Готовимся к сдаче отчетности
Каждый год все хозяйствующие субъекты, включая операторов связи, представляют в уполномоченные органы различные виды отчетности (бухгалтерскую, налоговую, внебюджетную, статистическую). В помощь всем тем, кто делает эту самую отчетность, чиновники дают различные рекомендации. Предлагаем читателю обзор наиболее ценных советов чиновников финансового, налогового и иных ведомств.
На что указывают в Минфине?
Как правило, советы по составлению финансовой отчетности за очередной финансовый год чиновники дают не исполнителям, а проверяющим - аудиторам. Поэтому бухгалтеру приходится опускать часть рекомендаций, касающуюся аудиторских процедур, и уделять внимание только тому, что относится к отчетности. Выделим вопросы, освещенные в Рекомендациях аудиторам при проверке отчетности за 2013 год*(1), которые, возможно, будут интересны бухгалтерам предприятий связи.
Внеоборотные активы. Их объективная оценка - это то, к чему нужно стремиться, поэтому финансисты рекомендуют не пренебрегать переоценкой ОС. Нет, она не является обязательной, но если бухгалтер ее проведет, отчетность только выиграет. При этом нужно знать, что переоценивать можно группы ОС.
При составлении бухгалтерской отчетности данные о стоимости переоцененных ОС отражаются по состоянию на 31 декабря отчетного года, на конец которого проведена переоценка путем пересчета первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости ОС. Сравнительные данные отчетности за период (периоды), предшествующий (предшествующие) отчетному, не изменяются. То есть ретроспективно переоценка не производится, и если бухгалтер решил переоценивать свои ОС только в этом году, то в прошлые года возвращаться не нужно. Несопоставимость стоимости до и после переоценки свидетельствует о том, насколько нестабильна текущая (рыночная) стоимость ОС.
Здесь нужно добавить, что активы операторов связи настолько специфичны, что по ним очень непросто определить рыночную стоимость. Поэтому если проводить переоценку, то для этого целесообразно выбрать группу наиболее обычных (распространенных) ОС, по которым можно установить объективную стоимость. Например, здания и сооружения (за исключением линейных и иных спецсооружений).
В процессе эксплуатации внеоборотные активы изнашиваются, в связи с чем требуется их восстановление. Обычно под этим подразумевается текущий или капитальный ремонт. Но иногда возникает необходимость провести модернизацию или реконструкцию объекта, который уже не получится просто отремонтировать. В случае улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта ОС в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту (абз. 6 п. 20 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"). Чиновники трактуют эту норму немного по-другому. Если оставшийся срок полезного использования увеличился, то при неизменности всех других показателей функционирования (мощности, качества применения и т.п.) бухгалтер может считать работы по восстановлению модернизацией (реконструкцией), затраты на проведение которой нужно капитализировать и списывать через амортизацию.
Между тем из ПБУ 6/01 не следует, что изменение СПИ является признаком, отличающим модернизацию (реконструкцию) от, например, капитального ремонта. Последний проводится все же в целях восстановления ОС для дальнейшего его функционирования, в то время как модернизация (реконструкция) предполагает улучшение показателей эксплуатации объекта. Однако на практике операторы связи проводят либо текущий ремонт, либо модернизацию (реконструкцию) своих объектов, так как постоянное развитие коммуникационных технологий требует своевременного обновления основных фондов на более совершенные и производительные активы.
Любой актив изначально предназначен для того, чтобы приносить экономическую выгоду. Но не всегда все имущество, отраженное на балансе, используется в деятельности организации. Это не говорит о том, что актив нужно сразу списывать с баланса. Ведь он может быть использован позднее или продан, в конце концов. Поэтому финансисты интерпретируют п. 29 ПБУ 6/01 следующим образом. Если объект ОС признан в установленном порядке непригодным для дальнейшего использования или продажи и в связи с этим данный объект не способен приносить экономические выгоды (доход) в будущем, такой объект должен быть списан с бухгалтерского учета. То есть списывается объект после того, как выяснено, что от него вообще никакого толку (нет ожидаемых в будущем экономических выгод, говоря правильно). Вопрос только в том, кто будет определять судьбу простаивающего объекта. Целесообразно, чтобы за оценку пригодности ОС отвечали материально ответственные лица, за которыми закреплены ОС.
