Спорные вопросы определения налоговой базы при реализации
Много вопросов среди налогоплательщиков вызывают случаи определения налоговой базы именно при реализации товаров (работ, услуг). В данной статье автор с акцентом на последние разъяснения официальных органов и решения арбитражных судов рассматривает сложные вопросы определения налоговой базы по НДС.
Положения статьи 154 НК РФ относятся лишь к случаям определения налоговой базы именно при реализации товаров (работ, услуг).
С 1 января 2012 г. в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ, правила определения рыночных цен в целях определения налоговой базы при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) регулируются статьей 105.3 НК РФ.
К сделкам, доходы и (или) расходы по которым были признаны в соответствии с главой 25 НК РФ до указанной даты, применяются положения статьи 40 НК РФ.
Реализация с учетом субсидий
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
При применении пункта 2 статьи 154 НК РФ следует исходить из того, что суммы субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, фактическая цена реализации услуг - это цена, по которой производит оплату потребитель, имеющий право на льготу. Денежные средства, которые получит налогоплательщик из бюджета, являются субвенциями (субсидиями), предоставляемыми на покрытие фактически полученных убытков, возникших в результате предоставления услуг по ценам ниже государственных; они не включаются в стоимость оказанных услуг.
Следовательно, средства, выделяемые налогоплательщикам из бюджета для возмещения фактически понесенных расходов (убытков), связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не подлежат учету при исчислении НДС (см. постановления ФАС Уральского округа от 13 декабря 2012 г. N Ф09-12055/12, ФАС Северо-Западного округа от 16 октября 2012 г. N А66-18088/2011).
Как указывает ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 15 февраля 2012 г. N А22-926/2011, налогоплательщики вправе определять налоговую базу по НДС в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ только в том случае, если реализация ими товаров (работ, услуг) осуществляется по государственным регулируемым ценам и соответствующий бюджет возмещает им фактически полученные убытки, связанные с применением указанных цен, выделяя соответствующие субвенции (субсидии), также налогоплательщики должны являться получателями указанных средств (бюджетополучателями).
В этом случае вышеуказанные средства, выделяемые налогоплательщикам из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).
Налоговая база по НДС при предоставлении покупателю премии
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 39-Ф3 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" статья 154 НК РФ дополнена пунктом 2.1, в соответствии с которым выплата (предоставление) продавцом товаров (работ, услуг) их покупателю премии (поощрительной выплаты) за выполнение покупателем определенных условий договора поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), включая приобретение определенного объема товаров (работ, услуг), не уменьшает для целей исчисления налоговой базы по налогу на добавленную стоимость продавцом товаров (работ, услуг) (и применяемых налоговых вычетов их покупателем) стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), за исключением случаев, когда уменьшение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на сумму выплачиваемой (предоставляемой) премии (поощрительной выплаты) предусмотрено указанным договором.
В то же время в отношении продовольственных товаров следует учитывать, что в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, подлежит включению в цену договора и не должен учитываться при определении цены продовольственных товаров.
Таким образом, вне зависимости от условий договора в случае перечисления продавцом продовольственных товаров их покупателю премии за достижение определенного объема закупок данных товаров указанные премии не изменяют стоимость ранее поставленных продовольственных товаров (письма Минфина России от 25 июля 2013 г. N 03-07-11/29474, от 18 июля 2013 г. N 03-07-11/28255, от 11 июля 2013 г. N 03-07-11/26921, N 03-07-11/27047).
НК РФ не разъясняет, применяются ли положения пункта 2.1 статьи 154 НК РФ, согласно которым при выплате (предоставлении) продавцом покупателю премии (поощрительной выплаты) за выполнение определенных условий договора поставки налоговая база по НДС продавцом не уменьшается (за некоторым исключением), если товар приобретается в розницу физическим лицом.
При этом согласно статье 506 ГК РФ по договору поставки поставщик- продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
По мнению финансового ведомства, указанная норма НК РФ в отношении премий, выплачиваемых продавцом товаров их покупателю - физическому лицу, приобретающему товары в розничной торговле, не применяется (письмо от 11 июля 2013 г. N 03-07-11/26921).
