Три правовых статуса крестьянского (фермерского) хозяйства: достоинства, недостатки и способы их устранения
Ни один институт гражданского права не сосредоточил в себе такое количество доктринальных, нормотворческих и правоприменительных проблем, как крестьянское (фермерское) хозяйство. На их основе можно выделить три статуса данных субъектов предпринимательства, которые определенным образом взаимодействуют между собой, порой сменяя друг друга. Особенно эта тенденция проявилась с принятием Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Отметим, что все статусы крестьянского (фермерского) хозяйства основываются на нормах ГК РФ и производных подзаконных актах.
Их различие весьма существенно, и задача заключается в том, чтобы определить наиболее оптимальные правовые формы. Особенно это важно, если учесть, что, кроме ГК РФ, отношения регулируются Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а также Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". В настоящее время наиболее распространенными являются крестьянские хозяйства, не имеющие статуса юридического лица (ст. 23, 257-258 ГК РФ; ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ). Хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством. Деятельность осуществляется на основе соглашения, заключенного между членами хозяйства. Хозяйством управляет его глава. Но так как российский ГК РФ не признает субъектом экономического оборота образования, не наделенные правами юридического лица, выход в сферу обращения фермерского хозяйства обеспечивается благодаря признанию его главы индивидуальным предпринимателем. Имущество, используемое хозяйством, принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное (п. 1 ст. 257 ГК РФ).
В поисках достоинств данной правовой модели крестьянского (фермерского) хозяйства возникают большие затруднения, и здесь следует выделить одно существенное обстоятельство. Образовав хозяйство, его члены сохраняют за собой право собственности на то имущество, которое вносится в данное хозяйство. Среди такого имущества самое ценное - это земельные участки, которые были получены крестьянами главным образом при проведении приватизации в сельскохозяйственном секторе экономики. К недостаткам данного правового статуса фермерского хозяйства следует отнести целый ряд правовых положений. Остановимся на них.
1. Неразрешенным является противоречие, состоящее в том, что глава фермерского хозяйства одновременно признан законодателем индивидуальным предпринимателем. Эти два статуса несовместимы, так как нельзя одновременно иметь сущностные признаки индивидуального предпринимателя (наличие своего обособленного имущества; предпринимательского интереса; направленность на получение прибыли; повышенная ответственность) и выступать в качестве органа хозяйства, реализуя его интересы.
2. Согласно ст. 5 Закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ крестьянское (фермерское) хозяйство считается созданным с момента его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. То есть регистрации подлежит именно хозяйство, что подтверждается и п. 2 постановления Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630. Поскольку при отсутствии статуса юридического лица крестьянское (фермерское) хозяйство зарегистрировать в качестве субъекта права оказалось невозможным, подзаконные акты наделили главу хозяйства всеми статусными правами "неполноценного" индивидуального предпринимателя. Именно главе хозяйства присваивается номер государственной регистрации, ИНН, другие реквизиты. И единственное, что известно о хозяйстве, - это указание на признание индивидуального предпринимателя главой хозяйства. Хотя Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ исключен п. 2 ст. 23 ГК РФ, устанавливавший, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается индивидуальным предпринимателем с момента государственной регистрации хозяйства, тем же законом введен п. 5 ст. 23 ГК РФ, согласно которому главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, с учетом подзаконных актов о регистрации и нормы ст. 11 Налогового кодекса РФ, относящей главу крестьянского (фермерского) хозяйства к индивидуальным предпринимателям, хозяйство легитимизируется через своего главу - индивидуального предпринимателя.
3. Противоречивым в законодательстве закреплено положение об имущественной основе крестьянского (фермерского) хозяйства. Пункт 1 ст. 257 ГК РФ гласит: "Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное". Это выражение противоречит самой сути закрепленного им правового явления. Ведь если имущество принадлежит членам хозяйства, оно не является имуществом самого хозяйства, и наоборот. Законодатель не полностью регламентировал этот вопрос, о чем будет сказано далее.
