МСФО: вопросы и ответы
В Госдуму на рассмотрение внесен законопроект, расширяющий применение МСФО в сфере действия закона "О консолидированной финансовой отчетности". В соответствии с ним, отчитываться за 2013 год по международным стандартам будут еще и НПФ, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговые организации, общественно значимые ГУПы. Специалисты из Ernst & Young подготовили ответы на вопросы, которые могут возникнуть при составлении отчетности в соответствии с требованиями МСФО.
- Какие иные стандарты финансовой отчетности могут рассматриваться в качестве международно признанных правил, дающих право на отсрочку от представления консолидированной финансовой отчетности по МСФО до 2015 года в соответствии с п. 2 статьи 8 Закона 208-ФЗ?
- Официального перечня таких правил нет. Как разъяснено в ОП 1-2012 "в целях статьи 8 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности", под иными, отличными от МСФО, международно признанными правилами следует понимать национальные стандарты бухгалтерского учета США (US GAAP)".
- МСФО не определяют, что отчетным периодом должен быть календарный год. Могут ли российские организации принять решение об использовании финансового года, отличного от календарного, для подготовки консолидированной отчетности по МСФО?
- Не могут. В соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон 129-ФЗ), "отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно". Федеральный закон от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", вступивший в силу с 1 января 2013 года (далее - Закон 402-ФЗ), в свою очередь, содержит следующее определение в статье 15: "Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица". Этот вывод согласуется с ОП 1-2012, в котором указывается, что "для организаций, составляющих консолидированную финансовую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О консолидированной финансовой отчетности", отчетным годом является календарный".
- Может ли организация досрочно применить международный стандарт, выпущенный Советом по МСФО, но еще не признанный для применения на территории РФ?
- Не может, поскольку Закон 208-ФЗ указывает на то, что стандарты вступают в силу на территории Российской Федерации после их официального признания.
- Может ли организация составлять два варианта консолидированной финансовой отчетности, если она обязана представить консолидированную отчетность по МСФО в соответствии с Законом 208-ФЗ и предоставляет финансовую отчетность зарубежным инвесторам по собственной инициативе, применяя при ее составлении МСФО, еще не признанный к применению в РФ?
- Может, но при этом она должна четко указать основу представления информации в каждой из отчетностей, а также указать в той, которая выпущена позже, на существование первого комплекта финансовой отчетности.
- Можно ли представлять консолидированную финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с Законом 208-ФЗ, не на русском, а на ином языке?
- Можно - в дополнение к отчетности, представленной на русском языке.
Согласно части 6 статьи 4 Закона 208-ФЗ, в целях выполнения требований Закона консолидированная финансовая отчетность представляется на русском языке. Вместе с этим нет ограничений на представление и публикацию консолидированной финансовой отчетности на ином языке в дополнение к ее представлению и публикации на русском языке.
- Нужно ли раскрывать в консолидированной финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с Законом 208-ФЗ, стандарты, выпущенные Советом по МСФО, но еще не вступившие в силу, если они еще не были признаны для применения на территории РФ?
- Нужно, так как МСФО требуют раскрытия такой информации.
- Может ли в консолидированной финансовой отчетности, составляемой в соответствии с Законом 208-ФЗ, использоваться не российский рубль, а иная валюта?
- Как разъяснено в ОП 1-2012, в силу требований Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", валютой представления консолидированной финансовой отчетности, составляемой в соответствии с Федеральным законом "О консолидированной финансовой отчетности", является валюта Российской Федерации. Использование иностранной валюты в качестве валюты представления возможно только в консолидированной финансовой отчетности, составляемой и представляемой и (или) публикуемой в дополнение к той, в которой в качестве валюты представления используется российский рубль. В случае если ранее организация использовала отличную от российского рубля валюту представления консолидированной финансовой отчетности, сравнительная информация пересчитывается в российские рубли согласно требованиям МСФО (IAS) 21 "Влияние изменений обменных курсов валют".
- Могут ли российские организации, которые ранее не готовили сводную бухгалтерскую отчетность, не представлять сверки капитала по РСБУ с капиталом по МСФО на дату перехода на МСФО и на дату окончания сравнительного периода, представляемого в первой годовой консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также сверку общего совокупного дохода за сравнительный период, представляемый в первой консолидированной финансовой отчетности согласно МСФО?