Реализация имущества, учтенного с НДС
Согласно пункту 3 статьи 154 НК РФ при реализации имущества, учтенного по стоимости с НДС, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров) и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
В связи с этим положением не ясно, обязан ли налогоплательщик уплачивать налог при реализации имущества, учтенного по стоимости с НДС, если межценовая разница равна нулю или получен убыток.
Как следует из письма Минфина России от 3 июля 2012 г. N 03-07-05/18, при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога на добавленную стоимость, налог исчисляется, в случае если цена реализуемого имущества, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), превышает стоимость этого имущества (остаточную стоимость с учетом переоценок).
Исходя из текста постановления ФАС Поволжского округа от 18 января 2013 г. N А55-14290/2012 суды нижестоящих инстанций обоснованно, по мнению суда кассационной суда, указали на правомерное применение организацией при реализации основных средств, в первоначальную стоимость которых был включен НДС, пункта 3 статьи 154 НК РФ и пришли к выводу о том, что поскольку организация реализовывала основные средства по остаточной стоимости, то определяемая в порядке пункта 3 статьи 154 НК РФ налоговая база равна 0.
Реализация товаров в многооборотной таре
В соответствии с пунктом 7 статьи 154 НК РФ при реализации товаров в многооборотной таре ее залоговая стоимость не включается в налоговую базу, если тара подлежит возврату продавцу.
При этом указанная норма не разъясняет, вправе ли продавец включать в налоговую базу залоговую стоимость многооборотной тары, если покупатель ее не вернул.
Финансовое ведомство полагает, что в случае невозврата тары покупателями сумма залога включается в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость (письмо Минфина России от 29 декабря 2012 г. N 03-07-11/566).
Подход арбитражных судов к разрешению данного вопроса иной.
ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 14 июля 2011 г. N А29-8379/2010 установил, что налогоплательщик в проверяемом периоде осуществлял реализацию продукции (яиц) в таре, которая по условиям договоров является возвратной (коробки картонные без прокладок, коробки картонные в комплекте (ящики картонные и прокладки бугорчатые), ящики пластмассовые). При этом в счетах-фактурах, выставленных налогоплательщиком покупателям, стоимость тары выделялась отдельной строкой, без начисления налога на добавленную стоимость; указывалось, что тара является возвратной. Кроме того, во всех договорах на поставку продукции сельского хозяйства, заключенных налогоплательщиком с покупателями, которые являются однотипными, установлено, что тара, в которой поставляется продукция (товар), является многооборотной, цена тары в цену продукции не входит и оплачивается одновременно с оплатой продукции по залоговой цене. При этом в ходе проверки налоговый орган установил случаи невозвращения налогоплательщику многооборотной тары покупателями по истечении установленного договорами двадцатидневного срока. Стоимость невозвращенной тары налоговый орган включил в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
ФАС Волго-Вятского округа, между тем, отметил, что передача покупателю подлежащей возврату продавцу многооборотной тары, на которую установлены залоговые цены, не влечет возникновение у покупателя права собственности на тару и, соответственно, не является реализацией товаров. С учетом изложенного налогоплательщик при реализации товаров в многооборотной таре, имеющей залоговые цены, правомерно, в силу прямого указания пункта 7 статьи 154 НК РФ, не включал залоговую стоимость многооборотной тары в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
При применении рассматриваемого выше пункта НК РФ возникает еще одна правовая проблема: правомерности применения налогового вычета по НДС (который уплачен при приобретении тары) продавцом, реализующим товары в многооборотной таре, если такая тара является возвратной.
По мнению финансового ведомства, если многооборотная тара, в которой реализуются товары, облагаемые налогом на добавленную стоимость, подлежит возврату продавцу товаров, то налог на добавленную стоимость, уплаченный продавцом при ее приобретении, к вычету не принимается. (письмо от 30 апреля 2013 г. N 03-07-11/15419). Если залоговые цены на многооборотную тару не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, налог, уплаченный поставщику при ее приобретении, к вычету не принимается (письмо Минфина России от 29 декабря 2012 г. N 03-07-11/566).
Большинство арбитражных судов позицию финансового ведомства не разделяет, аргументируя это тем, что НК РФ запрета на налоговый вычет в рассматриваемой ситуации не содержит.
