Энциклопедия судебной практики
Порядок утверждения правил землепользования и застройки
(Ст. 32 ГрК)
1. Общие вопросы утверждения правил землепользования и застройки
1.1. Статья 32 ГрК РФ носит императивный характер
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25 декабря 2014 г. N 305-ЭС14-2292
Статья 32 Градостроительного кодекса содержит требования к порядку утверждения правил землепользования и застройки (документ градостроительного зонирования). Данная норма права носит императивный характер и подлежит безусловному исполнению на территории Российской Федерации. Применение правил землепользования и застройки осуществляется после утверждения данной документации представительным органом местного самоуправления и официального опубликования в порядке, установленном законодательством.
Статья 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит требования к порядку утверждения правил землепользования и застройки (документ градостроительного зонирования). Данная норма права носит императивный характер и подлежит безусловному исполнению на территории Российской Федерации.
1.2. Нормы частей 1-3 ст. 32 ГрК РФ обязательны для органов местного самоуправления муниципальных районов в случае передачи им соответствующих полномочий
Согласно п. 1-3 ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.
Вышеназванные правовые нормы, как верно указано судом, обязательны для органов местного самоуправления муниципальных районов в случае передачи им соответствующих полномочий.
1.3. В случае выявления несоответствия проекта правил землепользования и застройки результатам публичных слушаний представительный орган местного самоуправления вправе направить соответствующий проект на доработку
Расширительное толкование статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части принимаемых представительным органом решений, на котором настаивает кассатор, противоречит системному толкованию статей 31-33 названного кодекса, поскольку отклонение предложений о внесении изменения в правила землепользования и застройки отнесено к компетенции конкретного субъекта - главы местной администрации. Представляется, однако, что данная норма Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежит расширительному толкованию в ином направлении. Несоответствие проекта правил землепользования и застройки результатам публичных слушаний является лишь одним из оснований направления проекта правил на доработку. Неверно предполагать, что в случае выявления противоречия проекта правил региональным или местным нормативным актам представительный орган местного самоуправления не имел бы права направить проект на доработку. Данные обстоятельства также могут являться основанием для направления проекта правил на доработку наравне с несоответствием проекта правил результатам публичных слушаний.
1.4. Правила землепользования и застройки после их утверждения становятся общедоступной информацией
Апелляционное определение Иркутского областного суда от 15.07.2014 по делу N 33-5715-14
Согласно пункту 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки после их утверждения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации и размещаются на официальном сайте поселения (при его наличии) в сети Интернет. Таким образом, Правила землепользования и застройки, входящие в их состав графические материалы, в том числе сведения по границам территориальных зон, в установленный законом срок после утверждения становятся общедоступной информацией.
1.5. Закон не обязывает представительный орган местного самоуправления одновременно с принятием правил землепользования и застройки составлять список координат границ территориальных зон
Статьи 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок подготовки и утверждения проекта Правил землепользования и застройки, статья 34, определяющая процедуру установления территориальных зон, не содержат никаких указаний на оформление списка координат границ территориальных зон в составе документов территориального планирования.
Не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления одновременно с Планом землепользования и застройки составлять список координат границ территориальных зон и Федеральным законом "О землеустройстве".
1.6. Согласно ст. 32 ГрК РФ органы местного самоуправления вправе утверждать правила землепользования и застройки в отношении садовых земельных участков, пригодных для постоянного проживания
Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. N 7-П
Исходя из того, что жилищное законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "к" части 1, Конституции Российской Федерации), субъекты Российской Федерации вправе осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить, как это предусмотрено в статье 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки.
При этом не исключается возможность введения субъектами Российской Федерации указанного правового регулирования в опережающем порядке. До принятия соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение (глава 28 ГПК РФ).
До внесения соответствующих изменений в Федеральное законодательство, субъекты Российской Федерации вправе в опережающем порядке осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить правила землепользования и застройки.
До внесения соответствующих изменений в Федеральное законодательство, субъекты Российской Федерации вправе в опережающем порядке осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить правила землепользования и застройки.
До внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство, субъекты Российской Федерации вправе в опережающем порядке осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить правила землепользования и застройки.
До внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство, субъекты Российской Федерации вправе в опережающем порядке осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить правила землепользования и застройки.
До внесения соответствующих изменений в Федеральное законодательство, субъекты Российской Федерации вправе в опережающем порядке осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить правила землепользования и застройки.