Таким образом, оказалось, что фермерское хозяйство как таковое не получило своего завершающего вида в качестве субъекта предпринимательства, и в то же время его глава не стал полноценным предпринимателем. Не получило разграничение имущественной основы хозяйства, его членов и обычных сособственников. Известная сложность в понимании и применении законодательства о крестьянском (фермерском) хозяйстве возникла в связи с принятием Конституционным Судом РФ постановления от 23 декабря 1999 г. N 18-П, где было сказано, что понятие "фермерское хозяйство" не согласуется с организационно-правовыми формами предпринимательской деятельности, предусмотренными в ГК РФ и Налоговым кодексом РФ, следовательно, налогоплательщиком налога в бюджет и внебюджетные фонды надлежит признать главу крестьянского (фермерского) хозяйства.
В научной литературе проблемам фермерского хозяйства уделено значительное внимание, однако более или менее удовлетворительного результата на сегодняшний день нет. И можно констатировать лишь большой "разброс" мнений на природу данного института. Так, крестьянское хозяйство признается совокупным предпринимателем*(1); это особый хозяйствующий субъект, не являющийся юридическим лицом, специфическая форма предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве*(2); у крестьянского хозяйства отсутствует имущественная основа*(3); делается вывод "о наличии переходных юридических форм, являющихся правосубъектными единицами"*(4); крестьянское хозяйство представляет собой многосубъектное объединение, простое товарищество*(5) и др.
Сложившееся доктринальное и законодательное положение вызывает подчас непреодолимые трудности при рассмотрении судами хозяйственных споров с участием фермерских хозяйств. Суды в правовом поле "не видят" самого хозяйства в качестве субъекта правоотношения и ответственности, так как все реквизиты "выведены" на его главу. Поэтому он и привлекается к ответственности, а убытки возмещаются за счет его имущества, хотя возникли они в результате деятельности хозяйства. Глава хозяйства в целях ухода от ответственности в заявительном порядке прекращает свой статус индивидуального предпринимателя, и судам приходится решать неразрешимые вопросы*(6).
Нерешенными остаются обозначенные проблемы и после принятия Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ, в котором § 2 главы 4 ГК РФ дополнен подпараграфом 3.1 "Крестьянское (фермерское) хозяйство". В итоге оказалось, что фермерское хозяйство, статус которого здесь анализируется, не содержит свойств юридического лица, однако помещено в главу 4 ГК РФ, включающую только юридические лица. В этой части фермерское хозяйство оказывается приближенным к юридическим лицам.
В то же время оно потеряло статус объединения в силу положения о том, что граждане ведут совместную деятельность на основе соглашения (п. 12 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ). В этом контексте нельзя не отметить, что в Федеральном законе от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" указано на объединение граждан, представляющих хозяйство (п. 1 ст. 1).
Учитывая то, что в обновленном ГК РФ сохраняется статус фермерского хозяйства, лишенного свойства юридического лица, необходим ряд мер по устранению противоречий, которые имеют место. Речь идет о следующем.
1. Необходимо регистрировать именно крестьянское (фермерское) хозяйство, а его главу признавать индивидуальным предпринимателем с момента такой регистрации.
2. Налоговые платежи и другие взносы должно производить хозяйство, в том числе страховые взносы как за членов хозяйства, получающих доходы от деятельности в хозяйстве, так и за наемных работников.
3. Хозяйству, а не главе - индивидуальному предпринимателю, следует присваивать регистрационный номер, ИНН, открывать расчетные, иные счета и т.п.
4. Граждане при создании хозяйства, оставаясь сособственниками имущества, передают его хозяйству на производном вещном праве управления, аналогом права оперативного управления предприятий и учреждений, предусмотренного главой 20.7, которую предлагается включить ГК РФ проектом федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (см. п. 145 ст. 1 проекта). Данное имущество является основой предпринимательской деятельности хозяйства, в том числе его ответственности по долгам, удовлетворения требований при банкротстве.
