздел земельного участка по инициативе третьего лица без согласия владельца такого участка действующим законодательством не предусмотрен. При этом волеизъявление владельца земельного участка на его раздел и образование новых земельных участков необходимо и тогда, когда владельцем земельного участка является публично-правовое образование.
3.3. Наличие у лица права собственности на объекты недвижимости само по себе не предоставляет ему право требовать образования земельных участков под принадлежащими ему объектами недвижимости
Факт наличия у заявителей права собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, сам по себе не предоставляет им право требовать образования земельных участков под принадлежащими им объектами недвижимости для последующего выкупа.
3.4. Наличие у одного из участников права аренды единого объекта - участка, находящегося в пользовании нескольких лиц, не лишает иных лиц возможности раздела этого участка
Постановление Президиума Верховного суда Республики Карелия от 13 июля 2011 г. по делу N 44Г-29-2011
Вывод суда о том, что предоставление оспариваемым распоряжением в аренду земельного участка препятствует в дальнейшем праву заявителей на формирование ими самостоятельных земельных участков под объектами своей собственности, нельзя признать обоснованным, поскольку право аренды с множественностью лиц одного из участников единого объекта - участка, находящегося в пользовании нескольких лиц, не лишает иных лиц - заявителей возможности раздела данного участка путем совместного обращения с заявлениями в соответствующий орган согласно ст. ст. 11.3, 11.2 ЗК РФ.
3.5. Законом не предусмотрена обязанность предоставления вместе с заявлением о разделе земельного участка имущественных документов на здания, не принадлежащие заявителям на каком-либо праве
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций установили, что при обращении в Департамент заявители представили полный комплект документов, предусмотренный статьей 11.3 ЗК РФ.
Действующие нормы земельного законодательства, регулирующие порядок образования земельных участков, не предусматривают необходимость предоставления имущественных документов на здания, не принадлежащие заявителям на каком-либо праве, и документальное обоснование их функционального назначения.
3.6. Схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории утверждается только после принятия решения об образовании земельного участка
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 мая 2013 г. N ВАС-5561/13
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории при указанных обстоятельствах возможна после принятия решения об образовании земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории при указанных обстоятельствах возможна после принятия решения Территориального управления Росимущества об образовании земельного участка.
3.7. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте предшествуют постановке земельного участка на кадастровый учет и принятию решения о преобразовании участка
В случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти, в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
3.8. Решение о преобразовании земельного участка путем раздела и выдела из него земельного участка не может быть заменено решением о выдаче схемы расположения земельного участка
Формирование испрашиваемого заявителем земельного участка возможно только в порядке согласования его границ, расположения и площади со смежными землепользователями. Решение о преобразовании земельного участка путем выдела из него земельного участка под объектом недвижимости заявителя не может быть заменено решением администрации о выдаче схемы расположения земельного участка.
3.9. Части земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут сдаваться в аренду без формирования самостоятельного участка и регистрации права собственности на него
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 февраля 2014 г. N ВАС-13123/13
В пункте 9 постановления [Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 ноября 2011 г. N 73] разъяснено, что возможна сдача в аренду части земельного участка без необходимости формирования (выделения) самостоятельного участка и регистрации на него права собственности; поскольку действующее законодательство не содержит требования о разделе земельного участка (в том числе лесного участка, право на который зарегистрировано за Российской Федерацией) для предоставления в аренду его части.
Правовая позиция, сформулированная в абзаце шестом пункта 9 постановления N 73, применима к землям, находящимся в государственной или муниципальной собственности; вместе с тем статья 4.4 Закона N 201-ФЗ содержит специальное правило в отношении лесных участков. Следовательно, названная позиция неприменима к лесным участкам до 01.01.2015.
Правовая позиция относительно применения нормы ст. 4.4 Вводного Федерального закона N 201-ФЗ определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 13123/13 и состоит в следующем.
Поскольку согласно ст. 4.4 Федерального закона N 201-ФЗ до 01.01.2015 допускается распоряжение лесным участком и государственная регистрация прав на него без осуществления его кадастрового учета при условии наличия плана лесного участка, то вхождение лесного участка, передаваемого в аренду, в состав участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией и который имеет кадастровый (условный) номер, само по себе не исключает применения к такому участку этого правила.
Тем самым, как следует из разъяснений, данных Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, до 01.01.2015 для целей государственной регистрации договора аренды лесного участка при наличии доказательств постановки такового на государственный учет в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации обязательная постановка объекта аренды на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями Федерального закона N 221-ФЗ не требуется.
Наличие выданного и заверенного уполномоченными органами государственной власти плана лесного участка свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре (является основанием для учета участка в лесном реестре). Следовательно, в качестве документов, индивидуализирующих лесные участки до постановки их на кадастровый учет в целях государственной регистрации прав на них и сделок с ними, признаются планы участков лесного фонда (лесных участков), которые приравниваются к кадастровым паспортам.
3.10. Формирование земельного участка для строительства осуществляется за счет денежных средств лица, претендующего на его получение
При предоставлении земельного участка для строительства (в том числе и индивидуального жилищного) без предварительного согласования места размещения объекта строительства, вначале проводятся работы по формированию земельного участка. Формирование земельного участка лицом, претендующим на его получение, производится за счёт денежных средств такого лица и осуществляется организацией, полномочной производить такие действия.
3.11. Земельный участок предоставляется путем его формирования вновь из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а не путем образования вследствие раздела ранее сформированного участка
Из содержания норм статей 11.2, 11.3, 11.4 и статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта предоставляется путем его формирования вновь из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а не путем образования земельного участка вследствие раздела ранее сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка.
Учитывая изложенное, выводы судов о возможности предоставления спорного земельного участка только по результатам проведения торгов являются верными, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии нарушения прав и законных интересов общества оспариваемым отказом департамента.
3.12. Формирование участка, предоставленного из земельного участка, переданного на праве аренды для ведения садоводства и огородничества, возможно только путем раздела общего земельного участка на индивидуальные
Поскольку земельный участок был предоставлен истице для ведения садоводства из земельного участка, предоставленного администрацией города НСТ на праве аренды для ведения садоводства и огородничества, соответственно, его формирование возможно только в результате раздела общего земельного участка на индивидуальные. После данный земельный участок подлежит постановке на кадастровый учет как вновь образованный из ранее учтенного земельного участка.
3.13. Истечение срока действия схемы расположения земельного участка является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета
Истечение срока действия схемы расположения земельного участка является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
3.14. Предоставление земельного участка с предполагаемым видом разрешенного использования в отсутствие утвержденного проекта межевания территории не только противоречит ст. 11.3 ЗК РФ, но и может привести к нарушению прав граждан
Исходя из приведенных положений норм ГрК РФ, статьи 11.3 ЗК РФ, закрепленного в статье 1 ЗК РФ принципа дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, суды первой и апелляционной инстанций правомерно учли, что согласно письму Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска от 09.04.2015 N 01-01-19/3531, представленному в комиссию по вопросам предоставления земельных участков, в рамках проведенного анализа смежной территории был выявлен дефицит объектов здравоохранения, в связи с чем предлагалось выставить данный земельный участок на торги с видом разрешенного использования - амбулаторно-поликлинические учреждения. Таким образом, предоставление спорного земельного участка заявителю для размещения торгово-выставочного комплекса в отсутствие утвержденного проекта межевания территории будет не только противоречить положениям статьи 11.3 ЗК РФ, но и может привести к нарушению прав граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 мая 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.