Гражданами был заключен с турагентством договор реализации туристского продукта в г. Барселону (Испания). По условиям договора предоставлялся комплекс услуг: перелет Москва - Барселона - Москва, проживание в отеле с 04.01.2014 по 11.01.2014 (7 ночей с завтраком); трансфер до отеля (туда и обратно), медицинская страховка.
Однако авиарейс неоднократно переносился, вылет состоялся 05.01.2014 в 02.30.
В отель в г. Барселоне туристы прибыли 05.01.2014 в 05.30 по местному времени вместо 04.01.2014 в 19.00. 05.01.2014 после завтрака представитель отеля сообщил, что отель закрывается на ремонт и туристы должны переехать в другой отель. Помощь в переезде в другой отель туроператором не была оказана.
По вине туроператора туристы не смогли посетить несколько экскурсий. Обратный рейс был задержан на 1,5 часа. Выдача багажа была задержана на 2 часа.
Возможны ли расторжение договора о реализации туристского продукта, заключенного с турагентом, и возврат денежных средств в связи с ненадлежащим исполнением им своих обязательств по договору?
1. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ) туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
Деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта осуществляет туроператор. Турагент осуществляет аналогичную деятельность, за исключением возможности формирования туристского продукта (ст. 1 Закона N 132-ФЗ). Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, - от своего имени (ст. 9 Закона N 132-ФЗ).
В соответствии со ст. 10 Закона N 132-ФЗ реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных этим законом, - между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе Закону РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I).
Отметим, что отношения между туристом и туроператором (турагентом) по договору о реализации туристского продукта регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом N 132-ФЗ, а в части, не противоречащей нормам данных законодательных актов, - также положениями Закона N 2300-I. Кроме того, необходимо руководствоваться Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452 (далее - Правила). В этой связи смотрите преамбулу письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31 августа 2007 г. N 0100/8935-07-32 "Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания" (далее - Письмо N 0100/8935-07-32).
2. В соответствии с нормами главы 29 ГК РФ и ст.ст. 10, 14 Закона N 132-ФЗ договор о реализации туристского продукта может быть расторгнут по требованию туриста:
- в случаях, указанных в договоре;
- при существенном изменении обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. К таким изменениям обстоятельств законодатель относит: ухудшение условий путешествия, указанных в договоре; изменение сроков совершения путешествия; непредвиденный рост транспортных тарифов; невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства); возникновение в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу. Данный перечень является исчерпывающим (кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 15 октября 2012 г. N 33-14785/2012);
- при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Таким образом, если иные основания расторжения договора о реализации туристского продукта не предусмотрены в нем самом, то такой договор может быть расторгнут по требованию туриста в связи с ненадлежащим исполнением турагентом своих обязательств по договору в том случае, если допущенные последним нарушения являются существенными, т.е. влекут для туриста такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора. Оценку того, является ли конкретное нарушение договора существенным, может дать только суд при рассмотрении конкретного дела.
Обращаем Ваше внимание на то, что расторжение исполненного договора о реализации туристского продукта по общему правилу не влечет возврат туристу оплаченной им стоимости туристского продукта (ст. 453 ГК РФ). Турист вправе требовать возврата стоимости туристского продукта лишь в части, соответствующей стоимости тех предусмотренных договором услуг, которые ему оказаны не были, как неосновательного обогащения контрагента по договору (п. 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2000 г. N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении"). Кроме того, турист вправе требовать возмещения убытков, причиненных ему ненадлежащим исполнением договора (ст.ст. 15, 393 ГК РФ), и компенсации морального вреда (ст. 6 Закона N 132-ФЗ).
3. По вопросу установления лица, ответственного за ненадлежащее исполнение договора, считаем необходимым отметить ряд моментов.