Материально-производственные запасы. Как правило, такое имущество отражается в бухгалтерском балансе в составе оборотных активов. Но оказывается, есть ситуации, когда использование имущества в качестве сырья или материалов при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) квалифицируется по-другому. Если сырье, материалы и подобные активы используются для создания внеоборотных активов, они не могут быть признаны частью материально-производственных запасов, так как в этом случае сырье и материалы используются не для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг). Хотя в конечном счете созданные внеоборотные активы, включающие сырье и материалы, будут использоваться в указанном качестве.
Тем не менее финансисты отмечают, что сырье, материалы, используемые для создания внеоборотных активов, отражаются в бухгалтерском балансе в составе этих активов. Такой же вывод можно сделать из Положения по учету долгосрочных инвестиций*(2), но оно применяется большей частью в строительстве. Поэтому рекомендации финансового ведомства не будут лишними для бухгалтера.
Расходы будущих периодов. Бухгалтеру нужно привыкать как можно меньше использовать данный термин в учете и отчетности. В действующей форме бухгалтерского баланса*(3) нет места для указания такого малоинформативного показателя, под которым могут подразумеваться различающиеся по характеру затраты, произведенные в данном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. В то же время не лишним будет вспомнить ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации".
Показатели об отдельных активах должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения или финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта. Показатели об отдельных активах могут приводиться общей суммой с раскрытием в приложениях к балансу, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Таким образом, при существенности расходов будущих периодов следует найти им отдельное место в бухгалтерском балансе, например выделить в прочих внеоборотных или оборотных активах. Если нет, то можно не выделять, а дать пояснения к таким малоинформативным активам в приложении к бухгалтерскому балансу организации. При этом лучше все же раскрывать, какие именно расходы относятся к РБП (пожелание автора). У операторов связи есть отдельные расходы, которые относятся к нескольким периодам, однако они подходят под НМА, а не под РБП (плата за радиочастоты, ресурс нумерации, биллинг).*(4)
Оплата труда. С таким видом расходов вопросы могут возникнуть при заполнении отчета о движении денежных средств. В нем отражаются платежи организации и поступления в организацию денежных средств и денежных эквивалентов. Оплата труда отражается в разделе "Денежные потоки от текущих операций". А где показывать удержания, включая НДФЛ? Оказывается, там же, то есть платежи по зарплате показываются в оценке "брутто", с учетом всех начислений и удержаний. Ведь в отчете о движении денежных средств показываются финансовые потоки именно организации. НДФЛ и другие удержания (например, платежи по исполнительным листам) являются, по сути, расходами работника, а организация лишь выполняет поручение на удержание и перечисление. Поэтому выделять данные операции из расчетов оплаты труда не стоит, что согласуется с общей концепцией ПБУ 23/2011 "Отчет о движении денежных средств".
Что советуют налоговики?
Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов) утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на контроль и надзор в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином. В свою очередь, утверждение новых форм налоговых деклараций зависит от изменения налогового законодательства (Письмо ФНС РФ от 26.04.2013 N ЕД-3-3/1542@).
От ОКАТО к ОКТМО. С 2014 года для целей сбора, распределения налогов и формирования бюджетов муниципальных образований вместо применяемых ранее кодов Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (кодов ОКАТО) используются коды Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (коды ОКТМО). Последний документ введен в действие Приказом Росстандарта от 14.06.2013 N 159-ст. Приказом ФНС РФ от 14.11.2013 N ММВ-7-3/501@ внесены соответствующие изменения в декларацию по налогу на прибыль, по транспортному и земельному налогу, в отчетность по НДФЛ и ряд других форм, не имеющих отношения к операторам связи.
