Энциклопедия судебной практики
Расходы собственников помещений в многоквартирном доме
(Ст. 158 ЖК)
Федеральным законом от 29.06.2015 г. N 176-ФЗ ч. 1 ст. 158 ЖК РФ изменена: теперь лица, указанные в ней, вносят только плату за содержание жилого помещения и взносы на капитальный ремонт, а плата за ремонт жилого помещения в многоквартирном доме исключена. Кроме того, изменились положения ч. 4: теперь орган местного самоуправления вправе устанавливать только размер платы за содержание жилого помещения при отсутствии решения о его установлении, принятого собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании, а установление размера платы за ремонт жилого помещения в многоквартирном доме исключено из его компетенции и компетенции собственников помещений.
1. Оплата собственником расходов на содержание принадлежащего ему помещения и общего имущества в многоквартирном доме
1.1. Содержание собственного помещения и оплата потребляемых в нем коммунальных услуг не освобождают собственника нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, от бремени расходов на содержание общего имущества дома
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 ноября 2010 г. N 4910/10
Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами правильно указано, что содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
1.2. Отсутствие фактического пользования общим имуществом не освобождает собственников помещений в многоквартирном доме от участия в расходах по его содержанию
Отсутствие фактического пользования общим имуществом и наличие отдельной системы электроснабжения не является основанием для освобождения собственников нежилых помещений от участия в расходах по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Отсутствие фактического пользования общим имуществом и наличие отдельной системы электроснабжения не является основанием для освобождения собственников нежилых помещений от участия в расходах по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Отсутствие фактического пользования общим имуществом и наличие отдельной системы электроснабжения не является основанием для освобождения собственников нежилых помещений от участия в расходах по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Отсутствие фактического пользования общим имуществом не является основанием для освобождения собственника от участия в расходах по его содержанию.
1.3. Размер тарифа для расчетов платы за ремонт и содержание общего имущества одинаков для собственников жилых и нежилых помещений
Тариф за содержание и ремонт имущества многоквартирного дома устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, поэтому расчет платы представляет собой простую арифметическую операцию умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующее число месяцев.
Тариф за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
1.4. Коммунальные ресурсы, используемые в местах общего пользования, могут относиться как к элементам содержания общего имущества жилого дома, так и к услугам, предоставляемым ресурсоснабжаемыми организациями
Апелляционное определение Московского городского суда от 10 января 2013 г. N 11-569/13
Коммунальные ресурсы, используемые в местах общего пользования (отопление, электроснабжение), по своей природе могут быть отнесены как к элементам содержания общего имущества многоквартирного жилого дома, так и к коммунальным услугам, предоставляемым ресурсоснабжаемыми организациями и используемым для содержания мест общего пользования.
В связи с чем применяемая в товариществе собственников жилья методика расчета платы за коммунальные ресурсы, используемые в местах общего пользования, может быть основана на локальном правовом регулировании товарищества (обязательные платежи и взносы) в пределах, установленных действующим законодательством.
1.5. Отсутствие договорных отношений между управляющей компанией и собственником нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, не освобождает его от несения расходов по содержанию общего имущества
Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем услуг не освобождает собственника от бремени расходов на содержание общего имущества.
При этом отсутствие договорных отношений управляющей организации с кем-либо из собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме, не является основанием для освобождения собственника от несения расходов по содержанию общего имущества дома.
Факт принадлежности ответчикам на праве оперативного управления жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, подтвержден материалами дела, следовательно, последние обязаны нести бремя содержания общего имущества.
При этом отсутствие между сторонами договорных отношений не освобождает ответчиков от обязанности по несению обязательных расходов на содержание общего имущества, так как эта обязанность установлена законом.
Договорные отношения по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома между истцом и ответчиком отсутствуют.
Отсутствие между истцом и ответчиком договорных отношений не освобождает последнего от несения бремени расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома и уплаты соответствующих платежей.
