Энциклопедия судебной практики
Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок
(Ст. 262 ГК)
1. Общая характеристика земельных участков общего пользования
1.1. Земельный участок подлежит отнесению к территории общего пользования при наличии возможности его использования неограниченным кругом лиц
По смыслу пункта 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации основным признаком, позволяющим отнести земельный участок к территории общего пользования, является возможность его использования неограниченным кругом лиц.
По смыслу пункта 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации основным признаком, позволяющим отнести земельный участок к территории общего пользования, является возможность его использования неограниченным кругом лиц.
По смыслу п.1 ст.262 ГК РФ и п.12 ст.1 ГрК РФ основным признаком, позволяющим отнести земельный участок к территории общего пользования, является возможность его использования неограниченным кругом лиц.
По смыслу п. 1 ст. 262 ГК Российской Федерации, п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации основным признаком, позволяющим отнести земельный участок к территории общего пользования, является возможность его использования неограниченным кругом лиц.
По смыслу ч. 1 ст. 262 ГК РФ, определяющей понятие земель общего пользования, а так же пунктов 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, основным признаком, позволяющим отнесение земельного участка к территории общего пользования, является возможность его использования неограниченным кругом лиц.
По смыслу пункта 1 статьи 262 Гражданского кодекса РФ, пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ основным признаком, позволяющим отнести земельный участок к территории общего пользования, является возможность его использования неограниченным кругом лиц.
По смыслу пункта 1 статьи 262 Гражданского кодекса РФ, пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ основным признаком, позволяющим отнести земельный участок к территории общего пользования, является возможность его использования неограниченным кругом лиц.
1.2. Перечень объектов, отнесенных к территории общего пользования, является открытым
Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 262 ГК РФ названные объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Из содержания пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса и статьи 262 Гражданского кодекса следует, что перечень территорий общего пользования не является закрытым.
Исходя из п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст. 262 Гражданского кодекса Российской Федерации названные выше объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования.
Исходя из содержания пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) и статьи 262 ГК РФ названные выше объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.
При отсутствии генерального плана красные линии утверждаются нормативным правовым актом муниципального образования.
На основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Учитывая вышеуказанные нормы действующего законодательства, перечень земель общего пользования является открытым. В то же время к ним отнесены только земли, не подлежащие приватизации.
По смыслу указанных правовых норм, данный запрет направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к природным объектам и местам общего пользования, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения.
Согласно пункту 1 статьи 262 ГК РФ под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами.
1.3. Тротуар относится к территории общего пользования, в связи с чем его приватизация и строительство на нем объектов индивидуального и капитального жилищного строительства и объектов вспомогательного использования запрещены
Публичные интересы нарушаются тем, что в пользовании ответчика находится территория общего пользования, что препятствует гражданам осуществлять свои предусмотренные ст. 262 ГК РФ права свободно без каких-либо разрешений находиться на этой территории и иным не запрещенным законом способом пользоваться этой территорией, следовательно, занятие тротуарной части переулка под капитальное строительство гаража противоречит нормам законодательства.
Постройка захватывает часть тротуара, являющегося территорией общего пользования, не подлежащей приватизации и не предназначенной для строительства объектов индивидуального и капитального жилищного строительства и объектов вспомогательного использования. Ответчиком данный объект построен без согласования с надлежащими сторонами разрешительной документации.
1.4. Исходя из смысла ст. 262 ГК РФ, подъездная дорога является землей общего пользования
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 2008 г. N 7043/08
Оспариваемые судебные акты мотивированы тем, что согласно статье 262 Гражданского кодекса Российской Федерации подъездная дорога относится к землям общего пользования, на которых вправе находиться любые лица без каких-либо разрешений. Действующее законодательство не содержит предписания об обязательном заключении договора на расположенные рядом с АЗС подъездные пути.
1.5. Положениями ст. 262 ГК РФ не регулируется использование земельных участков, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома
Из материалов дела усматривается, что земельный участок под многоквартирным домом был сформирован и поставлен на кадастровый учет, следовательно, данный участок является общей долевой собственностью собственников помещений многоквартирного дома по указанному адресу.
Исходя из данного обстоятельства, судом неверно применена ст. 262 ГК РФ, так как она регламентирует право свободного нахождения граждан на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
1.6. Земли сельскохозяйственного назначения не входят в состав земель общего пользования
Судебная коллегия полагает также несостоятельной ссылку заявителя на положения ст. 262 ГК РФ, поскольку согласно представленным данным земельные участки с кадастровыми номерами относятся к землям сельскохозяйственного назначения, не являются землями общего пользования по смыслу ст. 85 ЗК РФ, в то время как для постановки участков на кадастровый учет необходимо наличие доступа с земель общего пользования.
