ТОП 10 мер по улучшению показателей в годовой налоговой отчетности компании
Можно идти в двух направлениях: увеличивать доходы и снижать расходы. Самый простой способ - не учитывать сомнительные расходы. Сложные способы (переоценка, реорганизация) лучше не использовать.
С 2014 года расширены права налоговиков по работе с организациями, которые в декларациях по налогу на прибыль заявляют убытки. Теперь инспекторы могут в рамках камеральной проверки такой декларации запросить у компании дополнительные пояснения, обосновывающие размер полученного убытка (абз. 3 п. 3 ст. 88 НК РФ). На их подготовку налогоплательщику отводится всего пять рабочих дней.
Однако и до вступления в силу этой поправки многие действительно убыточные организации предпочитали показывать в декларациях хотя бы небольшую прибыль. Ведь отражение в декларации убытка и раньше грозило вызовом в инспекцию на комиссию и другими неблагоприятными последствиями.
Чтобы избавиться от налогового убытка, целесообразно действовать сразу в двух направлениях: постараться увеличить размер доходов и сократить сумму признанных расходов. Редакция журнала с помощью практикующих специалистов (их список приведен во врезке справа) подготовила список из 10 относительно несложных мероприятий, которые позволят компании избавиться от убытка в налоговой отчетности или хотя бы уменьшить его размер. Мы выбрали пять мер, приводящих к увеличению доходов, и пять мер, способствующих сокращению расходов. Начнем с расходов. Перечень других возможных мероприятий приведен во врезке на с. 23.
Обратите внимание! Возможны и другие варианты избавления от убытков в отчетности
Среди наиболее сложных и затратных способов улучшения финансовых показателей отчетности можно назвать:
- проведение реорганизации компании (например, присоединение убыточной организации к прибыльной);
- переоценку основных средств или нематериальных активов. Этот способ не решает проблему убытка в налоговом учете и позволяет сократить его размер лишь в бухучете. Ведь при расчете налога на прибыль результаты переоценки амортизируемого имущества не учитываются (абз. 6 п. 1 ст. 257 НК РФ).
Кроме того, на практике организации поступают следующим образом:
- перераспределяют расходы между прямыми и косвенными, расширив перечень прямых расходов. Это позволяет отсрочить списание части расходов на более поздний срок;
- задним числом изменяют порядок начисления амортизации по объектам основных средств, которые приобрели и ввели в эксплуатацию в течение 2013 года (например, отказываются от применения повышающего коэффициента);
- выявляют расходы будущих периодов, которые можно будет признать в учете позднее, например расходы на доработку сайта, плату за право заключения договора аренды или платежи за получение различных разрешений или лицензий (фактически переносят их полностью или частично на следующий год);
- оформляют передачу на консервацию временно не используемых основных средств. Во время консервации продолжительностью свыше трех месяцев амортизация по таким ОС не начисляется (абз. 3 п. 3 ст. 256 НК РФ);
- выводят из эксплуатации и списывают с учета полностью самортизированные основные средства и приходуют материалы и иное имущество, полученные в ходе их демонтажа или разборки. Стоимость таких активов увеличивает внереализационные доходы организации (п. 13 ст. 250 НК РФ);
- отказываются от формирования в налоговом учете тех или иных резервов на следующий год. Неиспользованный остаток резерва компания включает во внереализационные доходы на конец того года, в котором сформировала его в последний раз (п. 7 ст. 250 НК РФ);
- выдают дружественной компании заем под проценты;
- оформляют продажу партии товара, которую покупатель в начале следующего года возвратит компании.
1. Не учитывать при расчете налога на прибыль расходы, признание которых может привести к разногласиям с налоговиками
Наверное, первое, что кажется действенным для борьбы с возникшим в налоговом учете убытком, - это проанализировать все расходы организации за отчетный год и отказаться от признания тех из них, против учета которых возражает Минфин России или налоговые органы либо по которым нет единой судебной практики. Например, исключить расходы на командировки и представительские мероприятия, которые не принесли положительного экономического эффекта (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Однако использование этого способа может привести к неблагоприятным налоговым последствиям по НДС. Ольга Черевадская, директор по аудиту ООО "Навигатор-Консалт", отметила, что налоговики при проверках нередко отказывают компаниям в вычете НДС по расходам, которые не были учтены при расчете налога на прибыль. Поэтому, чтобы доказать свое право на вычет НДС по таким расходам, организации, скорее всего, придется обратиться в суд.