Ссылка Минобороны РФ о невозможности взыскания задолженности за оказанные услуги в связи с отсутствием договорных отношений с истцом отклоняется, так как отсутствие договорных отношений с обслуживающей организацией, осуществляющей содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома на основании выбора ее на общем собрании собственников помещений, не освобождает законного владельца помещений в указанном доме от несения бремени расходов на содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Таким образом, бремя содержания имущества с момента фактической передачи квартир и до их заселения нанимателям лежит на их собственнике. Причем отсутствие между истцом и ответчиками договорных отношений не влияет на характер фактических правоотношений сторон и не является обстоятельством, в силу действующего законодательства, исключающим обязанность ответчиков оплатить оказанные услуги.
Отсутствие между сторонами договорных отношений не может являться основанием для освобождения собственника от установленной законом обязанности нести расходы на содержание общего имущества и не должно служить препятствием для реализации права истца на получение соответствующих платежей.
Бремя содержания спорного помещения лежит на управлении. Субъект права оперативного управления нежилым помещением, расположенным в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома. При этом отсутствие между истцом и ответчиком договорных отношений не может являться основанием для освобождения от установленной законом обязанности нести расходы на содержание общего имущества.
Отсутствие между ТСЖ и ответчиком договорных отношений не может являться основанием для освобождения собственника от установленной законом обязанности нести расходы на содержание общего имущества дома.
1.6. Обязанность по оплате расходов на содержание придомовой территории не зависит от факта регистрации права на нее
Согласно доводам заявителя жалобы содержание придомовой территории ответчиком не может быть оплачено, поскольку истцом не представлены доказательства выдела доли земельного участка (придомовой территории) и его государственной регистрации.
Законодатель не ставит в зависимость обязанность по оплате расходов на содержание придомовой территории от факта регистрации права на нее.
1.7. Отсутствие счетов на оплату фактически оказанных услуг не освобождает собственника от несения расходов на содержание общего имущества
Доводы ответчика на невыставление истцом счетов на оплату не могут являться основанием для отказа в иске о взыскании задолженности, поскольку отсутствие счетов на оплату не освобождает собственника от несения расходов на содержание общего имущества и не является основанием для отказа от оплаты фактически оказанных услуг.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на отсутствие поступивших в адрес Администрации города счетов на оплату за содержание и ремонт общего имущества дома, судом кассационной инстанции признается необоснованной и не освобождается собственника помещения от несения бремени расходов на содержание и ремонт общего имущества дома.
Нормами Жилищного кодекса Российской Федерации плата вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, в силу чего данная обязанность не связана с моментом выставления счета на внесение платы за содержание и ремонт многоквартирного дома. Невыставление счетов на оплату не освобождает собственника от обязанности нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества.
1.8. Управляющая компания не обязана доказывать размер фактических расходов на содержание общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 ноября 2010 г. N 4910/10
Так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников.
В силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, поэтому управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
В силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
При наличии утвержденных тарифов на содержание и текущий ремонт общего имущества, данных о площади многоквартирных домов управляющая организация не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их в отношении одного из собственников помещений.
Управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений, так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают.
Управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
1.9. Отсутствие членства в ТСЖ и договора с ТСЖ не является основанием для освобождения собственника помещения в многоквартирном доме от бремени содержания общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество
Апелляционное определение Московского городского суда от 08 февраля 2016 г. N 33-3968/16
Исходя из положений статей 153, 154, 155, 156, 158 ЖК РФ, отсутствие членства в ТСЖ и договора с ТСЖ не освобождает собственника помещения в многоквартирном доме от бремени содержания общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество.
2. Оплата собственником расходов на дополнительные работы и услуги
2.1. Дополнительные работы и услуги на содержание общего имущества в многоквартирном доме не могут устанавливаться управляющей организацией без предварительного согласования с общим собранием собственников помещений в доме
Введение дополнительных услуг (работ) является исключительной прерогативой общего собрания собственников, эти услуги не могут быть навязаны управляющей организацией и, соответственно, управляющая организация не вправе требовать за них плату.
2.2. Расходы на дополнительные работы и услуги формируются отдельно и в структуру платы за содержание и ремонт общего имущества не включаются
Общее собрание собственников может принять решение об оказании дополнительных работ и услуг, связанных с обслуживанием и ремонтом общего имущества (например, содержание вахтера, охраны, домофона и т.п. ). При этом расходы на дополнительные работы и услуги должны быть сформированы отдельно, в структуру платы за содержание и ремонт эти расходы не включаются и в платежных документах, выставляемых собственникам (жильцам жилого дома), должны указываться отдельной строкой.
