Энциклопедия судебной практики
Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях
(Ст. 101.4 НК)
1. Общие положения ст. 101.4 НК РФ
1.1. Привлечение к налоговой ответственности в порядке ст. 101.4 НК РФ не зависит от правого статуса привлекаемого лица
Привлечение к налоговой ответственности в порядке ст. 101.4 НК РФ не зависит от правого статуса привлекаемого лица. Ошибочное указание в оспариваемом решении статуса налогоплательщика как индивидуального предпринимателя не повлияло каким-либо образом на существо инкриминируемого ему правонарушения.
1.2. Дела о правонарушениях, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ, могут быть рассмотрены исключительно в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ
Согласно пункту 1 статьи 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Кодекса.
Из взаимосвязанного толкования названных положений следует, что дела о правонарушениях, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ, могут быть рассмотрены исключительно в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса.
Из взаимосвязанного толкования положений п. 1 ст. 100.1 НК РФ и п. 2 ст. 100.1 НК РФ следует, что дела о правонарушениях, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ, могут быть рассмотрены исключительно в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Кодекса.
Из взаимосвязанного толкования названных положений следует, что дела о правонарушениях, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть рассмотрены исключительно в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса.
1.3. Производство по всем составам налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120, 122, 123 НК РФ, выявленных в период проведения налоговой проверки, возможно в порядке, установленном ст. 101.4 и 101 НК РФ
Принимая во внимание, что в силу статей 88 и 89 НК РФ предметом камеральной или выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, судам надлежит исходить из того, что дела о нарушениях законодательства о налогах и сборах, не связанные с неправильным исчислением и несвоевременной уплатой налогов, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Кодекса.
Вместе с тем, если такие правонарушения выявлены налоговым органом в период проведения налоговой проверки, они могут быть отражены в материалах этой проверки и соответственно в решении, принимаемом по итогам рассмотрения указанных материалов (статья 101 НК РФ).
Исключительный порядок рассмотрения дел в порядке статьи 101 НК РФ предусмотрен только в отношении правонарушений, предусмотренных статьями 120,122,123 НК РФ.
В отношении иных составов налоговых правонарушений законодательство о налогах и сборах такого запрета не содержит.
Следовательно, судами правильно указано, что производство по всем иным составам налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120, 122, 123 НК РФ, возможно в порядке, установленном статьями 101.4 и 101 НК РФ.
Привлечение к ответственности в порядке статьи 101.4 НК РФ, как правило, происходит, когда отсутствует необходимость в проведении налоговой проверки для выявления совершенного налогового правонарушения. В частности, при наличии признаков правонарушения: непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (статья 126 НК РФ).
Процедура привлечения к налоговой ответственности в порядке статьи 101.4 НК РФ представляет собой механизм, позволяющий налоговым органам более оперативно по сравнению с порядком, установленным статьей 101 НК РФ, возбуждать и рассматривать дела о правонарушениях, выявленных в ходе налоговых проверок.
2. Особенности извещения лица, предусмотренные ст. 101.4 НК РФ
Пункт 5 ст. 101.4 НК РФ в редакции до 24.08.2013 г. устанавливал срок 10 дней для предоставления в соответствующий налоговый орган письменных возражений по акту в целом или по его отдельным положениям.
2.1. Обязанность уполномоченного органа вручить акт лицу, привлекаемому к ответственности, непосредственно связана с обеспечением прав этого лица, закрепленных в п. 5 ст. 101.4 НК РФ
Согласно пункту 1 статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении правонарушений должностным лицом уполномоченного органа, должен быть составлен по установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
Акт вручается лицу, совершившему правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.
Обязанность уполномоченного органа вручить акт лицу, совершившему правонарушение и привлекаемому к ответственности, непосредственно связана с обеспечением прав этого лица, закрепленных в пункте 5 статьи 101.4 НК РФ.
