Энциклопедия судебной практики
Сроки и место государственной регистрации
(Ст. 8 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей")
1. Сроки государственной регистрации
1.1. Датой представления документов на государственную регистрацию является день их получения
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.
1.2. Пятидневный срок для совершения регистрационных действий исчисляется не календарными, а рабочими днями
Пунктом 1 статьи 8 Закона установлен общий пятидневный срок для совершения регистрационных действий, который исчисляется не календарными, а рабочими днями. Срок проведения государственной регистрации исчисляется с момента представления документов в регистрирующий орган.
1.3. Течение срока для совершения регистрационных действий приостанавливается на выходные и праздничные дни
Пунктом 1 статьи 8 Закона установлен общий пятидневный срок для совершения регистрационных действий, течение срока приостанавливается на выходные и праздничные дни.
1.4. Осуществление государственной регистрации до истечения пятидневного срока является правом, но не обязанностью регистрирующего органа
Срок проведения государственной регистрации исчисляется с момента представления документов в регистрирующий орган. Осуществление государственной регистрации до истечения пятидневного срока является правом, но не обязанностью регистрирующего органа.
1.5. Срок государственной регистрации является пресекательным, а не рекомендательным
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 июня 2006 г. N КГ-А40/5634-06
Ссылки заявителя на то, что срок, предусмотренный ст. 8 названного Закона, не является пресекательным и носит рекомендательный характер, являются необоснованными.
1.6. Пресекательность срока регистрации подтверждается установленной в законе ответственностью должностных лиц регистрирующих органов за нарушение сроков регистрации
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 июня 2006 г. N КГ-А40/5634-06
Ссылки заявителя на то, что срок, предусмотренный ст. 8 названного Закона, не является пресекательным и носит рекомендательный характер, являются необоснованными и противоречат требованиям п. 1 ст. 24 указанного Закона, которым установлена ответственность должностных лиц регистрирующих органов за неосуществление государственной регистрации в установленные законом сроки.
1.7. Большой объем работы ИФНС не является объективной причиной, допускающей несвоевременную государственную регистрацию
В отзыве инспекция указала, что на момент поступления заявления о регистрации Общества сложилась чрезвычайная ситуация по регистрации юридических лиц - большой объем работы, так как более 14 500 налогоплательщиков отправили комплекты учредительных документов по почте.
Судом первой инстанции правильно установлено, что инспекцией нарушены требования статьи 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц".
Как на основание для отказа в удовлетворении заявления суд сослался на наличие у инспекции объективных причин, повлекших невозможность своевременной регистрации юридического лица, - большой объем работы. Такой вывод суда нельзя признать основанным на законе. Большой объем работы не является объективной причиной для невыполнения установленных законом обязанностей.
1.8. Закон не устанавливает возможность продления сроков регистрации
Доводы инспекции о чрезмерной нагрузке при регистрации и перерегистрации юридических лиц не могут быть приняты во внимание, поскольку закон не связывает с аналогичными обстоятельствами какие-либо правовые последствия, позволяющие регистрирующему органу выйти за пределы названных сроков (продление сроков регистрации и пр.).
1.9. Изъятие регистрационного дела правоохранительными органами может лишить регистрирующий орган возможности выполнить регистрационные действия в срок
Пунктом 1 статьи 8 Закона установлен общий пятидневный срок для совершения регистрационных действий. Срок проведения государственной регистрации исчисляется с момента представления документов в регистрирующий орган. В последний день истечения срока для регистрации новой редакции устава регистрационное дело в установленном законом порядке изъято правоохранительными органами, что подтверждается протоколом выемки. В связи с этим у инспекции отсутствовала возможность выполнить действия по указанной регистрации.
