Единые рекомендации по установлению систем оплаты труда на 2014 год: что изменилось?
Ежегодно Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - трехсторонняя комиссия) разрабатывает и утверждает Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации применяются в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы. О том, что нового содержится в Рекомендациях на 2014 год*(1) по сравнению с Рекомендациями на 2013 год*(2), расскажем в данной статье.
Прежде всего, отметим, что разработанные на очередной год Единые рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений учитываются:
- при определении Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления объемов финансового обеспечения деятельности государственных (муниципальных) учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений;
- при подготовке трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах РФ и муниципальных образованиях, соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений.
Все это указывает на обязанность применения данного документа непосредственно и самими государственными (муниципальными) учреждениями при разработке, установлении и применении систем оплаты труда работников и руководителей (их заместителей, главных бухгалтеров).
В основном Рекомендации на 2014 год содержат положения, аналогичные рекомендациям, действовавшим в 2013 году. В данной статье рассмотрим только те положения, которые приведены впервые или были изменены по сравнению с прошлым годом.
Изменения, связанные с установлением систем оплаты труда работников
Дополнен перечень нормативных актов, которые рекомендуется учитывать при установлении систем оплаты труда. В подпункте "а" п. 7 Рекомендаций на 2014 год и 2013 год приводятся нормативные акты, которые должны учитываться при установлении (изменении) систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений. К таким документам относятся:
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ N 597);
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы";
- Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р (далее - Программа).
Помимо названных документов, при установлении (изменении) систем оплаты труда в 2014 году также рекомендуется учитывать:
- Указ Президента РФ от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части оплаты труда работников бюджетной сферы в 2014 году;
- отраслевые и региональные планы мероприятий ("дорожные карты") по изменениям в отраслях социальной сферы, в частности, направленным на повышение эффективности культуры, образования и науки.
Уточнен порядок установления размеров окладов (должностных окладов). Пунктом 11 Рекомендаций на 2014 год уточняется порядок установления размеров окладов (должностных окладов). Напомним, что размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом обеспечения их дифференциации в зависимости от требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, сложности выполняемых работ либо на основе профессиональных квалификационных групп (квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп), утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее - профессиональные квалификационные группы и квалификационные уровни соответственно) (п. 11 Рекомендаций на 2014 год, п. 10 Рекомендаций на 2013 год). При этом в п. 11 Рекомендаций на 2014 год уточнено, что по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов) устанавливаются в зависимости от сложности труда.
Кроме того, следует обратить внимание на то, что в положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, не допускается использование терминологии "рекомендуемые минимальные размеры" или "минимальные размеры" окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, применяемой в примерных положениях об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета (п. 12 Рекомендаций на 2014 год). Рекомендации на 2013 год такого замечания не содержали.
Приведен перечень документов, которые рекомендуется учитывать при разработке показателей и критериев эффективности работы. В соответствии с п. 16 Рекомендаций на 2014 год и п. 15 Рекомендаций на 2013 год размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы, измеряемых качественными и количественными показателями. Разработка таких показателей и критериев должна осуществляться на принципах объективности, предсказуемости, адекватности, своевременности.
При этом в п. 16 Рекомендаций на 2014 год уточняется, что в целях установления показателей и критериев эффективности работы можно полностью или частично учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные, в частности:
- Приказом Минтруда РФ от 01.07.2013 N 287;
- Приказом Минкультуры РФ от 28.06.2013 N 920 (далее - Приказ N 920);
- Письмом Минобрнауки РФ от 20.06.2013 N АП-1073/02.
В качестве примера приведем рекомендуемые Приказом N 920 показатели эффективности деятельности таких учреждений культуры, как музеи:
- количество предметов, поступивших в музейное собрание в результате выполнения работ по выявлению и собиранию музейных предметов и музейных коллекций (единиц);
- количество музейных предметов, прошедших регистрацию в инвентарных книгах фондов (единиц);
- количество музейных предметов, прошедших поколлекционную сверку наличия (единиц);
- количество музейных предметов, требующих реставрации в текущем году / количество отреставрированных музейных предметов (единиц);
- количество изображений и описаний музейных предметов и музейных коллекций, внесенных в электронную базу данных музея (единиц);
- доля опубликованных музейных предметов во всех формах (публичный показ в экспозиции или на выставках музея, научные публикации, предоставление музейных предметов на выставки других музеев, воспроизведение в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, в том числе в виртуальном режиме) в общем количестве музейных предметов основного фонда (процентов);
- количество экспонируемых музейных предметов (экземпляров);
- количество выставок (выставочных проектов) музея (единиц);
- количество посетителей экспозиций и выставок в музее (единиц);
- количество посещений интернет-сайта музея (количество обращений в стационарном и удаленном режиме пользователей к электронным информационным ресурсам музея) (единиц).
Добавлена норма об использовании примерной формы трудового договора, заключаемого с работником. В отличие от рекомендаций прошлого года в Рекомендациях на 2014 год уточняется, что при заключении трудовых договоров с работниками рекомендуется использовать примерную форму трудового договора с работником учреждения, приведенную в приложении 3 к Программе, и Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 26.04.2013 N 167н.
