Анализ организации внешнего и внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов
В статье рассмотрены различные определения понятия "качество аудита", представлена система контроля качества услуг аудиторской организации, предложен вариант внутреннего стандарта по контролю качества услуг аудиторской организации.
Качественное выполнение работы всегда ценится высоко независимо от видов выполняемых работ, оказываемых услуг.
Обязанность обеспечения контроля качества работы закреплена на законодательном уровне. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 30.12.08 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" "аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности".
Кроме того, на аудиторские организации, индивидуальных аудиторов возложены обязанности:
во-первых, проходить внешний контроль качества работы, в т.ч. предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;
во-вторых, участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации [1, ст. 10].
Тема качества аудита рассматривается в научных трудах многими авторами: Ю.А. Данилевским, В.В. Скобарой, А.В. Глущенко, И.Д. Деминой, Т.И. Кришталевой, М.А. Азарской, Н.А. Лосевой и др.
Каждый из исследователей дает свое - авторское - определение качества аудита. Так, С.М. Бычкова и Е.Ю. Итыгилова под качеством аудита понимают степень необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей в отношении достоверности информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента. Таким образом, качественное профессиональное мнение аудитора - независимое и объективное мнение, которое придает уверенность его пользователям в принятии экономических решений и их выполнении [7, с. 28-32].
А.В. Глущенко и А.С. Худякова говорят о том, что в качестве основного критерия качественного аудита определено мнение пользователей аудиторской информации. Но мнение пользователей не всегда ориентировано на достоверность, а значит, и качество информации. Опыт работы отечественных предприятий подтверждает наличие серьезных проблем в обеспечении потребителей достоверной информацией, в силу этого правдивое аудиторское заключение может являться одним из элементов обеспечения качества аудита, но не решать проблему в целом [8, с. 4].
И.Д. Демина, Т.И. Кришталева подразумевают под контролем качества в аудите систему организационных мер, методик и процедур, применяемых для проверки соблюдения федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и других нормативных документов, регламентирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации [9, с. 2].
М.А. Азарская высказывает мнение, что качество аудита может быть определено на основании его комплексной характеристики, что предполагает разделение понятий "качество аудита" как общей категории, "качество процесса аудита" и "качество аудиторской услуги" как составляющих сущность аудита.
Под качеством аудита как элемента рыночной инфраструктуры следует понимать степень соответствия результатов аудита, представленных заинтересованным пользователям в форме мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, интересам пользователей этой отчетности. При этом ожидания пользователей могут существенно изменяться под влиянием разнообразных факторов и требуют изучения взаимоотношений всех участников аудиторской деятельности.
Профессиональные аудиторские стандарты содержат требования к процессу проведения аудита. Это позволяет дать определение качеству процесса аудита как степени соответствия выполняемых в ходе аудита процедур требованиям профессиональных стандартов.
Применительно к требованиям пользователей аудита можно дать определение качества аудиторской услуги как степени соответствия ее условиям договоренности на проведение аудита и цели аудита - выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных отношениях [6, с. 1].
На наш взгляд, при осуществлении аудиторской проверки должен быть выдержан паритет между соблюдением нормативно-правовой базы в сфере аудита и удовлетворением потребностей заказчиков аудиторской проверки. Качество аудита не должно зависеть от соответствия результатов аудиторской проверки интересам пользователей. Качество аудита - емкое понятие, включающее и выполнение своей профессиональной деятельности аудиторами в соответствии с законодательством, и соблюдение этических норм.
Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляется саморегулируемыми организациями (СРО) аудиторов и государственными контролирующими органами. Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов [1, ст. 10].
Количество внешних проверок качества работы аудиторских организаций и аудиторов, проведенных СРО аудиторов и Росфиннадзором в 2010-2012 гг., представлено на рис. 1.