В соответствии со ст. 9 Закона N 132-ФЗ туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени. Однако это не исключает ответственности турагента перед туристом. Как разъяснил Роспотребнадзор, турагент не несет ответственности за последствия ненадлежащего формирования туристского продукта и исполнение договора о реализации туристского продукта. Вместе с тем турагент, действующий от своего имени, несет полную ответственность перед потребителями за нарушение их прав на стадии заключения договора о реализации туристского продукта и ранее, прежде всего, в части своевременного предоставления необходимой и достоверной информации, обеспечивающей правильный выбор физическими лицами туристских продуктов. Ответственность туроператора и турагента, действующего от имени туроператора, перед потребителями туристских услуг согласно положениям ст. 9 Закона N 132-ФЗ и п.п. 1 и 4 ст. 1005 ГК РФ определяется содержанием договора между ними (п. 1 Письма N 0100/8935-07-32).
Таким образом, если договором между туроператором и турагентом не предусмотрено иное, ответственность за исполнение договора о реализации туристского продукта перед туристом несет туроператор. Поэтому мы полагаем, что требования, вытекающие из ненадлежащего исполнения договора о реализации туристского продукта, заключенного с турагентом, должны быть заявлены непосредственно к туроператору. В этой связи смотрите, к примеру, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 26 июля 2013 г. по делу N 33-2216/2013. Однако отдельные суды взыскивают соответствующее возмещение с турагентов (смотрите, например, определение Санкт-Петербургского городского суда от 21 января 2013 г. N 33-422/2013).
В то же время следует учитывать, что туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги (т.е. отвечает за действия (бездействие) третьих лиц), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо.
Однако ответственность за задержку отправления пассажира и за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа статьями 795, 796 ГК РФ, 120 Воздушного кодекса РФ возложена на перевозчика. Поэтому туроператор не может нести ответственность за перенос времени или даты совершения рейса транспортной компанией, утрату или задержку выдачи багажа туристов (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 октября 2007 г. N А33-6435/07-Ф02-6412/07, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2012 г. N 19АП-6609/11). Требования, вытекающие из подобных нарушений, должны заявляться туристом непосредственно перевозчику*(1).
Единственным исключением из данного правила будет случай, когда туроператор, в соответствии с п. 2 ст. 638 ГК РФ, от своего имени заключил с туристом договор перевозки в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта (п. 50 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").
К сведению:
Расторжение договора о реализации туристского продукта не является единственным способом защиты прав туриста. Так, согласно п. 22 Правил последствия нарушения исполнителем сроков оказания услуг, а также сроки устранения недостатков таких услуг и сроки удовлетворения отдельных требований потребителя определяются в соответствии со ст.ст. 28, 30 и 31 Закона N 2300-I, а права потребителя при обнаружении недостатков туристского продукта и право потребителя на отказ от исполнения договора о реализации туристского продукта - в соответствии со статьями 29 и 32 Закона N 2300-I.
К таковым, учитывая природу правоотношений по договору о реализации туристского продукта, относятся:
- безвозмездное устранение недостатков оказанной услуги;
- возмещение понесенных потребителем расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
Кроме того, потребитель вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги (п. 1 ст. 29 Закона N 2300-I). За нарушение установленных ст. 31 Закона N 2300-I сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона N 2300-I. В этой связи смотрите, к примеру, кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 13 марта 2012 г. по иску Полехиной Е.В., Фенина В.В. к ООО "КОРАЛ ТРЕВЕЛ" о взыскании сумм.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
31 января 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Тем не менее, как разъяснил Роспотребнадзор, прямые правоотношения между перевозчиками и потребителями-туристами не исчерпывают ответственности туроператора за надлежащее исполнение договора о реализации туристского продукта. При задержке вылета туроператор обязан предоставить клиенту размещение на время ожидания рейса, связаться с иностранным партнером и перенести сроки проживания в гостиницах по маршруту, изменить даты экскурсий и т.п. (п. 8 Письма N 0100/8935-07-32). За неисполнение этих обязанностей туроператор обязан нести ответственность перед туристом на общих основаниях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.