Энциклопедия судебной практики
Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание
(Ст. 59 НК)
1. Процедураx признания задолженности по налогам безнадежной к взысканию
1.1. О признании задолженности безнадежной к взысканию в связи с истечением срока ее взыскания можно обратиться после установления в судебном решении утраты налоговым органом права на ее взыскание
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
Признание недоимки и задолженности по пеням, штрафам безнадежными к взысканию возможно только при наличии вступившего в законную силу судебного акта, которым установлено, что налоговый орган утратил возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
1.2. Обратиться в суд с заявлением о признании сумм, возможность взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию в связи с истечением срока их взыскания вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик
Определение Конституционного Суда РФ от 26 мая 2016 г. N 1150-О
Оспариваемый заявителем подпункт 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации прямо признает безнадежными к взысканию суммы налога, пени и штрафа, возможность взыскания которых утрачена налоговым органом, что должно быть подтверждено судебным актом. При этом указанное законоположение не ограничивает перечень субъектов, имеющих право инициировать соответствующее судебное разбирательство.
Таким образом, оспариваемая норма не содержит каких-либо непреодолимых препятствий в реализации возможности признания сумм налога, пени и штрафа безнадежными к взысканию - по инициативе как налогового органа, так и налогоплательщика.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление облагается государственной пошлиной применительно к подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ как иное заявление неимущественного характера и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 АПК РФ.
Исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 года N 1150-О и в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Инициировать судебное разбирательство, по результатам которого может быть принят судебный акт, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, вправе не только налоговый орган, обращающийся в арбитражный суд в порядке, предусмотренном главой 26 АПК РФ с исковым заявлением о взыскании обязательных налоговых платежей, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Согласно подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Согласно п. 9 постановления N 57 при толковании подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
1.3. Суд не наделен правом на самостоятельное принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списанию
Суд не наделен правом на принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании. Иное означало бы лишение налогового органа права на обращение в суд с иском о взыскании задолженности с одновременной постановкой вопроса о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд с иском.
Суд первой инстанции указал, что налоговое законодательство не предоставляет суду право признавать имеющуюся задолженность по уплате налогов безнадежной к взысканию и списывать ее, и относит данную процедуру к компетенции налоговых органов, возможность признания которыми недоимки и задолженности по пеням безнадежными к взысканию и их списанию связано с вынесением судебного решения, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания только по результатам обращения налогового органа с соответствующим иском в суд.
Признание задолженности по налогам безнадежной, а также ее списание возможно только при условии соблюдения установленного законом порядка, в том числе наличии решения, принятого уполномоченным органом, которым является налоговый орган.
Суд общей юрисдикции к числу органов, в компетенцию которых входит принятие решения о списании задолженности по налогам, пеням и штрафам либо о понуждении к списанию такой задолженности, не относится.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что недоимки и задолженности могут быть признанными безнадёжными к взысканию только при условии соблюдения установленного законом порядка при наличии решения, принятого уполномоченным органом, которым является налоговый орган. Суд общей юрисдикции не относится к числу органов, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадёжными к взысканию и их списании, и не может понуждать налоговый орган принять решение о списании сумм недоимки и пени, поскольку он не наделён правом по своей инициативе списывать долги налогоплательщика, невозможные для взыскания.
Налоговое законодательство не предоставляет суду право признавать имеющуюся задолженность по уплате налогов безнадежной к взысканию и списывать ее, и относит данную процедуру к компетенции налоговых органов, возможность признания которыми недоимки и задолженности по пеням безнадежными к взысканию и их списанию связано с вынесением судебного решения, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания только по результатам обращения налогового органа с соответствующим иском в суд.
Инспекция может утратить право на взыскание налога в случае пропуска установленных сроков для взыскания. Однако утрата налоговым органом права на принудительное взыскание налога в связи с пропуском срока сама по себе не влечет прекращение налоговой обязанности истца. Налоговое законодательство не предоставляет суду право признавать имеющуюся задолженность по уплате налогов безнадежной к взысканию и списывать ее, и относит данную процедуру к компетенции налоговых органов, возможность признания которыми недоимки и задолженности по пеням безнадежными к взысканию и их списанию связано с вынесением судебного решения, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания по результатам обращения налогового органа с соответствующим иском в суд.
1.4. Ст. 59 НК РФ не распространяется на списание задолженности по недоимкам, пеням и штрафам, образовавшимся в связи с расчетами по страховым взносам
Суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права и указал, что статья 59 Кодекса и Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, утвержденный приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@, которым руководствовался суд первой инстанции, не распространяются на списание задолженности по недоимкам, пеням и штрафам, образовавшимся в связи с расчетами по страховым взносам, за исключением недоимки по страховым взносам, начисленным на нее пеням и штрафам, которая числилась за организациями по состоянию на 01.01.2001.
