Арбитражная практика
Услуги по техническому обслуживанию абонентского отвода - не "вмененный" вид деятельности
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.01.2014 N А11-8020/2012
В ходе выездной проверки налоговая инспекция установила, что организация неправомерно применяла систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении деятельности по техническому обслуживанию абонентского отвода. На этом основании она доначислила компании налоги по общей системе налогообложения. Организация с таким решением налоговой инспекции не согласилась и обратилась в суд.
Арбитры отметили, что под уплату ЕНВД подпадает деятельность по оказанию бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с ОКУН.
На основании статьи 346.27 НК РФ бытовые услуги - платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные ОКУН.
Согласно ОКУН, утвержденному постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163, к бытовым услугам в подгруппе 013000 "Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры" отнесены установка систем коллективного приема телевидения, установка индивидуальных одноэлементных и многоэлементных антенн, установка индивидуальных разветвителей, прокладка и подключение абонентских отводов, прокладка и подключение антенных усилителей, установка и подключение конверторов дециметрового диапазона, реконструкция индивидуальных антенн и систем коллективного приема, техническое обслуживание систем коллективного приема телевидения, ремонт системы коллективного приема телевидения, ремонт элементов распределительных сетей систем коллективного приема телевидения, ремонт индивидуальных антенн, ремонт антенного оборудования индивидуального пользования (усилителей, конверторов и др.), замена кабеля снижения индивидуальной антенны, измерение уровня телевизионного сигнала в месте приема.
Деятельность по оказанию услуг кабельного телевидения отнесена к группе "Услуги связи" (код 035100 ОКУН).
Согласно статье 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" на территории РФ услуги связи оказываются пользователям на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
На основании пункта 7 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 N 785 (далее - Правила), оператор связи вправе оказывать те услуги связи для целей телерадиовещания, на оказание которых выдана лицензия.
При этом оказание услуг связи для целей телерадиовещания может сопровождаться оказанием оператором связи иных услуг, технологически непрерывно связанных с услугами связи для целей телерадиовещания и направленных на повышение их потребительской ценности, если для этого не требуется отдельной лицензии.
В договоре между оператором связи и абонентом предусматривается предоставление абоненту доступа к сети связи телерадиовещания оператора связи, предоставление в постоянное пользование абонентской линии и доставка сигнала телерадиопрограммы до пользовательского (оконечного) оборудования абонента (п. 15 Правил).
В рамках заключенного с абонентом договора на услуги связи могут быть оказаны услуги по техническому обслуживанию абонентской распределительной системы (п. 29 Правил).
Арбитры выяснили, что в проверяемый период организация, имеющая лицензию на осуществление услуг связи для целей кабельного вещания, оказывала услуги кабельного телевидения физическим лицам и услуги по подключению и техническому обслуживанию абонентского отвода.
Услуги кабельного телевидения оказывались на основании публичного договора об оказании услуг связи для целей кабельного телевещания. Кроме того, компания заключала с физическим лицом (заказчиком) публичный договор возмездного оказания бытовых услуг, согласно которому предусматривается проведение исполнителем работ по подключению к сети кабельного телевидения и техническое обслуживание абонентского отвода (абонентской распределительной сети).
То есть, исследовав представленные в материалы дела доказательства, арбитры установили, что услуги по техническому обслуживанию абонентского отвода (абонентской распределительной сети) являются услугами, технологически неразрывно связанными с услугами связи для целей кабельного телевидения.
Таким образом, судьи пришли к выводу, что оказываемые компанией услуги не являются бытовыми и соответственно решение инспекции о доначислении компании налогов по общей системе правомерно.
Об определении пропорции сумм НДС, подлежащих включению в налоговые вычеты
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.01.2014 N А78-3863/2013
По результатам выездной проверки налоговая инспекция доначислила организации НДС. Основанием для этого послужил вывод налоговиков о том, что компания неправильно рассчитала пропорцию по облагаемым и не облагаемым НДС операциям (показатель отгруженных товаров определен с учетом НДС). Организация с таким решением налоговой инспекции не согласилась и обратилась в суд.
Арбитры указали, что согласно пункту 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ суммы НДС, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые, так и освобождаемые от обложения НДС операции, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых НДС.
По товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых НДС, "входной" НДС принимается к вычету в соответствии со статьей 172 Налогового кодекса РФ.
Если товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, имущественные права используются для осуществления как облагаемых, так и не подлежащих обложению (освобожденных от обложения) НДС операций, то "входной" НДС принимается к вычету либо учитывается в стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав) в той пропорции, в какой они используются для облагаемых и не облагаемых НДС операций.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат обложению (освобождены от обложения) НДС, в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
В аналогичном порядке ведется раздельный учет сумм НДС налогоплательщиками, перешедшими на систему налогообложения в виде ЕНВД.
При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых, так и не подлежащих обложению (освобожденных от обложения) НДС операций.
При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежат и в расходы, принимаемые при исчислении налога на прибыль (НДФЛ), не включаются.
Налогоплательщики имеют право не применять указанное выше положение к тем налоговым периодам, в которых доля расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат обложению НДС, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг) в указанном налоговом периоде, подлежат налоговому вычету в соответствии с порядком, определенным статьей 172 НК РФ.
Арбитры выяснили, что в проверяемом периоде компания совмещала "вмененку" и общий режим. Доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат обложению НДС, превышает 5% общей величины указанных совокупных расходов.
При этом судьи отметили, что при определении пропорции необходимо применять сопоставимые показатели, которыми являются суммы, отражающие стоимость товаров без учета НДС (постановление Президиума ВАС РФ от 18.11.2008 N 7185/08).
