Информация о товарах, подлежащая предоставлению потребителю
В целях защиты прав и интересов покупателей законодательство РФ обязывает продавца предоставлять им информацию о товарах. Несоблюдение этого требования может повлечь целый ряд негативных последствий. Проштудируем вместе с читателями Закон о защите прав потребителей*(1) и некоторые другие нормативные документы и определим перечень обязательной для предоставления информации, порядок ее предоставления покупателю, ответственность продавца. Изучать вопрос начнем со сведений об основных потребительских свойствах товаров.
Продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора (п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей). По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.
В пункте 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей приведен перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть указаны продавцом:
наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более 0,9%), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях (Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.04.1997 N 481);
цена в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита - размер кредита, полная сумма, подлежащая выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
гарантийный срок, если он установлен;
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
сведения об энергетической эффективности товаров (если такое требование установлено законодательно);
срок службы или срок годности товаров (работ), а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в п. 4 ст. 7 Закона о защите прав потребителей;
сведения о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информация о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Перечень аналогичной информации изложен в п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров*(2).
Доведение указанной информации до покупателя в целях применения ст. 10 Закона о защите прав потребителей подразумевает, что она:
должна быть полной, содержать все сведения о порядке эксплуатации товара, его достоинствах и недостатках, об ограничениях в использовании и возможном вреде для здоровья;
должна быть достоверной, точной, относиться именно к продаваемому товару;
должна обеспечивать правильный выбор;
должна предоставляться покупателю своевременно, то есть до заключения договора купли-продажи товара.
Последствия несоблюдения продавцом требований о предоставлении информации о товарах
В случае непредоставления продавцом потребителю необходимой и достоверной информации о товарах с него могут быть взысканы:
стоимость товара, если непредставление необходимой информации повлекло за собой порчу товара;
неустойка (пени), в том числе за просрочку удовлетворения требований потребителя;
убытки, в частности причиненные покупателю непредставлением информации, в том числе последовавшим за этим необоснованным уклонением от заключения договора;
компенсация морального вреда;
при причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя из-за непредоставления полной и достоверной информации о товаре - возмещение такого вреда, в том числе полное возмещение убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя;
штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя за несоблюдение продавцом в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя по уплате неустойки (пени).
Способы предоставления покупателю информации о товарах
Информация о товарах в силу п. 3 ст. 10 Закона о защите прав потребителей доводится продавцом до сведения потребителей следующими способами:
в технической документации, прилагаемой к товарам (инструкции, паспорте на товар, сервисной книжке, руководстве по эксплуатации, формулярах и описаниях изделий, схемах, чертежах);
на этикетках;
маркировкой;
иным способом, принятым для отдельных видов товаров (например, демонстрацией потребительских свойств).
Обратимся к другим нормативным документам, которые позволяют получить более полное представление о способах доведения информации о товарах до покупателя.
В пункте 1 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 N 1037 "О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке" указано, что запрещается продажа на территории РФ импортных непродовольственных товаров без информации о них на русском языке. Информация должна быть размещена на упаковке или этикетке товара, изложена в технической (эксплуатационной) документации, прилагаемой к товару, листках-вкладышах к каждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Согласно п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. В целом подобные же требования изложены в Письме Роскомторга от 13.03.1995 N 1-304/32-2, в котором сказано, что на ценниках все реквизиты должны быть нанесены четко, разборчиво, без исправлений, штемпельной краской (штампом), чернилами или пастой.
Далее на примерах из арбитражной практики рассмотрим различные способы представления продавцом информации о товаре покупателю, а также насколько эти способы, по мнению судебных инстанций, соответствуют требованиям ст. 10 Закона о защите прав потребителей.
К товару прилагается инструкция от другого товара. В таком случае считается, что продавцом не соблюдены требования ст. 10 Закона о защите прав потребителя со всеми вытекающими последствиями.
Свердловский областной суд в Определении от 01.03.2013 N 33-2405/2013 поддержал покупателя, выявившего недостатки в эксплуатации котла (задымление, конденсат, низкая температура теплоносителя), которые, согласно заключению специалиста, возникли вследствие скопления смол от использования несоответствующего топлива при эксплуатации котла. При этом при продаже изделия покупателю была передана инструкция по его эксплуатации от другого котла. В итоге с продавца были взысканы стоимость товара, пени за просрочку удовлетворения требований потребителя, штраф и компенсация морального вреда.
Информация, доводимая до покупателя в устной форме или путем демонстрации товара. Иногда продавец-консультант в магазине целенаправленно или по незнанию сообщает покупателю информацию о товаре, противоречащую сведениям, содержащимся в технической документации. Является ли это признаком несоблюдения требования ст. 10 Закона о защите прав потребителей?
Если продавец-консультант изложил недостоверную информацию в устной форме, а техническая документация, приложенная к товару, содержит правдивую информацию, тогда покупателю будет затруднительно доказать, что указанная норма была нарушена.