2.2. Нормы налогового законодательства, регулирующие порядок извещения о рассмотрении актов проверки, направлены на обеспечение возможности лица знать, по какому поводу, когда, куда и к кому оно вызывается, а также реализации его прав на представление дополнительных доказательств
Нормы налогового законодательства, регулирующие порядок извещения о времени и месте рассмотрения актов проверки, являются императивными, направленными на обеспечение возможности лица, в отношении которого составлен акт, знать, по какому поводу, когда, куда и к кому оно вызывается, а также обеспечения возможности реализации прав на представление возражений, участия в рассмотрении материалов проверки, дачу пояснений и представление дополнительных доказательств. Именно поэтому нарушение данных требований предусмотрено как безусловное основание для признания решений налогового органа незаконными.
В соответствии с пунктом 12 статьи 101.4 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
2.3. Указание в уведомлении адреса налоговой инспекции, телефонов, электронной почты, лица, пригласившего налогоплательщика для рассмотрения акта, и номера его кабинета, без указания времени рассмотрения акта и номера кабинета является ненадлежащим уведомлением
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что банк не был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения акта, в связи с чем лишен возможности участвовать в его рассмотрении и представлять свои возражения и объяснения.
Судами установлено, что в уведомлении имеется лишь указание на дату рассмотрения, однако в нем не указаны конкретные место (местонахождение налоговой инспекции и N комнаты) и время рассмотрения материалов налоговой проверки.
Довод налоговой инспекции о том, что неуказание в уведомлении времени рассмотрения акта, номера кабинета не нарушило права общества, поскольку названное уведомление содержит сведения об адресе налоговой инспекции, телефонах, электронной почте, лице, пригласившем его для рассмотрения акта, и номере его кабинета, что позволяло банку явиться в налоговую инспекцию для рассмотрения акта в любое рабочее время, обоснованно отклонен судами, как не основанный на нормах Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок извещения о времени и месте рассмотрения, в том числе актов, составленных в связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах.
2.4. Получение извещения и участие в проверке представителем налогоплательщика без надлежаще оформленной доверенности является нарушением, влекущим отмену решения налогового органа
Суд установил, что на момент вручения извещения и принятия решения у главного бухгалтера отсутствовала надлежаще оформленная доверенность на право участия в рассмотрении материалов проверки.
Следовательно, вывод суда о нарушении налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, влекущих отмену решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, соответствует обстоятельствам дела. Налоговая инспекция не обеспечила возможность лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и представить объяснения.
При таких обстоятельствах вывод суда о незаконности решения налогового органа является правильным; в остальной части решение суда не оспаривается.
2.5. Ненадлежащее оформление доверенности на представление интересов налогоплательщика, извещенного о рассмотрении материалов налоговой проверки, не является безусловным основанием для отложения рассмотрения
Ненадлежащее оформление доверенности на представление интересов налогоплательщика, извещенного о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является безусловным основанием для отложения процедуры рассмотрения материалов проверки. В силу пункта 7 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации неявка надлежащим образом извещенного лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
2.6. Неизвещение лица о месте и времени рассмотрения материалов иных, помимо налоговой проверки мероприятий налогового контроля является основанием для отмены принятого решения, кроме случая фактического участия лица в рассмотрении дела
В силу пункта 14 статьи 101 и пункта 12 статьи 101.4 НК РФ неизвещение либо ненадлежащее извещение лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля, о месте и времени рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа соответствующих материалов является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения и, следовательно, основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения, вынесенного в отсутствие этого лица по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля, если только в ходе судебного разбирательства не будет установлено, что указанное лицо фактически приняло участие в рассмотрении соответствующих материалов.
2.7. Статья 101.4 НК РФ не содержит оговорок о необходимости извещения лица, в отношении которого были проведены мероприятия налогового контроля, исключительно какими-либо определенными способами
При проверке соблюдения налоговым органом обязанности по извещению лица, в отношении которого была проведена налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля, о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля судам следует учитывать, что статьи 101 и 101.4 НК РФ не содержат оговорок о необходимости извещения названного лица исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, извещение о месте и времени рассмотрения указанных материалов не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи).
Выводы судов о необходимости уведомления общества по телефону, факсу либо посредством электронной почты являются ошибочными, поскольку положения статей 101, 101.4 Кодекса не содержат оговорок о необходимости извещения проверяемого лица исключительно какими-либо определенными способами. Напротив, выбор того или иного способа извещения осуществляется по усмотрению налогового органа.