К сожалению, арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна. В последнее время суды все чаще разрешают компаниям принять к вычету НДС по экономически необоснованным расходам (постановления ФАС Поволжского от 23.01.13 N А55-17744/2012, Московского от 13.06.12 N А40-105356/11-20-436 и от 22.02.12 N А41-23656/11 округов). Тем не менее есть примеры судебных решений и с противоположными выводами (постановления ФАС Дальневосточного от 17.04.13 N Ф03-1266/2013 и Московского от 27.07.11 N КА-А40/7350-11 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 31.12.11 N ВАС-14202/11) округов).
По мнению Виталия Сазанского, члена Палаты налоговых консультантов РФ, советника государственной гражданской службы РФ 2-го класса, Налоговый кодекс не связывает право налогоплательщика на вычет "входного" НДС по расходам с признанием этих расходов при расчете налога на прибыль.
Следовательно, если компания выполнила все условия, предусмотренные статьями 169, 171 и 172 НК РФ для вычета НДС, она вправе принять налог к вычету. При этом принципы, имеющие значение для налогового учета (экономическая обоснованность расходов и их связь с деятельностью компании, направленной на получение дохода), на возможность вычета НДС не влияют.
Юлия Фуфаева, заместитель руководителя департамента аудита компании "КСК Групп", назвала еще один существенный минус предложенного способа по пересмотру признанных расходов. Он заключается в возникновении дополнительных разниц между налоговым и бухгалтерским учетом, что влечет необходимость специальных расчетов и корректировок. Ведь в бухгалтерском учете компания все равно отразит такие расходы при формировании финансового результата (п. 2 ПБУ 10/99).
2. Не вводить в эксплуатацию приобретенные в 2013 году объекты основных средств
Если в течение 2013 года организация покупала объекты основных средств, она может перенести ввод их в эксплуатацию на следующий год. Тем самым она временно отсрочит начисление по этим объектам амортизации в налоговом учете и, значит, сократит расходную часть. Однако этот способ применим только в том случае, если основное средство не используется в хозяйственной деятельности.
Дина Сизенко, налоговый консультант ООО "ЛАДОГА", член Палаты налоговых консультантов РФ, подчеркнула, что выведение из эксплуатации реально работающих ОС является нарушением законодательства. Если налоговики обнаружат такой факт, скорее всего, они потребуют, чтобы компания ввела основное средство в эксплуатацию. Ведь от этого зависит еще и уплата налога на имущество.
Конечно, налог на имущество начисляется только по тем основным средствам, которые считаются таковыми в бухучете (п. 1 ст. 374 НК РФ). Вроде бы порядок отражения ОС в налоговом учете значения в этом случае не имеет. Тем не менее нелогично ввести объекты основных средств в эксплуатацию только в бухгалтерском учете и не сделать этого же в налоговом. Вряд ли организация сможет аргументированно объяснить такие действия. Впрочем, и доказать, что основное средство действительно используется в хозяйственной деятельности, тоже непросто.
Кроме того, у организации могут возникнуть проблемы с вычетом НДС по не введенным в эксплуатацию основным средствам. Дело в том, что налоговики продолжают отказывать в вычете НДС по приобретенным, но не введенным в эксплуатацию объектам ОС. Хотя суды чаще всего их не поддерживают (постановления ФАС Поволжского от 05.09.13 N А72-13061/2012, Московского от 21.08.13 N А40-134549/12-108-179 и Северо-Западного от 27.01.12 N А56-10457/2011 округов).
3. Не начислять амортизационную премию по объектам основных средств, которые приобрели
Еще один способ сокращения расходов также связан с основными средствами. Многие организации как раз, чтобы увеличить расходную часть, начисляют амортизационную премию по приобретенным или модернизированным объектам ОС (п. 9 ст. 258 НК РФ). То есть они единовременно включают в расходы не более 10% (по некоторым объектам - не более 30%) от первоначальной стоимости ОС или от суммы расходов на его модернизацию или реконструкцию. Причем применение амортизационной премии является правом, а не обязанностью. Тем не менее большинство организаций предпочитает пользоваться этим правом, прописывая соответствующие условия в учетной политике для целей налогообложения.
Отказ от начисления амортизационной премии позволит сократить расходы, особенно если в 2013 году организация приняла на учет несколько дорогостоящих объектов основных средств или провела их модернизацию либо реконструкцию.