Глава фермерского хозяйства является исполнительным его органом и одновременно индивидуальным предпринимателем, что обеспечивает выход хозяйства в сферу обращения, экономический оборот.
Все изложенные предложения не требуют трансформации базового действующего законодательства, так как они вытекают из его сути. Поэтому задача состоит лишь в том, чтобы их реализовать в подзаконных нормативных и индивидуальных правовых актах.
Вторая модель правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства основывается на Законе РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и нормах части первой ГК РФ, принятой в 1995 г. В Федеральном законе от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" четко определено, в какие сроки должны быть приведены в соответствие с ГК РФ учредительные документы ранее существовавших юридических лиц. Применительно к крестьянским (фермерским) хозяйствам это не было предусмотрено. И указание на то, что хозяйства освобождаются от уплаты регистрационного сбора при регистрации изменений его правового статуса без установления срока, позволило сохранить крестьянским хозяйствам свой статус юридического лица.
В связи с этим правоприменительная практика испытывала трудности при согласовании положений нового ГК РФ и продолжавшего существовать указанного закона. В Федеральном законе от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предпринята попытка разрешить эту проблему. Во-первых, в нем сказано, что действующие крестьянские хозяйства со статусом юридического лица вправе его сохранить на период до 1 января 2010 г. Затем этот срок продлевался, и в силу Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N 263-ФЗ их статус сохраняется до 1 января 2021 г. Во-вторых, со дня вступления в силу Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ признан утратившим силу Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1. Несмотря на признание последнего утратившим силу, в судебной практике возникают споры, касающиеся статуса крестьянского (фермерского) хозяйства и связанные с применением к правоотношениям, возникшим в период действия названного закона, его учредительных документов.
В частности, приходится решать проблемы, связанные с избранием на должность главы крестьянского (фермерского) хозяйства. Какой закон здесь следует применять? Если Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ, тогда избрание возможно лишь при единогласном согласии всех членов хозяйства. Если на эти отношения распространяется Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1, тогда следует применять законодательство о юридических лицах, где такого единогласия не предусмотрено.
Так, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд отметил, что вплоть до принятия законодателем соответствующего решения ранее принятые учредительные документы крестьянских (фермерских) хозяйств как юридических лиц продолжают действовать и должны учитываться судами при разрешении споров. Автоматической утраты статуса юридического лица в отношении ранее созданного в качестве юридического лица крестьянского (фермерского) хозяйства в связи со вступлением в силу части первой ГК РФ не происходит. Суд решил спор в соответствии с уставом, принятым на основании Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1. Разрешение спора исходя из ранее принятых учредительных документов крестьянского (фермерского) хозяйства по данному делу признано правильным в определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 апреля 2013 г. N ВАС-5141/13*(7).
В то же время имеется и другой подход к разрешению таких споров, когда суд буквально применяет норму ст. 18 Федерального закона от 11 июня 2003 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" о необходимости согласия всех членов хозяйства для смены его главы*(8).
Другая категория споров связана с применением законодательства в отношении режима собственности фермерского хозяйства, обладающего статусом юридического лица. И по этому вопросу позиция арбитражных судов не является единообразной. Имеется подход, при котором исходный правовой режим таких хозяйств определяется судами на основе Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 (т.е. исходя из режима общей долевой собственности членов хозяйства)*(9). Имеется и другой подход, когда суды применяют позицию, согласно которой с момента вступления в силу части первой ГК РФ правовой режим имущества фермерского хозяйства является режимом общей совместной собственности членов хозяйства*(10).
Сложности, испытываемые правоприменительной практикой, обусловлены главным образом неудачной позицией законодателя в части определения критерием применения "недействующего" Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 в системе законодательства Российской Федерации. В самом деле, с одной стороны, признается утраченным Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1, с другой - он регулирует отношения крестьянских хозяйств, сохраняющих статус юридического лица. Как совместить эти подходы? Далее, при установлении порядка действия данного закона и его соотношения с законодательством Российской Федерации невозможно использовать те критерии, которые указаны в Федеральном законе от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ в силу их чрезвычайной абстрактности. Остается непонятным и то, зачем продлен статус хозяйств с правами юридического лица, если Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ допускает создание крестьянских (фермерских) хозяйств с таким статусом? Какие могут быть предложения по устранению указанных сложностей и недостатков?
