Энциклопедия судебной практики
Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации
(Ст. 318 ТК)
1. Право увольняемого работника на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства
1.1. Гарантированный ст. 318 ТК РФ средний месячный заработок выплачивается уволенному работнику по правилам выплаты заработной платы
По смыслу положений 318 Трудового кодекса Российской Федерации работнику гарантируется заработная плата на период его трудоустройства, следовательно, данная выплата должна производиться по правилам выплаты заработной платы, то есть ежемесячно по прошествии оплачиваемого месяца.
1.2. Для получения выплат, предусмотренных ч. 1 ст. 318 ТК РФ, работник не обязан обращаться в государственную службу занятости
Часть 1 ст. 318 ТК РФ не связывает предоставление гарантии сохранения среднего заработка с обращением в государственную службу занятости и получением от нее каких-либо решений либо документов, как это имеет место при сохранении среднего заработка на период трудоустройства по общим правилам и по правилам ч. 2 ст. 318 ТК РФ.
1.3. Гарантии, предусмотренные ст. 318 ТК РФ, предоставляются работникам независимо от наличия или отсутствия у них статуса безработного
Требования трудового законодательства для сохранения среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение 4, 5 и 6 месяца со дня увольнения истцом были соблюдены. В. обратился в службу занятости населения в месячный срок после увольнения и не был трудоустроен указанной службой в течение определенного периода после увольнения. Руководителем органа службы занятости населения принято соответствующее решение о сохранении среднего месячного заработка в течение 4, 5 и 6 месяца со дня увольнения во исполнение положений ст. 318 Трудового кодекса РФ.
При этом содержащийся в указанной норме закона перечень условий, при наличии которых органы службы занятости населения принимают решение о сохранении в исключительных случаях среднего месячного заработка за уволенным работником в течение 4, 5 и 6 месяца со дня увольнения, является исчерпывающим и не содержит условий об обязательном признании гражданина в установленном законом порядке безработным.
1.4. На работников-совместителей, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, положения ст. 318 ТК РФ не распространяются
За четвертый и последующие месяцы после увольнения истец не имеет права на сохранение за ним и на выплату среднего заработка по работе по совместительству.
Такой вывод соответствует нормам трудового законодательства, согласно которым совместители не имеют права на гарантии и компенсации, предоставляемые для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
1.5. Гарантии, предусмотренные ст. 318 ТК РФ, распространяются на работников, являющихся пенсионерами
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что наличие у Б.2 статуса пенсионера не является основанием, исключающим распространение на нее гарантий, установленных трудовым законодательством для работников, уволенных по сокращению численности или штата, поскольку лишение права на выплату, предусмотренную ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса РФ не согласуется с принципом равенства прав и возможностей работников (абз. 6 ст. 2 Трудового кодекса РФ), а также запретом дискриминации в сфере труда (ст.3 Трудового кодекса РФ).
При этом ст. 318 ТК РФ не содержит положений, устанавливающих различия в реализации права на получение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения пенсионерами и лицами, которым пенсия еще не назначена. Назначение гражданину пенсии порождает единственное ограничение в реализации его прав, связанных с трудоустройством, - невозможность признания его в качестве безработного.
Не содержит законодательство и ограничений на сохранение на период трудоустройства средней заработной платы за четвертый, пятый и шестой месяцы после увольнения по причине сокращения численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) работников пенсионного возраста или получающих пенсию, назначенную на льготных условиях. Данные граждане не лишены права вновь устроиться на работу как самостоятельно, так и с помощью службы занятости.
1.6. При назначении уволенному работнику пенсии выплаты, предусмотренные ст. 318 ТК РФ, прекращаются
В материалах дела отсутствуют сведения о датах увольнения сотрудников, в связи с чем невозможно проверить обоснованность выплаты им средней заработной платы в течение шести месяцев, так как с назначением пенсии выплаты, предусмотренные статьей 318 ТК РФ, прекращаются.