При этом под данное новшество налоговики успели переделать пока не всю отчетность. Поэтому Письмом ФНС РФ от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18585@ налогоплательщикам и налоговым агентам до утверждения новых форм налоговых деклараций рекомендовано указывать в поле "код ОКАТО" код ОКТМО в декларациях по НДС, по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением "упрощенки", по налогу на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции и по ряду других налогов. С полным списком измененных и прежних форм отчетности можно ознакомиться в Письме ФНС РФ от 25.12.2013 N ГД-4-3/23381@, посвященном указанию кодов ОКТМО вместо кодов ОКАТО в налоговой отчетности с начала 2014 года.
"Кадастровое" налогообложение. Отличные от вышеназванных изменения внесены в декларацию и расчет по авансовым платежам по налогу на имущество, утвержденные Приказом ФНС РФ от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895. При заполнении итоговой отчетности за 2013 год и промежуточных отчетов в 2014 году нужно будет использовать бланки, рекомендованные к применению Приказом ФНС РФ от 05.11.2013 N ММВ-7-11/478@.
Главным отличием новых форм отчетности является новый раздел, посвященный исчислению налога по объекту недвижимого имущества, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость. Напомним, с 2014 года Федеральным законом от 02.11.2013 N 307-ФЗ изменена значительная часть гл. 30 НК РФ, связанная с переходом к кадастровому имущественному налогообложению. Операторов связи это пока не касается, так как новые правила определения налоговой базы введены исходя из кадастровой стоимости для отдельных высокодоходных объектов коммерческого назначения. Среди них административно-деловые и торговые центры (комплексы), нежилые помещения, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для этих целей.
При наличии таких объектов хозяйствующий субъект в новом листе (приложении) указывает их кадастровый номер, сведения об облагаемой и необлагаемой кадастровой, инвентаризационной стоимости (при расположении недвижимости на специфических территориях, таких как континентальный шельф, исключительная экономическая зона). Также в "кадастровом" разделе приводятся элементы налогообложения (код налоговой льготы, налоговая база, налоговая ставка) и специфические показатели (доли стоимости облагаемого имущества и расчетные коэффициенты), а в завершение - сумма налога, которую уменьшают начисленные и перечисленные авансовые платежи.
Здания и сооружения предприятий связи используются для оказания услуг связи, а не для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания. Поэтому большей частью "кадастровые" новшества 2014 года не меняют порядок налогообложения имущества операторов связи, у которых налоговая база определяется исходя из среднегодовой стоимости облагаемого имущества. В силу этого отчетность по налогу на имущество заполняется в прежнем порядке, а дополнения, связанные с переходом к "кадастровому" налогообложению, нужно принять к сведению, чтобы не терять на них время на практике при заполнении отчетности.
"Пояснительная" записка. Оказывается, необходимость в таком ненормативном документе может возникнуть при уточнении данных налоговой отчетности. Например, в связи с применением участниками сделки заниженных или завышенных по сравнению с рыночными цен. Налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке (Письмо ФНС РФ от 30.12.2013 N ОА-4-13/23663).
До внесения изменений (дополнений) в формы деклараций по налогу на прибыль организаций, по НДС и по НДФЛ и порядки заполнения указанных налоговых деклараций налогоплательщикам при отражении самостоятельных корректировок следует руководствоваться соответственно письмами ФНС РФ от 11.02.2013 N ЕД-4-3/2113@, от 14.03.2013 N ЕД-4-3/4303@, от 03.04.2013 N ЕД-4-3/5938@, от 15.04.2013 N ЕД-4-3/6824@.
В первом из названных разъяснений сказано, что одновременно с представлением налоговой декларации с откорректированными данными налогоплательщикам рекомендуется направлять в налоговый орган пояснительную записку. В пояснительной записке целесообразно указать сведения о контролируемых сделках, в отношении которых произведена корректировка налоговой базы и суммы налога на прибыль организаций (в частности, номер и дату договора, стоимость предмета сделки, указанную в договоре, сумму произведенной корректировки, сведения об участниках сделки, а именно ИНН, наименование организации или индивидуального предпринимателя), и иную значимую, по мнению налогоплательщика, информацию.