Так, ФАС Поволжского округа в постановлении от 15 ноября 2011 г. N А65-2998/2011 отмечает, что НК РФ не предусмотрено, что при приобретении многооборотной тары налогоплательщик не вправе применить налоговые вычеты по уплаченным им поставщикам этой тары суммам налога. НК РФ также не предусмотрено, что при реализации продукции в многооборотной таре, имеющей залоговые цены, налогоплательщик обязан восстановить НДС по ранее примененным им вычетам. По обстоятельствам дела сумму уплаченного поставщикам тары налога организация заявляла к вычету в те налоговые периоды, когда тара была получена и поставлена на учет, а также оплачена на основании выставленных продавцами счетов-фактур, которые отвечают требованиям статьи 169 НК РФ. Исходя из вышеизложенного нижестоящие судебные инстанции, по мнению ФАС Поволжского округа, обоснованно пришли к выводу о том, что многооборотная тара приобретается и используется налогоплательщиком для осуществления операций по розливу и реализации части выпускаемой им продукции, облагаемой НДС; используется в производственном процессе, технологический процесс производства предусматривает розлив кваса и пива в кег-бочки, является неотъемлемой его частью. Следовательно, вычет сумм налога по приобретаемой многооборотной таре должен осуществляться в общем порядке.
Исходя из постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14 июля 2011 г. N А29-8379/2010 многооборотная тара используется в процессе производства и реализации продукции (яиц), в отношении которого формируется облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот по реализации. Операции по реализации указанной продукции не относятся к не подлежащим налогообложению в соответствии со статьей 149 НК РФ. В связи с этим налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость по приобретенной многооборотной таре подлежит применению на общих основаниях в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 НК РФ.
Что касается ситуации, когда покупатели не возвращают тару продавцу товаров, вычет налога, уплаченного продавцом поставщикам тары, осуществляется в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 30 апреля 2013 г. N 03-07-11/15419).
Порядок учета увеличения стоимости
В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 39-ФЗ с 1 июля 2013 г. изменение в сторону увеличения стоимости отгруженных товаров, в том числе из-за увеличения цены (тарифа) и (или) увеличения количества (объема) отгруженных товаров, учитывается при определении налогоплательщиком налоговой базы по налогу на добавленную стоимость за налоговый период, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для выставления корректировочных счетов-фактур в соответствии с пунктом 10 статьи 172 НК РФ (см. также письмо Минфина России от 14 мая 2013 г. N 03-07-11/16590).
Следует отметить, что на основании анализируемой нормы в редакции, действовавшей до 1 июля 2013 г., увеличение стоимости отгруженных товаров поставщик учитывал в налоговом периоде, в котором осуществлена отгрузка соответствующих товаров. При этом согласно пункту 1 статьи 174 НК РФ уплата налога на добавленную стоимость производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. При этом пунктом 5 статьи 174 НК РФ установлено, что налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании статьи 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
Пунктом 1 статьи 81 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неполноты отражения сведений, приводящей к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном НК РФ.
В связи с изложенным при увеличении стоимости ранее отгруженных товаров налогоплательщик должен представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию за налоговый период, в котором осуществлялась отгрузка товаров.
Что касается уплаты пени в указанном случае, то согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки. При этом на основании пункта 3 указанной статьи НК РФ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ.
Исходя из анализа вышеизложенных норм финансовое ведомство приходит к выводу о том, что при увеличении стоимости ранее отгруженных товаров продавец обязан начислять пени за каждый день просрочки исполнения обязательства по уплате налога на добавленную стоимость, установленного пунктом 1 статьи 174 НК РФ (письмо N 03-07-11/16590).
В то же время толкование положений статьи 75 и пункта 10 статьи 172 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 июля 2013 г.) говорит об обратном: пени не должны начисляться.
С вступлением в силу новой редакции пункта 10 статьи 154 НК РФ указанное противоречие устранено.
Ю. Лермонтов,
советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса
"Российский бухгалтер", N 2, февраль 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Журнал "Российский бухгалтер"
Учредитель и издатель ОАО "РОСБУХ"
Свидетельство о регистрации в качестве СМИ - ПИ N ФС77-39817 от 7 мая 2010 года
Адрес редакции: Москва, Б. Новодмитровская 14-2.
Тел. (495) 648-61-85.
E-mail: books@grossmedia.ru.