2.8. Ошибка почты в порядке действий по вручению почтового отправления не означает, что налоговой инспекцией была соблюдена процедура вручения уведомления о времени и месте рассмотрения дела о налоговом правонарушении
Согласно представленным в материалы дела копиям уведомления и конверта данное почтовое отправление с уведомлением о времени и месте рассмотрения материалов проверки возвращено почтой отправителю с указанием причины возврата "отсутствие адресата по указанному адресу". В ответ на запрос налоговой инспекции орган почтовой связи сообщил, что указанное отправление ошибочно возвращено по обратному адресу.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что общество не было уведомлено о времени и месте рассмотрения акта.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правильному выводу, что ошибка почты в порядке действий по вручению почтового отправления не дает оснований полагать, что налоговой инспекцией была соблюдена процедура вручения уведомления о времени и месте рассмотрения дела о налоговом правонарушении.
2.9. Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях налогового законодательства, и копия принятого по нему решения должны быть вручены лицу в течение пяти дней с даты их составления
Поскольку положениями статьи 101.4 НК РФ не предусмотрен срок для вручения лицу, в отношении которого составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, названного акта, а также копии решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, судам применительно соответственно к пункту 5 статьи 100 и пункту 9 статьи 101 НК РФ следует исходить из того, что указанные акт и решение должны быть вручены соответствующему лицу в течение пяти дней с даты составления акта (вынесения решения).
2.10. Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях налогового законодательства, и копия принятого по нему решения должны быть направлены по почте лицу в течение пяти дней с даты их составления
Согласно пункту 5 статьи 100, пункту 9 статьи 101, пунктам 4 и 11 статьи 101.4 НК РФ в случае невозможности вручения соответствующим лицам акта налоговой проверки, акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, решения, вынесенного по итогам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, эти акты (решения) направляются по почте заказным письмом.
Поскольку указанными положениями специальный срок для направления таких актов (решений) не установлен, данные действия должны быть совершены налоговым органом также в пределах 5 дней со дня составления акта (вынесения решений).
2.11. Акт о нарушениях законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе иных помимо налоговой проверки мероприятий налогового контроля, и принятое по нему решение направляются лицу заказным письмом только при уклонении от их получения
Пунктом 4 ст. 101.4 Кодекса, равно как и п. 5 ст. 100 Кодекса, предусмотрена возможность направления акта по почте заказным письмом только в случае уклонения лица, совершившего правонарушение, от получения акта; факт уклонения лица от получения акта должен быть зафиксирован в акте.
Однако судами отмечено, что в акте отметки об уклонении общества от получения акта налогового органа не имеется. Налоговый орган не заявляет о том, что общество уклонялось от получения акта.
При таких обстоятельствах суды сделали правильные выводы о том, что налоговым органом нарушено право общества, предусмотренное подп. 9 п. 1 ст. 21 Кодекса, а именно право на получение копии акта налоговой проверки и решений налогового органа, а также налоговых уведомлений и требования об уплате налогов.
3. Процессуальные особенности, предусмотренные ст. 101.4 НК РФ
3.1. Статья 101.4 НК РФ закрепляет принцип непосредственного исследования материалов иных помимо налоговой проверки, мероприятий налогового контроля тем должностным лицом налогового органа, которое выносит по ним решение
Исходя из системного толкования положений статей 101 и 101.4 Кодекса вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки или иных мероприятий налогового контроля не тем руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, который рассматривал указанные материалы, в том числе возражения соответствующего лица, и непосредственно исследовал все имеющиеся доказательства, также является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения, поскольку в этом случае лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля, лишается возможности дать пояснения относительно содержащихся в акте и иных материалах выводов непосредственно тому должностному лицу налогового органа, которое вынесло решение.