1.10. Суд не вправе устанавливать в резолютивной части решения пятидневный срок для регистрации, исчисляемый со дня вступления решения в законную силу, при отсутствии у регистрирующего органа необходимых для проведения регистрации документов, возвращенных юридическому лицу
Статья 8 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" связывает возможность осуществления регистрационных действий и начало течения срока на их совершение с приемом документов на государственную регистрацию. Поэтому установление арбитражным судом в резолютивной части решения пятидневного срока для регистрации, исчисляемого со дня вступления решения в законную силу, при отсутствии у инспекции необходимых для проведения регистрации документов, возвращенных обществу, противоречит данной норме права.
2. Место государственной регистрации юридического лица и ИП
2.1. Закон о государственной регистрации разграничивает понятия "место нахождения" юридического лица и "место жительства" ИП
Согласно п. 2 ст. 8 Закона о регистрации государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Пунктом 3 ст. 8 названного Закона государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Следовательно, Закон разграничивает понятия "место нахождения" и "место жительства".
2.2. Место государственной регистрации юридического лица определяется местом нахождения его органов, которое в свою очередь определяется учредителями и указывается в заявлении и в уставе
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по местонахождению указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого органа - по местонахождению иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Таким образом, местом нахождения организации является адрес, который указан самим заявителем в качестве такового в документах, представляемых для регистрации юридического лица.
Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2015 г. по делу N 3-33/2015
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" место государственной регистрации юридического лица определяется местом нахождения его органов, которое в свою очередь определяется учредителями, указывается в учредительных документах.
Решение Московского городского суда от 29 апреля 2015 г. N 3-188/15
Место государственной регистрации юридического лица определяется местом нахождения его органов, которое в свою очередь определяется учредителями, и указывается в учредительных документах.
Решение Астраханского областного суда от 06 апреля 2015 г. по делу N 2-12/2015
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" место государственной регистрации юридического лица определяется местом нахождения его органов, которое в свою очередь определяется учредителями, указывается в учредительных документах.
Решение Тюменского областного суда от 21 ноября 2014 г. по делу N 3-29/2014
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" место государственной регистрации юридического лица определяется местом нахождения его органов, которое в свою очередь определяется учредителями, указывается в учредительных документах.
2.3. Место нахождения органов юридического лица - это юридический адрес организации
В случаях возникновения сложностей при определении места нахождения органов юридического лица судам необходимо исходить из того, что место нахождения таких органов - это юридический адрес организации. Данное разъяснение соответствует положениям п. 2 ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", в соответствии с которым государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
2.4. Юридический адрес организации - это адрес, указанный в уставе юридического лица
В случаях возникновения сложностей при определении места нахождения органов юридического лица судам необходимо исходить из того, что место нахождения таких органов - это юридический адрес организации, т.е. адрес, указанный в учредительных документах юридического лица как адрес нахождения его органов.
2.5. Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа организации является атрибутом юридического лица, который обеспечивает возможность осуществления связи с организацией
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Все необходимые сведения о юридических лицах в Российской Федерации включаются в государственный реестр в соответствии с правилами ст. 5 названного Закона. В реестре наряду с другими сведениями содержится адрес (место нахождения) постоянно действующего органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Таким образом, возможность осуществления связи с организацией тесным образом связана с таким атрибутом юридического лица, как адрес (место нахождения) его постоянно действующего исполнительного органа.
2.6. Наличие регистрации гражданина по месту его жительства является условием государственной регистрации такого физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
Подпунктом "ж" пункта 1 статьи 22.1 Закона предусмотрено, что при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность, или документа, подтверждающего право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе).
Таким образом, одно из условий, при котором возможно произвести государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, - наличие регистрации данного лица по месту его жительства.
2.7. Место жительства ИП является одним из важнейших составляющих элементов его правоспособности, с которым напрямую связаны отдельные вопросы гражданского, налогового, административного законодательства
Вопросы определения места жительства индивидуальных предпринимателей имеют существенное значение в правоприменительной практике. Место жительства является одним из важнейших составляющих элементов правоспособности индивидуальных предпринимателей. С ним напрямую связаны отдельные вопросы гражданского, налогового, административного законодательства.
