Комментарий к постановлению Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.09.2013 N А56-54956/2012
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона N 27-ФЗ*(1) предусмотрена обязанность страхователя представлять в соответствующий орган ПФР сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым согласно законодательству РФ начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Указанные сведения страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ).
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в ПФР. Взыскание названной суммы производится органами ПФР в судебном порядке (абз. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
В рассматриваемом Постановлении ФАС СЗО от 11.09.2013 N А56-54956/2012 суд пришел к выводу, что если имеются расхождения в суммах, отраженных в расчете страховых взносов и персонифицированной отчетности, то это не является основанием для наложения штрафа по ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ за предоставление недостоверных сведений.
Поводом для судебного разбирательства стала следующая ситуация. В представленных организацией формах РСВ-1 (расчете по страховым взносам) и АДВ-6-2 (описи сведений) контролирующим органом выявлены незначительные расхождения в суммах. Проверяющие оштрафовали компанию по ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ. Размер штрафа составил 10% от суммы страховых взносов по всем работникам организации за отчетный период.
Однако, как отметил суд, акт проверки и решение о привлечение к ответственности организации не содержат информации о том, по каким конкретно лицам сведения оказались ошибочными, то есть вывод контролирующего органа о недостоверности данных основан лишь на сравнении размера начисленных страховых взносов, указанного в формах АДВ-6-2 и РСВ-1. Вместе с тем такие расхождения сами по себе не являются свидетельством недостоверности информации. Соответственно, суд пришел к выводу, что данное правонарушение не доказано, поскольку проверка сведений не проводилась.
Обратим внимание на следующий факт: контролеры должны доказать, что искажены именно данные персонифицированной отчетности, поскольку если бы ошибки были допущены в расчете взносов, то нужно бы было применять ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ*(2).
Кроме того, суд указал на неверный расчет штрафа. В пункте 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79 сформулирована позиция суда надзорной инстанции, согласно которой размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей в отношении только тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения, а не всех застрахованных лиц.
При этом судом сделана также ссылка на Письмо ПФР от 28.06.2006 N КА-09-26/6784, в котором территориальным органам предписано четко руководствоваться п. 16 названного письма.
Кстати, страхователь вправе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах (ст. 15 Федерального закона N 27-ФЗ).
Пунктом 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 987н, установлено, что в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
В пункте 41 указанной инструкции также говорится, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
В двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений страхователь представляет в территориальный орган фонда уточненные данные. Если в установленный срок он не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее чем через семь дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
В данном случае организация воспользовалась данным правом и скорректировала ошибочные сведения. Следовательно, оснований для штрафа нет.
Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2013 N А41-6507/13, ФАС ПО от 17.01.2013 N А65-13888/2012, ФАС УО от 03.07.2012 N Ф09-5462/12, Определении ВАС РФ от 18.03.2013 N ВАС-2766/13.
Р.В. Немирович,
эксперт журнала "Оплата труда:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера", N 2, февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)