"Разъяснение Минфина, опубликованное на официальном сайте, может избавить от ответственности" (интервью с С.В. Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3-го класса)
- Сергей Викторович, какие вопросы налогового законодательства, на ваш взгляд, являются наиболее проблемными? Когда налогоплательщику рекомендуется обращаться за разъяснениями?
- По-прежнему одной из основных причин возникновения конфликтов в налоговых отношениях являются неясности и противоречия в законодательстве, которые по-разному понимают налогоплательщики и налоговые органы.
К сожалению, такие неясности и пробелы встречаются в каждой главе НК РФ. Эффект неопределенности усиливается от ежегодных поправок. Так, в 2013 году в часть первую НК РФ изменения были внесены более чем 10 законами, во вторую часть - более чем 25. Продолжается практика принятия законов в конце года. Например, Федеральный закон от 28.12.13 N 420-ФЗ "О внесении изменений в статью 275.5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и части первую и вторую НК РФ".
Конечно, содержащиеся в налоговом законодательстве неясности, противоречия, пробелы и сомнения толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ). Но являются ли они неустранимыми, решает суд при рассмотрении конкретного дела.
Получение информации или разъяснений от налоговых и финансовых органов является способом разрешения неясных для налогоплательщика вопросов. Поэтому можно рекомендовать налогоплательщикам активно пользоваться своими правами на получение информации и разъяснений.
- Какие действия вероятнее всего избавят компанию от налоговой ответственности - следование разъяснениям Минфина, территориальной инспекции, консалтинговой компании, анализ судебной практики?
От ответственности и от пеней освобождают разъяснения Минфина России и налоговых органов (п. 8 ст. 75 и подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Для определения надлежащего статуса разъяснения необходимо одновременное соблюдение всех условий - орган государственной власти наделен компетенцией по предоставлению соответствующих разъяснений, разъяснение издано в определенном порядке, содержит необходимые реквизиты и подписано уполномоченным должностном лицом при выполнении им своих полномочий.
Консультация частного специалиста является лишь выражением его собственного мнения по тому или иному вопросу налогообложения. Если компания решит придерживаться позиции, изложенной в частной консультации, есть риск возникновения претензий контролеров и, как следствие, налоговых доначислений. Однако не исключено, что суд впоследствии поддержит налогоплательщика.
- Если разъяснение Минфина России адресовано не конкретной компании, а размещено в правовой базе, насколько безопасно ему следовать?
- Для освобождения от пеней и штрафа необязательно получение адресного разъяснения. Можно применять письмо, адресованное неопределенному кругу лиц. Это все разъяснения, которые размещены на официальных сайтах.
Так, Дорожная карта проекта "Совершенствование налогового администрирования" предусматривает размещение на официальном сайте обзоров разъяснений Минфина России о применении налогового законодательства, носящих для налоговых органов обязательный характер не реже одного раза в полугодие.
Кроме того, к таким разъяснениям относятся письма массового характера, содержащие ответ, который могут использовать все налогоплательщики. Как правило, в подобных разъяснениях используются такие словосочетания, как "доведите указанные разъяснения до налоговых органов и налогоплательщиков".
Отмечу, что судебная практика нередко признает освобождающими от ответственности письма Минфина России и налоговых органов, размещенные в справочных правовых системах и СМИ, адресованные неопределенному кругу лиц (постановления Президиума ВАС РФ от 30.11.10 N ВАС-4350/10, ФАС Дальневосточного от 05.03.12 N Ф03-379/2012, Северо-Западного от 18.04.12 N А42-4511/2011 и Московского от 26.11.10 N КА-А40/13144-10 округов).
- А как поступить компании, если по одной и той же теме сложились противоречивые позиции у Минфина и ФНС России?
- Компания может руководствоваться тем разъяснением, которое для нее предпочтительнее. Напомню, что выполнение разъяснений, полученных от налоговиков, также признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения и освобождающим его от начисления пеней.
Встречаются ситуации, когда инспекторы на местах игнорируют разъяснения ФНС России, изданные, что называется, в пользу налогоплательщика. В том числе те разъяснения, которые размещены на официальном сайте ФНС России как обязательные для применения налоговыми органами. В данном случае налогоплательщик как можно раньше должен сообщать об этом в ФНС России. Иначе, как иногда происходит на практике, арбитражные суды вполне могут занять позицию не в пользу налогоплательщика, несмотря на положительные для него разъяснения Минфина и ФНС! Так произошло в вопросе ежемесячного признания в расходах процентов по долговым обязательствам и в некоторых других.
Кстати, ряд поправок в НК РФ вызван стремлением закрепить в законодательном порядке выработанную Минфином и ФНС России позицию, которую по тем или иным причинам не поддержал ВАС РФ.
- Всегда ли компания должна выполнять полученное разъяснение?
- Вовсе нет. Разъяснения финансовых и налоговых органов не являются обязательными для налогоплательщика. Компания вправе не согласиться с полученным разъяснением и отстаивать свою позицию.