Рис. 1. "Динамика количества внешних проверок качества работы аудиторских организаций и аудиторов"
В рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов СРО аудиторов в 2010 г. проведены 1273 проверки аудиторских организаций и 6277 проверок аудиторов, при этом доля проверенных аудиторских организаций в их общем количестве составила 35%, а аудиторов - 34%. В 2011 г. проверок контроля качества работы аудиторских организаций проведено на 125 больше, чем в 2010 г., аудиторов - на 360, при этом охват проверками аудиторских организаций составил около 27% всех аудиторских организаций, аудиторов - около 25%. Увеличение количества проведенных проверок характерно для всех саморегулируемых организаций, кроме Аудиторской палаты России, где прослеживается незначительное снижение числа проверок [5, с. 2].
В 2012 г. картина меняется в сторону снижения количества проведенных проверок до 974 по аудиторским организациям и до 4294 - по аудиторам. При этом снижение количества проверок по сравнению с 2011 г. по отдельным СРО аудиторов составило: по Аудиторской палате России - 850, Московской аудиторской палате - 1687, Российской Коллегии аудиторов - 341, Аудиторской Ассоциации Содружество - 604.
Такое снижение в целом можно объяснить снижением количества членов СРО аудиторов: по состоянию на 31 декабря 2012 г. общее количество аудиторских организаций - членов СРО аудиторов составило 4833, что на 363 организации меньше, чем в 2011 г.
Из общего количества внешних проверок качества работы около 99% являлись плановыми, и только около 1% проверок были проведены вне утвержденных планов, в т.ч. на основании поступивших в СРО аудиторов жалоб.
В 2012 г. впервые в рамках осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций Росфиннадзором и его территориальными органами были проведены 115 внешних выездных проверок, из них:
- 113 внешних проверок в рамках исполнения Плана Росфиннадзора на 2012 г.;
- 2 внеплановые внешние проверки в связи с поступлением жалобы на действия (бездействие) аудиторской организации [13].
На практике не меньшее значение имеет внутренний контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов.
Аудиторские организации и аудиторы закрепляют правила внутреннего контроля утвержденными локальными нормативными документами, в частности, это может быть внутренний стандарт "Внутренний контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов".
Внутренние стандарты не должны противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности, а также стандартам саморегулируемых организаций аудиторов.
Стандарты определяют единые базовые правила осуществления аудиторских проверок, единые требования к качеству аудита. Внутренние стандарты унифицируют, детализируют, систематизируют единые требования к осуществлению аудиторской деятельности (определение уровня существенности, методики проверки, планирование аудиторской проверки, рабочие документы и т.д.).
Качество аудита можно представить в виде определенного множества (рис. 2).
Профессиональная подготовка Качественная информация
(образование, навыки, для пользователей
квалификация аудитора)
| /-----------------------\ |
\------| | |-----/
| /---------------\ |
|---|Качество аудита|---|
| \---------------/ |
/------| | |-----\
| \-----------------------/ |
Качественная работа Качественная работа аудиторской
аудиторов организации, индивидуального аудитора
Рис. 2. Схема формирования качества аудита
Когда в математике говорят о множестве, то понимают под этим совокупность предметов (объектов), объединенных в одно целое по некоторому признаку. Один из основоположников современной теории множеств немецкий математик Георг Кантор (1845-1918 гг.) выразил эту мысль следующим образом: "Множество есть многое, мыслимое как единое целое". Предметы (объекты), составляющие множество, называют его элементами.
В нашем случае элементами множества являются:
- профессиональная подготовка (образование, навыки, квалификация аудитора);
- качественная работа аудиторов (в соответствии с нормативными документами, Кодексом профессиональной этики аудиторов);
- качественная работа аудиторской организации, индивидуального аудитора (в совокупности по всем аудиторским проверкам);
- качественная информация для пользователей (в рамках установленной цели аудиторской проверки и исполнения обязательств по договору между аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и аудируемым лицом);
- качество аудита в целом (складывается из вышеуказанных составляющих).