"Вмененщики" уплачивают только "таможенный" НДС, поэтому права на налоговые вычеты и возмещение налога в форме зачета или возврата они не имеют. Уплаченные суммы НДС они включают в стоимость товаров (подп. 3 п. 2 ст. 170 и п. 2 ст. 171 НК РФ).
Вместе с тем в нарушение пункта 4 статьи 170 НК РФ при исчислении пропорции сумм НДС, подлежащих включению в налоговые вычеты, показатель отгруженных товаров определен компанией с учетом НДС. То есть организация допустила искажение сопоставимых показателей, приведшее к неправильному исчислению НДС.
В связи с этим арбитры пришли к выводу, что решение инспекции о доначислении организации НДС является правомерным.
Реализация товаров по образцам вне стационарной торговой сети - не "вмененный" вид деятельности
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.12.2013 N А78-5846/2012
По результатам выездной проверки налоговая инспекция доначислила индивидуальному предпринимателю налоги по общей системе налогообложения. Основанием для этого, по мнению налоговой инспекции, послужило неправомерное применение "вмененки" в отношении деятельности по реализации товаров по образцам вне стационарной торговой сети. Предприниматель с таким решением инспекции не согласился и обратился в суд.
В свою очередь арбитры отметили, что согласно пункту 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ под уплату ЕНВД подпадает розничная торговля через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, а также розничная торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети.
На основании статьи 346.27 НК РФ в целях главы 26.3 НК РФ к розничной торговле не относится реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети.
Стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в предназначенных и (или) используемых для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям.
Стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.
Стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.
Магазин - специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.
Арбитры выяснили, что индивидуальный предприниматель осуществлял торговлю по образцам и каталогам в арендуемом помещении, не отвечающем по техническим и конструктивным характеристикам критерию торгового объекта стационарной торговой сети. Реализуемый товар в спорном нежилом помещении покупателям не передавался. Весь процесс заключения и исполнения договора розничной купли-продажи в данном помещении не осуществлялся. Арендуемое коммерсантом помещение находится в складском здании, не предназначенном для торговли и не введенном в оборот как объект гражданского права.
Таким образом, судьи пришли к выводу, что деятельность индивидуального предпринимателя не подпадает под уплату ЕНВД и соответственно решение инспекции о доначислении налогов по общей системе налогообложения правомерно.
Сдача в аренду торговых мест и уплата ЕНВД
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.01.2014 N А53-5207/2013
По результатам камеральной проверки налоговая инспекция доначислила организации ЕНВД. Свое решение инспекция мотивировала тем, что компания занимается сдачей в аренду торговых мест, а не павильонов. Связано это с тем, что обособление сдаваемых в аренду помещений от остальных, расположенных в торговом центре, не является основанием для их квалификации в целях налогообложения как павильонов. Помещения расположены в пределах торгового центра, не являются отдельно стоящими, не обеспечены складскими, подсобными и иными помещениями. Однако организация с таким решением инспекции не согласилась и обратилась в суд.
Арбитры указали, что согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов.
На основании статьи 346.27 Налогового кодекса РФ под стационарной торговой сетью понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных и (или) используемых для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям.
Под стационарной торговой сетью, не имеющей торговых залов, понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.
При этом под стационарной торговой сетью, имеющей торговые залы, понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.
Под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.
Вместе с тем положения главы 26.3 Налогового кодекса РФ не раскрывают значение понятия "торговый зал".
Согласно пункту 43 раздела 2.3 Государственного стандарта РФ "Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-99", утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.08.99 N 242-ст, торговый зал магазина (павильона) - это специально оборудованная основная часть торгового помещения магазина (павильона), предназначенная для обслуживания покупателей.
Таким образом, если для осуществления деятельности по розничной торговле используется павильон, часть которого предназначена для обслуживания покупателей, то такое помещение является объектом стационарной торговой сети, имеющим торговый зал.
На основании статьи 346.27 НК РФ площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала.
Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.
Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Таким образом, если в самом помещении, передаваемом в аренду, осуществляется обслуживание покупателей, то такой торговый объект следует относить к объектам стационарной торговой сети, имеющим торговый зал. То есть такой объект является павильоном.
Следовательно, основным критерием, характеризующим торговую площадь, является ее использование для торговли (обслуживания посетителей).
Деятельность по передаче в аренду павильонов, а также их частей не относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест и соответственно не подлежит переводу на уплату ЕНВД.
Арбитры выяснили, что согласно техническому паспорту на объект, находящийся у компании в собственности, последний представляет собой торговые павильоны некапитального типа, разделяемые крытым проходом между ними. Павильоны имеют ленточный фундамент, металлический каркас, обшитый цементно-стружечными плитами, крыша состоит из профнастила. Крытые павильоны разделены на помещения площадью около 13,4 кв. м, каждое из них имеет самостоятельный вход либо со стороны прохода между павильонами, либо с внешней стороны павильонов.
Находящиеся в собственности павильоны организация сдает в аренду индивидуальным предпринимателям.
Из имеющихся в материалах фотографий сдаваемых компанией помещений усматривается в том числе наличие в них кассовых узлов, рабочих мест, мест для демонстрации и выкладки товаров.
Таким образом, судьи пришли к выводу, что деятельность организации по передаче в аренду помещений, разделенных перегородками, каждое из которых имеет отдельный вход, оборудование для размещения товара и место для покупателей, переводу на уплату ЕНВД не подлежит, поскольку указанные помещения отвечают признакам павильонов. Соответственно решение инспекции о доначислении компании единого налога неправомерно.
"Вмененка", N 3, март 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вмененка"
"Вменёнка" - это единственный журнал, освещающий все вопросы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в том числе региональную специфику и отраслевую практику.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-23887 от 28.03.2006, выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.