Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа боевых искусств" имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного образования по видам спорта.
Может ли данное учреждение осуществлять также деятельность по оказанию платных услуг в области физкультуры и спорта, выполняемую за рамками указанных программ дополнительного образования? Необходимо ли в этом случае получение лицензии на ведение такой деятельности? Относится ли такая деятельность к образовательной и какой договор следует заключать в этом случае с лицами, которым оказываются такие услуги?
Муниципальное автономное учреждение представляет собой некоммерческую организацию, созданную муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ)).
В соответствии с ч. 7 этой же статьи автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в указанных сферах. При этом основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых такое учреждение создано (ч. 1 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). Указанная деятельность выполняется автономным учреждением в рамках сформированного и утвержденного учредителем муниципального задания за счет субсидий соответствующего бюджета (ч.ч. 2 и 4 ст. 4 Закона N 174-ФЗ), но может выполняться также и за пределами такого задания на платной основе на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами (ч. 6 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).
Иные виды деятельности, помимо основного, могут выполняться автономным учреждением лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе) (ч. 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). Такая деятельность может также осуществляться на платной основе в силу п. 3 ст. 50 ГК РФ.
Из вышеизложенного следует, что автономное учреждение может оказывать платные услуги гражданам и юридическим лицам в двух случаях:
1) такие услуги оказываются в рамках основного вида деятельности автономного учреждения (при условии надлежащего выполнения последним муниципального задания);
2) такие услуги не относятся к основному виду деятельности, но соответствуют целям деятельности учреждения, служат их достижению и возможность их оказания автономным учреждением прямо закреплена в его уставе.
Таким образом, если в рассматриваемом случае оказание населению платных услуг в области физкультуры и спорта охватывается основным видом деятельности учреждения либо прямо разрешено его уставом, такая деятельность может осуществляться учреждением, в том числе и на платной основе.
Отметим, что сама по себе деятельность, связанная с оказанием услуг в области физкультуры и спорта, не требует получения лицензии, поскольку не содержится в перечне лицензируемых видов деятельности, приведенном в законе (п. 1 ст. 49 ГК РФ, ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Отнесение же указанных услуг к образовательной деятельности зависит от конкретного их содержания и условий их оказания.
Под образовательной деятельностью в соответствии с п. 17 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) понимается деятельность по реализации образовательных программ, которые согласно п. 9 этой же статьи представляют собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных законом, форм аттестации, которые представлены в виде учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
В п. 3 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966, также установлено, что образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению. В частности, лицензированию подлежит деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ (общеразвивающих и предпрофессиональных). Такие программы разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п. 4 ст. 75 Закона об образовании).
Как следует из вопроса, в рассматриваемом случае при оказании услуг в области физкультуры и спорта не используются образовательные программы, составленные для обучающихся в автономном образовательном учреждении. Также для этого направления деятельности не составляются и другие образовательные программы. Следовательно, по нашему мнению, такое направление деятельности автономного учреждения не относится к образовательной деятельности.
Косвенно данный вывод подтверждает и судебная практика, не относящая деятельность детских спортивных кружков, секций, клубов, осуществляемую вне рамок образовательных программ, к образовательной деятельности (смотрите, например, определение ВАС РФ от 31.08.2007 N 9975/07, постановление ФАС Московского округа от 14.06.2007 N КА-А40/3431-07).
В связи с этим с лицами, которым автономное учреждение будет оказывать услуги в области физической культуры и спорта вне образовательных программ, заключается договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ), а не договор об образовании, который предполагает указание в нем, в том числе, вида, уровня и (или) направленности образовательной программы, а также срока ее освоения (п. 2 ст. 54 Закона об образовании).
Тем не менее следует иметь в виду, что вышеприведенные судебные постановления приняты в отношении кружков, секций и клубов, созданных при организациях, не осуществляющих образовательную деятельность. Поэтому нельзя полностью исключать того, что с учетом обстоятельств дела, конкретного содержания такого направления деятельности автономного образовательного учреждения, как оказание платных услуг в области физической культуры и спорта, такая деятельность может быть расценена судом как образовательная.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
21 марта 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.