- Как поступать компании, если по конкретному вопросу существует несколько мнений, высказанных самим Минфином (к примеру, сначала ведомство настаивало, что компания не вправе учитывать те или иные расходы, но позднее изменило мнение и отнесло их к разряду налоговых)?
- Изменение позиции в пользу налогоплательщика - это не самое плохое, что может произойти. Но, и это событие может создать проблемы. В частности, разъяснение о возможности учета убытка по облигациям, условиями выпуска которых предусмотрено частичное погашение долга, удобное для отдельных организаций, оказалось неудобным для тех, кто в принципе не признавал доходы и расходы по таким облигациям до их погашения. Положительное решение по одному налогу может повлечь налоговые обязательства по другому, выгода для налогоплательщиков может обернуться обязательствами для налогового агента и т.д.
Нередко ведомство может пересмотреть свою позицию по тому или иному вопросу налогового учета. Это встречается и в судебной практике, когда одна и та же норма с течением времени воспринимается по-разному. Естественно, речь идет о ситуации, когда по рассмотренному в разъяснении вопросу не произошло законодательных изменений и все фактические обстоятельства финансово-хозяйственной деятельности одинаковы. Полагаю, что компания вправе применять улучшающее ее положение разъяснение обратным числом с учетом правил статьи 54 НК РФ об исправлении ошибок, которые привели к излишней уплате налога, или с помощью подачи уточненной декларации в порядке статьи 81 НК РФ.
Но может быть и обратная картина, когда новое разъяснение содержит позицию не в пользу налогоплательщика. Разъяснения не являются нормативными актами, они не подлежат обязательному официальному опубликованию. Поэтому в очень редких случаях в последующих разъяснениях говорится о неприменении ранее изданных разъяснений. Но, конечно, налогоплательщику безопаснее следовать разъяснению с более поздней датой издания. При возникновении спора налоговый орган или суд могут обратиться к тому же самому источнику информации, которым пользовался налогоплательщик (например, к той же самой справочной правовой системе). При наличии в периоде совершения операции более позднего разъяснения, относящегося к той же самой ситуации, с иной позицией налоговый орган или суд могут не признать предшествующее разъяснение обстоятельством, освобождающим от ответственности и пеней, если в результате его применения налогоплательщик неправильно исчислил налог.
- Как вы считаете, насколько действенна с налоговой точки зрения процедура согласования условий налогообложения, например, для конкретной сделки, которую планирует налогоплательщик?
Минфин России не рассматривает по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. Кроме того, к обязанностям финансистов не относится консультирование - предоставление советов и рекомендаций по выбору наиболее оптимального порядка уплаты налога.
Представляется, что проводить предварительное согласование условий налогообложения сделки с налогоплательщиком может ФНС России.
В настоящее время НК РФ предусматривает возможность заключить соглашение о ценообразовании. Это соглашение между налогоплательщиком и ФНС России о порядке определения цен или применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения в течение срока его действия в целях обеспечения учета доходов (прибыли, выручки) в сделках, коммерческие или финансовые условия которых отличны от условий сопоставимых сделок (ст. 105.19 и 105.3 НК РФ).
Заключение такого соглашения позволяет крупнейшим налогоплательщикам и налоговым органам согласовать позиции относительно порядка определения цен или применения методов ценообразования к конкретным контролируемым сделкам, в том числе до их совершения, минимизировать разногласия по спорным вопросам, связанным с определением цен для целей налогообложения. Отмечу, что к концу 2013 года было заключено девять таких соглашений.
При условии соблюдения положений заключенного соглашения налогоплательщик может с высокой долей уверенности оценить размер будущих налоговых обязательств, связанных с контролируемыми сделками, а также избежать риска применения налоговых санкций.
Кроме того, стала развиваться практика заключения соглашений о горизонтальном мониторинге, когда крупнейший налогоплательщик находится в постоянном информационном контакте с налоговыми органами, что в свою очередь исключает или значительно снижает для него риски налоговых доначислений. Это выгодно налогоплательщикам, поскольку позволяет избегать формирования резервов под непредвиденные налоговые расходы.
Если соответствующий опыт будет признан удачным, следующим этапом должно стать законодательное урегулирование данной процедуры - внедрение в российскую практику в 2015-2016 годах существующего в некоторых странах предварительного согласования налогоплательщиком налоговых обязательств (налоговых последствий совершаемых им сделок).
Справка. С.В. Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса, окончил Московскую государственную юридическую академию. Более шести лет проработал в налоговой службе: в отделе совершенствования налогового законодательства Управления Государственной налоговой службы РФ, в отделе применения Налогового кодекса РФ Министерства РФ по налогам и сборам, в Департаменте налоговой политики. Затем занимал должность заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России. Автор комментариев к Налоговому кодексу РФ и ряда публикаций в специализированных изданиях.
Беседовала
А. Смехова,
корреспондент журнала "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер", N 4, февраль 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99