1.7. Заборы и иные ограждения устанавливаются собственником земельного участка с целью обозначения границ и ограничения доступа на него, а также для защиты или предупреждения проникновения и не являются самостоятельным объектом гражданских прав
Согласно п. 2 ст. 262 Гражданского кодекса Российской Федерации заборы и иные ограждения выполняют функцию по разграничению земельных участков и располагаются на границе смежных земельных участков и связаны с обеспечением использования земельного участка. Назначение такого объекта - обозначение границ и ограничение доступа на земельный участок, устройство для защиты или предупреждения проникновения.
1.8. Наличие на земельном участке тропинок, используемых гражданами для удобства прохода, не влечет признания его землей общего пользования
Земельный участок, предоставленный под застройку, не являлся участком общего пользования, поскольку не отвечал признакам, установленным пунктом 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Наличие на данном участке тропинок, используемых гражданами для удобства прохода, квалифицирующим признаком для его отнесения к землям общего пользования не является.
1.9. Границы земельных участков общего пользования обозначаются красными линиями
Земельные участки, ограниченные красными линиями Генеральных планов, относятся к землям общего пользования, которые в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации представляют собой территории общего пользования, и их приватизация в силу закона исключается.
1.10. Земельные участки общего пользования не могут быть переданы в аренду, поскольку единственным пользователем земли в этом случае становится арендатор, что противоречит правовому режиму данных земель
В соответствии с пунктом 1 статьи 262 ГК РФ под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Анализ положений названной нормы в совокупности с правилами пунктов 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что расположение земельного участка на территории общего пользования препятствует его предоставлению в аренду, поскольку передача такого объекта во временное владение и пользование исключает возможность реализации гражданами права на свободное нахождение на таком участке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 262 ГК РФ под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Анализ положений названной нормы в совокупности с правилами пунктов 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что расположение земельного участка на территории общего пользования препятствует его предоставлению в аренду, поскольку передача такого объекта во временное владение и пользование исключает возможность реализации гражданами права на свободное нахождение на таком участке.
Анализ положений пункта 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации в совокупности с правилами пунктов 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса позволяет сделать вывод о том, что расположение земельного участка на территории общего пользования препятствует его предоставлению в аренду, поскольку передача такого объекта во временное владение и пользование исключает возможность реализации гражданами права на свободное нахождение на таком участке.
Расположение земельного участка на территории общего пользования препятствует предоставлению его в аренду, поскольку передача такого объекта во временное владение и пользование исключает возможность реализации гражданами права на свободное нахождение на таком участке.
1.11. Правом на заключение договора аренды земельного участка в пределах береговой полосы обладает пользователь водным объектом, если он обеспечил свободный доступ граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе
На момент обращения общества с заявлением в уполномоченный орган действовал пункт 3.2 статьи 22 Земельного кодекса (введен статьей 21 Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается с пользователем водным объектом при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Статьей 26 Закона N 246-ФЗ содержащиеся в пункте 12 статьи 1 и части 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень территорий общего пользования и состав зон рекреационного назначения дополнены береговыми полосами водных объектов общего пользования.
Таким образом, правом на заключение договора аренды земельного участка, расположенного в пределах береговой полосы, обладает лишь пользователь водного объекта при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
1.12. Законодательством не предусмотрено взимание арендных платежей за пользование земельными участками общего пользования
Взимание арендных платежей за пользование участками общего пользования противоречит гражданскому и земельному законодательству, не предусматривающему таких правоотношений.
1.13. При размещении на земельном участке, входящем в состав территории общего пользования рекламной конструкции, он не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 апреля 2011 г. N 15248/10
Земельный участок, на котором установлена рекламная конструкция и который относится к землям (территориям) общего пользования, может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Земельный участок, на котором установлена рекламная конструкция и который относится к землям (территориям) общего пользования, мог быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 262 Гражданского кодекса, указанные в них объекты представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка. Поэтому земельный участок, на котором установлена рекламная конструкция и который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
1.14. С момента возведения на земельном участке общего пользования объектов недвижимости, не относящихся к объектам общего пользования, данный участок перестает быть землей общего пользования и может быть приватизирован
Если на участке, отнесенном к землям общего пользования, в установленном порядке возведены объекты недвижимости, не являющиеся объектами общего пользования, то согласно ст. 262 ГК РФ с момента застройки он не может считаться землей общего пользования и может быть приватизирован.