3.2. Материалы, полученные в результате осуществления оперативно-розыскных мероприятий, могут быть доказательствами при производстве по делу в порядке ст. 101.4 НК РФ, если они соответствуют требованиям, установленным ФЗ об оперативно-розыскной деятельности
При исследовании и оценке представленной налоговым органом доказательственной базы по налоговым делам судам надлежит исходить из того, что материалы, полученные в результате осуществления оперативно-розыскных мероприятий, могут использоваться налоговыми органами в числе других доказательств при рассмотрении материалов налоговой проверки (пункт 4 статьи 101 НК РФ) или при осуществлении производства по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (пункт 7 статьи 101.4), если соответствующие мероприятия проведены и материалы оформлены согласно требованиям, установленным Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
3.3. Решение о привлечении к ответственности по ст. 119 НК РФ налоговый орган может принять в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ, независимо от проведения камеральной налоговой проверки
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 мая 2009 г. N 4549/09
Для обнаружения правонарушения, предусмотренного статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, не требуется проведения камеральной налоговой проверки. Поскольку налоговые декларации налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших, представляются в налоговую инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам, в которой состоят на учете, то и решение о привлечении к ответственности по статье 119 Кодекса инспекция по крупнейшим налогоплательщикам может принять в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Кодекса, независимо от проведения камеральной налоговой проверки.
3.4. Право налогового органа осуществлять сбор доказательств, равно как и право налогоплательщика знакомиться с этими доказательствами, предоставляется им на всех стадиях осуществления налогового контроля
Из положений статей 88, 89, 100, 101, 101.4, 139 НК РФ следует, что право налогового органа осуществлять сбор доказательств, равно как и право налогоплательщика знакомиться с этими доказательствами, представлять возражения против выводов налогового органа и подтверждающие такие возражения доказательства, предоставляется им на всех стадиях осуществления налогового контроля вплоть до вынесения вышестоящим налоговым органом решения по жалобе налогоплательщика на решения, предусмотренные пунктом 7 статьи 101 и пунктом 8 статьи 101.4 НК РФ.
Дополнительные доказательства могут быть представлены в суд лишь в том случае, если суд сочтет уважительными причины, по которым такие доказательства не представлялись, соответственно налогоплательщику или налоговому органу на стадиях, предшествующих рассмотрению налогового спора в суде.
3.5. Из п. 1 ст. 101.4 НК РФ не следует, что десятидневный срок составления акта является пресекательным
Довод банка о том, что нарушение инспекцией десятидневного срока составления актов является безусловным основанием для отмены решений инспекции, был предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонен.
Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.
При этом из пункта 1 статьи 101.4 Кодекса не следует, что десятидневный срок составления акта является пресекательным. Последствия несвоевременного составления акта могут повлиять на срок привлечения к налоговой ответственности, установленный статьей 113 Кодекса.
3.6. Несоблюдение налоговым органом сроков, предусмотренных п.п. 1, 6, 10 ст. 101.4 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке
Судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Однако соответствующие доводы о несоблюдении указанных сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в суде только в рамках оспаривания либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании статьи 70 Кодекса, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статьей 46 НК РФ, либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом по правилам статьи 46 Кодекса.
3.7. Установление смягчающих вину обстоятельств в ходе рассмотрения материалов в порядке ст. 101.4 НК РФ налоговый орган обязан производить независимо от наличия заявления налогоплательщика об этом
В соответствии с подпунктом 4 пункта 7 статьи 101.4 НК РФ в ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Исходя из положений названной статьи отсутствие заявления общества о применении смягчающих вину обстоятельств не свидетельствует об отсутствии установленной НК РФ необходимости в установлении данных обстоятельств.
3.8. Статья 101.4 НК РФ не предусмотрено составление акта в присутствии лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах
Довод кассационной жалобы о том, что налоговой инспекцией не соблюдены требования пункта 4 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку обществу не направлялось уведомление о вызове для составления и подписания акта, обоснованно признан судами двух инстанций несостоятельным, поскольку положениями статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено составление акта в присутствии лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах.
При этом судами правомерно отмечено, что тот факт, что уведомление о вызове для получения и подписания акта о нарушении налогового законодательства получено после составления акта, не имеет правового значения для оценки соблюдения инспекцией положений статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации.