Без качественной работы аудиторов не будет качественной работы аудиторской организации, качественного аудита в целом и качественной информации для пользователей.
Пересечение элементов множества представляется нам качеством аудита.
В соответствии с ФП(С)АД N 34 "Контроль качества услуг в аудиторских организациях" [2] аудиторская организация своим локальным распорядительным документом устанавливает принципы и процедуры, способствующие поддержанию внутренней культуры, основанной на признании того, что обеспечение качества услуг является первостепенной задачей. Эти принципы и процедуры предусматривают ответственность руководства аудиторской организации за систему контроля качества услуг в аудиторской организации.
Система контроля качества услуг аудиторской организации устанавливает принципы и процедуры в отношении каждого из следующих элементов:
а) обязанности руководства аудиторской организации по обеспечению качества услуг, оказываемых аудиторской организацией;
б) этические требования;
в) принятие на обслуживание нового клиента и продолжение сотрудничества со старыми клиентами;
г) кадровая работа;
д) выполнение задания;
е) мониторинг.
При осуществлении контроля качества услуг большое значение имеет обратная связь с работниками по вопросам контроля качества услуг, для чего необходимо поощрять работников высказывать свою точку зрения в отношении вопросов контроля качества оказываемых аудиторских услуг.
Для поддержания качества аудита необходимо соблюдать процедуры, предусмотренные внутренним стандартом аудиторской организации. Такой стандарт может включать следующие разделы:
1. Общие положения.
1.1. Цели и основания разработки стандарта.
1.2. Необходимость использования стандарта.
1.3. Сфера применения стандарта.
1.4. Нормативные акты, используемые при аудите.
1.5. Взаимосвязь с другими стандартами (в т.ч. международными).
1.6. Преемственность с ранее действовавшими нормативными документами и внутренними стандартами.
1.7. Срок действия.
2. Основные понятия и определения.
3. Основные процедуры системы контроля качества услуг.
4. Приложения.
4.1. Макеты рабочих документов аудитора.
4.2. Вопросы и тесты.
4.3. Аудиторские процедуры.
Примерная форма соответствующего внутреннего стандарта закреплена Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций" [3]. Раскроем ниже основные элементы внутреннего стандарта аудиторской организации "Внутренний контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов".
1. Общие положения
Цель стандарта - установить методику и порядок разработки, утверждения и применения внутреннего стандарта "Внутренний контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов" с учетом рекомендаций правил (стандартов) аудиторской деятельности и особенностей функционирования аудиторской организации.
Необходимость использования стандарта - создание и функционирование эффективной системы внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.
Сфера применения стандарта. Стандарт применяют как организационно-распорядительный регламент, направленный на осуществление внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов и носит рекомендательный характер.
Взаимосвязь с другими стандартами (в т.ч. международными). Основанием разработки стандарта являются рекомендации МСА 220 "Контроль качества аудита финансовой отчетности", МСКК 1 "Контроль качества в фирмах, которые выполняют аудит и обзор финансовой отчетности, прочие соглашения о выражении уверенности и сопутствующих услугах", Правила (стандарта) аудиторской деятельности "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций", ФПСАД N 7 "Контроль качества выполнения заданий по аудиту", ФПСАД N 34 "Контроль качества услуг в аудиторских организациях" и др.