2. Последствия признания задолженности безнадежной к взысканию
2.1. Признание задолженности безнадежной к взысканию влечет исключение записей об этой задолженности из карточки расчетов с бюджетом, но не превращает эту задолженность в излишне уплаченную сумму
Признание задолженности безнадежной к взысканию в порядке, установленном статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации, как правильно указал суд первой инстанции, влечет исключение записей об этой задолженности из карточки расчетов с бюджетом, но не превращает эту задолженность в излишне уплаченную сумму.
2.2. При наличии задолженности с утратой возможности ее взыскания налоговый орган должен указать об этом в выдаваемой им справке о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам
Постановление ФАС Поволжского округа от 07 декабря 2011 г. по делу N А55-3754/2011
Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае, в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
При таких обстоятельствах, выдавая налогоплательщику справку о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам и указывая в ней в качестве задолженности сумму недоимки в ПФР, налоговый орган должен был указать на невозможность взыскания этого долга в принудительном порядке.
2.3. Непринятие налоговым органом в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию задолженности является основанием для принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности, в т.ч. вынесения судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока
По смыслу положений статьи 44 НК РФ в совокупности с пунктом 4 статьи 59 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, является основанием для принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
3. Случаи, когда задолженность признается безнадежной к взысканию
3.1. Безнадежными к взысканию признаются суммы налога, неправомерно доначисленные налоговым органом
Постановление ФАС Уральского округа от 21.10.2011 N Ф09-6743/11 по делу N А76-24862/2010
Вступившим в законную силу решением суда установлен факт надлежащего исполнения обществом обязанности по уплате налогов через "проблемные" банки. При этом указанными судебными актами признаны незаконными действия инспекции по учету в качестве задолженности общества доначисленных налогов, а также признано незаконным бездействие налогового органа по неприменению положений п. 3 ст. 59 НК РФ к данным суммам налогов. Суд первой инстанции обязал инспекцию списать упомянутые суммы в порядке п. 3 ст. 59 Кодекса как безнадежную задолженность.
4. Случаи, когда задолженность не признается безнадежной к взысканию
4.1. В случае прекращения судом дела о несостоятельности (банкротстве) у налогоплательщика отсутствуют основания для признания задолженности безнадежной
Определение Свердловского областного суда от 15 января 2013 г. по делу N 33-564/2013
Как установлено судом, арбитражный суд прекратил производство по делу о несостоятельности (банкротстве) ИП в связи с отказом единственного кредитора от заявленных требований, следовательно, ИП не был признан банкротом.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для списания начисленных в ходе выездной налоговой проверки сумм налога и штрафных санкций, предусмотренных подп. 2 п. 1 ст. 59 НК РФ.
4.2. Реструктурированная задолженность не признается безнадежной к взысканию и не подлежит списанию
Заключая соглашение о реструктуризации, заявитель признавал наличие указанной задолженности и не оспаривал ее сумму ни при подписании соглашения, ни в период его действия, а реструктуризация долгов предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов (ст. 20 Федерального закона N 83-ФЗ), поэтому суды правильно согласились с доводом налогового органа о том, что реструктуризация по своей сути является разновидностью рассрочки уплаты налога, которая в соответствии со ст. 64 НК РФ представляет собой изменение срока уплаты налога.
Кроме того, существует определенный порядок прекращения действия соглашения, регулируемый статьей 68 НК РФ.
При таких обстоятельствах суды обоснованно согласились с позицией налогового органа о том, что у него имеется право указывать спорные суммы в справке и учитывать как задолженность заявителя перед бюджетом.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Суды указали, что обязательства, возникшие в результате реструктуризации задолженности, не относятся к налоговым обязательствам; не относятся к обязательствам, связанным с изменением срока уплаты налога и сбора, а также пеней, предусмотренным главой 9 Кодекса, а также к процентам, уплата которых предусмотрена статьей 176.1 Кодекса.
Таким образом, суды пришли к законному выводу о том, что порядок списания, установленный статьей 59 Кодекса, на указанные проценты не распространяется.
4.3. Если налоговым органом не утрачена возможность принудительного взыскания недоимки, то она не может быть признана безнадежной ко взысканию
Пунктом 5 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
На основании изложенного в рамках настоящего спора исследованию и оценке подлежали обстоятельства, касающиеся возможности (или утраты возможности) взыскания налоговым органом налога, пени и штрафа.
Прекращая производство по части требований и отказывая в иске в остальной части арбитражный суд со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 46, 47, 48, 75 Налогового кодекса Российской Федерации исходил из того, что аналогичные требования истца относительно налоговой задолженности рассмотрены Арбитражным судом Республики, в оставшейся части основания для удовлетворения иска отсутствуют, поскольку возможность принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам налоговым органом не утрачена.
Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и налогоплательщиком не опровергнуты.
Установив данные обстоятельства, правильно истолковав и применив, в том числе положения статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражные суды пришли к обоснованным выводам об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 ноября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.