3.9. Подписание решения в порядке ст. 101.4 НК РФ в отсутствие налогоплательщика правомерно при условии уведомления им налогового органа о невозможности прибытия
Суды обеих инстанций установили отсутствие нарушений со стороны инспекции существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, а также порядка привлечения к ответственности, которые в силу пункта 12 статьи 101.4 НК РФ является основанием для отмены решения налогового органа.
Материалы дела свидетельствуют о направлении инспекцией в адрес общества уведомления от 12.07.2012, в котором предлагалось явиться для подписания и получения акта проверки. Следовательно, дата подписания акта, как следует из текста уведомления, ставилась в зависимость от явки представителя общества для его получения. В ответ заявитель сообщил налоговому органу о невозможности прибытия его законного или иного представителя и просил выслать акт по почте. Отметка о получении письма заявителя от 16.07.2012 имеется на акте, в силу чего акт проверки был подписан без участия представителя заявителя 17.07.2012. На рассмотрение акта проверки и получение решения общество также не явилось, сообщив инспекции о необходимости направления ему решения по почте.
С учетом фактических обстоятельств дела суды пришли к выводу о недоказанности заявителем его довода о том, что общество было лишено возможности присутствовать при составлении акта (что вообще законом не предусмотрено, поскольку такой акт составляется работником налогового органа), а также о наличии препятствий в реализации права заявить возражения против вменяемого правонарушения и представлять свои объяснения при рассмотрении материалов налоговой проверки.
3.10. Руководитель налогового органа при вынесении решения не связан выводами должностного лица, составившего акт проверки, как о квалификации совершенного правонарушения, так и о применяемых мерах ответственности
В силу пунктов 8 - 12 статьи 101.4 Кодекса по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение либо об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
В решении о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Из приведенного следует, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа при вынесении решения не связан выводами должностного лица, составившего акт проверки, как о квалификации совершенного правонарушения, так и о применяемых мерах ответственности.
3.11. Решение в порядке ст. 101.4 НК РФ может быть вынесено не в день рассмотрения иных помимо налоговой проверки материалов мероприятий налогового контроля и без извещения налогоплательщика о месте и времени вынесения решения по его делу
Судам следует учитывать, что статьи 101 и 101.4 НК РФ не содержат положений о том, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должно быть вынесено в день рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля, либо о том, что в случае вынесения такого решения в иной день лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля, должно быть извещено о месте и времени вынесения решения.
В связи с этим соответствующие действия (бездействие) налогового органа не могут быть квалифицированы в качестве нарушения условий процедуры рассмотрения указанных материалов.
Согласно пункта 7 статьи 101 Кодекса по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Из положений статьи 101.4 Кодекса не следует, что решение должно быть вынесено в день рассмотрения материалов проверки или в иной день, но только с извещением налогоплательщика о времени и месте принятия решения.
3.12. В решении, принимаемом в порядке ст. 101.4 НК РФ, указание срока уплаты штрафа неправомерно
В силу пункта 10 статьи 101.4 НК РФ отделение фонда не вправе указывать в решении срок уплаты штрафа, так как данный срок с учетом возможности обжалования его решения в вышестоящий орган может быть определен только в требовании, которое направляется страхователю после вступления решения в силу.
3.13. Неподписание должностным лицом, указанным в п. 8 ст. 101.4 НК РФ, приложения к решению о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение не является нарушением процедуры налоговой проверки и не нарушает права и законные интересы налогоплательщика
Определение Верховного Суда РФ от 13 марта 2015 г. N 301-КГ15-2264
В кассационной жалобе заявитель указывает на то, что решение о привлечении к налоговой ответственности и приложения к нему подписаны разными лицами, а именно заместителем начальника налогового органа и старшим госналогинспектором соответственно.
Пунктом 8 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в срок, предусмотренный пунктом 6 настоящей статьи.
