Поговорим о ТС, работающих на газомоторном топливе
Сегодня уже достаточно существенный процент автотранспорта работает на газомоторном топливе, в связи с чем у владельцев ТС все больше возникает вопросов по их эксплуатации. В одном из номеров журнала освещались учет и налогообложение эксплуатации автомобилей, работающих на газомоторном топливе*(1). Сегодня продолжим разговор на эту непростую тему.
О мерах стимулирования использования газомоторного топлива
Есть такое Распоряжение Правительства РФ от 13.05.2013 N 767-р "О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива". Нет смысла все его пересказывать, выделим только то, что касается перевозчиков пассажиров и грузов. Во-первых, Минпромторгу, Минрегиону, Минтрансу и Минэнерго поручено представить в Правительство РФ совместный комплекс мер, направленных на создание условий для доведения к 2020 году в регионах уровня использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб:
- в городах с численностью населения более 1 000 тыс. человек - до 50% общего количества единиц техники;
- в городах с численностью населения более 300 тыс. человек - до 30% общего количества единиц техники;
- в городах и населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек - до 10% общего количества единиц техники.
Во-вторых, указанным ведомствам поручено подготовить предложения о развитии системы субсидирования перевода транспортных средств на использование природного газа в качестве моторного топлива в целях обновления автобусного парка, транспорта дорожно-коммунальных служб и сельскохозяйственной техники. В-третьих, Росстат должен был разработать формы федерального статистического наблюдения в отношении*(2):
- количества транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива, в разрезе компримированного природного газа и сжиженного природного газа с разбивкой по видам транспортных средств (автобусы, дорожно-коммунальная техника, сельскохозяйственная техника);
- количества объектов газозаправочной инфраструктуры, использующих природный газ, по видам газозаправочных станций (автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, криогенные автомобильные газозаправочные станции, многотопливные автозаправочные станции);
- объема реализации природного газа в качестве моторного топлива.
Отчитываться по данным показателям ежегодно будут МВД, Минрегион и Минсельхоз с участием органов исполнительной власти субъектов РФ.
И наконец, Правительство РФ рекомендовало региональным органам власти снизить в соответствии с п. 2 ст. 361 НК РФ налоговые ставки транспортного налога для ТС, использующих природный газ в качестве моторного топлива, начиная с 1 января 2014 года на срок до 2020 года. Об этом предписании следует поговорить отдельно.
Снижение ставки или налоговая льгота?
Оказывается, предоставить налоговую преференцию (снизить налоговое бремя) можно по-разному. Например, снизить ставку налога или ввести налоговую льготу. В чем разница? В правовом регулировании и в том, кто именно будет снижать налоговое бремя: федеральные или региональные власти. Сказанное, безусловно, требует пояснений. По вопросу уплаты транспортного налога с ТС, работающих на газу, финансовое ведомство высказалось в письмах от 14.01.2014 N 03-05-04-04/414, от 19.12.2013 N 03-06-07-01/5593. Положениями ст. 356 НК РФ предусмотрено, что законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют ставку транспортного налога в пределах, установленных гл. 28 НК РФ.
К сведению. Природный газ (метан) к подакцизным товарам не относится, и в отношении него ставка акциза не установлена (Письмо Минфина РФ от 19.12.2013 N 03-06-07-01/55934).
Регионы определяют ставки транспортного налога исходя из базовых ставок, обозначенных в п. 1 ст. 361 НК РФ. Поручением Президента РФ от 14.05.2013 N Пр-1298 в качестве мер государственной поддержки расширения использования техники, работающей на газомоторном топливе, включая сжиженный природный газ, Правительству РФ поручено представить предложения о целесообразности снижения ставок транспортного налога для транспортных средств, работающих на газомоторном топливе. При этом нужно учесть, что транспортный налог относится к региональным налогам и полностью зачисляется в дорожные фонды субъектов Российской Федерации. Снижение на федеральном уровне ставок транспортного налога для транспортных средств, работающих на газомоторном топливе, приведет к выпадающим доходам субъектов РФ и, как следствие, выделению им средств из федерального бюджета. То есть базовые ставки транспортного налога, установленные в п. 1 ст. 361 НК РФ, снижаться не будут.