Представление указанной пояснительной записки не является обязанностью налогоплательщика в соответствии с положениями ч. I НК РФ (Письмо Минфина РФ от 30.01.2013 N 03-03-10/1759).
Информация, отражаемая в пояснительной записке, в том числе о сумме налога, скорректированной налогоплательщиком самостоятельно в случае применения в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, необходима для разграничения предмета контроля между ФНС и территориальными налоговыми органами, а также позволяет сократить объем переписки между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Какую внебюджетную отчетность заполнять?
Одним из нововведений в законодательстве, связанном с исчислением страховых взносов, является замена аттестации специальной оценкой условий труда. Это комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника (ст. 3 Закона о специальной оценке условий труда*(5)).
Правление ПФ РФ уже утвердило своим Постановлением от 16.01.2014 N 2п новую форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. В нем результаты специальной оценки упоминаются в целях определения классов условий труда. При этом сохраняются пока в отчетности и поля для указания результатов аттестации рабочих мест. Все это касается установления дополнительных тарифов страховых взносов в части работников, у которых условия труда признаны вредными и (или) опасными. Добавим, на новом бланке страхователям нужно отчитываться уже начиная с I квартала 2014 года.
Еще одним отчетным документом, в который нужно внести изменения, является расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма 4-ФСС, утвержденная Приказом Минтруда РФ от 19.03.2013 N 107н). В разделе 2 расчета есть таблица 10, где приводятся данные об общем количестве рабочих мест работодателя, подлежащих аттестации, о количестве рабочих мест, аттестованных по условиям труда, в том числе отнесенных по условиям труда к вредным и опасным классам. В рекомендациях по заполнению этой таблицы есть ссылки на документы, оформляемые в ходе проведения аттестации рабочих мест. В Минтруде уже подготовлены поправки к названной форме отчетности, включающие введение не только полей для результатов специальной оценки условий труда, но и смену кодов ОКАТО на коды ОКТМО. Пока официально новая форма не опубликована и не вступила в действие, поэтому советуем читателю самостоятельно проводить мониторинг обновления формы 4-ФСС.
Какие формы представить в статистику?
Практически каждый год статведомство обновляет свои формы. Для операторов связи представляет интерес Приказ Росстата от 17.01.2014 N 38, изначально адресованный Минкомсвязи. Именно его чиновникам на основании данного документа следует организовать федеральное статистическое наблюдение за деятельностью, осуществляемой в сфере связи. В помощь статистики привели в приказе исчерпывающий перечень форм, которые должны представлять операторы связи за 2013 и 2014 год, включая квартальные бланки. К каждой форме есть указания по заполнению, в том числе о том, кто их обязан составлять. Для операторов связи задача проста - выбрать из Приказа Росстата N 38 нужные формы и их заполнить, при этом не исключено, что в силу специфики оказания услуг связи понадобятся знания технических специалистов. В помощь бухгалтеру вышло Письмо Минкомсвязи РФ от 07.02.2014 N НН-П14-1943, в котором даны детальные инструкции по представлению сведений по формам статистического наблюдения юридическими лицами, оказывающими услуги связи на основании лицензии.
* * *
В целом изменений не так много, и касаются они операторов связи постольку-поскольку, поэтому надеемся, что у вас не возникнет проблем с заполнением всех форм отчетности. Рекомендуем читателю прислушаться к советам чиновников, и возможно, годовая отчетность станет более качественной и полной для всех ее пользователей.
Ю.А. Васильев,
д.э.н., генеральный директор КГ "Аюдар",
автор многочисленных публикаций
по бухгалтерскому учету и налогообложению
"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Письмо Минфина РФ от 29.01.2014 N 07-04-18/01.
*(2) Утверждено Письмом Минфина РФ от 30.12.1993 N 160.
*(3) Утверждена Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н.
*(4) См. статью И.И. Дубовик "Непростые и такие неочевидные активы операторов связи", N 4, 2013.
*(5) Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"