Что вы знаете о нормативной прибыли?
В предыдущем номере журнала рассматривалась тема экономически обоснованных затрат с позиции бухгалтерского, отраслевого и налогового учета.*(1) Сегодня предлагаем продолжить начатый разговор рассмотрением оценки нормативной прибыли, которая наравне с экономически обоснованными затратами участвует в формировании регулируемых тарифов на оказание услуг связи. Плюс к этому в статье дан обзор свежего документа по порядку оценки обоснованности затрат при регулировании тарифов.
Начинаем с новшеств
Не так давно Приказом ФСТ РФ от 31.10.2013 N 1353-с был утвержден Порядок рассмотрения регулируемых тарифов на услуги связи, в том числе проведения проверок экономической обоснованности затрат, и их утверждения (вступает в силу с февраля 2014 года). По сути, документ систематизирует непростую процедуру рассмотрения предложений по утверждению тарифов на регулируемые услуги связи.
Рассмотрение вопросов об утверждении регулируемых тарифов начинается с мотивированного предложения. Им можно считать приведенный в приложении к Приказу ФСТ РФ N 1353-с перечень документов, которые представляют в ФСТ субъекты естественных монополий в сфере связи. Список достаточно большой и включает более полутора десятка позиций. Выделим то, что относится к компетенции бухгалтера.
Во-первых, нужно подготовить бухгалтерскую отчетность монополиста за год, предшествующий текущему, и за отчетный период текущего года. Она включает бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, приложения к ним (см. Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н). Плюс к этому нужно подготовить пояснительную записку к бухгалтерской отчетности (формулировка немного некорректна, правильнее говорить "дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности"). Потребуется также информация по дебиторской и кредиторской задолженности, по налогам, не входящим в себестоимость и учитываемым при расчете размера экономически обоснованных затрат, по операционным (правильнее "прочим") расходам, связанным с оплатой услуг кредитных организаций, по расходам, связанным с участием в совместной деятельности, по процентам, уплаченным кредитным организациям за пользование денежными средствами.
Во-вторых, бухгалтеру следует включить в пакет документов для ФСТ статистическую отчетность. Чтобы не было разночтений, в Приказе ФСТ РФ N 1353-с указаны конкретные виды статформ, которые нужно представить для рассмотрения тарифов на услуги связи. Перечислим их, причем выделим только то, что касается услуг электросвязи. Это сведения об обмене (трафике) на сетях электросвязи (форма 4-связь), о качестве услуг электросвязи (форма 13-связь), о средствах электросвязи (форма 14-связь), о технических средствах междугородной, внутризоновой и международной телефонной связи (форма 41-связь), о технических средствах сетей местной телефонной связи (форма 44-связь), о доходах от услуг связи (форма 65-связь), о затратах на производство и продажу продукции (товаров, услуг).*(2)
В-третьих, обязательно нужно представить в ФСТ отчеты, составляемые на основе ведения раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности. Это отчет о доходах и расходах оператора связи (квартальный) и отчет об этих показателях на единицу оказанных услуг связи (формы 1 и 2, приведенные в приложении к Порядку ведения операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности*(3)).
В-четвертых, на всякий случай нужно прихватить данные о тарифах, установленных оператором связи в году, предшествующем текущему, а также в текущем году, включая действующие тарифы на дату рассмотрения. Не помешает утвержденная инвестиционная программа развития субъекта естественной монополии на текущий год и очередной период регулирования с указанием источников финансирования, а также отчет об исполнении плана капитальных вложений (инвестиционной программы) за указанный выше период. Последние два вида документов составляются операторами в произвольной форме, однако данные должны быть реальными, так как на их основе будет проверяться инвестиционная составляющая прибыли оператора, учитываемая при формировании тарифов.
В-пятых, нужно провести расчет прогноза расходов по регулируемым услугам связи в разрезе статей затрат (на базе данных раздельного учета и макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу) на текущий год и на очередной период регулирования. В настоящий момент Минэкономразвития разработаны два прогноза социально-экономического развития РФ: краткосрочный (на период 2014-2016 годов) и долгосрочный (на период до 2030 года).
В-шестых, обязателен расчет размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли за год, предшествующий текущему, за отчетный период текущего года, прогноз на текущий год и на очередной период регулирования. Данный расчет в отношении услуг общедоступной электросвязи основывается на методике, утвержденной Приказом ФСТ РФ от 09.06.2006 N 122-с/1. Но не следует забывать и о другой методике, а точнее о порядке расчета тарифов на услуги общедоступной электросвязи по методу предельного ценообразования, утвержденном Приказом ФСТ РФ от 29.12.2010 N 652-с. Руководствуясь им, оператор подготавливает в ФСТ документы и расчеты среднегодового индекса изменения производительности оператора связи по соответствующей группе набора услуг связи. Расчет тарифов на регулируемые услуги общедоступной электросвязи связи - итоговый документ, составленный на основе расчетов вышеуказанных методик.