Впрочем, для реализации этого способа придется задним числом пересчитать уже начисленную амортизацию в налоговом учете. Ведь первоначальная стоимость объекта ОС, в отношении которого компания применила амортизационную премию, определяется как разница между стоимостью его приобретения и суммой этой премии (абз. 3 п. 9 ст. 258 НК РФ).
Дина Сизенко отметила, что в случае применения этого способа компании необходимо внести изменения в учетную политику для целей налогообложения, скорее всего, задним числом. Хотя формально корректировка в течение года утвержденной учетной политики без веских на то оснований запрещена (абз. 6 ст. 313 НК РФ).
4. Отсрочить обнаружение в налоговом учете ошибки прошлых лет, исправление которой привело
Ошибки предыдущих периодов, которые привели к излишней уплате налога, можно исправить в том году, в котором организация их выявила (абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ). Значит, если в 2013 году компания обнаружила в налоговом учете ошибку прошлых лет, исправление которой приведет к сокращению суммы доходов или увеличению расходов, она вправе отложить ее исправление до 2014 года. То есть бухгалтер организации может просто сделать вид, что эту ошибку он обнаружил не в 2013 году, а лишь в январе 2014-го, подтвердив этот факт бухгалтерской справкой.
Ольга Черевадская обратила внимание на разъяснения Минфина России, согласно которым нельзя исправлять ошибку прошлых лет в периоде ее выявления, если в налоговом учете периода, к которому она относится, у организации образовался убыток или была сформирована нулевая налоговая база, то есть не было ни прибыли, ни убытка (письма от 07.05.10 N 03-02-07/1-225, от 27.04.10 N 03-02-07/1-193 и от 23.04.10 N 03-02-07/1-188). Ведь при таких обстоятельствах переплаты по налогу на прибыль в периоде совершения ошибки не возникло.
Подобные ошибки следует исправлять в том периоде, к которому они фактически относятся. Для этого необходимо подать уточненную декларацию по налогу на прибыль за этот период.
5. Отсрочить дату списания безнадежной дебиторской задолженности путем подписания акта сверки с должником
При расчете налога на прибыль суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, приравниваются к убыткам и включаются во внереализационные расходы (подп. 2 п. 2 ст. 265 и п. 2 ст. 266 НК РФ).
По общему правилу срок исковой давности составляет три года с момента возникновения задолженности (п. 1 ст. 196 ГК РФ). Однако момент списания долга в налоговом учете можно отодвинуть еще на три года, если подписать акт сверки с должником. В этом случае с даты подписания такого акта первоначальный срок исковой давности прерывается и начинает течь новый трехлетний срок.
Таким образом, если в учете компании имеется дебиторская задолженность, срок взыскания которой истек именно в 2013 году, организация может ее не списывать. Для этого достаточно подписать с должником акт сверки или получить от него гарантийное письмо либо иной документ, в котором он подтвердил бы свой долг.
Впрочем, отсрочить дату списания безнадежной дебиторской задолженности можно не только путем подписания акта сверки с должником. Виталий Сазанский напомнил, что действиями должника, свидетельствующими о признании им долга, могут, в частности, быть (письмо УФНС России по г. Москве от 17.04.07 N 20-12/036354):
- частичная оплата задолженности;
- уплата процентов за просрочку платежа;
- обращение к кредитору с просьбой об отсрочке платежа;
- заявление о зачете взаимных требований;
- соглашение о реструктуризации долга.
Дина Сизенко также отметила, что с 1 сентября 2013 года срок исковой давности не должен превышать 10 лет с момента возникновения задолженности (п. 2 ст. 196 ГК РФ). Значит, бесконечно продлять сроки давности по одним и тем же долгам больше невозможно. Поэтому, прежде чем остановиться на этом способе сокращения расходов, целесообразно проверить, когда именно возникла та или иная дебиторская задолженность и не прошло ли с этого момента уже более 10 лет.
6. Увеличить доходы путем оприходования активов, которые выявили во время инвентаризации
Переходим к способам сокращения налоговых убытков, которые направлены на увеличение суммы признанных доходов. Одним из таких способов является обнаружение при проведении инвентаризации основного средства или другого имущества, которое не числится в учете организации. Ведь у многих компаний есть активы, которые не отражены в налоговом и бухгалтерском учете, например безвозмездно предоставленные генеральным директором или учредителями.