2.8. Место жительства (нахождения) ИП является гражданско-правовой категорией, имеющей не только материально-правовое (открытие наследства, объявление умершим и т.д.), но и важное процессуальное (взыскание денежных обязательств, предъявление иска), а также процедурное (осуществление контроля уполномоченными органами) значение
При этом место нахождения индивидуального предпринимателя является гражданско-правовой категорией, имеющей не только материально-правовое, но и важное процессуальное значение.
Так, например, по месту жительства предпринимателя производится взыскание денежных обязательств (ст. 316 ГК РФ), по месту жительства предъявляются иски (ст. 35 АПК РФ).
Место жительства имеет значение при решении таких вопросов, как место открытия наследства, признания гражданина безвестно отсутствующим, признание гражданина умершим, определение органа опеки и попечительства, определение процентов, подлежащих начислению за пользование чужими денежными средствами, назначение и исчисление пенсий, предоставление компенсаций и льгот, участие в выборах и т.д.
Знание места жительства индивидуального предпринимателя имеет особое значение для органов, наделенных контрольными полномочиями, иных лиц, чьи законные права и интересы могут быть затронуты в связи с деятельностью предпринимателя, в том числе потребителей, а также для контрагентов предпринимателя.
2.9. Ошибка в адресе места жительства ИП, хотя бы и умышленного характера со стороны заявителя, сама по себе в силу закона не влечет недействительность государственной регистрации предпринимателя
Истец обратился в суд с иском к МИФНС о признании недействительной государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.
В поданной апелляционной жалобе заявитель не согласен с выводом суда о законности действий должностных лиц регистрирующего органа, проводит разграничение между процедурой регистрации и решением о регистрации, полагая, что решение о регистрации является незаконным. Коллегия находит этот довод надуманным, соглашаясь с позицией суда о несущественном характере допущенной ошибки в адресе, хотя бы и умышленного характера со стороны заявителя (ИП), поскольку эта недостоверность может быть устранена иным способом и сама по себе в силу закона не влечет недействительность регистрации.
2.10. Определение адреса юридического лица является гражданским правом и осуществляется по своему усмотрению, и законодательством не предусмотрено его ограничение ввиду имеющихся неисполненных обязательств
Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, при этом определение адреса общества является гражданским правом и осуществляется по своему усмотрению, и законодательством не предусмотрено его ограничение ввиду имеющихся неисполненных обязательств.
С учетом изложенного суд обоснованно пришел к выводу о том, что несовпадение фактического и юридического адреса общества не является основанием для признания действий ООО по смене юридического адреса незаконными, а государственной регистрации указанных изменений недействительной, равно как и те обстоятельства, что ООО является должником по ряду исполнительных производств и отсутствует по месту регистрации по адресу.
2.11. Юридическое лицо в соответствии с требованиями законодательства имеет государственную регистрацию по месту нахождения, а не состоит на регистрационном учете
Истец просил суд признать утратившим право пользования жилым помещением по адресу, снять с регистрационного учета по указанному адресу физическое лицо и ООО.
Вместе с тем судебная коллегия находит необходимым изложить третий абзац резолютивной части заочного решения городского суда в следующей редакции: "Прекратить государственную регистрацию ООО по адресу_", поскольку юридическое лицо в соответствии с требованиями действующего гражданского законодательства имеет государственную регистрацию по месту нахождения, а не состоит на регистрационном учете.
2.12. Непригодность здания, находящегося по юридическому адресу, не является основанием для отказа в государственной регистрации
Учитывая, что адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (пункт 2 статьи 54 ГК РФ), и может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.), регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации.
Учитывая, что адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего и исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, и может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.), регистрирующий орган не вправе отказать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации.
Апелляционное определение Московского городского суда от 30 ноября 2015 г. N 33-44635/15
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", учитывая то, что адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.), регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации.