В-седьмых, чиновники вправе затребовать у монополиста информацию о мероприятиях по сокращению расходов и повышению эффективности деятельности предприятия. Здесь уместна и справка о среднесписочной численности и среднемесячной заработной плате работников за год, предшествующий текущему, за отчетный период текущего года, а также прогноз на текущий год и на очередной период регулирования.
ФСТ проводит анализ экономической обоснованности затрат и иных показателей, учитываемых при утверждении регулируемых тарифов, в следующем порядке. Сначала данные раздельного учета доходов и расходов по видам услуг связи проверяются на соответствие отчетным данным. То есть выясняется, не противоречат ли друг другу данные бухгалтерской, отраслевой и статистической отчетности оператора связи. Далее анализируется прогноз расходов по регулируемым услугам связи по статьям затрат, который составлен с учетом прогноза социально-экономического развития РФ. Следующий этап - проверка расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли по видам услуг связи на соответствие методике, утвержденной Приказом ФСТ РФ N 122-с/1, а также на соответствие данным отчетности оператора. И заключительный этап - это проверка расчета тарифов на регулируемые услуги связи на соответствие нормативным актам и данным бухгалтерской и статистической отчетности.
При непредставлении оператором-монополистом услуг общедоступной электросвязи запрашиваемых ФСТ документов или представлении неполного перечня документов принимается решение о регулировании тарифов на основании результатов проверки деятельности оператора, а также исходя из имеющихся данных, в том числе за предшествующие периоды регулирования. Этот вариант вряд ли даст объективный результат.
Какой документ взять на вооружение?
В настоящее время действуют три документа по расчету нормативной прибыли:
- в части услуг присоединения и пропуска трафика - методика, утвержденная Приказом Мининформсвязи РФ от 24.05.2006 N 66;
- в отношении услуг общедоступной электросвязи - методика, утвержденная Приказом ФСТ РФ N 122-с/1;
- по услугам общедоступной почтовой связи - методика, утвержденная Приказом ФСТ РФ от 22.09.2009 N 211-с/1.
Читатель может заметить, что документы приняты разными ведомствами. Почему? Потому что они приняты на основании разных норм законодательства, к тому же еще сфера контроля и надзора ФСТ - услуги, оказываемые конечным потребителям, а за ценообразованием при взаимодействии операторов отвечает другой, более приближенный к операторам связи уполномоченный орган. Хотя перечисленные акты приняты приблизительно в одно и то же время, и не стоит удивляться схожести отдельных норм и требований названных методик. В рассмотренном выше Приказе ФСТ РФ N 1353-с в перечне документов оператора есть ссылки на методики, касающиеся общедоступных услуг электросвязи и почтовой связи. В силу специфики журнала произведем расчет нормативной прибыли по общедоступным услугам электросвязи согласно методике, утвержденной Приказом ФСТ РФ N 122-с/1 (далее - Методика).
Какие услуги связи являются общедоступными?
Расчет нормативной прибыли дополняет оценку экономически обоснованных затрат, которые вместе принимаются в расчет тарифов на общедоступные услуги связи. В Положении о государственном регулировании тарифов на общедоступные услуги связи, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637, сказано, что государственному регулированию подлежат тарифы на услуги общедоступной электросвязи, предоставляемые операторами связи, являющимися субъектами естественных монополий и включенными в реестр субъектов естественных монополий.
Перечень услуг общедоступной связи, которые регулирует ФСТ, представлен в одном из приложений к Постановлению Правительства РФ от 24.10.2005 N 637. Нет смысла его пересказывать, достаточно выделить основные услуги: предоставление местного, внутризонового, междугородного телефонного соединения, предоставление доступа к сети фиксированной телефонной связи и предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа. Об этих услугах мы и будем говорить в дальнейшем в расчетах и примерах. Также государственному регулированию подлежат тарифы на услуги общедоступной электросвязи для целей эфирного теле- и (или) радиовещания, оказываемые оператором связи, осуществляющим трансляцию, либо вещателям, либо оператору связи. Для этих услуг применяется та же методика расчета нормативной прибыли, что и для вышеперечисленных "обычных" услуг связи, так как все они относятся к группе услуг электросвязи.
Что нужно для расчета нормативной прибыли?