2. Основные понятия и определения
а) "руководитель аудиторской проверки" - уполномоченное лицо аудиторской организации, несущее ответственность за выполнение задания по аудиту и подготовку аудиторского заключения;
б) "обзорная проверка качества выполнения задания" - процесс, призванный до выдачи аудиторского заключения объективно оценить значимые суждения и выводы аудиторской группы, сформированные по результатам аудита;
в) "лицо, осуществляющее обзорную проверку качества выполнения задания" - руководящий сотрудник аудиторской организации или иное уполномоченное лицо аудиторской организации, стороннее компетентное лицо или группа таких сторонних лиц, которые обладают достаточным надлежащим опытом и полномочиями для того, чтобы до выдачи аудиторского заключения объективно оценить значимые суждения и выводы аудиторской группы, сформированные по результатам аудита;
г) "аудиторская группа" - работники, выполняющие задание по аудиту, включая всех экспертов, привлеченных аудиторской организацией к выполнению этого задания;
д) "общественно значимый хозяйствующий субъект" - открытое акционерное общество, иная организация, ценные бумаги которой допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) организаторов торговли на рынке ценных бумаг (например, кредитная или страховая организация, инвестиционный фонд и др.);
е) "мониторинг" - процесс анализа и оценки системы контроля качества аудита аудиторской организации, включающий периодическую выборочную инспекцию завершенных заданий по аудиту, осуществляемый с целью достижения разумной уверенности в том, что система контроля качества функционирует эффективно;
ж) "сетевая организация" - хозяйствующий субъект, который имеет общий контроль, собственников или руководство с другой организацией и который может быть признан на разумной основе любой третьей стороной, располагающей соответствующей информацией, частью национальной или международной сети;
з) "руководящий сотрудник аудиторской организации" - лицо, обладающее полномочиями заключать договоры оказания аудиторских и сопутствующих аудиту услуг от имени аудиторской организации;
и) "работники" - руководящие сотрудники аудиторской организации и иные специалисты, участвующие в аудиторской деятельности аудиторской организации и оказании сопутствующих аудиту услуг;
к) "профессиональные стандарты" - федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в саморегулируемых аудиторских организациях, правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций, а также Кодекс этики аудиторов России;
л) "специалисты" - работники аудиторской организации (за исключением руководящих сотрудников);
м) "стороннее компетентное лицо" - лицо, которое не является работником аудиторской организации и обладает профессиональной компетентностью, достаточной для руководства аудиторской проверкой (например, руководящий сотрудник другой аудиторской организации или представитель (с соответствующим опытом) профессионального аудиторского объединения, чьи члены могут выполнять задания по аудиту).
3. Основные процедуры системы контроля качества услуг
Система контроля качества услуг аудиторской организации, индивидуальных аудиторов должна устанавливать процедуры в отношении каждого из следующих элементов.
1. Обязанности руководства аудиторской организации по обеспечению качества услуг, оказываемых аудиторской организацией.
Процедуры:
1.1. создать подразделение или назначить отдельное лицо, ответственное за функционирование системы контроля качества услуг, которое должно обладать достаточным надлежащим опытом и профессиональной компетентностью, а также обладать необходимыми полномочиями для выполнения своих функций;
1.2. информировать о действиях и распоряжениях руководства работников аудиторской организации посредством информационных сообщений, обучающих семинаров, совещаний, формальных и неформальных бесед или внутренних отчетов;
1.3. установить обязанности руководящих сотрудников с тем, чтобы коммерческие соображения не преобладали над качеством выполняемой работы;
1.4. письменно фиксировать (протоколировать) все вопросы, связанные с контролем качества, рассматриваемые руководством и собственниками аудиторской организации.
2. Этические требования
Процедуры:
2.1. соблюдать принципы профессиональной этики, установленные Кодексом этики аудиторов России, правила профессионального поведения с целью исключить нанесение ущерба личной репутации, репутации аудиторской организации, профессионального аудиторского объединения;
2.2. знакомиться с установленными в аудиторской организации профессиональными этическими нормами;
2.3. извещать руководство аудиторской организации о нарушении установленных профессиональных этических норм.