Согласно разъяснениями, содержащимся в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", учитывая то, что адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.), регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации.
2.13. Отсутствие юридического лица по адресу государственной регистрации не освобождает его от обязанности получать корреспонденцию по данному адресу
Государственная регистрация по адресу местонахождения юридического лица влечет за собой определенные обязанности, в том числе и обязанность по обеспечению получения корреспонденции. Фактическое отсутствие юридического лица по адресу государственной регистрации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, не снимает с него обязанности по получению корреспонденции по данному адресу.
Государственная регистрация по адресу местонахождения юридического лица влечет за собой определенные обязанности, в том числе и обязанность по обеспечению получению корреспонденции.
Фактическое отсутствие юридического лица по адресу государственной регистрации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, не снимает с него обязанности по получению корреспонденции по данному адресу.
Государственная регистрация по адресу местонахождения юридического лица влечет за собой определенные обязанности, в том числе и обязанность по обеспечению получения корреспонденции. Фактическое отсутствие юридического лица по адресу государственной регистрации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, не снимает с него обязанности по получению корреспонденции по данному адресу.
2.14. Регистрирующий орган отказывает в государственной регистрации, если заявленный адрес является адресом массовой регистрации юридических лиц
Определение Верховного Суда РФ от 29 октября 2015 г. N 306-КГ15-13565
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, с которым согласился суд округа, руководствуясь положениями статей 52, 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 5, 8, 12, 23 Закона N 129-ФЗ, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", исходил из того, что регистрирующим органом обоснованно отказано в государственной регистрации общества, поскольку в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о заявленном адресе регистрируемого общества, как адресе массовой регистрации юридических лиц, в связи с чем отсутствует возможность связи с юридическим лицом.
В соответствии со сведениями протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов по адрес установлено, что указанный как адрес места нахождения ООО является адресом массовой регистрации. На момент осмотра, оборудованные рабочие места, представители ООО, а также вывеска, указывающие на место нахождения организации по указанному адресу, не обнаружены. Офисные помещения в административном здании имеют по подъездную нумерацию.
Исходя из изложенного суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу об указании обществом неполных сведений о его адресе ввиду отсутствия конкретизации соответствующего помещения многообъектного здания, позволяющей надлежащим образом идентифицировать место нахождения юридического лица, что является нарушением требований Федерального закона N 129-ФЗ.
В подпункте 1 пункта 2 постановления N 61 предусмотрено, что о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица может, в частности, свидетельствовать следующее: адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются, и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.).
3. Юридический и фактический адреса организации
3.1. Указание в заявлении о государственной регистрации юридического лица определенного адреса носит заявительный характер
Статья 12 Закона РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не требует предоставления при государственной регистрации документов, подтверждающих обоснованность использования адреса места нахождения создаваемого юридического лица. Указание в заявлении о государственной регистрации юридического лица такого адреса носит заявительный характер.
3.2. Указание в уставе организации одновременно как ее места нахождения, так и почтового адреса не противоречит закону
Указание в уставе данного общества одновременно как места нахождения последнего, так и его почтового адреса не противоречит действующему законодательству, в том числе ст.ст. 52, 54 ГК РФ, ст.ст. 4, 5, 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
3.3. Адрес организации должен обеспечивать возможность фиксации факта и времени вручения извещения адресату
Возможность осуществления связи с организацией тесным образом связана с таким атрибутом юридического лица, как адрес (место нахождения) его постоянно действующего исполнительного органа. Следовательно, судебное извещение может направляться по тем из названных адресов, которые обеспечивают фиксацию самого факта и времени вручения извещения адресату (ст. 115, 116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что местом нахождения Общероссийской общественной организации является "адрес". Судебные извещения направлялись по данному адресу, однако были возвращены с отметкой об отсутствии ответчика по данному адресу.