2.3. Расходы на дополнительные работы и услуги оплачиваются соразмерно доле собственника в праве общей собственности на общее имущество
Расходы на дополнительные работы и услуги должны быть сформированы отдельно. Однако установленный ст. 158 ЖК РФ принцип "соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество" распространяется и на данный вид обслуживания.
3. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме
3.1. Расходы на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома несут только собственники помещений, а не арендаторы
В отсутствие договора между арендатором нежилого помещения и исполнителем услуг, заключенного в соответствии с действующим законодательством, и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения.
Поскольку между управляющей компанией и арендатором спорного нежилого помещения прямой договор об участии общества в расходах по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме заключен не был, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что именно собственник нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества.
Руководствуясь статьями 15, 309, 310 и 616 ГК РФ, суд пришел к выводу о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанности по оплате потребленной тепловой энергии.
Сославшись на статьи 210 и 249 ГК РФ, статьи 36, 39 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), суд указал, что расходы за ремонт и содержание общего имущества многоквартирного дома в силу закона несет собственник помещения - муниципальное образование "город Киров", поэтому данная обязанность не может быть возложена на арендатора (ответчика).
3.2. В договоре аренды стороны вправе согласовать условия об оплате арендатором за арендодателя расходов на содержание и ремонт общедомового имущества
Нормами действующего гражданского законодательства не запрещено арендатору согласовывать в договоре аренды условия об оплате за арендодателя расходов на содержание и ремонт общедомового имущества. В данном случае оплата должна быть расценена как оплата денежных средств за должника (собственника) третьим лицом (арендатором).
3.3. На управляющие организации возлагается обязанность по строго целевому использованию внесенных собственниками взносов на капитальный ремонт дома
В силу статей 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации денежные средства на капитальный ремонт вносятся управляющей организации собственниками не за фактически оказанную услугу, а с целью оказания такой услуги в будущем. Такие денежные средства не поступают в собственность управляющей организации, а являются собственностью плательщиков и могут быть потрачены управляющей организацией строго по целевому назначению, исключительно на ремонтные работы и только по решению общего собрания собственников.
Указанные выше нормы [в том числе ст. 158 ЖК РФ] жилищного законодательства в их системном толковании и ранее предусматривали обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по содержанию и ремонту общего имущества только своего многоквартирного дома, при этом взносы на капитальный ремонт дома также имели строго целевое назначение.
Действовавшее жилищное законодательство не предусматривало право управляющей компании, заключившей договор с собственниками помещений в многоквартирном доме, использовать указанные денежные средства собственников помещений без их согласия на иные цели, включая ремонт других многоквартирных домов.
Указанные выше нормы [в том числе ст. 158 ЖК РФ] жилищного законодательства в их системном толковании и ранее предусматривали обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по содержанию и ремонту общего имущества только своего многоквартирного дома, при этом взносы на капитальный ремонт дома также имели строго целевое назначение. Действовавшее жилищное законодательство не предусматривало право управляющей компании, заключившей договор с собственниками помещений в многоквартирном доме, использовать указанные денежные средства собственников помещений без их согласия на иные цели, включая ремонт других многоквартирных домов.
Указанные выше нормы [в том числе ст. 158 ЖК РФ] жилищного законодательства в их системном толковании и ранее предусматривали обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по содержанию и ремонту общего имущества только своего многоквартирного дома, при этом взносы на капитальный ремонт дома также имели строго целевое назначение.
Действовавшее жилищное законодательство не предусматривало право управляющей компании, заключившей договор с собственниками помещений в многоквартирном доме, использовать указанные денежные средства собственников помещений без их согласия на иные цели, включая ремонт других многоквартирных домов.
Приведенные выше нормы [в том числе ст. 158 ЖК РФ] жилищного законодательства в их системном толковании предусматривают обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по содержанию и ремонту общего имущества своего многоквартирного дома, при этом взносы на капитальный ремонт дома также имеют строго целевое назначение. Действовавшее жилищное законодательство не предусматривает право управляющей компании, заключившей договор с собственниками помещений в многоквартирном доме, использовать указанные денежные средства собственников помещений без их согласия на иные цели, включая ремонт других многоквартирных домов.