Например, в Московском городском суде (Определение от 24.05.2012 N 11-7529) рассматривалась ситуация, когда при приобретении воздухоочистителя и увлажнителя продавец-консультант заверил покупателя в том, что указанные приборы эффективно очищают воздух в закрытых помещениях от дыма различного происхождения (товары приобретались физическим лицом с целью очистки воздуха от задымления, вызванного лесными пожарами). Однако в процессе эксплуатации товаров выяснилось, что это не так: приобретенные товары не очищали помещения от дыма.
Суд сделал следующие выводы:
все параметры товаров отражены в документации в полном объеме;
покупатель не подтвердил обстоятельство, что при приобретении им товаров до него не были доведены сведения об их потребительских свойствах, характеристике и комплектации. Соответственно, вся требуемая информация была доведена до покупателя.
Московский городской суд в Апелляционном определении от 08.04.2013 N 11-11036 не поддержал покупателя, по мнению которого продавец не предоставил полную и достоверную информацию о приборе бытового с функцией ионизации модели (ионизатор водно-щелочной), продажа которого осуществлялась путем демонстрации товара представителем продавца, и ввел покупателя в заблуждение относительно потребительских свойств товара, в том числе о том, что благодаря товару вода принимает лечебные свойства.
Суд посчитал, что покупателю был передан товар надлежащего качества с предоставлением всей необходимой и достоверной информации, поскольку при заключении договора покупатель лично произвел проверку качества, комплектности товара, принял товар без оговорок, никаких претензий к качеству и комплектации товара, а также к переданной документации не предъявлял и, соответственно, решение о приобретении продукции принял самостоятельно. Также при демонстрации прибора покупатель мог наглядно убедиться в функциональных возможностях прибора. Подписав договор, он подтвердил свое намерение приобрести прибор. Информация о товаре в полной мере была указана ему в инструкции по эксплуатации. При этом покупатель не представил доказательств того, что приобретенный прибор был заявлен продавцом как медицинский.
Тест-драйв. Из определения способов доведения информации о товаре до покупателя следует, что тест-драйв автомобиля не заменяет собой данные технической документации и иные способы доведения информации, а лишь уточняет и дополняет их.
Руководствуясь аналогичным подходом, Нижегородский областной суд в Кассационном определении от 21.06.2011 N 33-5517 пришел к следующему выводу: тот факт, что покупателю до заключения договора купли-продажи была предоставлена возможность испытать автомобиль путем тест-драйва, не может свидетельствовать о предоставлении продавцом полной и достоверной информации о данном автомобиле (в том числе о его конструктивных особенностях, из-за которых водитель и пассажиры могут слышать стуки металлического характера во время движения автомобиля и толчки в момент включения сцепления).
Обязаны ли продавцы в устной форме доводить до покупателя информацию об особенностях эксплуатации товара, содержащуюся в инструкции? Законодательство не обязывает продавца зачитывать покупателю всю техническую документацию к товару, доводить до него все особенности эксплуатации товара. Продавец-консультант вправе на какие-то особенности эксплуатации и технические характеристики товара обратить внимание покупателя, а на какие-то нет. Перечень предоставляемой в устной форме информации субъективен, зависит от профессионализма продавца и вопросов, задаваемых покупателем. По нашему мнению, если такая информация содержится в инструкции, которая была своевременно предоставлена покупателю, требования ст. 10 Закона о защите прав потребителей в целом можно считать соблюденными продавцом.
Санкт-Петербургский городской суд в Определении от 10.05.2012 N 33-5610/12 посчитал, что порядок работы системы безопасности, в том числе подушек безопасности, был подробно изложен в инструкции по эксплуатации автомобиля, которая была предоставлена покупателю и с которой он имел возможность ознакомиться до заключения договора купли-продажи. Так как указанная информация была своевременно предоставлена покупателю, продавец не обязан был дополнительно доводить ее до покупателя иным способом.
Виды информации о товарах, предоставление которой обязательно
Сведения об основных потребительских свойствах товаров. В перечне необходимой и достоверной информации о товаре, которую продавец обязан своевременно довести до покупателя, указаны сведения об основных потребительских свойствах товара. На практике возникает много вопросов, связанных с тем, какие характеристики товара считать обязательными для доведения до покупателя.
Если продавец не представил покупателю техническую документацию, исказил существенные характеристики товара, скорее всего, суд примет решение, что продавец нарушил положения ст. 10 Закона о защите прав потребителей. В то же время незначительное искажение сведений о товаре, касающихся их существенных характеристик, в зависимости от конкретной ситуации может быть признано судом правомерным. Рассмотрим данные вопросы на примерах арбитражной практики.
Непредоставление информации о товаре привело к его порче. Рязанский областной суд в Определении от 31.08.2011 N 33-1742 признал продавца нарушившим ст. 10 Закона о защите прав потребителей ввиду непредоставления покупателю полной и достоверной информации о проданной ткани (об ее основных потребительских свойствах, составе, правилах и способах ухода за нею), что привело к деформации пошитого покупателем свадебного платья после химической чистки и невозможности его дальнейшего использования.