3.4. Вручение юридическому лицу почтовой корреспонденции органом связи может подтверждать место нахождения организации по указанному в уставе адресу
Фактическое местонахождение общества по адресу, указанному в учредительных документах, подтверждается и тем, что направленная судом, в том числе кассационной инстанции, по данному адресу почтовая корреспонденция вручена обществу органом связи.
3.5. Адресом постоянно действующего исполнительного органа организации прежде всего является почтовый адрес
Возможность осуществления связи с организацией тесным образом связана с таким атрибутом юридического лица, как адрес (место нахождения) его постоянно действующего исполнительного органа. Прежде всего это почтовый адрес.
3.6. Адрес государственной регистрации юридического лица должен соответствовать официальным данным административно-территориального деления населенного пункта, иначе адрес признается несуществующим
Решением инспекция отказала в государственной регистрации общества со ссылкой на то, что документы представлены в ненадлежащий регистрирующий орган. Основанием для такого отказа послужило то обстоятельство, что юридический адрес общества: город, улица, дом, не значится на подведомственной регистрирующему органу территории, поскольку "улица" не соответствует официальным данным административно-территориального деления, определенным в распоряжении губернатора.
Суд пришел к выводу о правомерности отказа налогового органа в государственной регистрации общества, поскольку указанного заявителем адреса не существует.
3.7. Обстоятельство, что дом не сдан в эксплуатацию и ему не присвоен почтовый адрес, не означает фактического отсутствия организации по данному адресу
То обстоятельство, что юридически дом по улице не сдан в эксплуатацию и ему не присвоен почтовый адрес, не означает фактического отсутствия общества по данному адресу.
3.8. Государственная регистрация юридического лица по определенному адресу не свидетельствует о фактическом использовании указанного помещения в качестве офиса
Определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 29 января 2013 г. по делу N 33-69
То обстоятельство, что по данному помещению была произведена государственная регистрация юридического лица, не свидетельствует о фактическом расположении юридического лица. Согласно ст. 8 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственная регистрация общества была произведена по указанному в заявлении адресу, вместе с тем это не свидетельствует о том, что данное помещение фактически использовалось обществом в качестве офиса.
3.9. Место нахождения юридического лица (место его регистрации) может не совпадать с фактическим размещением имущества юридического лица
Место нахождения юридического лица (место его регистрации) может не совпадать с фактическим размещением имущественного комплекса и производственных помещений юридического лица.
3.10. Обстоятельство, что директор организации не зарегистрирован и не проживает по юридическому адресу организации, не противоречит закону
То обстоятельство, что генеральный директор общества не зарегистрирован и не проживает по юридическому адресу общества не противоречит закону.
3.11. Отсутствие регистрации и проживания директора организации по ее юридическому адресу не ставит под сомнение фактическое место нахождение организации, если адрес подтвержден при регистрации и значится в уставе и ЕГРЮЛ
То обстоятельство, что генеральный директор общества не зарегистрирован и не проживает по юридическому адресу общества не может ставить под сомнение фактическое местонахождение общества, поскольку юридический адрес этого общества подтвержден уполномоченным регистрирующим органом при регистрации этого общества и значится в учредительных документах общества и официальной базе данных ЕГРЮЛ.
3.12. Законодательство не содержат норм, предполагающих возможность для кредитной организации находится по иному адресу, чем тот, который указан в ее уставе
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 2010 г. N ВАС-11654/10
Законодательство и нормативные правовые акты Банка России не содержат норм, предполагающих возможность для кредитной организации находится по иному адресу, чем тот, который указан в ее учредительных документах.
В силу положений Законов о банках и о ЦБ РФ изменение места нахождения кредитной организации (органов управления) не должно препятствовать надлежащему исполнению кредитной организацией своих обязательств, а также проведению Банком России в отношении кредитной организации соответствующих контрольных и надзорных мероприятий.