Изменения, связанные с установлением систем оплаты труда руководителей
Рекомендации по установлению систем оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений на 2014 год, по сравнению с прошлым годом, изменились незначительно, а именно:
- введены положения о применении типовой формы трудового договора с руководителем учреждения. Пунктом 25 Рекомендаций на 2014 год установлено, что условия оплаты труда руководителей учреждений устанавливаются в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору), оформляемом в соответствии с типовой формой трудового договора, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения";
- подробнее расписаны положения об установлении предельного уровня заработной платы руководителей учреждения.
В остальном содержание разд. VI "Системы оплаты труда руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров" Рекомендаций на 2014 год полностью совпадают с аналогичным разделом Рекомендаций на 2013 год.
Изменения в порядке формирования фонда оплаты труда
Несколько изменились рекомендации по формированию фондов оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2014 год. Согласно п. 28 Рекомендаций на 2014 год фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, объемов средств государственных внебюджетных фондов, направленных на возмещение затрат учреждений на оказание медицинских услуг, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Стоит отметить, что из Рекомендаций на 2014 год исключены следующие положения:
- позволяющие в 2013 году при формировании фонда оплаты труда учитывать также средства, централизованные главным распорядителем средств федерального бюджета и используемые учреждениями с учетом исполнения ими целевых показателей эффективности работы;
- о размере средств, формируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, которые должны быть направлены федеральными казенными учреждениями на выплаты стимулирующего характера.
Изменения, связанные с особенностями установления систем оплаты труда в различных сферах деятельности
Рекомендации, связанные с особенностями формирования в 2014 году систем оплаты труда в учреждениях различных сфер деятельности, значительно расширены по сравнению с Рекомендациями 2013 года. Прежде всего, речь идет о сферах образования и культуры. Далее рассмотрим, какие новые рекомендации трехсторонней комиссии необходимо учитывать образовательным учреждениям и учреждениям культуры в 2014 году.
При формировании систем оплаты труда в образовательных учреждениях. Руководителям государственных (муниципальных) образовательных учреждений в целях развития механизмов перехода на эффективный контракт, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии, обеспечения в 2014 году необходимых значений показателя средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений совершенствование системы оплаты труда педагогических работников рекомендуется осуществлять с учетом перераспределения средств в структуре их заработной платы, с тем чтобы средства, предназначенные на оплату их труда, направлялись преимущественно на увеличение ставок заработной платы (должностных окладов) педагогических работников (п. 37 Рекомендаций на 2014 год).
Помимо рекомендаций, которые были направлены трехсторонней комиссией в 2013 году, образовательные учреждения должны также учитывать при формировании системы оплаты труда в 2014 году следующие дополнительные рекомендации:
- должностные оклады по должностям научно-педагогических работников учреждений высшего образования должны определяться с включением в них размеров надбавок за ученые степени не ниже размеров, действовавших по состоянию на 1 сентября 2013 года до вступления в силу федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- размеры должностных окладов (ставок заработной платы) педагогических работников устанавливаются с включением в них размера ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями не ниже размера, установленного по состоянию на 31 декабря 2012 года;
- месячная заработная плата учителей и других педагогических работников, для которых установлены нормы часов преподавательской или педагогической работы в неделю за ставку заработной платы, определяется с учетом фактического объема учебной нагрузки (преподавательской, педагогической работы) путем умножения размеров установленных им ставок заработной платы за календарный месяц на фактический объем учебной нагрузки (преподавательской, педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;
- преподавателям профессиональных учреждений, структурных подразделений учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования (программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена), а также программам профессионального обучения (программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих, программам повышения квалификации рабочих, служащих), для которых норма часов преподавательской работы составляет 720 часов в год, на начало учебного года устанавливается средняя месячная заработная плата путем умножения часовой ставки преподавателя на установленный ему объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев. Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки заработной платы на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 часа).
При формировании систем оплаты труда в учреждениях культуры. Как и в прошлом году, особенности формирования систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений культуры приведены в разд. XI Рекомендаций на 2014 год. При этом стоит отметить, что по сравнению с прошлым годом положения данного раздела изменились.
Согласно п. 39 Рекомендаций на 2014 год руководители государственных (муниципальных) учреждений культуры, искусства и кинематографии при формировании систем оплаты труда работников должны обеспечить реализацию следующих норм законодательства:
- абз. 5 пп. "а" п. 1 Указа N 597 о доведении к 2018 году средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе. При этом заработная плата конкретного работника должна зависеть от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного Указом N 597 для указанной категории работников;
- Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 N 2606-р.
Кроме того, в учреждениях исполнительского искусства формирование системы оплаты труда осуществляется с учетом следующих особенностей:
- если применяется поспектакльная оплата труда артистического и художественного персонала, размер заработной платы может рассчитываться исходя из разовой концертной ставки и месячного количества выступлений. Размер разовой концертной ставки (за спектакль, выступление, постановку) определяется путем соотношения размера должностного оклада артистического и художественного персонала к месячной норме выступлений, постановок, установленной учреждением самостоятельно;
- для работников из числа артистического и художественного персонала, имеющих большой опыт профессиональной деятельности, высокое профессиональное мастерство, яркую творческую индивидуальность, широкое признание зрителей и общественности, могут устанавливаться индивидуальные условия и размеры оплаты труда, превышающие условия и размеры оплаты труда работников, предусмотренные положением по оплате труда учреждения.
Л. Морозова,
эксперт журнала "Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол N 11.
*(2) Утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21.12.2012, протокол N 11.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"