Судами установлено, что решение о привлечении к налоговой ответственности подписано заместителем начальника налогового органа, рассматривавшим материалы налоговой проверки, и указанное решение налогового органа принято в соответствии с действующим законодательством. То обстоятельство, что приложения к решению инспекции не подписаны заместителем начальника инспекции, не является нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, не нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
4. Особенности вступления в силу, изменения, обжалования и отмены решения, принятого в порядке ст. 101.4 НК РФ
4.1. Решение, вынесенное в порядке ст. 101.4 НК РФ, вступает в силу со дня его вручения лицу
Поскольку положениями статьи 101.4 НК РФ не определен специальный срок для вступления в силу решений налогового органа, вынесенных по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, а пункт 9 статьи 101 Кодекса не содержит оговорки о распространении на указанные решения предусмотренной в нем соответствующей нормы, судам необходимо исходить из того, что названные решения вступают в силу со дня их вручения лицу (его представителю), в отношении которого они были вынесены, либо со дня, когда они считаются полученными.
Следовательно, на такие решения не распространяются правила об апелляционном обжаловании.
4.2. Направление требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени одновременно со вступившим в силу решением об отказе в привлечении страхователя к ответственности правомерно
Отказывая обществу в удовлетворении его требования, суды, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", пунктом 1 статьи 69, статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу, что направление требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени одновременно со вступившим в силу решением фонда об отказе в привлечении страхователя к ответственности правомерно.
4.3. Выставление требований об уплате пеней и штрафа направлено на уведомление налогоплательщика об имеющейся у него неисполненной обязанности по уплате налогов с предоставлением ему права на их добровольную оплату
Доводы заявителя о том, что инициация налоговым органом процедуры бесспорного взыскания является неправомерной в связи с переквалификацией сделок, совершенных между взаимозависимыми лицами; инспекция, выставляя требование и одновременно обращаясь в суд с иском о взыскании с заявителя доначисленных сумм, нарушила строго регламентированную НК РФ процедуру взыскания; указанная недоимка может быть взыскана только в судебном порядке, поэтому выставление требований является неправомерным, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций и правомерно признаны несостоятельными.
Пунктом 10 статьи 101.4 НК РФ предусмотрено, что на основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней и штрафа в порядке, установленном статьей 69 НК РФ, и в сроки, установленные пунктом 2 статьи 70 настоящего Кодекса.
В связи с чем суды, отклоняя доводы заявителя, правомерно также исходили из того, что само по себе выставление требований является лишь предупредительной мерой, направленной на уведомление налогоплательщика об имеющейся у него неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, и предоставлением налогоплательщику права на добровольное устранение имеющейся недоимки, поскольку в силу налогового законодательства инспекция обязана выставить в адрес налогоплательщика требование в целях дальнейшего исполнения решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
4.4. После вынесения решения в порядке ст. 101.4 НК РФ налоговый орган вправе вносить в него только изменения, улучшающие положение налогоплательщика, за исключением исправления ошибок
По смыслу статей 101 и 101.4 НК РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не вправе вносить в это решение изменения, ухудшающие положение лица, в отношении которого такое решение было вынесено, за исключением исправления описок, опечаток и арифметических ошибок.
В то же время следует признать допустимым внесение налоговым органом в названные решения изменений, а также полную их отмену, если это влечет улучшение положения налогоплательщика.
4.5. Решение, вынесенное в порядке ст. 101.4 НК РФ, может быть обжаловано в судебном порядке независимо от подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган
В силу пункта 5 статьи 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
При определении сферы применения данной нормы необходимо принимать во внимание отсутствие в ней прямого указания о том, что ее действие распространяется на решения налогового органа, принимаемые на основании статьи 101.4 Кодекса по итогам рассмотрения материалов иных (кроме налоговых проверок) мероприятий налогового контроля.
С учетом этого обстоятельства судам надлежит исходить из того, что положения пункта 5 статьи 101.2 НК РФ распространяются только на решения налогового органа, вынесенные по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок (статья 101 НК РФ).
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ, рассматривается в порядке ст. 101.4 НК РФ, что в данном случае было сделано налоговым органом.
Названная норма права устанавливает собственный порядок производства по делу о налоговом правонарушении и обязательный досудебный порядок обжалования решения налогового органа, введённый Федеральным законом от 02.07.2013 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" на нее не распространяется.