3.13. Не может быть местом нахождения организации не принадлежащий ей на праве собственности или ином праве земельный участок, на котором при этом отсутствуют какие-либо строения
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июля 2011 г. N ВАС-8643/11
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что поданное обществом в регистрирующий орган заявление в части указания нового места нахождения не отвечало требованиям действующего законодательства: общество в заявлении, по сути, просило считать местом нахождения данной организации непринадлежащий обществу на праве собственности или ином праве земельный участок, на котором при этом отсутствовали какие-либо строения.
3.14. Кроме почтового адреса организация может иметь адрес факсимильной связи и электронной почты, которые должны быть указаны в государственном реестре
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Все необходимые сведения о юридических лицах в Российской Федерации включаются в государственный реестр в соответствии с правилами ст. 5 названного Закона. В реестре наряду с другими сведениями содержится адрес (место нахождения) постоянно действующего органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Таким образом, возможность осуществления связи с организацией тесным образом связана с таким атрибутом юридического лица, как адрес (место нахождения) его постоянно действующего исполнительного органа. Прежде всего это почтовый адрес, а также адрес факсимильной связи и электронной почты, которые и должны быть указаны в государственном реестре.
3.15. Ненадлежащая организация деятельности общества в части получения по его адресу корреспонденции является риском самого юридического лица, и все неблагоприятные последствия несет само общество
Ненадлежащая организация деятельности общества в части получения поступающей в его адрес почтовой корреспонденции является риском самого общества, все неблагоприятные последствия такой ненадлежащей организации своей деятельности несет само юридическое лицо.
Неполучение корреспонденции ответчиком по адресу места нахождения юридического лица согласно государственной регистрации в связи с отсутствием по данному адресу органа юридического лица или неявка за почтовой корреспонденцией в отделение связи при направленном лицу почтовом извещении о поступлении корреспонденции являются риском юридического лица, все неблагоприятные последствия которого несет само юридическое лицо.
Ненадлежащая организация деятельности ООО в части получения по его адресу корреспонденции является риском самого общества, и все неблагоприятные последствия такой организации своей деятельности в результате неполучения корреспонденции должно нести само общество.
Ненадлежащая организация деятельности юридического лица в части получения направляемой в его адрес корреспонденции является риском самого юридического лица, все неблагоприятные последствия такой организации деятельности должно нести само юридическое лицо.
Неисполнение предусмотренной законом обязанности и ненадлежащая организация деятельности общества в части получения по его адресу корреспонденции является риском самого общества, и все неблагоприятные последствия такой организации своей деятельности в результате неполучения корреспонденции должен нести сам ответчик.
3.16. Невыполнение обязательных для всех лиц требований закона о нахождении по месту государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, или иного органа, обеспечивающего связь с этим юридическим лицом, в том числе получение почтовой корреспонденции, является злоупотреблением правом
Ответчик, не выполняя обязательные для всех лиц требования закона о нахождении по месту государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, или иного органа, обеспечивающего связь с этим юридическим лицом, в том числе получение почтовой корреспонденции, злоупотребляет правом.
4. Нахождение юридического лица в жилом помещении
4.1. При определении законности места регистрации юридического лица нормы ГК РФ о договоре найма жилого помещения не применяются
В данном случае лицо просило зарегистрировать общество по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа - генерального директора, что не противоречит приведенным положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона N 129-ФЗ.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что инспекция неправомерно отказала в регистрации общества, применив статью 671 ГК РФ, не регулирующую спорные правоотношения, является правильным.
4.2. В качестве места нахождения юридического лица может быть указано место жительства единственного участника юридического лица
Действующее законодательство не устанавливает запрета на указание в качестве местонахождения юридического лица места жительства единственного участника данного юридического лица, поэтому ООО правомерно указало в учредительных документах адрес местонахождения общества - местонахождение единственного участника общества.