- Да, могут. Согласно ОП 2-2012, организация осуществляет сверку показателей первой отчетности по МСФО с показателями сводной бухгалтерской отчетности в случае, если данная организация представляла внешним пользователям и (или) публиковала сводную бухгалтерскую отчетность, составлявшуюся в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1996 года N 112, а также с другими нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.
- Какое заявление о соответствии должно содержаться в консолидированной финансовой отчетности, подготовленной согласно Закону 208-ФЗ, и аудиторском заключении о такой отчетности? Следует ли указывать, что отчетность подготовлена в соответствии с МСФО или в соответствии с "МСФО, признанными для применения на территории Российской Федерации"?
- В консолидированной финансовой отчетности организации должно содержаться заявление о соответствии МСФО. Аналогично, аудиторское заключение по такой отчетности должно содержать мнение о том, представлена ли данная финансовая отчетность достоверно, во всех существенных аспектах в соответствии с МСФО. Как разъяснено в ОП 1-2012, заявление о соответствии "МСФО, признанным для применения на территории Российской Федерации", может быть сделано только в случае, если консолидированная финансовая отчетность организации не соответствует каким-либо требованиям МСФО в силу того, что документы МСФО, признанные для применения на территории Российской Федерации, отличаются от МСФО, принятых Фондом МСФО. На настоящий момент оснований для таких расхождений нет.
- Кем должна быть подписана консолидированная финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с Законом 208-ФЗ?
- Как разъяснено в ОП 1-2012, консолидированная финансовая отчетность должна быть подписана руководителем организации, составляющей консолидированную финансовую отчетность, но при этом также допускается ее подписание наряду с руководителем организации и другими уполномоченными лицами.
- Должна ли консолидированная финансовая отчетность утверждаться собранием акционеров или аналогичным органом в организациях, имеющих иную организационно-правовую форму?
- Как разъяснено в ОП 1-2012, законодательство РФ не содержит требование об утверждении консолидированной финансовой отчетности собранием акционеров или аналогичным органом в организациях других организационно-правовых форм.
- Необходимо ли организациям-эмитентам готовить и публиковать промежуточную консолидированную финансовую отчетность за промежуточные отчетные периоды?
- Необходимо в отношении отчетности за II квартал (первое полугодие), а также за иные промежуточные периоды, если это предусмотрено учредительными документами организации (а для кредитных организаций - также и в случаях, установленных ЦБ РФ). В соответствии с п. 12 статьи 30 Закона 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", промежуточная консолидированная (сводная) финансовая отчетность эмитента раскрывается или предоставляется не позднее трех дней после даты ее составления, но не позднее 60 дней после даты окончания II квартала текущего финансового года, а также включается в состав ежеквартального отчета за III квартал текущего финансового года. Кроме того, согласно п. 2 статьи 4 Закона 208-ФЗ, "промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам, если такое представление предусмотрено ее учредительными документами. Кредитные организации также представляют промежуточную консолидированную финансовую отчетность в Центральный банк РФ в случаях, установленных Центральным банком РФ".
- Законом 208-ФЗ установлена обязанность представлять промежуточную консолидированную финансовую отчетность при наличии такого требования в учредительных документах организации. Возможно ли представление промежуточной консолидированной отчетности участникам без наличия соответствующего положения в учредительных документах?
- Возможно.
- Является ли обязательным проведение обзора промежуточной консолидированной отчетности по МСФО?
- Нет, данное требование в законодательстве отсутствует.
- Относятся ли к сфере применения Закона 208-ФЗ организации, разместившие ценные бумаги на иностранных организованных рынках ценных бумаг?
- Требования Закона 208-ФЗ распространяются на организации, разместившие ценные бумаги на российских организованных рынках. Однако, согласно Федеральному закону от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон 39-ФЗ) и нормативным актам Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), российские эмитенты вправе размещать ценные бумаги за пределами Российской Федерации только на основании разрешения ФСФР. Для получения такого разрешения требуется включение акций компании в котировальный список хотя бы одной из российских бирж. Таким образом, по всей вероятности, компания, разместившая ценные бумаги на иностранных организованных рынках ценных бумаг, также является эмитентом ценных бумаг на российском организованном рынке и подпадает под требования Закона 208-ФЗ.