Как следует из Положения о государственном регулировании тарифов на общедоступные услуги связи, нормативная прибыль определяется исходя из стоимости ОС и иных активов, необходимых для оказания регулируемых услуг связи, а также с учетом стоимости замещения активов (принимая во внимание износ и нормы прибыли (рентабельности) на капитал). Таким образом, для расчета нормативной прибыли потребуются следующие данные: стоимость основных средств и иных активов, величина оборотных средств, норма прибыли (рентабельности) от капитала и стоимость капитала оператора связи (п. 6 Методики). Рассмотрим оценку этих показателей.
Оценка внеоборотных активов
На этом этапе определяются те показатели, которые включаются во внеоборотные активы: ОС и НМА. Далее дается оценка стоимости внеоборотных активов (в части ОС и НМА), необходимых для оказания услуг связи. Показатель определяется суммированием стоимости названных активов в эксплуатации за вычетом стоимости основных средств, используемых в неосновных видах деятельности оператора (в социальной сфере и обслуживающих производствах и хозяйствах, жилом фонде).
ОС и НМА оцениваются на конец отчетного периода, предшествующего расчету экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли. Например, остаточная стоимость внеоборотных активов (ОС и НМА) составляет 125 млн. руб. ОС, используемые в социальной сфере, оцениваются в 25 млн. руб. Тогда для расчета нормативной прибыли оценка "производственных" внеоборотных активов - 100 млн. руб. (125 - 25).
Распределение стоимости активов
Данная процедура подразумевает распределение стоимости внеоборотных активов по услугам общедоступной связи. Показателем распределения является доля амортизации по каждой услуге в общей сумме амортизации, учитываемой при расчете экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли. В Методике не сказано, как определить сумму амортизации по той или иной доступной услуге электросвязи. Напрямую это сделать не получится, так как операторы, оказывающие регулируемые услуги общедоступной связи, ведут раздельный отраслевой учет доходов и расходов, предполагающий распределение затрат сначала по производственным и непроизводственным процессам и только потом - по объектам калькулирования, в частности оказываемым оператором услугам связи.
Не будем показывать промежуточные расчеты, а перейдем к конечному результату распределения затрат, из которых нужно выделить именно амортизацию. Допустим, она перераспределилась, как показано в таблице. Для наглядности возьмем условные укрупненные виды услуг: предоставление местного, внутризонового и междугородного телефонного соединения. Покажем распределение амортизации по ним в таблице (суммы даны в тыс. руб.).
Объекты ОС | Услуга местного соединения | Услуга внутризонового соединения | Услуга междугородного соединения |
Линии связи | 150 | 100 | 50 |
Оборудование связи | 100 | 50 | 50 |
Сооружения связи | 200 | 100 | 100 |
НМА | 40 | 30 | 30 |
Итог | 490 | 280 | 230 |
Прикинуть долю амортизации по обозначенным услугам несложно. По первому виду она составит 49% (490 тыс. руб. / 1 000 тыс. руб.), по второму - 28% (280 тыс. руб. / 1 000 тыс. руб.) и по третьему - 23% (23 тыс. руб. / 1 000 тыс. руб.). После того как стала известна доля амортизации по каждой услуге в общей доле амортизации, нетрудно рассчитать стоимость внеоборотных активов, используемых для оказания регулируемых услуг связи. На регулируемые услуги по предоставлению местного соединения будет приходиться 49 млн. руб. стоимости "производственных" внеоборотных активов, на услуги по предоставлению внутризонового соединения - 28 млн. руб. и 23 млн. руб. - на обеспечение междугородного телефонного соединения абонентов соответственно.
Оценка и распределение оборотных средств
Величина оборотных средств, используемых при оказании услуг общедоступной электросвязи и неосновных видов деятельности, определяется путем суммирования величины оборотных активов за вычетом статей краткосрочных обязательств оператора связи.
В оборотные активы по данным формы баланса, утвержденной Приказом Минфина РФ N 66н, включаются: запасы (строка 1210), денежные средства (строка 1250), краткосрочные финансовые вложения (строка 1240), прочие оборотные активы (строка 1260), НДС (строка 1220), дебиторская задолженность (строка 1230). В краткосрочные обязательства входят: кредиторская задолженность (строка 1520), доходы будущих периодов (строка 1530), резервы предстоящих расходов (строка 1540), прочие краткосрочные обязательства (строка 1550).
Единственное, нужно скорректировать показатель по денежным средствам и краткосрочным финансовым вложениям. В расчет включается только та их часть, которая необходима для оплаты расходов по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности в течение 15 календарных дней. Допустим, что разность оборотных активов и краткосрочных обязательств с учетом денежных средств, которые нужны для оплаты расходов на 15 дней деятельности оператора связи, равна 2 млн. руб.