Если на участке, отнесённом к землям общего пользования, в установленном порядке возведены объекты недвижимости, не являющиеся объектами общего пользования, то согласно статье 262 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента застройки земельный участок не может считаться землёй общего пользования и, следовательно, может быть приватизирован.
1.15. Невозможна приватизация земельного участка, находящегося на землях общего пользования рекреационного назначения, несмотря на наличие недвижимости, находящейся на участке и принадлежащей лицу на праве собственности
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденными решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 24.12.2008 N 1059 и которые разработаны с учетом "Генерального плана городского округа Тольятти Самарской области на расчетный срок до 2025 года", спорный земельный участок находится в зоне Р-1 (в зоне территорий озеленения общего пользования). Данная зона относится к рекреационной зоне, куда включены зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (статья 61 Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти).
В пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" также установлен запрет на отчуждение земельных участков в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие).
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В пункте 8 статьи 27 ЗК РФ запрещена приватизация земельных участков в границах территорий общего пользования.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод, что спорный земельный участок относится к землям общего пользования, и, несмотря на то, что на нем находится принадлежащий на праве собственности предпринимателю объект недвижимости - здание кафе, отчуждению не подлежит.
1.16. Из территории общего пользования не может быть выделен земельный участок для строительства
Формирование земельного участка для строительства за счет территорий общего пользования невозможно.
Формирование земельного участка для строительства за счет территорий общего пользования невозможно
Исходя из содержания пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) и статьи 262 ГК РФ названные выше объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.
Исходя из системного толкования вышеперечисленных норм следует, что земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу и формирование земельного участка для строительства за счет территорий общего пользования невозможно.
1.17. Межевание, в результате которого территория общего пользования была включена в состав земельного участка, находящегося в собственности конкретного лица, не влечет ограничения прав граждан по ее использованию
Включение в результате межевания общего проезда в состав земельного участка ответчиков не свидетельствует о приобретении ответчиками права собственности на этот проезд. Данный проезд не передавался в собственность ответчиков. В связи с чем даже если не признаны недействительными результаты межевания земельного участка ответчиков, то истцы не лишены права пользования проездом как территорией общего пользования на основании ч. 1 ст. 262 ГК РФ.
1.18. Территория парка относится к землям общего пользования
Исходя из положений пункта 2 статьи 15, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 262 ГК РФ, пунктов 1, 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", учитывая, что спорный земельный участок с видом разрешенного использования - для реконструкции и дальнейшей эксплуатации территории парка, предназначен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц, земельные участки в составе земель общего пользования приватизации не подлежат, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у общества права на преимущественный выкуп спорных объектов, поскольку реализация субъектами малого и среднего предпринимательства данного права возможна только в отношении объектов, разрешенных к приватизации.
1.19. Пляж относится к землям общего пользования
Суд кассационной инстанции с учетом цели предоставления обществу земельного участка в аренду (для эксплуатации пляжа) считает необходимым отметить следующее. Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Из содержания пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса и статьи 262 Гражданского кодекса следует открытый характер перечня территорий общего пользования, к которым отнесены и пляжи. В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10 сформулирована правовая позиция о недопустимости выделения земельного участка, относящегося к землям (территориям) общего пользования, и предоставления его в пользование конкретному лицу.
2. Права собственника земельного участка общего пользования
2.1. Ограждение земельного участка общего пользования находится лишь в компетенции лица, являющегося его собственником
Апелляционное определение Московского городского суда от 10 апреля 2013 г. N 11-5418/13
По смыслу п. 2 ст. 262 ГК РФ право ограждения земельного участка общего пользования принадлежит только собственнику земельного участка. Ответчик собственником спорного земельного участка не является, разрешение собственника земельного участка на ограждение территории ответчику не давалось.
2.2. Лицо, не являющееся собственником земельного участка общего пользования, не вправе требовать устранения препятствий для свободного доступа к нему граждан
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 мая 2006 г. N Ф09-3564/06-С6
Судом установлено, что спорный земельный участок [проезд через проход между домами] является муниципальной собственностью. Следовательно, при отсутствии у предпринимателя прав на спорный земельный участок он не вправе заявлять требование о сносе самовольно, по его мнению, возведенных построек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.