3. Принятие на обслуживание нового клиента или продолжение сотрудничества со старыми клиентами
Процедуры при принятии на обслуживание нового клиента:
3.1. принимать новое задание только в том случае, когда существует уверенность относительно честности клиента и наличия возможностей, времени и ресурсов, позволяющих оказать услугу с соответствующим уровнем качества;
3.2. проверять оценку существующих клиентов на предмет соответствия требованиям честности и отсутствия изменений условий, которые свидетельствовали бы о невозможности продолжать оказывать услуги надлежащего качества;
3.3. разработать рабочий документ для первоначальной оценки предполагаемого клиента;
3.4. утвердить принятие нового клиента у руководства аудиторской организации;
3.5. заполнять по каждому новому заданию вопросный лист по принятию клиента;
3.6. рассматривать и утверждать вопросный лист по принятию клиента у руководства аудиторской организации.
Процедуры в случае отказа от выполнения задания или одновременно от выполнения задания и от дальнейшего сотрудничества с клиентом:
3.7. следует провести обсуждение с уполномоченными лицами руководства клиента и представителями собственника клиента мер, которые аудиторская организация может предпринять в сложившихся обстоятельствах;
3.8. следует провести обсуждение с уполномоченными лицами руководства клиента и представителями собственника клиента возможности отказа от выполнения задания или одновременно от выполнения задания и от продолжения сотрудничества, а также причин отказа, если аудиторская организация считает такой отказ целесообразным;
3.9. следует рассмотреть вопрос о наличии требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности или иных нормативных правовых актов Российской Федерации в отношении исключения или предоставления возможности аудиторской организации отказаться от выполнения задания или одновременно от выполнения задания и от продолжения сотрудничества с сообщением причин отказа соответствующим регулирующим органам;
3.10. следует оформить документально значимые вопросы, их обсуждение, сделанные выводы с их аргументацией.
4. Кадровая работа
Процедуры:
4.1. принимать на работу сотрудников с учетом того, что необходимо обеспечить оказание услуг существующим клиентам, а также возможно увеличение числа клиентов;
4.2. регулярно оценивать выполнение должностных обязанностей руководителями и сотрудниками аудиторской организации;
4.3. обеспечивать получение соответствующего профессионального обучения сотрудниками аудиторской организации;
4.4. посещать семинары и тренинги, способствующие профессиональному развитию руководителей и сотрудников аудиторской организации;
4.5. разрабатывать должностные инструкции для основных должностей;
4.6. проводить собеседование и оценку соискателей, наиболее соответствующих требованиям, изложенным в должностных инструкциях.
5. Выполнение задания
Процедуры:
5.7. выполнять задания с использованием наиболее современных методик;
5.8. информировать членов аудиторской группы о сути предстоящего задания и поставленных перед ними задачах до начала выполнения задания;
5.9. проверять (руководителям задания и другим членам аудиторской группы, имеющим руководящие полномочия) выполнение порученной ими работы;
5.10. членам аудиторской группы сообщать руководителю задания о ходе выполнения задания и возникающих проблемах;
5.11. руководителю задания следует своевременно проверять выполняемые работы, обращая внимание на области, требующие профессионального суждения, трудные или спорные места, области значительного риска и другие важные вопросы;
5.12. оформлять документально в файле рабочих документов все изменения запланированного ранее подхода к выполнению задания;
5.13. утверждать на этапе планирования процедуру проверки рабочих документов по заданию;
5.14. проверять (более опытному члену аудиторской группы) любую выполненную работу.