Но это не исключает иного варианта снижения налогового бремени по инициативе региональных властей. В их компетенции находятся вопросы об установлении размера конечной ставки по транспортному налогу, а также установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков (Письмо Минфина РФ от 27.12.2013 N 03-05-06-04/57725). Но со ставками манипулировать не стоит, так как они устанавливаются в зависимости от мощности двигателя (ст. 361 НК РФ), а не от того, на каком топливе работает ТС. Поэтому, чтобы не противоречить федеральному налоговому законодательству, региональные власти своими законами о транспортном налоге вправе предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (ст. 356 НК РФ). Напоминаем, льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). На основе всего сказанного и с учетом п. 9 Правительства РФ от 13.05.2013 N 767-р региональные власти вправе установить льготы по транспортному налогу для транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива. Хотя заметим, в документе Правительства РФ речь идет о снижении ставок, а не о предоставлении налоговой льготы. Но Минфин объяснил, почему целесообразнее снизить бремя по транспортному налогу именно путем предоставления местными органами власти налоговой льготы. При этом в силу п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Однако практика показала, что не все регионы спешат исполнять поручение Правительства РФ и вводить специальные льготы по транспортному налогу для газомоторных ТС.
Что еще отличает авто, работающее на газе?
Помимо льготирования налогообложения и других стимулирующих использование авто на газу мер, следует выделить самое главное - экономию в затратах на "голубое" топливо. Газ как сжиженный, так и сжатый стоит дешевле, чем бензин или солярка. При этом разница в расходе небольшая, и экономия от авто, работающих на газомоторном топливе, все же ощутимая.
Вопрос: нужно ли нормировать расход газа? Конкретного ответа на данный вопрос нет, но есть Письмо Минфина РФ от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097, в котором сказано, что при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте*(3). То есть финансисты рекомендуют использовать документ для целей налогообложения. Однако напоминаем, что для бухгалтерского учета транспортных компаний нормирование ГСМ является обязательным в силу предписаний отраслевых актов (п. 40 Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте*(4)). В свою очередь, в рассматриваемых Нормах расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте есть указания как по нормированию бензина, солярки, так и по нормированию газа. Кстати, напомним, что автомобили могут работать как на сжиженном нефтяном газе (пропанобутановой смеси), так и на сжатом (компримированном) природном газе. При этом последний может использоваться как в бензиновых, так и дизельных двигателях.
Опишем алгоритм нормирования затрат на газомоторное топливо.
1. Определяются базовый пробег автомобиля и норма расхода вида газового топлива.
В таблицах по разным видам транспортных средств (легковых, грузовых, пассажирских, специальных и специализированных) есть условные обозначения: Б - бензин; Д - дизтопливо; СНГ - сжиженный нефтяной газ; СПГ - сжатый природный газ.
2. Если нормы расхода не установлены, то нужно определить их расчетным путем.
В Нормах расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте представлены коэффициенты перевода "бензиновых" ("дизельных") на "газовые" нормы (в зависимости от вида газового топлива, используемого для заправки транспортного средства).
3. Определяются надбавки за эксплуатацию ТС в разных условиях и для спецтехники.
В частности, Минтрансом увеличены нормы расходования газа для ТС с увеличенной массой (при установке фургонов, кунгов, тентов, дополнительного оборудования). Предусмотрен также дополнительный расход газа для самосвалов с прицепами и полуприцепами, для автопоездов.
4. Рассчитывается нормативный расход бензина (дизельного топлива), без которого также не обойтись при эксплуатации газооборудованных автомобилей.
Нормирование расхода традиционного топлива для газобаллонных автомобилей производится в тех же размерах, что и для базовых бензиновых ТС с учетом их типа и пробега.
5. Определив в натуральном выражении нормативный расход газа и бензина, бухгалтер сравнивает их с фактическими данными.
Израсходованное топливо включается в состав расходов по обычным видам деятельности в пределах норм, сверхнормативные потери относятся на прочие расходы (п. 97 Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте).
