Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Энциклопедия судебной практики. Налог на добавленную стоимость. Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи (Ст. 157 НК)

Энциклопедия судебной практики
Налог на добавленную стоимость. Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи
(Ст. 157 НК)


1. Общие вопросы применения положений ст. 157 НК РФ


1.1. Налогообложение работ и услуг, связанных с производством и реализацией товаров, экспортируемых за пределы территории РФ, по ставке в размере 0% распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, экспортируемых за пределы территории РФ и импортируемых в РФ, выполняемые российскими перевозчиками


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 декабря 2002 г. N 6018/02

Статья 157 Налогового кодекса Российской Федерации определяет правила исчисления налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок.

При этом, как следует из пункта 3 статьи 157 Кодекса, учитываются положения пункта 1 статьи 164 Кодекса, которыми установлено, что налогообложение работ и услуг, связанных с производством и реализацией товаров, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации, производится по ставке в размере 0 процентов. Указанное положение распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками. При этом данная норма не содержит указаний на то, что ставка 0 процентов применяется лишь в отношении части услуг по транспортировке товаров в зависимости от того, на территории Российской Федерации или за ее пределами они оказаны.


2. Пределы территории РФ при осуществлении воздушных перевозок


2.1. Определение пределов территории РФ при воздушных перевозках в целях налогообложения не зависит от особенностей осуществления таких перевозок и от необходимости пересечения воздушного пространства других государств


Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 июля 2007 г. N 7777/07

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Налогового кодекса Российской Федерации при осуществлении перевозок (за исключением пригородных перевозок в соответствии с абзацем 3 подпункта 7 пункта 2 статьи 149 этого Кодекса) пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа или почты железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским или речным транспортом налоговая база определяется как стоимость перевозки (без включения в нее налога). При осуществлении воздушных перевозок пределы территории Российской Федерации определяются по начальному и конечному пунктам авиарейса.

Из системного толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 164 и пункта 1 статьи 157 Налогового кодекса Российской Федерации суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о том, что определение пределов территории Российской Федерации при воздушных перевозках в целях налогообложения не зависит от особенностей осуществления таких перевозок, в том числе необходимости пересечения воздушного пространства других государств.


2.2. Совершение посадки в целях дозаправки на территории РФ не влечет возникновения объекта налогообложения, если начальные и конечные пункты перевозки находятся на территории иностранных государств


Постановление ФАС Центрального округа от 30.03.2010 по делу N А08-1232/2008-16

Совершение посадки для дозаправки или смены экипажа не имеет значения для целей исчисления налога на добавленную стоимость, так как места промежуточной посадки не являются начальными и конечными пунктами перевозки. Посадка воздушного судна в городах РФ осуществлялась без выгрузки или дозагрузки груза с целью дозаправки и смены экипажа, что не могло повлечь возникновение объекта налогообложения.

Исходя из изложенного, судами сделан вывод о том, что местом осуществления деятельности при осуществлении указанных перевозок территория России не являлась и объект налогообложения по налогу на добавленную стоимость отсутствовал.


3. Налогообложение при осуществлении воздушных перевозок между Калининградской областью и остальной территорией РФ


3.1. При определении налоговой базы и ставки НДС по услугам авиаперевозки пассажиров между Калининградом и другими городами РФ подлежат применению общие положения гл. 21 НК РФ


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 мая 2009 г. N 15789/08

При осуществлении воздушных полетов между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации воздушные суда пересекают воздушное пространство более одного государства, пролетая с учетом маршрута над Литвой, Латвией, Эстонией, Белоруссией.

Для осуществления и правового обеспечения полетов между Калининградской областью и другими городами Российской Федерации Правительством Российской Федерации заключены соглашения: с Правительством Литовской Республики от 18.11.1993, Правительством Республики Беларусь от 12.12.1997, Правительством Эстонской Республики от 07.07.2000, Правительством Латвийской Республики от 13.11.2001.