Так, согласно п. 3 ст. 3 указанного Федерального закона положения п. 3 ст. 138 НК РФ до 01 января 2014 года применяются только в отношении порядка обжалования решений, вынесенных налоговым органом в порядке, предусмотренном статьёй 101 части первой НК РФ.
Из системного толкования положений статей 101, 101.2, 101.4, 137-140 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что предусмотренный пунктом 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации обязательный досудебный порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения распространяется только на решения, принимаемые по результатам проведения налоговых проверок.
Таким образом, вывод инспекции о том, что обязательный досудебный порядок обжалования распространяется на решения налогового органа, вынесенные по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля (статья 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации), является ошибочным.
Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу.
4.6. Обязательный досудебный порядок обжалования распространяется на решения налогового органа, вынесенные по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля
Налоговый орган, усмотрев в действиях налогоплательщика признаки нарушения, предусмотренного статьей 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, составил акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренном НК РФ налоговом правонарушении.
По результатам рассмотрения указанного акта, Инспекция на основании положений статьи 101.4 НК РФ, вынесла решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьей 129.1 НК РФ, в виде штрафа.
Решения, принятые как по результатам налоговых проверок на основании статьи 101 НК РФ, так и по результатам иных мероприятий налогового контроля в соответствии со статьей 101.4 НК РФ, в системе правоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами при осуществлении последними мероприятий налогового контроля имеют равное значение. Учитывая цели введения обязательной досудебной процедуры обжалования решений налоговых органов в административном порядке, указанный досудебный порядок подлежит соблюдению и в рассматриваемом случае.
Установленный названными выше нормами НК РФ досудебный порядок предполагает возможность урегулирования спорных вопросов непосредственно между налогоплательщиком и налоговым органом без обращения в суд. Соблюдение указанной процедуры обеспечивается тем, что в абзаце 4 пункта 2 статьи 139 настоящего Кодекса предусмотрено право заинтересованного лица на подачу в вышестоящий орган жалобы на вступившее в силу решение инспекции в пределах годичного срока со дня его принятия.
4.7. Оспаривание ненормативных актов, направленных на взыскание налогов, пеней, штрафа, возможно только по мотиву нарушения сроков и порядка их принятия
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июня 2013 г. N 18417/12
Согласно положениям статей 101 и 101.4 Кодекса осуществление в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля завершается принятием налоговым органом решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Все последующие ненормативные акты, равно как и действия, направленные на взыскание налогов, пеней, штрафа (предусмотренные статьями 46, 47, 69, 70, 76 Кодекса), принимаются (совершаются) налоговыми органами исключительно во исполнение названных решений и являют собой механизм их реализации.
Следовательно, оспаривание ненормативных актов, направленных на взыскание налогов, пеней, штрафа, возможно только по мотиву нарушения сроков и порядка их принятия, но не по мотиву необоснованности начисления налоговых платежей либо нарушения процедуры при принятии решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности.
Оспаривание этих актов по мотиву неправомерности начисления налоговых платежей, отсутствия оснований для привлечения к ответственности и нарушения процедуры при принятии решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности возможно лишь при условии одновременного заявления требования о признании решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности недействительным.
Иной подход направлен на преодоление обязательной досудебной процедуры обжалования решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговой орган в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 101.2 Кодекса, и срока на обжалование ненормативного акта в суд.
Согласно положениям статей 101 и 101.4 Налогового кодекса осуществление в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля завершается принятием налоговым органом решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Все последующие ненормативные акты, равно как и действия, направленные на взыскание налогов, пеней, штрафа (предусмотренные статьями 46, 47, 69, 70, 76 Налогового кодекса), принимаются (совершаются) налоговыми органами исключительно во исполнение названных решений и представляют собой механизм их реализации.
Следовательно, оспаривание ненормативных актов, направленных на взыскание налогов, пеней, штрафа, возможно только по мотиву нарушения сроков и порядка их принятия, но не по мотиву необоснованности начисления налоговых платежей либо нарушения процедуры при принятии решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности.
Оспаривание этих актов по мотиву неправомерности начисления налоговых платежей, отсутствия оснований для привлечения к ответственности и нарушения процедуры при принятии решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности возможно лишь при условии одновременного заявления требования о признании решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности недействительным.