4.3. Организация обязана встать на налоговый учет по месту регистрации (прописки) директора, а не по месту регистрации самой организации
Местом нахождения юридического лица является место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, в связи с чем общество обязано было встать на налоговый учет по месту регистрации (прописки) генерального директора, а не по месту регистрации самого общества.
4.4. Регистрация организации по месту жительства директора не гарантирует стабильность представленной в регистрирующий орган информации о местонахождении юридического лица
Указание ООО в качестве места нахождения юридического лица - места жительства его единственного участника не противоречит названным требованиям закона, регистрация общества по месту жительства директора не гарантировала бы стабильность представленной в регистрирующий орган информации о местонахождении юридического лица, в связи с чем вывод суда об отсутствии у регистрирующего органа оснований, предусмотренных ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, является правильным, соответствует обстоятельствам дела и представленным документам.
4.5. Использование жилого помещения для государственной регистрации юридического лица не нарушает права и законные интересы других граждан
Использование жилого помещения для государственной регистрации юридического лица не нарушает права и законные интересы других граждан.
4.6. Права членов семьи учредителя организации, зарегистрированных по месту регистрации организации, не нарушаются путем внесения в ЕГРЮЛ сведений о нахождении юридического лица, если эти лица дали согласие на такую регистрацию
Как подтверждено материалами дела, члены семьи единственного участника общества, состоящие на регистрационном учете по адресу регистрации ООО, дали свое согласие на государственную регистрацию местонахождения общества по этому адресу, права данных лиц не будут нарушены путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о местонахождении общества.
4.7. Использование жилого помещения для государственной регистрации юридического лица по месту нахождения директора (собственника данного помещения) не свидетельствует о размещении в этом помещении предприятия
На основании совокупного анализа указанных правовых норм и учитывая конкретные обстоятельства, судами сделан вывод, что использование жилого помещения для государственной регистрации юридического лица по месту нахождения лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, которому указанное помещение принадлежит на праве собственности, не свидетельствует о размещении собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятия, учреждения и организации.
4.8. Использование жилого помещения для государственной регистрации юридического лица по месту нахождения директора (собственника данного помещения) не свидетельствует о возможности использования этого помещения в предпринимательских целях проживающими в нем лицами
На основании совокупного анализа указанных правовых норм и учитывая конкретные обстоятельства, судами сделан вывод, что использование жилого помещения для государственной регистрации юридического лица по месту нахождения лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, которому указанное помещение принадлежит на праве собственности, не свидетельствует о возможности использования жилого помещения для осуществления предпринимательской деятельности проживающими в данном жилом помещении лицами.
4.9. Использование жилого помещения для государственной регистрации юридического лица не нарушает требования, которым должно отвечать жилое помещение
Использование жилого помещения для государственной регистрации юридического лица не нарушает требования, которым должно отвечать жилое помещение.
4.10. Жилое помещение, в котором учредитель (директор) организации не зарегистрирован, фактически не проживает и собственником не является, не может быть юридическим адресом (местом нахождения) организации
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 ноября 2009 г. N Ф09-8693/09-С4
Судами установлено, что по адресу, указанному в заявлении о государственной регистрации в качестве места нахождения общества, находится жилое помещение, в котором учредитель (директор) общества не зарегистрирован, фактически не проживает, собственником этого помещения не является, то есть прав на него не имеет.
Исследовав доказательства и оценив их в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что указанный в заявлении адрес общества не является местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа данного общества или иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
4.11. Юридическое лицо не обязано регистрироваться по месту жительства его директора
Как правомерно указал суд, п. 1 ст. 5 и п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" устанавливают, что государственная регистрация ООО осуществляется по адресу, указанному учредителем, и закон не содержит запрета регистрации юридического лица по месту жительства его учредителя, а также обязанности регистрации юридического лица по месту жительства его директора.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду п. 1 ст. 5 и п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
5. Изменение юридического адреса
5.1. Законом не предусмотрена возможность принудить юридическое лицо принять решение об изменении места его нахождения
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 декабря 2010 г. N 11654/10
Законодательством не предусмотрена возможность принудительного принятия решения об изменении места нахождения юридического лица.