Таким образом, эти воздушные полеты возможны постольку, поскольку они предусмотрены международными договорами (соглашениями). Правила пункта 1 статьи 157 Кодекса об особенностях определения налоговой базы и уплаты налога при транспортных перевозках в силу прямого указания пункта 3 той же статьи на них не распространяются.

Поэтому при определении налоговой базы и ставки налога по услугам авиаперевозки пассажиров между Калининградом и другими городами Российской Федерации следует руководствоваться общими положениями главы 21 Кодекса.


3.2. При осуществлении воздушных перевозок пассажиров и багажа между Калининградом и другими городами РФ отсутствуют основания для применения налоговой ставки 0%


Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 октября 2008 г. N 14017/08

В силу пункта 1 статьи 157 Кодекса для целей определения налоговой базы и уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении воздушных перевозок пределы территории Российской Федерации определяются по начальному и конечному пунктам авиарейса.

Поскольку при осуществлении воздушных перевозок пассажиров и багажа между Калининградом и другими городами Российской Федерации начальный и конечный пункты авиарейсов находятся в пределах территории страны, суды обоснованно пришли к выводу о том, что положения подпункта 4 пункта 1 статьи 164 Кодекса на такие услуги не распространяются.


Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июля 2008 г. N 9488/08

Пункт 1 статьи 157 прямо указывает на то, что при осуществлении воздушных перевозок пределы территории Российской Федерации определяются по начальному и конечному пунктам авиарейса.

Что касается особенностей административно-территориального расположения Калининградской области на общей территории в пределах Российской Федерации, то данное обстоятельство ни Кодексом, ни международными договорами по вопросам налогообложения не расценивается в качестве основания для обложения налогом по нулевой ставке. Положения Воздушного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не влияют на положения, закрепленные в законодательстве о налогах и сборах.


4. Особенности уплаты налога при реализации услуг международной связи


4.1. Правовое регулирование по НДС применительно к реализации услуг международной связи аналогично правовому регулированию экспортных операций


Постановление ФАС Московского округа от 22.06.2007, 29.06.2007 N КА-А40/4906-07 по делу N А40-54975/06-33-337

Суд, применив положения ст.ст. 146, 157, 170, 171 Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что реализация услуг международной связи российскими операторами является объектом обложения НДС.

При этом суд исходил из того, что реализация услуг международной связи не поименована как операция, исключённая из объекта обложения НДС или освобождаемая от обложения НДС - соответствующие указания отсутствуют в главе 21 "Налог на добавленную стоимость", в том числе в ст. 146 и ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, а в п. 5 ст. 157 названного Кодекса указывается лишь на не включение стоимости определённой реализации в налоговую базу.

Суд посчитал, что правовое регулирование по НДС применительно к реализации услуг международной связи аналогично регулированию применительно к реализации экспортируемых товаров (работ, услуг), облагаемой по ставке 0%.


4.2. Переход трафика между точками начала и окончания канала связи, находящимися на территории разных государств, признается международной связью


Постановление ФАС Московского округа от 16.03.2012 по делу N А40-100845/10-4-498

Предоставление каналов связи может быть классифицировано в качестве предоставления электросвязи, предоставление международных каналов связи - в качестве услуги международной электросвязи.

Предоставление международных каналов связи должно рассматриваться в качестве услуги международной электросвязи, поскольку при оказании данной услуги обеспечивается электросвязь (возможность пропуска трафика) между точками начала и окончания канала связи, находящимися на территории разных государств.


4.3. Из п. 5 ст. 157 НК РФ следует, что операции по реализации услуг международной связи иностранным покупателям являются объектом налогообложения и не освобождаются от обложения НДС


Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 марта 2014 г. N Ф01-13482/13 по делу N А43-4105/2013

Тот факт, что пунктом 5 статьи 157 Кодекса предусмотрены особенности определения налоговой базы по операциям реализации услуг международной связи иностранным покупателям свидетельствует о том, что соответствующие операции являются объектом налогообложения и не освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.


Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.


Материал приводится по состоянию на апрель 2021 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики


При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской, С.П. Родюшкиным, В.Н. Горностаевым.