- Относятся ли к сфере действия Закона 208-ФЗ организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, но не включены в котировальный список?
- Согласно поправке к закону 208-ФЗ, внесенной Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 282-ФЗ, сфера действия Закона 208-ФЗ включает "иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список". Таким образом, на организации, ценные бумаги которых не включены в котировальный список, Закон 208-ФЗ напрямую не распространяется. В частности, согласно части 4 статьи 14 Закона 39-ФЗ, торговая система не вправе осуществлять листинг ценных бумаг путем их включения в котировальные списки. Таким образом, организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам в торговых системах, напрямую в сферу действия Закона 208-ФЗ не попадают. Однако такие организации могут попадать в сферу действия данного Закона в силу требований других федеральных законов, например Закона 39-ФЗ.
- Относятся ли к сфере действия Закона 208-ФЗ организации, ценные бумаги которых представлены на внебиржевом рынке (например, RTS Board)?
- Нет. Внебиржевой рынок не подпадает под определение организованных торгов, и поэтому представленные на нем ценные бумаги не относятся к ценным бумагам, допущенным к организованным торгам путем их включения в котировальный список. RTS Board, например, является информационной системой, предназначенной для индикативного котирования ценных бумаг, не допущенных к торгам в РТС. При этом следует отметить, что организации, ценные бумаги которых представлены только на внебиржевом рынке РТС, в некоторых случаях могут подпадать под требование о представлении консолидированной финансовой отчетности по МСФО. Так, в п. 2 статьи 2 Закона 208-ФЗ указывается на то, что "консолидированная финансовая отчетность, составляемая в соответствии с Законом 208-ФЗ, может также требоваться согласно иным федеральным законам". В соответствии со статьей 30 Закона 39-ФЗ, требование о представлении консолидированной финансовой отчетности распространяется на всех эмитентов, подпадающих под требования о предоставлении проспектов эмиссии и ежеквартальных отчетов эмитента.
- Должна ли организация, которая не имеет дочерних обществ, но попадает в сферу действия Закона 208-ФЗ, составлять отчетность по МСФО в соответствии с Законом?
- Да. Закон 208-ФЗ, требуя представления консолидированной финансовой отчетности, не содержит исключений для случая отсутствия у компании, попадающей в сферу его действия, дочерних организаций. В части 2 статьи 1 Закона 208-ФЗ указано: "Для целей настоящего Федерального закона под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций - группы организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности". Таким образом, даже в случае, если у компании нет дочерних организаций, на наш взгляд, такая организация должна составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО. В случае отсутствия дочерних организаций у компании, составляющей отчетность, в наименовании финансовой отчетности слово "консолидированная" не указывается.
- Компания имеет зарубежные дочерние организации (ассоциированные организации или совместные предприятия), которые уже готовят финансовую отчетность согласно МСФО или МСФО, принятым в соответствующих юрисдикциях. Может ли эта компания воспользоваться добровольным исключением, содержащимся в п. D17 МСФО (IFRS) 1, согласно которому она вправе в своей консолидированной финансовой отчетности оценивать активы и обязательства дочерней организации по их балансовой стоимости в финансовой отчетности такой дочерней организации с учетом корректировок в целях консолидации, применения метода долевого участия и учета объединения бизнеса, в котором данная компания приобрела дочернюю организацию?
- Да, может при условии, что упомянутые дочерние организации (ассоциированные организации или совместные предприятия) четко и безоговорочно заявляют в своей отчетности о том, что она подготовлена согласно МСФО или МСФО, принятым в соответствующих юрисдикциях.
Специалисты из Ernst & Young
"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 11, ноябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансовый вестник: финансы,
налоги, страхование, бухгалтерский учет"
Учредитель - ООО "Книжная редакция "Финансы"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-43-85; 699-96-16
Internet: http://finance-journal.ru
Подписные индексы
"Роспечать" 80736
"Пресса России" 45427