Представляется, что в отношении тех законов, которые находятся в режиме "переживания" (ультраактивности), недостаточно указывать, что они утрачивают силу с определенного момента, необходимы более конкретные указания о границах действия такого закона (особенно касающихся статуса субъекта, вещно-правовых режимов). При этом положения ст. 4 ГК РФ, определяющей действие гражданского закона во времени, касаются действия закона на будущее и указание на возможность применения закона с обратной силой. И лишь применительно к договорному регулированию предусмотрена возможность сохранения прежних правил, действовавших в момент заключения договора (п. 2 ч. 4, п. 2 ст. 422 ГК РФ). Хотя Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ и указывает (п. 7 ст. 2), что ранее созданным в качестве юридического лица крестьянским (фермерским) хозяйствам не требуется перерегистрация, однако на указанные хозяйства распространен правовой режим хозяйства, установленный ст. 86.1 ГК РФ. Такое решение порождает новые вопросы. Означает ли норма п. 2 ст. 86.1 ГК РФ (о принадлежности имущества крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности ему как юридическому лицу), что со дня вступления в силу названного закона прекратилось право общей собственности членов хозяйства, ранее признанное ст. 15 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1. Насколько согласуется такое решение со ст. 35 Конституции РФ?
Третья модель правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства основывается на нормах новой ст. 86.1 ГК РФ ("Крестьянское (фермерское) хозяйство"), появившейся в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". В пункте 1 этой статьи сказано, что граждане, ведущие совместную деятельность на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, вправе создать такое хозяйство в качестве юридического лица. Оно признается добровольным их объединением, основанным на правах членства, личном участии в его деятельности, внесением имущественных вкладов, субсидиарной ответственностью по обязательствам хозяйства. Особенности статуса таких крестьянских (фермерских) хозяйств будут определены специальным законом, поэтому весьма важно уяснить те их исходные основы, которые уже закреплены ст. 86.1 ГК РФ.
При первом подходе возникает ряд суждений на этот счет. Так, остается непонятной позиция законодателя, когда он допустил создание крестьянских (фермерских) хозяйств только на базе уже существующих, но не имеющих статуса юридического лица. Вопрос о том, можно ли создавать хозяйство со статусом юридического лица без предварительного его существования на основе лишь соглашения, остается открытым. Далее, из норм ст. 86.1 ГК РФ не следует, требуется ли для членов хозяйства - юридического лица сохранения признака родства и (или) свойства. В силу п. 7 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ на хозяйства, созданные в качестве юридических лиц в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1, распространяются нормы ст. 86.1 ГК РФ. И здесь остается неясным вопрос о том, предполагается ли наличие для членов хозяйства родства и (или) свойства. Как видно, четко не прослеживается замысел законодателя, когда он ввел три статуса крестьянского (фермерского) хозяйства.
С экономической точки зрения в сфере сельского хозяйства товарными производителями признаются личные подсобные хозяйства (ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2008 г. "О развитии сельского хозяйства"). Хотя исходный замысел этих хозяйств - удовлетворение личных потребностей (ст. 2 Федерального закона от 7 июня 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"). Как видно, такие хозяйства выходят за пределы личных интересов и в аспекте товаропроизводителей обретают не свойственные им черты предпринимательства. С другой стороны, в сельском хозяйстве имеют место классические субъекты предпринимательства (индивидуальный предприниматель, ООО, АО), а между этими "крайностями" формируются крестьянские (фермерские) хозяйства без статуса юридического лица и хозяйства с таким статусом.
Выстраивание правовых моделей должно основываться на мере овеществления складывающихся здесь отношений. И тогда можно выделить и закрепить следующие правовые статусы хозяйствующих субъектов.