1.7. Постановка уволенного работника на учет не по месту регистрации, а по месту жительства не может служить основанием для отказа в предоставлении гарантий, предусмотренных ст. 318 ТК РФ
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 9 ноября 2011 г. N 33-16677/2011
Тот факт, что истица первоначально встала на учет в Центр занятости по месту жительства, а не по месту регистрации, не может служить основанием для отказа в выплате гарантий, предусмотренных статей 318 ТК РФ, так как истица условия по постановке на учет в центр занятости населения выполнила - встала на учет в центр занятости населения в месячный срок по месту своего жительства и по месту постоянной работы. В дальнейшем - истица встала на учет по месту регистрации.
1.8. Снятие лица с учета в качестве безработного в связи переездом на новое место жительства не может служить основанием для отказа в предоставлении гарантий, предусмотренных ст. 318 ТК РФ
Истица в месячный срок после увольнения обратилась в орган службы занятости и не была трудоустроена, не отказалась от услуг органа службы занятости при переезде. Тот факт, что истица была снята с учета в качестве безработного на основании отказа от услуг службы занятости, в связи с переездом на новое место жительства, не может являться основанием для отказа в выплате гарантий, предусмотренных ст. 318 ТК РФ и в выдаче справки для получения средней заработной платы на период трудоустройства за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения.
1.9. Средний месячный заработок уволенного работника высчитывается исходя из количества рабочих дней в периоде, подлежащем оплате
Решение Верховного Суда РФ от 25 мая 2006 г. N ГКПИ06-366
Предусмотренные ТК РФ гарантии сохранения среднего месячного заработка за работником в течение определенного времени (статьи 178, 318 и др.) не предполагают выплату работнику средней заработной платы в большем размере, чем если бы он продолжал работу (то есть исходя не из рабочих, а из календарных дней периода).
Предусмотренные ТК РФ гарантии сохранения среднего месячного заработка за работником в течение определенного времени (ст.ст. 178, 318 и др.) не предполагают выплату работнику средней заработной платы в большем размере, чем если бы он продолжал работу (то есть исходя не из рабочих, а из календарных дней периода).
2. Сохранение за работником среднего месячного заработка в течение четвертого-шестого месяцев со дня увольнения
2.1. Перечень условий, необходимых для принятия службой занятости населения решения о сохранении за работником среднего заработка в течение четвертого-шестого месяцев после увольнения, является исчерпывающим
Редакция части 2 статьи 318 Трудового кодекса РФ предполагает, что перечень условий, при наличии которых органы службы занятости принимают решение о сохранении в исключительных случаях среднего месячного заработка за уволенным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения, является исчерпывающим.
Требования трудового законодательства для сохранения среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение 4, 5 и 6 месяца со дня увольнения истцом были соблюдены. В. обратился в службу занятости населения в месячный срок после увольнения и не был трудоустроен указанной службой в течение определенного периода после увольнения. Руководителем органа службы занятости населения принято соответствующее решение о сохранении среднего месячного заработка в течение 4, 5 и 6 месяца со дня увольнения во исполнение положений ст. 318 Трудового кодекса РФ.
При этом содержащийся в указанной норме закона перечень условий, при наличии которых органы службы занятости населения принимают решение о сохранении в исключительных случаях среднего месячного заработка за уволенным работником в течение 4, 5 и 6 месяца со дня увольнения, является исчерпывающим и не содержит условий об обязательном признании гражданина в установленном законом порядке безработным.
2.2. Исключительность обстоятельств, необходимых для сохранения среднего заработка в течение четвертого-шестого месяцев со дня увольнения, устанавливается службой занятости исходя из конкретных обстоятельств дела
Довод апелляционных жалоб о необоснованном уклонении суда об исследовании наличия исключительности случая для сохранения за истцами среднего месячного заработка за оспариваемый период нельзя признать состоятельным, поскольку исключительность случая сохранения за работником среднего заработка за четвертый-шестой месяцы после увольнения определяется органом службы занятости, а не судом.