3.4. При смене управляющей организации средства на капитальный ремонт передаются вновь избранной управляющей организации вместе с правом на получение своевременно не внесенных собственниками взносов
При смене управляющей организации аккумулированные средства на капитальный ремонт подлежат передаче вновь избранной управляющей организации, так же как и права на получение своевременно не внесенных собственниками взносов на капитальный ремонт.
При смене управляющей организации аккумулированные средства на капитальный ремонт подлежат передаче вновь избранной управляющей организации так же, как и права на получение своевременно не внесенных собственниками взносов на капитальный ремонт.
3.5. Обязанность по проведению капитальных ремонтов в многоквартирном доме возникает у граждан, приватизировавших жилые помещения в нем, после исполнения таких обязательств бывшим наймодателем
Судебная коллегия руководствуется требованиями ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ, в соответствии с которыми собственники жилых помещений, в том числе граждане, приватизировавшие жилые помещения, несут обязанность по производству капитальных ремонтов после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.
С приватизацией первой квартиры в доме право муниципальной собственности на другие жилые помещения, равно как и на общедомовое имущество, не прекращается, соответственно, обязанность произвести капитальный ремонт за прежним собственником сохраняется.
Из системного толкования положений ст. 158 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ и ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" следует, что обязанность по проведению последующих капитальных ремонтов жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме переходит к собственникам жилых помещений, в том числе гражданам, приватизировавшим жилые помещения, после исполнения бывшим наймодателем своих обязательств по проведению капитального ремонта.
С приватизацией первой квартиры в доме право муниципальной собственности на другие жилые помещения, равно как и на общедомовое имущество, не прекращается, соответственно, обязанность произвести капитальный ремонт за прежним собственником сохраняется.
Суд первой инстанции обоснованно и правомерно руководствовался требованиями статьи 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст. 158 Жилищного кодекса РФ и ст. 210 ГК РФ, в соответствии с которыми собственники жилых помещений, в том числе граждане, приватизировавшие жилые помещения, несут обязанность по производству капитальных ремонтов только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.
С приватизацией первой квартиры в доме право муниципальной собственности на другие жилые помещения, равно как и на общедомовое имущество, не прекращается, соответственно, обязанность произвести капитальный ремонт за прежним собственником сохраняется.
Из системного толкования положений ст. 158 Жилищного кодекса РФ, ст. 210 Гражданского кодекса РФ и ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" следует, что обязанность по проведению последующих капитальных ремонтов жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, переходит к собственникам жилых помещений, в том числе гражданам, приватизировавшим жилые помещения, после исполнения бывшим наймодателем своих обязательств по проведению капитального ремонта.
С приватизацией первой квартиры в доме право муниципальной собственности на другие жилые помещения, равно как и на общедомовое имущество, не прекращается, соответственно, обязанность произвести капитальный ремонт за прежним собственником сохраняется.
Из системного толкования положений ст. 158 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ и ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" следует, что обязанность по проведению последующих капитальных ремонтов жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, переходит к собственникам жилых помещений, в том числе гражданам, приватизировавшим жилые помещения, после исполнения бывшим наймодателем своих обязательств по проведению капитального ремонта.
С приватизацией первой квартиры в доме право муниципальной собственности на другие жилые помещения, равно как и на общедомовое имущество, не прекращается, соответственно, обязанность произвести капитальный ремонт за прежним собственником сохраняется.
Из системного толкования положений ст. 158 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ и ст. 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" следует, что обязанность по проведению последующих капитальных ремонтов жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме переходит к собственникам жилых помещений, в том числе гражданам, приватизировавшим жилые помещения, после исполнения бывшим наймодателем своих обязательств по проведению капитального ремонта.
С приватизацией первой квартиры в доме право муниципальной собственности на другие жилые помещения, равно как и на общедомовое имущество, не прекращается, соответственно, обязанность произвести капитальный ремонт за прежним собственником сохраняется.
Из системного толкования положений статьи 158 ЖК РФ, статьи 210 ГК РФ и статьи 16 Закона о приватизации жилищного фонда следует, что обязанность по проведению последующих капитальных ремонтов жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме переходит к собственникам жилых помещений, в том числе гражданам, приватизировавшим жилые помещения, после исполнения бывшим наймодателем своих обязательств по проведению капитального ремонта.