Использование этого способа выглядит правдоподобно, так как инвентаризация должна проводиться как раз на конец каждого календарного года перед составлением годовой отчетности. Стоимость имущества, обнаруженного в ходе инвентаризации, организация включает во внереализационные доходы (п. 20 ст. 250 НК РФ). Вопрос в том, как определить эту стоимость и какими документами ее подтвердить, чтобы у налоговиков не возникло претензий.
Виталий Сазанский считает, что в налоговом учете выявленные излишки необходимо отражать по их рыночной стоимости (п. 3 ст. 105.3 и п. 8 ст. 250 НК РФ). Информацию о ценах таких активов нужно подтвердить документально или путем проведения независимой оценки. Впрочем, Налоговый кодекс не содержит даже примерного перечня документов, которыми можно доказать рыночную стоимость обнаруженного в ходе инвентаризации актива. По мнению большинства опрошенных нами экспертов (см. диаграмму выше), безопаснее всего подтвердить эту стоимость заключением независимого оценщика.
Дина Сизенко добавила, что проведение инвентаризации и факт обнаружения неучтенного актива важно оформить соответствующими документами, в частности инвентаризационными описями, сличительными ведомостями и актами.
Впоследствии организация сможет признать стоимость такого имущества при расчете налога на прибыль либо единовременно в составе материальных расходов, либо через начисление амортизации (абз. 2 п. 2 ст. 254 и абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). Чтобы не увеличивать расходы сразу в периоде оприходования таких активов, их целесообразно не вводить в эксплуатацию или не передавать в производство до следующего года.
Юлия Фуфаева также отметила еще один важный момент, о котором следует помнить при использовании этого способа сокращения убытков. Организациям необходимо учитывать, что выявление и оприходование активов стоимостью более 40 000 руб. приведет к увеличению налога на имущество. Поэтому лучше обнаруживать активы, не являющиеся основными средствами.
7. Проанализировать кредиторскую задолженность и прочие обязательства, чтобы выявить просроченные долги и списать их
Кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, как и дебиторская, также подлежит списанию. В налоговом учете компания включает суммы таких долгов во внереализационные доходы, что позволяет ей сократить убыток отчетного года (п. 18 ст. 250 НК РФ). При этом исходят из тех же принципов, которыми руководствуются при списании дебиторской задолженности (ст. 196 ГК РФ):
- долг считается просроченным, если с момента его возникновения прошло три года;
- общий срок исковой давности (с учетом случаев его приостановления и возобновления) не может превышать 10 лет.
Виталий Сазанский указал, что кредиторская задолженность, по которой в 2013 году истек срок исковой давности, признается внереализационным доходом в последний день того отчетного периода, в котором закончился этот срок (подп. 5 п. 4 ст. 271 НК РФ). Такого же мнения придерживаются Минфин России (письма от 28.01.13 N 03-03-06/1/38 и от 27.12.07 N 03-03-06/1/894) и московские налоговики (письма УФНС России по г. Москве от 03.10.11 N 16-15/095568@ и от 24.08.11 N 16-15/082367@).
Дина Сизенко подчеркнула, что компания обязана включить просроченную кредиторскую задолженность во внереализационные доходы вне зависимости от того, проводила ли она инвентаризацию обязательств и издавал ли ее руководитель приказ о списании такой задолженности (постановления Президиума ВАС РФ от 22.02.11 N 12572/10 и от 08.06.10 N 17462/09).
8. Начислить штраф за нарушение контрагентом условий хозяйственного договора
Чтобы увеличить сумму признанных доходов и сократить размер убытков, организация может начислить штраф "дружественному" контрагенту, искусственно создав ситуацию, которая привела к нарушению последним условий хозяйственного договора.
Наталья Карпуненкова, первый аудитор ООО "Бетроен", отметила, что контрагент-нарушитель должен признать этот штраф путем направления соответствующего письма или подписания акта сверки. Иначе компания, которой причитается штраф, не сможет включить его сумму во внереализационные доходы (п. 3 ст. 250 и подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). Платить штраф пока не обязательно. В принципе его можно будет просто списать по истечении трехлетнего срока исковой давности.
В свою очередь в налоговом учете нарушителя возникнут дополнительные внереализационные расходы в виде суммы признанного штрафа (подп. 13 п. 1 ст. 265 и подп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ). Это необходимо учитывать при планировании подобного нарушения.