До внесения соответствующих изменений в Федеральное законодательство, субъекты Российской Федерации вправе в опережающем порядке осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить правила землепользования и застройки.
До внесения соответствующих изменений в Федеральное законодательство, субъекты Российской Федерации вправе в опережающем порядке осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить правила землепользования и застройки.
До внесения соответствующих изменений в Федеральное законодательство, субъекты Российской Федерации вправе в опережающем порядке осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить правила землепользования и застройки.
До внесения соответствующих изменений в Федеральное законодательство, субъекты Российской Федерации вправе в опережающем порядке осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить правила землепользования и застройки.
1.7. Закон не наделяет граждан правом на обращение в представительный орган местного самоуправления с предложением о внесении изменений в правила землепользования и застройки
Ссылка в апелляционной жалобе на неправильное применение статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации не может быть признана обоснованной, поскольку эта правовая норма регулирует публичные правоотношения между исполнительным и представительным органами местного самоуправления в связи с рассмотрением проекта нормативного правового акта, права и обязанности граждан - субъектов отношений землепользования и права собственности на землю эта норма не определяет. Граждане не наделены правом на непосредственное обращение в представительный орган местного самоуправления по вопросу о внесении изменений в упомянутые Правила.
1.8. Суд не вправе вносить изменения в правила землепользования и застройки
Суд не вправе вносить изменения в отношении категории и вида разрешенного использования земельных участков, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
2. Опубликование правил землепользования и застройки
2.1. Обязанность опубликования карт, входящих в правила землепользования и застройки, в цветном изображении отсутствует
Решение Собрания депутатов городского округа "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа" опубликовано в газете и размещено на официальном сайте администрации округа и на официальном сайте Собрания депутатов городского округа с приложением карты градостроительного зонирования территории, схемы границ зон с особыми условиями использования территории.
Доводы представления о том, что графические материалы опубликованы в черно-белом изображении и мелком масштабе отклонены судом обоснованно, поскольку нормами действующего законодательства обязанность публиковать данные акты в цветном изображении не установлена.
2.2. Допустимо раздельное опубликование правил землепользования и застройки в печатном СМИ и на официальном сайте
Публикация [правил землепользования и застройки] без графической части, по мнению судебной коллегии, в данном случае не является основанием для отмены решения, так как текстовая часть нормативного акта полностью опубликована в газете, с графической частью документа возможно ознакомиться на сайте органа местного самоуправления в телекоммуникационной системе "Интернет". Тем самым, возможность ознакомления с графической частью нормативного акта была обеспечена.
3. Оспаривание решения об утверждении правил землепользования и застройки
3.1. Решение представительного органа местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки может быть оспорено в судебном порядке любым заинтересованным лицом
Апелляционное определение Самарского областного суда от 13 февраля 2015 года по делу N 33-1307/2015
Пункт 4 ст. 32 ГрК РФ предоставляет физическим и юридическим лицам право оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке и не ставит это право в зависимость от их участия в публичных слушаниях либо обращения в комиссию по подготовке проекта ПЗЗ.
3.2. Дела об оспаривании решений об утверждении правил землепользования и застройки относятся к подведомственности судов общей юрисдикции
Статьей 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке. Данной нормой закона арбитражные суды не указаны в качестве судов, компетентных рассматривать такие заявления.
В соответствии с частью 7 статьи 20, частью 15 статьи 24, частью 4 статьи 32, частью 17 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации нормативные акты об утверждении документации территориального планирования могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке в суд общей юрисдикции, поскольку арбитражный суд не указан в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать такие дела.
В силу статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 2.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", если федеральным законом предусмотрено обжалование нормативных правовых актов в судебном порядке, заявления о признании недействующими таких нормативных правовых актов не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Определение Краснодарского краевого суда от 5 октября 2015 г. по делу N 44г-1849/2015
В силу ч. 7 ст. 20, ч. 15 ст. 24, ч. 4 ст. 32, ч. 17 ст. 45 ГрК РФ нормативные акты об утверждении документации территориального планирования могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке в суд общей юрисдикции, поскольку арбитражный суд не указан в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать такие дела.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Градостроительного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на июнь 2020 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики.
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Власовым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Н. Иночкиной, А. Ковбелем, Е. Костиковой, С. Кошелевым, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Назаровой, О. Петровой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Т. Эльгиной.