Энциклопедия судебной практики
Административные правонарушения в области дорожного движения. Нарушение правил перевозки опасных грузов
(Ст. 12.21.2 КоАП)
1. Отсутствие на транспортном средстве, на котором осуществляется перевозка опасных грузов, огнетушителей требуемого объема образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ
Решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 17 августа 2016 г. по делу N 7-1088/2016
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует в том числе осуществление перевозки опасных грузов на транспортном средстве, на котором отсутствуют оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов.
Так как транспортное средство не в полном объеме было укомплектовано огнетушителями требуемого объема, то в действиях ОАО усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ.
2. Отсутствие пломбы на огнетушителе при перевозке опасного груза образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ
Решение Кемеровского областного суда от 18 апреля 2016 г. по делу N 21-454/2016
Отсутствие пломбы на огнетушителе при перевозке опасного груза образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ.
3. Дизельное топливо отнесено к опасным грузам, на перевозку которого распространяются общие требования законодательства, поэтому перевозчик обязан выполнять требования правил перевозки опасных грузов вне зависимости от принадлежности автотранспортного средства к внутренним войскам МВД РФ
Постановление Заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 25 мая 2016 г. N 205-АД16-4
В состоявшихся по делу решении и постановлении судья окружного военного суда и заместитель председателя окружного военного суда сослались на п. 1.2 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73, которым установлено, что действия указанных Правил не распространяются на перевозки отдельных видов опасных грузов автотранспортными средствами, принадлежащими вооруженным силам, органам государственной безопасности и внутренних дел, и пришли к выводу, что при таких условиях отсутствует состав административного правонарушения.
Вместе с тем такое утверждение не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, а также международным договорам и соглашениям.
Поскольку перевозка отдельных видов опасных грузов определяется инструкциями по перевозке отдельных видов опасных грузов, не вошедших в номенклатуру, приведенную в Правилах перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (п. 5.1.1), а дизельное топливо отнесено к опасным грузам, на перевозку которого распространяются общие требования законодательства, перевозчик, вне зависимости от принадлежности автотранспортного средства к внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации обязан выполнять требования ДОПОГ, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272, и Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73, при перевозке дизельного топлива.
4. Мазут относится к опасным грузам, поэтому нарушение правил перевозки опасных грузов при перевозке мазута образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ
Решение Приморского краевого суда от 13 сентября 2016 г. по делу N 21-1202/2016
Согласно части 2.2.9 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) мазут "М-100" относится к веществу 9-го класса опасности NООН в перечне опасных грузов-3082, как вещества жидкие опасные для окружающей среды.
Следовательно, утверждение в жалобе о том, что мазут "М-100" не может быть отнесен к опасным грузам, поскольку его температура вспышки по ГОСТ составляет 110°С, не является основанием для освобождения КГУП "1" от административной ответственности, поскольку в рассматриваемом деле в качестве основного критерия отнесения мазута к опасным грузам учтена его опасность при перевозке для окружающей природной среды.
При таких обстоятельствах судья районного суда обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях КГУП "1" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Решение Приморского краевого суда от 19 февраля 2014 г. по делу N 21-156/2014
Мазут, как продукт переработки нефти, подлежит отнесению к опасным грузам, поскольку данное вещество в силу присущих ему свойств и особенностей является опасным в пожарном отношении, а также может при перевозке нанести вред окружающей природной среде.
Утверждение заявителя о том, что мазут "М-100" не может быть отнесен к опасным грузам, поскольку его температура вспышки составляет не ниже 110°С, не является основанием для освобождения [ФИО] от административной ответственности.
Критерием отнесения веществ к 9-му классу опасности при их транспортировании в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом является их пожароопасность. К таким веществам отнесены горючие жидкости с температурой вспышки от 61°C до 100°C в закрытом сосуде.
В соответствии с ГОСТ 10585-99 "Топливо нефтяное. Мазут", на который ссылается в своей жалобе заявитель, температура вспышки мазута марки "100" в закрытом тигле не нормируется. Значение температуры вспышки мазута "М-100" в открытом сосуде не менее 110°С не свидетельствует о том, что мазут данной марки не представляет пожарную опасность при его перевозке в закрытой емкости.
Кроме того, в рассматриваемом деле в качестве основного критерия отнесения мазута к опасным грузам учтена его опасность при перевозке для окружающей природной среды.
5. Перевозка опасных грузов в отсутствие на транспортном средстве маркировочного знака, указывающего на перевозку вещества, опасного для окружающей среды, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ
Решение Московского городского суда от 14 февраля 2014 N 7-346/14
Поскольку маркировочные знаки указывают на перевозку вещества, опасного для окружающей среды (символ: рыба и дерево), указанные знаки являются элементом системы информации об опасности, а потому в действиях [ФИО] усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, объективной стороной которого является перевозка опасных грузов водителем на транспортном средстве, на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности.
6. Субъектами правонарушений, предусмотренных ст. 12.21.2 КоАП РФ, кроме водителей транспортных средств могут являться должностные лица, ответственные за перевозку таких грузов, а также юридические лица
Решение Верховного Суда Чувашской Республики - Чувашии от 01 апреля 2013 г. по делу N 21-85/2013
Установленные факты свидетельствуют о том, что Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, установленных Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
Довод жалобы о незаконности привлечения к административной ответственности ООО в связи с тем, что ФИО2 как должностное лицо уже был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ, является необоснованным.
Решение Приморского краевого суда от 17 октября 2012 г. по делу N 12-200/12
Поскольку соблюдение специальных правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом возложено на организации, осуществляющие указанную деятельность, которым в данном случае является ООО, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что юридическое лицо надлежащим образом не выполнило указанную обязанность.
7. Факт привлечения к ответственности по ст. 12.21.2 КоАП РФ должностных лиц юридического лица не является основанием для освобождения от ответственности этой организации
Решение Верховного Суда Чувашской Республики - Чувашии от 01 апреля 2013 г. по делу N 21-85/2013
Установленные факты свидетельствуют о том, что Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, установленных Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
Довод жалобы о незаконности привлечения к административной ответственности ООО в связи с тем, что ФИО2 как должностное лицо уже был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ, является необоснованным.
Решение Приморского краевого суда от 27 мая 2016 г. по делу N 21-663/2016
В соответствии со статьей 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку АО не обеспечило соблюдение требований действующего законодательства о перевозке опасных грузов автомобильным транспортом в части необходимости наличия у водителя, перевозящего опасный груз, свидетельства о соответствующей подготовке, действия данного юридического лица было верно квалифицировано по части 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ.
То обстоятельство, что непосредственно указанные выше нарушения были допущены сотрудниками АО, не исключает привлечение к административной ответственности за данное административное правонарушение и организации.
8. Переквалификация действий лица с ч. 2 на ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ не допускается
Решение Московского городского суда от 14 февраля 2014 N 7-346/14
Переквалификация действия [ФИО] повлекла бы за собой с ч. 2 ст. 12.21.2 на ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ ухудшение его положения, что недопустимо, поскольку санкция статьи ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В блоке "Энциклопедия судебной практики. КоАП РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения положений главы 12 "Административные правонарушения в области дорожного движения" и главы 15 "Административные правонарушения в области финансов" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на декабрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке блока "Энциклопедия судебной практики. КоАП РФ" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук А.В. Кузьминой, Ю. Раченковой и М. Михайлевской.