Как следует из ч. 2 ст. 318 ТК РФ, основанием для сохранения за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата, среднего месячного заработка в течение пятого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое, будучи направленным на обеспечение реализации конституционного права такого лица на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ), одновременно обязывает работодателя осуществить в его пользу указанную выплату. При этом законодательное закрепление такого основания предоставления соответствующей гарантии не предполагает, что орган службы занятости населения обладает в этой ситуации неограниченной свободой усмотрения.
По смыслу указанной нормы права, орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение пятого месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в месячный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение пятого месяца, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства.
2.3. Исключительным случаем признается само обращение уволенного работника в службу занятости в установленный законом срок и факт его нетрудоустройства
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Как следует из содержания приведенных норм, основанием сохранения среднего месячного заработка работника является факт потери им работы по указанным причинам и незанятость в течение определенного периода после увольнения. При этом сохранение среднего месячного заработка поставлено в зависимость от того, обратился ли работник в течение соответствующего периода времени со дня увольнения в орган службы занятости и был ли им трудоустроен.
2.4. Исключительным обстоятельством не может быть признано отсутствие возможности трудоустроить работника в период до шести месяцев со дня его увольнения
Законодателем не определены критерии исключительности таких случаев, однако само понятие исключительности дает основание полагать, что такие обстоятельства отсутствуют у большинства лиц, относящихся к категории работников, которым может быть сохранен заработок в силу ч. 2 ст. 318 ТК РФ. Такими обстоятельствами не может являться отсутствие в период до шести месяцев со дня увольнения работника работы по его квалификации, образованию, поскольку все лица, подпадающие под положение ст. 318 ТК РФ являются лицами, которые не трудоустроились в определенный срок, то есть не имеют работу по специальности, квалификации, образованию и другим критериям.
2.5. Отказ работника от предложенных службой занятости вариантов подходящей работы не лишает его права на сохранение среднего месячного заработка в течение шести месяцев со дня увольнения
Статья 318 Трудового кодекса Российской Федерации не содержит норм, на основании которых, орган службы занятости может отказывать в принятии решений, если безработный гражданин отказывается от предложенных вариантов подходящей работы. Для принятия решения о сохранении среднего месячного заработка достаточно соблюдения 2 условий: месячного обращения граждан в орган службы занятости и факта не трудоустройства безработного гражданина.
2.6. Орган службы занятости населения должен указать, в чем заключается исключительность обстоятельств в каждом конкретном случае
Сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 ТК РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Законодатель ограничил право уволенного лица на получение среднего месячного заработка за четвертый и последующие месяцы, связав это право с исключительностью случая. При принятии решения Центр занятости населения должен указать, в чем заключается исключительность случая в каждом конкретном случае, а не ограничиваться ссылкой на своевременность обращения гражданина с заявлением и не трудоустройство его в трехмесячный срок.
2.7. Органы службы занятости населения не обязаны письменно обосновывать принятое ими решение о сохранении за работником среднего заработка в течение четвертого-шестого месяцев после увольнения
Законом, а равно иными нормативными актами не предусмотрена обязанность органов службы занятости населения указывать в решении и справке о сохранении среднего заработка в период трудоустройства в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения основания для вывода об исключительности данного случая.
2.8. Средний месячный заработок в течение четвертого-шестого месяцев со дня увольнения сохраняется работнику при наличии определенных условий
Работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, средний месячный заработок в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения сохраняется при наличии совокупности условий: факта обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройства этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличия исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Трудового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 февраля 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук С. Хаванским, Н. Абакумовой, О. Авдеевой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, Д. Губиным, Р. Давлетовым, С. Дубровиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, М. Крымкиной, М. Куликовой, В. Куличенко, А. Кусмарцевой, М. Михайлевской, М. Орловой, Д. Серебряковой, Л. Шабановой, О. Являнской, А. Янкович