6. Мониторинг
Процедуры:
6.1. непрерывно оценивать систему контроля качества, в т.ч. проводить периодические проверки качества отдельных завершенных заданий (т.н. "холодный обзор");
6.2. поддерживать проведение проверок качества услуг по принципу "равного равным", предпринимаемых сетью аудиторских организаций, а также проверок со стороны профессиональных аудиторских объединений и надзорных органов;
6.3. осуществлять проверки подразделением внутреннего контроля, по крайней мере, одного задания каждого из руководителей заданий в течение проверочного цикла;
6.4. проводить проверку подразделением внутреннего контроля качества задания без уведомления руководителя задания;
6.5. оценивать подразделением внутреннего контроля недостатки, выявленные в процессе мониторинга системы контроля качества с тем, чтобы определить, носят ли они систематический и значительный характер и требуются ли корректирующие действия;
6.6. своевременно доводить выявленные в процессе мониторинга недостатки до сведения ответственных за выполнение задания лиц;
6.7. доводить характерные для всех заданий участки для улучшения, определенные в процессе мониторинга, до сведения всех работников аудиторской организации;
6.8. учитывать результаты мониторинга при ежегодной оценке выполнения сотрудниками аудиторской организации своих обязанностей;
6.9. подразделению внутреннего контроля проводить оценку отклонений, отмеченных в результате мониторинга, представлять отчет, а также свои рекомендации на рассмотрение руководства аудиторской организации;
6.10. определить, необходимы ли изменения системы внутреннего контроля качества услуг и, в случае необходимости, разработать план действий и сроки его реализации;
6.11. обеспечить своевременную реализацию запланированных мер по совершенствованию системы внутреннего контроля качества услуг;
6.12. обеспечить своевременное оповещение о выявленных в результате мониторинга недостатках руководителей заданий и сотрудников аудиторской организации;
6.13. обеспечить предоставление подразделением внутреннего контроля информации о выявленных в процессе проверки отдельных заданий отклонениях лицам, ответственным за оценку выполнения сотрудниками своих обязанностей;
6.14. представлять ежегодно отчет, обобщающий результаты мониторинга системы контроля качества, а также соответствующие рекомендации руководителям заданий и руководству аудиторской организации.
Таким образом, правильно сформированная и организованная система контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов позволит эффективно осуществлять аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги, следовать основным принципам и процедурам при осуществлении контроля качества работы и избежать в дальнейшем судебных издержек.
Список литературы
1. Федеральный закон от 30.12.08 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
2. Постановление Правительства РФ от 23.09.02 N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности".
3. Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.10.99, Протокол N 6).
4. Приказ Минфина России от 24.02.10 N 16н "Об утверждении федерального стандарта аудиторской деятельности "Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля".
5. Отчет за 2012 год "Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов" [Электронный ресурс] // Доступ: http://www.minfin.ru.
6. Отчет за 2011 год "Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов" [Электронный ресурс] // Доступ: http://www.minfin.ru.
7. Отчет за 2010 год "Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов" [Электронный ресурс] // Доступ: http://www.minfin.ru (с. 2).
8. Азарская М.А. Анализ качества аудита и аудиторских услуг // Аудитор. - 2012. - N 7.
9. Бычкова С.М. Понятие "качество" в аудите и бухгалтерском учете / С.М. Бычкова, Е.Ю. Итыгилова // Аудиторские ведомости. - 2005. - N 3. - С. 28-32.
10. Глущенко А.В. Система обеспечения качества аудита / А.В. Глущенко, А.С. Худякова // Международный бухгалтерский учет. - 2011. - N 6.
11. Демина И.Д. Формирование системы контроля качества аудита в соответствии с национальными и международными стандартами аудиторской деятельности / И.Д. Демина, Т.И. Кришталева // Международный бухгалтерский учет. - 2011. - N 42.
12. Кондрашова Н.Г. Формирование системы контроля качества аудита в аудиторской организации // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - N 18.
13. Лосева, Н.А. Правила внутреннего контроля качества работы индивидуального аудитора // Аудитор. - 2013. - N 4.
14. Трусов Ю.А. Организация внешнего контроля качества аудиторской деятельности // Аудитор. - 2012. - N 4.
15. http://www.rosfinnadzor.ru.
16. http://www.minfin.ru.
О.В. Филипповская,
канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и финансов
Курского филиала ФГОБУ ВПО "Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации"
"Аудитор", N 1, январь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "АУДИТОР"
Выпускается с 1994 года.
Издатель: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М"
Адрес: 127282, г. Москва, ул. Полярная, д. 31В, стр. 1
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-61681 от 07.05.2015