Фальсификация данных. Свердловский областной суд в Определении от 19.07.2012 N 33-8417/2012 признал правомерным требование покупателя о взыскании денежных средств, уплаченных по договору купли-продажи автомобиля, убытков в виде расходов на диагностику бортовых систем автомобиля, компенсации морального вреда по причине того, что:
фактический пробег комиссионного автомобиля (более 150 000 км), приобретенного покупателем и позднее проверенного им в рамках диагностики бортовых систем, был сфальсифицирован продавцом и значительно превышал зафиксированный на спидометре при продаже (58 501 км);
сервисная книжка, которая должна содержать информацию о фактическом пробеге, не была передана покупателю.
Искажения в технической документации на товар. Кемеровский областной суд в Апелляционном определении от 29.06.2012 N 33-6164 удовлетворил требования покупателя о взыскании с продавца уплаченных за приобретенный пылесос денежных средств, неустойки, морального вреда, судебных расходов. Проведенной по делу экспертизой было установлено, что этот пылесос не соответствует информации, указанной в прилагаемой технической документации в отношении массы и уровня фильтрации. Кроме того, потребителю не была представлена полная и достоверная информация о дорогостоящем товаре длительного пользования в части маркировки.
Недоведение информации о том, что товар был в употреблении. Если продавец продает подержанный автомобиль и не уведомляет об этом покупателя, который имел намерение приобрести новый автомобиль, суды поддерживают право покупателя на расторжение договора купли-продажи транспортного средства, взыскание с продавца стоимости автомобиля, неустойки, компенсации морального вреда, судебных и иных расходов. Приведем примеры судебных решений:
Московский городской суд в Апелляционном определении от 02.11.2012 N 11-24950 выявил, что продавец не предоставил информацию о том, что автомобиль был в употреблении и на нем производилась замена агрегатов, вышедших из строя;
Рязанский областной суд в Определении от 20.06.2012 N 33-1105 установил, что приобретенный гидроцикл является товаром, бывшим в употреблении, о чем покупатель уведомлен не был;
Верховный суд Республики Башкортостан в Апелляционном определении от 02.04.2013 N 33-3982/2013 выявил, что автомобиль новым не является, о чем покупатель уведомлен не был.
Незначительное искажение существенной информации о товаре. В таких случаях судами рассматриваются последствия, к которым приводит искажение информации, доведенной до покупателя. Если он понес убытки либо дополнительные расходы, велика вероятность, что суд признает данный эпизод нарушением требований ст. 10 Закона о защите прав потребителей. В ином случае судьи могут поддержать продавца. Приведем пример.
Московский городской суд в Определении от 22.08.2011 N 33-26562 не поддержал покупателя, посчитав несущественным отклонением реальной мощности автомобиля (100,64 л.с.) от той, что была заявлена в рекламе и документации (100 л.с.), так как каждый автомобиль является индивидуальным, а заявленное увеличение мощности - незначительным, с технической точки зрения допустимым и невозможным для устранения и не увеличивает стоимость содержания автомобиля. Также суд учел, что покупатель не уведомил продавца о конкретных целях приобретения товара, в частности о том, что обязательным условием при принятии решения о покупке являлась бы мощность двигателя автомобиля, не превышающая 100 л.с., не истребовал дополнительную информацию, хотя не был ограничен в этом праве. То, что в связи с указанным расхождением увеличилась сумма транспортного налога, взимаемого с автовладельца, а также сумма страхования гражданской ответственности покупателя за причинение вреда третьим лицам, по мнению суда, не относится к потребительским свойствам самого товара и его полезным свойствам. Методика округления с точностью именно до второго знака после запятой при пересчете единиц мощности двигателя из метрических единиц (кВт) во внесистемные (л.с.) предусмотрена ведомственным Приказом МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, предназначена для целей налогообложения и не является обязательной при информировании потребителя в порядке, предусмотренном ст. 10 Закона о защите прав потребителей. Также покупатель не представил доказательств того, что со стороны продавца ему были причинены убытки.
Несущественная информация о товаре. Не всегда информацию о товаре можно однозначно отнести к основным или неосновным потребительским свойствам товара ввиду отсутствия критериев для такой классификации. В некоторых случаях в этом может помочь арбитражная практика. Например, Санкт-Петербургский городской суд в Определении от 02.02.2011 N 33-1479/2011 не поддержал позицию управления Роспотребнадзора, посчитав, что непредоставление покупателю информации об интервале времени автономной работы ноутбуков от прилагающихся к ним аккумуляторных батарей не нарушает положения ст. 10 Закона о защите прав потребителей, так как время автономной работы ноутбука от аккумуляторной батареи:
не является основным потребительским свойством товара;
является величиной переменной, зависит от множества разнообразных факторов, в связи с чем ее однозначно определить невозможно.
От редакции. В следующем номере журнала продолжим разговор о том, какая информация о товаре должна быть доведена до покупателя в обязательном порядке.
В.В. Никитин,
эксперт журнала "Торговля:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
*(2) Правила продажи отдельных видов товаров, перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"