1. Личные подсобные хозяйства, которые предназначены для удовлетворения своих потребностей в производимой продукции. Если они выступают товаропроизводителями, их статус становится предпринимательским, и это требует соответствующего законодательного закрепления, отличного от классического статуса подсобного хозяйства, основанного на личных (семейных) связях.
2. Крестьянское (фермерское) хозяйство без статуса юридического лица, членство в котором основано на родстве и (или) свойстве, должно именоваться крестьянским. Основой его выступают отношения личной (семейной) связи, основанные на общей собственности на имущество, хозяйство. Такое наименование и статус логически продолжают линию крестьянского двора (в дореволюционной России), колхозного двора советского периода.
3. Те хозяйства, которые в силу ст. 86.1 ГК РФ приобретают статус юридических лиц, должны именоваться только фермерскими (но не крестьянскими). Здесь личной зависимости, родства, свойства не требуется. Между членами возникают главным образом вещные (имущественные) связи. Однако признаки членства, субсидиарной ответственности по обязательствам фермерских хозяйств свидетельствуют о том, что полное овеществление отношений не достигнуто. Это происходит при создании классической структуры - акционерных обществ и отчасти обществ с ограниченной ответственностью, основанных на овеществленном капитале.
Список литературы
1. Комментарий к части первой ГК РФ для предпринимателей / Отв. ред. М.И. Брагинский. 1995.
2. Макарова О.А. Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства // Кодекс-info. 2000. N 1.
3. Мельников Н.Н. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства // Журнал российского права. 2007. N 3.
4. Подольская И.В., Цуканова О.В. Правовой режим крестьянского (фермерского) хозяйства // Общество и право. 2011. N 5.
5. Субъекты гражданского права / Отв. ред. Т.Е. Абова. М., 2005.
С.А. Зинченко,
доктор юридических наук, профессор,
заведующий кафедрой гражданского
и предпринимательского права
Южно-Российского института - филиала
РАНХиГС при Президенте РФ, заслуженный юрист РФ
В.В. Галов,
кандидат юридических наук,
профессор кафедры гражданского
и предпринимательского права
Южно-Российского института - филиала
РАНХиГС при Президенте РФ
"Законодательство", N 1, январь 2014 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Субъекты гражданского права / Отв. ред. Т.Е. Абова. М., 2005. С. 5.
*(2) Макарова О.А. Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства // Кодекс-info. 2000. С. 9-10.
*(3) Подольская И.В., Цуканов О.В. Правовой режим крестьянского (фермерского) хозяйства // Общество и право. 2011. N 5. С. 60-64.
*(4) Мельников Н.Н. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства // Журнал российского права. 2007. N 3.
*(5) Комментарий к части первой ГК РФ для предпринимателей / Отв. ред. М.И. Брагинский. 1995. С. 258.
*(6) См.: постановления ФАС Поволжского округа от 3 декабря 2009 г. по делу N А12-11443/2009; ФАС Северо-Кавказского округа от 11 мая 2011 г. по делу N А32-14468/2011 и др.
*(7) Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2012 г. по делу N А32-15533/2012.
*(8) Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22 марта 2004 г. по делу N А53-7781/2003.
*(9) Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 августа 2012 г. по делу N А-01-1546/2011 (оставлено без изменения постановлением суда кассационной инстанции от 21 ноября 2012 г. по делу N А01-1546/2012); постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 марта 2013 г. по делу N А32-12502/2012.
*(10) Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2012 г. по делу N А59-2912/2011.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Три правовых статуса крестьянского (фермерского) хозяйства: достоинства, недостатки и способы их устранения
Авторы
С.А. Зинченко - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского и предпринимательского права Южно-Российского института - филиала РАНХиГС при Президенте РФ, заслуженный юрист РФ
В.В. Галов - кандидат юридических наук, профессор кафедры гражданского и предпринимательского права Южно-Российского института - филиала РАНХиГС при Президенте РФ
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2014, N 1