После того как величина оборотных средств посчитана, ее нужно распределить по услугам связи пропорционально доле экономически обоснованных затрат по каждой услуге в общей сумме экономически обоснованных затрат оператора (п. 11 Методики). Для наглядности все начальные данные и расчетные показатели представим в таблице.
Показатель | Услуга местного соединения | Услуга внутризонового соединения | Услуга междугородного соединения |
Экономически обоснованные затраты | 5 млн. руб. | 3 млн. руб. | 2 млн. руб. |
Доля распределения | 50% | 30% | 20% |
Величина оборотных средств | 1 млн. руб. (2 млн. руб. x 50%) | 600 тыс. руб. (2 млн. руб. x 30%) | 400 тыс. руб. (2 млн. руб. x 20%) |
Стоимость капитала оператора связи
Расчет стоимости капитала, используемого при оказании каждой услуги связи, производится по следующей формуле:
, где:
К - стоимость капитала оператора связи, определяемая на конец отчетного периода, предшествующего расчету экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли (итоговая строка раздела III бухгалтерского баланса);
- стоимость внеоборотных активов оператора связи, необходимых для оказания i-й услуги связи;
ВА - стоимость внеоборотных активов оператора связи, определяемая на конец предшествующего отчетного периода (итоговая строка раздела I бухгалтерского баланса);
- величина оборотных средств оператора связи, приходящаяся на i-ю услугу связи;
ОС - общая величина оборотных средств оператора связи, указанная выше.
Произведем расчет стоимости капитала по каждой регулируемой услуге в таблице.
Показатель | Услуга местного соединения | Услуга внутризонового соединения | Услуга междугородного соединения |
Стоимость внеоборотных активов по услугам (ВА) | 49 млн. руб. | 28 млн. руб. | 23 млн. руб. |
Общая стоимость внеоборотных активов (ВА) | 100 млн. руб. | ||
Оборотные средства на услугу (ОС) | 1 млн. руб. | 600 тыс. руб. | 400 тыс. руб. |
Сумма оборотных средств (ОС) | 2 млн. руб. | ||
Стоимость капитала для услуги (К)* | 39,2 млн. руб. | 22,4 млн. руб. | 18,4 млн. руб. |
* В расчет включены дополнительные данные - стоимость капитала оператора связи (К - 80 млн. руб.), определяемая на конец отчетного периода (итоги раздела III баланса). |
Норма прибыли (рентабельности) на капитал
Для определения данного показателя согласно Методике используются три оценки, среднее значение которых принимается как конечная величина рассчитываемого показателя. Автор предлагает упростить задачу и выбрать один из наиболее понятных вариантов, оставив за кадром другие способы расчета нормы прибыли (рентабельности) на капитал. А именно: оценим долю чистой прибыли (остающейся после уплаты налогов и сборов) от стоимости капитала оператора связи. Методика требует делать это за несколько лет, мы сделаем за один отчетный период, исходя из имеющихся данных. Стоимость капитала - 80 млн. руб. Чистую прибыль введем в размере 10 млн. руб. Тогда доля чистой прибыли от капитала () (по-другому - норма рентабельности) равна 12,5% (10 млн. руб. / 80 млн. руб.).
Подсчет нормативной прибыли
Нормативная прибыль () рассчитывается в отношении каждой регулируемой услуги связи, исключая обложение НДС и налогом на прибыль. Формула для расчета следующая:
, где
- стоимость капитала, используемого при оказании регулируемой услуги электросвязи, за отчетный период;
- норма прибыли (рентабельности) от капитала, определенная ранее;
Т - ставка налога на прибыль оператора связи (20%).
Согласно формуле нормативная прибыль по услуге местной связи равна 6,12 млн. руб. (39,2 млн. руб. x 0,125 / 0,8), по услуге внутризоновой связи - 3,5 млн. руб. (22,4 млн. руб. x 0,125 / 0,8), по услуге междугородной связи - 2,88 млн. руб. (18,4 млн. руб. x 0,125 / 0,8). Общая нормативная прибыль по всем услугам составит 12,5 млн. руб. (6,12 + 3,5 + 2,88).
Л.А. Козырева,
эксперт журнала "Услуги связи:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья Ю.А. Васильева "Что вы знаете об экономически обоснованных затратах?", N 1, 2014.
*(2) Приказы Росстата от 13.01.2012 N 3, от 30.12.2008 N 332, от 30.12.2010 N 479, от 17.12.2009 N 298.
*(3) Утвержден Приказом Мининформсвязи РФ от 02.05.2006 N 54.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"