5.2. Законом не предусмотрена возможность обязать юридическое лицо представить документы для государственной регистрации изменения места нахождения организации
Законом не предусмотрена возможность обращения налогового органа в суд с таким требованием, как обязание юридического лица представить регистрирующему органу документы, необходимые для государственной регистрации изменения места нахождения организации и постановки на налоговый учет по месту нахождения организации, и ИФНС, обратившись в арбитражный суд с таким требованием, избрала ненадлежащий способ защиты права.
5.3. Изменение адреса юридического лица в рамках населенного пункта не требует изменений в уставе
Арбитражным судам необходимо иметь в виду, что место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных документах (пункт 3 статьи 54 ГК РФ), определяется указанием наименования населенного пункта (муниципального образования). В связи с этим изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица в рамках его места нахождения, указанного в учредительных документах, не требует внесения изменений в учредительные документы независимо от того, был ли в них ранее указан такой адрес, если только иное прямо не предусмотрено учредительными документами юридического лица.
5.4. Нахождение органов управления организации не по юридическому адресу на время капитального ремонта помещения (здания) не является основанием для внесения изменений в устав
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 декабря 2010 г. N 11654/10
Суды указали, что нахождение органов управления банка не по юридическому адресу на время капитального ремонта помещения (здания) не является основанием для внесения изменений в учредительные документы в части места нахождения.
5.5. Изменение места нахождения кредитной организации не может быть осуществлено без ведома Банка России
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 2010 г. N ВАС-11654/10
В силу положений законов о банках и о ЦБ РФ изменение места нахождения кредитной организации (органов управления) не должно препятствовать надлежащему исполнению кредитной организацией своих обязательств, а также проведению Банком России в отношении кредитной организации соответствующих контрольных и надзорных мероприятий.
Таким образом, изменение места нахождения кредитной организации не может быть осуществлено без ведома Банка России.
5.6. До внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении места нахождения юридического лица налоговую проверку вправе проводить ИФНС, в которой на учете состоит юридическое лицо
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 июля 2013 г. N ВАС-8379/13
Суды исходили из того, что, до тех пор пока в ЕГРЮЛ не будут внесены сведения об изменении места нахождения юридического лица, налоговым органом, уполномоченным принимать решение о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика, будет являться тот налоговый орган, в котором на учете состоит юридическое лицо (по прежнему месту нахождения).
5.7. До внесения записи в ЕГРИП о снятии ИП с учета по прежнему месту жительства налоговую проверку вправе проводить ИФНС, в которой ИП зарегистрирован
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 апреля 2012 г. N ВАС-3753/12
Отказывая предпринимателю в удовлетворении требования, суды сделали вывод о том, что до момента внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о снятии его с учета по прежнему месту жительства решение о проведении выездной налоговой проверки выносит инспекция, в которой он зарегистрирован.
До момента внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о снятии предпринимателя с учета по прежнему месту жительства налогоплательщик состоит на учете в инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному округу области по данному месту жительства, и этот налоговый орган вправе принять решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика.
5.8. Смена директора юридического лица, по месту жительства которого зарегистрирована организация, не влечет обязательного изменения места регистрации организации, если бывший директор продолжает оставаться учредителем
В документе указаны паспортные данные участника общества (бывшего директора), полномочия которого прекращены, и паспортные данные вновь назначенного директора.
Поскольку общество зарегистрировано по месту жительства лица, которое до настоящего времени является учредителем ООО, то смена директора не влечет обязательной смены места регистрации организации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации юридических лиц и ИП" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 8 августа 2001 г. 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и ИП".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 мая 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации юридических лиц и ИП" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, доцентом Д. Лоренцем, М. Михайлевской, М.Р. Азымовой.