Ольга Черевадская добавила, что налоговики могут потребовать, чтобы организация, получившая штраф от контрагента, начислила НДС на его сумму, особенно если нарушитель является покупателем или заказчиком по договору. Дело в том, что, по мнению проверяющих, договорные штрафы связаны с оплатой реализованных товаров и поэтому облагаются НДС (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). Такого же мнения долгое время придерживался и Минфин России (письма от 17.08.12 N 03-07-11/311, от 14.02.12 N 03-07-11/41 и от 11.01.11 N 03-07-11/01).
Однако в более поздних разъяснениях ведомство признало, что суммы неустойки как меры ответственности за просрочку исполнения обязательств, полученные организацией от контрагента по договору, не связаны с оплатой товаров и поэтому не облагаются НДС (письмо Минфина России от 04.03.13 N 03-07-15/6333). Это письмо ФНС России направила для сведения нижестоящим налоговым органам (письмом от 03.04.13 N ЕД-4-3/5875@) и включила на сайте www.nalog.ru в перечень разъяснений, обязательных для применения налоговиками.
Однако в том же письме Минфин России указал, что, если неустойка или штраф представляют собой элемент ценообразования, на их сумму получатель обязан начислить НДС. В каких случаях при проверке налоговики будут считать санкции элементом ценообразования, ведомство не пояснило.
Таким образом, безопаснее делать нарушителем поставщика или исполнителя, а не покупателя или заказчика. Тем более что Минфин России недавно однозначно указал, что при получении штрафа от продавца НДС на его сумму не начисляется (письмо от 12.04.13 N 03-07-11/12363).
9. Получить безвозмездную финансовую помощь от учредителей, гендиректора или другого лица
В качестве финансовой помощи можно передать денежные средства, объекты основных средств и любое иное имущество. В налоговом учете стоимость таких активов организация-получатель включает во внереализационные доходы, что позволяет уменьшить размер убытка (п. 8 ст. 250 НК РФ).
Евгений Кивенко, директор по налоговому консультированию BDO в России, отметил, что безвозмездная финансовая помощь от учредителя, владеющего более чем 50-процентной долей в уставном капитале компании, при расчете налога на прибыль не учитывается (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ). Следовательно, получение финансовой помощи от такого учредителя не приведет к увеличению внереализационных доходов и сокращению налогового убытка. Эта мера позволит улучшить показатели лишь в бухотчетности и поспособствует увеличению чистых активов.
Наталья Карпуненкова добавила, что не улучшит ситуацию в налоговом учете и безвозмездная передача учредителем, участником или акционером имущества в счет увеличения чистых активов. Ведь такие активы компания-получатель также не включает во внереализационные доходы (подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ). Указанная мера эффективна только для уменьшения бухгалтерского убытка.
Таким образом, чтобы сократить размер убытка в налоговом учете, лучше оформить получение безвозмездной финансовой помощи от генерального директора или другого лица, который не является учредителем, участником или акционером организации либо владеет не более чем 50% в ее уставном капитале.
10. Если компания является ООО, предложить учредителям или участникам внести дополнительные вклады в имущество общества
Внесение дополнительных вкладов в имущество возможно только в обществах с ограниченной ответственностью (ст. 27 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об ООО", далее - Закон об ООО). Для улучшения финансовых показателей акционерного общества этот способ неприменим.
Виталий Сазанский подчеркнул, что речь идет не об увеличении размеров вкладов участников в уставном капитале ООО, а фактически о передаче обществу денег или другого имущества. Ведь внесение дополнительных вкладов не изменяет размеры и номинальную стоимость долей участников в уставном капитале (п. 4 ст. 27 Закона об ООО). В налоговом учете организация отражает полученные дополнительные вклады по тем же правилам, что и безвозмездную финансовую помощь.
Существенный минус этого способа увеличения доходов заключается в сложности его документального оформления. Наталья Карпуненкова пояснила, что возможность внесения участниками дополнительных вкладов должна быть предусмотрена уставом общества (п. 1 ст. 27 Закона об ООО). Кроме того, необходимо оформить решение общего собрания участников общества о внесении вкладов в его имущество. Причем сделать это нужно было не позднее 31 декабря 2013 года. Значит, внесение дополнительных вкладов возможно лишь наличными деньгами в кассу организации или путем передачи ей каких-либо активов.
Е.В. Вайтман,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер", N 3, февраль 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99