С приватизацией первой квартиры в доме право муниципальной собственности на другие жилые помещения, равно как и на общедомовое имущество, не прекращается, соответственно, обязанность произвести капитальный ремонт за прежним собственником сохраняется.
Исходя из системного толкования ст. 16 Закона о приватизации жилищного фонда, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения. Из указанного следует, что участие органа местного самоуправления в расходах по проведению капитального ремонта сохраняется при наличии в многоквартирном жилом доме квартир, находящихся в муниципальной собственности, и такая обязанность по проведению ремонта не может быть возложена исключительно только на орган местного самоуправления.
3.6. Требование к собственнику помещения многоквартирного дома задолженности по внесению платы за капитальный ремонт вправе предъявлять только управляющая организация, в т.ч. при отсутствии заключенного договора управления
Исходя из анализа положений жилищного законодательства, определяющих порядок избрания и статус управляющей организации, а также статей 155, 158 ЖК РФ, регулирующих расходы собственников помещений в многоквартирном доме и порядок внесения палаты за жилое помещение, суды правильно указали, что право истребования задолженности по внесению платы за капитальный ремонт с собственника помещения многоквартирного дома принадлежит лицу, обладающему статусом управляющей организации. Причем, вопреки доводам жалобы, реализация указанного права не зависит от наличия либо отсутствия заключенного с собственником помещения многоквартирного дома договора управления. Обязанность по оплате капитального ремонта общего имущества жилого дома возникает у собственника в силу закона, вне зависимости от факта потребления данной услуги и выполнения работ.
Исходя из анализа положений жилищного законодательства, определяющих порядок избрания и статус управляющей организации, а также норм ст. 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующих расходы собственников помещений в многоквартирном доме и порядок внесения палаты за жилое помещение, следует, что право истребования задолженности по внесению платы за капитальный ремонт с собственника помещения многоквартирного дома принадлежит лицу, обладающему статусом управляющей организации. Причем реализация указанного права не зависит от наличия либо отсутствия заключенного с собственником помещения многоквартирного дома договора управления. Обязанность по оплате содержания, текущего и капитального ремонта общего имущества жилого дома возникает у собственника в силу закона.
3.7. Основание внесения платежа на капитальный ремонт не связано с представлением доказательств фактического проведения ремонта
Закон не связывает основание внесения платежа на капитальный ремонт с представлением доказательств фактического проведения ремонта, поскольку в силу статей 154, 155, 158 ЖК РФ плата за капитальный ремонт вносится ежемесячно и носит целевой и накопительный характер.
4. Установление размера платы за содержание и ремонт жилых помещений органом местного самоуправления
4.1. Установление органом местного самоуправления размера платы за жилое помещение для собственников помещений в многоквартирных домах допускается законом только в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 156 и ч. 4 ст. 158 ЖК РФ
Жилищным кодексом РФ (ч. 3 ст. 156, ч. 4 ст. 158) предусмотрены случаи, когда органы местного самоуправления вправе устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения. Эти случаи являются исключением из общего законодательного подхода. Установление органом местного самоуправления размера платы за жилое помещение для собственников помещений в многоквартирных домах в иных случаях и в ином порядке законом не предусмотрено.
4.2. Непринятие на общем собрании собственников решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения нетождественно непроведению такого собрания вообще
Судом первой инстанции с учетом положений ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса правомерно отмечено, что непринятие на общем собрании (в том числе в связи с отсутствием кворума) решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не является тождественным непроведению общего собрания собственников.
4.3. Принятие отдельного решения общего собрания собственников с целью применения размера платы, установленного органом местного самоуправления за жилое помещение для собственников помещений в многоквартирных домах, не требуется
Из содержания [ч. 4 ст. 58 ЖК РФ] следует, что при отсутствии решения общего собрания собственников помещений об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме для целей осуществления расчетов за соответствующие работы и услуги подлежит применению размер платы, установленный органом местного самоуправления. При этом для применения этого размера платы не требуется принятия отдельного решения общего собрания собственников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Жилищного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные А. Горбуновым, Н. Даниловой, М. Зацепиной, Е. Ефимовой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, Н. Королевой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной, Д. Демченко.