4.8. Нарушение существенных условий процедуры привлечения лица к налоговой ответственности является самостоятельным, безусловным основанием признания решения недействительным
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля является самостоятельным, безусловным основанием признания решения налогового органа, принятого на основании статей 101 или 101.4 НК РФ, недействительным.
Поэтому исследование и оценка иных доводов налогоплательщика относительно незаконности такого решения в данном случае судом не осуществляются.
В соответствии с пунктами 73 и 68 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля является самостоятельным, безусловным основанием признания решения налогового органа, принятого на основании статей 101 или 101.4 НК РФ, недействительным.
Пленум Высшего Арбитражного Суда в пункте 73 постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля является самостоятельным, безусловным основанием признания решения налогового органа, принятого на основании статей 101 или 101.4 Кодекса, недействительным.
4.9. Нарушение существенных условий процедуры привлечения лица к налоговой ответственности является основанием для отмены решения налогового органа, даже если этим лицом не оспариваются факты правонарушения
Оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о нарушении инспекцией процедуры привлечения общества к налоговой ответственности, поскольку установил, что общество не было извещено о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки. Данные обстоятельства послужили основанием для отказа инспекции в удовлетворении требования.
Согласно пункту 12 статьи 101.4 Кодекса нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
При названных обстоятельствах доводы инспекции о том, что обществом не оспаривались факты, послужившие основанием для взыскания штрафа, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
4.10. Отсутствие в акте и в решении, принимаемых в порядке ст. 101.4 НК РФ, описания обстоятельств, при которых допущено правонарушение, информации о том, в чем выразилась вина налогоплательщика, влечет их отмену
Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и решение по нему не соответствуют требованиям статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации и законодательству о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, поскольку в указанных акте и решении зафиксированы только сведения о представлении обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета с нарушением установленного срока.
Между тем акт и решение не содержат описания обстоятельств, при которых допущено это нарушение, в том числе в части доводов общества о том, что фактически сведения персонифицированного учета представлены в систему электронного документооборота фонда до истечения установленного срока их представления, однако, не были приняты фондом по причине наличия ошибок.
Оспариваемое решение не содержит информации о том, какие именно из представленных обществом сведений являются недостоверными либо неполными, в чем заключается недостоверность представленных сведений, по каким конкретно работникам представлены недостоверные сведения, а также в чем выразилась вина общества во вменяемом ему правонарушении.
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод о недоказанности наличия в действиях учреждения состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете.
4.11. Вышестоящий налоговый орган, отменив решение, вынесенное в порядке ст. 101.4 НК РФ, должен принять новое решение
Положения статьи 140 НК РФ не предусматривают право вышестоящего налогового органа, рассматривающего жалобу налогоплательщика, отменив оспариваемый акт, направить на новое рассмотрение в принявший его налоговый орган вопросы, разрешенные таким актом.
Судам необходимо учитывать, что вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля, вправе отменить такое решение, рассмотреть названные материалы в порядке, установленном статьями 101 и 101.4 Кодекса, и вынести новое решение.
Согласно пункту 2 статьи 140 Кодекса и правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2012 N 15129/11, по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение налогового органа вышестоящий налоговый орган вправе, отменив решение налогового органа, принять новое решение.
Следовательно, вышестоящий налоговый орган, отменяя решение налоговой инспекции в порядке административного контроля, имеет возможность, известив налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов проверки, рассмотреть эти материалы с участием налогоплательщика и по результатам такого рассмотрения принять новое решение.
4.12. Наличие задолженности по уплате налоговых санкций свидетельствует о неисполнении решения налогового органа, а не о том, что в отношении налогоплательщика ведется производство по делу о налоговом правонарушении
[Налоговый] Кодекс не содержит норм о том, что принудительное взыскание штрафов является стадией производства по делу о налоговом правонарушении. Наличие задолженности по уплате налоговых санкций свидетельствует о неисполнении решения налогового органа, а не о том, что в отношении налогоплательщика проводится производство по делу о налоговом правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 июля 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.