6. Списывается расход "голубого" и обычного топлива в стоимостном выражении.
Газовое и бензиновое топлива списываются исходя из принятого в организации способа оценки МПЗ при выбытии (по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения материалов) (п. 16 ПБУ 5/01 "Учет МПЗ").
Отметим, описанный алгоритм применим для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе и на сжатом (компримированном) природном газе. Большинство из таких транспортных средств первоначально имеют бензиновый двигатель, который заводится (разогревается) на бензине, а в дальнейшем (основной цикл) работает на газе. В нашем журнале уже приводились расчеты по указанному выше алгоритму, поэтому не будем к ним возвращаться.
Предлагаем немного поговорить о ТС, имеющих газодизельные двигатели. Их отличительной чертой является то, что они не могут работать чисто на газу, так как он не может загораться от сжатия как солярка. Поэтому газ нужно поджечь, а для этого в цилиндры двигателя подается так называемая запальная порция, которая в конце такта сжатия воспламеняется и поджигает газовоздушную смесь, поступающую в цилиндры на такте впуска. От технических нюансов перейдем к нормированию. Для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа приводится в куб. м с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации транспортного средства). Поэтому при расчете бухгалтер будет одновременно нормировать газ и дизельное топливо. Алгоритм действий будет такой:
1. Определяется соотношение расходования газового и дизельного топлива.
2. Считаются надбавки расхода топлива в зависимости от типа ТС и условий эксплуатации.
3. Определяется расход по нормативу исходя из пробега и выполненной работы.
4. Фактический расход ограничивается нормативным для обоснованных расходов.
5. Списывается фактически израсходованное топливо на обычные и прочие расходы.
Пример
Автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом ГКБ-8527 перевез на расстояние 115 км 13 т кирпича, а в обратную сторону перевез на расстояние 90 км 16 т щебня, общий пробег составил 205 км. Допустим, самосвал является газодизельным и согласно инструкции по эксплуатации норма расхода сжатого газа - 20 куб. м и дизтоплива - 5 л на 100 км. На каждую тонну увеличения собственной массы ТС при газодизельном двигателе возрастает расход газа до 1,2 куб. м и 0,25 л/100 км дизтоплива. Масса снаряженного самосвального прицепа ГКБ-8527 равна 4,5 т. Стоимость 1 куб. м газа - 20 руб., а 1 л дизтоплива - 32 руб. В отчетном периоде было приобретено и заправлено 100 куб. м газа и 30 л солярки. Израсходовано 95 куб. м газа и 25 л солярки по данным путевых листов водителя.
1. Согласно условиям примера норма расхода топлива для порожнего КамАЗ-5511 с газодизельным двигателем составляет 20 куб. м газа и 5 л солярки на 100 км.
2. В связи с тем, что самосвал эксплуатируется вместе с прицепом, расход газа нужно увеличить на 2,4 куб. м, а расход дизтоплива - на 0,5 л/100 км (учитывается разница собственных масс порожнего бортового автомобиля и самосвала в размере 2 т).
3. Определяем расход по нормативу.
3.1. Расход газа на эксплуатацию ТС с прицепом в пределах всего пути (250 км) будет равен 45,92 куб. м ((20 + 2,4) куб. м x 205 км x 0,01), а расход дизтоплива - 11,28 л ((5 + 0,5) л x 205 км x 0,01).
3.2. Далее определяется дополнительный расход газа и солярки на перевозку грузов исходя из веса автомобилей и дальности перевозки. По газу он составит 35,22 куб. м (0,01 x (1,2 куб. м x (115 км x 13 т + 90 км x 16 т))), а по дизельному топливу - 7,34 л (0,01 x (0,25 л x (115 км x 13 т + 90 км x 16 т))).
3.3. В итоге общий расход газа на эксплуатацию ТС с прицепом и на перевозку грузов будет равен 81,14 куб. м (45,92 + 35,22), а для дизельного топлива - 18,62 л (11,28 + 7,34).
4. После того, как нормы посчитаны в натуральных измерителях, определим их стоимостную оценку, допуская, что стоимость приобретения соответствует цене списания, в целях упрощения. В частности, норма списания газа составит 1 622,8 руб. (81,14 куб. м x 20 руб.), а дизтоплива - 595,84 руб. (18,62 л x 32 руб.). Фактически израсходовано газа на 1 900 руб. (95 куб. м x 20 руб.), а солярки - на 800 руб. (25 л x 32 руб.).
5. Перерасход обоих видов топлива на 481,36 руб. (277,2 + 204,16) признан обоснованным и согласно отраслевым рекомендациям учтен в прочих расходах. В себестоимости отражено списание топлива по нормам в размере 2 218,64 руб. (1 622,8 + 595,84).
В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | |
Отражено приобретение газового топлива* | 2 000 | |||
Показана покупка дизельного топлива* | 960 | |||
Списаны по нормам расходы на газ на обычные расходы | 1 623 | |||
Списаны по нормам расходы на солярку на обычные расходы | 596 | |||
Списаны сверх норм расходы на газ на прочие расходы | 277 | |||
Списаны сверх норм расходы на солярку на прочие расходы | 204 | |||
* Топливо приобретено через подотчетное лицо. |
* * *
В завершение скажем несколько слов о путевом листе. Его нужно составлять как на обычные автомобили, так и на газомоторные. Ведь Устав автомобильного транспорта*(5) обязателен для всех перевозчиков пассажиров и грузов, а в нем сказано, что запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. Однако самого факта использования путевого листа мало, нужно еще его заполнить так, чтобы у ревизоров не было претензий, например, в связи с необоснованным списанием топлива. При отсутствии в путевом листе информации о конкретном месте следования невозможно судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Раз так, то названные документы не подтверждают осуществления затрат на приобретение ГСМ и не могут являться основанием для их признания в качестве расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль. Такой вывод сделан в Постановлении ФАС ПО от 21.05.2013 N А55-23291/2012, и коллегия ВАС это поддержала в Определении от 30.08.2013 N ВАС-11880-13, хотя суд первой инстанции и указал на то, что путевые листы являются не единственным документом, подтверждающим использование автотранспортного средства в производственной деятельности налогоплательщика. Отсутствие в путевых листах данных о пробеге автомобиля, включая отсутствие данных о пунктах отправления и прибытия, говорит о том, что документы полностью не оформлены и не раскрывают содержание хозяйственной операции, в том числе и для налогообложения.
Здесь нужно добавить, что указание в путевом листе подробного маршрута следования служебного автомобиля поможет подтвердить не только расходы на приобретение и последующее списание ГСМ, но и сам факт перевозки грузов и оказания транспортных услуг (постановления ФАС ЗСО от 20.05.2013 N А75-5274/2012, ФАС СЗО от 25.06.2013 N А66-5913/2012). Также немаловажно то, что данные в путевых листах должны соответствовать сведениям из документов на груз, в противном случае их несовпадение может поставить под сомнение реальность осуществления операций и вызвать подозрение в получении необоснованной налоговой выгоды (постановления ФАС ЗСО от 04.09.2013 N А45-25680/2012, ФАС ДВО от 19.06.2013 N Ф03-1950/2012).
Автор не исключает, что у читателя может быть свое мнение насчет оформления путевых листов. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов приведены в Приказе Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152. В нем нет маршрута следования ТС, значит, и указывать его не обязательно. В подтверждение данной позиции приведем судебную практику - постановления ФАС ПО от 05.03.2013 N А55-19369/2012, ФАС МО от 29.02.2012 N А40-63465/11-116-182, ФАС СКО от 14.05.2012 N А25-1314/2011. Как видим, судебных решений не так уж и много, но шансы на то, чтобы доказать свою правоту, все же есть.
С.В. Булаев,
редактор журнала "Транспортные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья С.В. Булаева "Перевод транспорта перевозчика с бензина на газ", N 4, 2011.
*(2) См., например, Приказ Росстата от 30.07.2013 N 296.
*(3) Утверждены Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р.
*(4) Утверждена Приказом Минтранса РФ от 24.06.2003 N 153.
*(5) Утвержден Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"