Оценка качества бухгалтерского учета в системе стимулирования работников бухгалтерии
В статье предлагается механизм оценки службой внутреннего аудита качества системы бухгалтерского учета в организации, приводится пример организации системы премирования работников бухгалтерии.
Качество системы бухгалтерского учета (СБУ) - категория, значимая как для внутренних, так и для внешних пользователей учетных и отчетных данных. В системе внутреннего контроля организаций оценка СБУ проводится в целях понимания состояния бухгалтерского учета высшим руководством, оценки налоговых рисков, рисков получения модифицированного аудиторского заключения со стороны внешних аудиторов. Такая оценка важна для понимания степени достоверности информации, представленной в бухгалтерском учете и отчетности организации.
Одним из способов повышения качества СБУ является стимулирование работников бухгалтерии за профессиональную и добросовестную работу. В связи с этим вопросы материального стимулирования работников бухгалтерии являются безусловно актуальными.
Качество бухгалтерской информации определяется тем, насколько могут быть удовлетворены информационные потребности заинтересованных пользователей с точки зрения возможности принятия обоснованных экономических решений [3].
Как справедливо отмечается рядом авторов (см., напр., [3]), "в большинстве случаев исполнители являются важным звеном и наименее контролируемым в процессе формирования бухгалтерской отчетности. Для того чтобы сформировать качественную бухгалтерскую отчетность, исполнители должны быть должным образом обучены, организованы, т.е. вовремя совершать все технологические (подготовительные и заключительные) операции, мотивированы для производства достоверной качественной отчетности".
У руководства компаний часто возникает вопрос о критериях мотивации, исчисления и назначения премии. Деятельность бухгалтера напрямую не связана с прибыльностью, эффективностью работы предприятия в целом. Бухгалтер одинаково полно и достоверно должен вести учет как при прибыльном, так и убыточном бизнесе. Поэтому премия как процент от прибыли не подходит для стимулирования бухгалтера. Естественно, что оплата, в т.ч. дополнительная в виде премии, должна даваться за труд, причем труд качественный и эффективный. Согласно ст. 132 Трудового кодекса РФ, заработная плата каждого работника должна зависеть от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Таким образом, будет логичным поставить размер премии бухгалтера в зависимость от степени качества системы бухгалтерского учета. На практике возникают проблемы в определении четких и измеримых критериев качества учета, в установлении лиц, проводящих контроль качества.
Показатели качества учета и отчетности могут быть сформированы на основании данных внешних проверяющих - аудиторов, налоговых органов (в части налогового учета), внебюджетных фондов (в части страховых взносов). Однако такие проверки могут быть нерегулярными, а описание ошибок - носить общий характер.
На наш взгляд, решение вопроса регулярного контроля качества бухгалтерского учета следует искать в системе внутреннего контроля организации. Это может быть система внутреннего аудита, внутреннего ревизора. Внутренний аудитор независим от работников бухгалтерии, подчиняется напрямую высшему руководству. В группе компаний, управляемых одним исполнительным органом (управляющей компанией), эффективно организовать службу внутреннего аудита в штате управляющей компании с функциями проверки всех управляемых обществ. Независимая служба внутреннего аудита способна объективно оценить достижения и промахи исполнителей в системе бухгалтерского учета. "Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственникам и, независимым от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п." [4].
Вопросы стимулирования работников бухгалтерии путем их премирования раскрыты в работах А.А. Казариной [1], Д. Козлова [2], С. Шнайдера [5] и других авторов. Однако для практического применения положений о премировании бухгалтеров требуется конкретизация критериев, возможность оценки которых появляется при внутреннем аудите.
Предлагается следующий механизм организации системы премирования работников бухгалтерии.
Во-первых, необходимо разделить заработную плату работников бухгалтерии на постоянную (оклад) и переменную части.
Во-вторых, определить, что переменная часть заработной платы включает в себя:
- премию за месяц;
- премию за квартал.
В-третьих, определить порядок и критерии исчисления премий за месяц и за квартал.
Предлагаем следующие порядок и критерии исчисления премии за месяц.
Премия за месяц может рассчитываться исходя из показателей качества СБУ за предыдущий месяц. Качество системы бухгалтерского учета устанавливается по результатам внутреннего аудита. Критерии качества СБУ устанавливаются распоряжением руководителя и доводятся до сведения главного бухгалтера и работников бухгалтерии. Положением о премировании закрепляется градация размеров премий в зависимости от качества СБУ. Размер премии главного бухгалтера определяет руководитель организации. Размер премий бухгалтеров определяет главный бухгалтер по согласованию с руководителем организации.
Для ежемесячного премирования можно установить критерии качества СБУ по пяти направлениям проверки:
1) проверка соблюдения внутреннего графика документооборота;
2) проверка соблюдения сроков предоставления бухгалтерской отчетности руководству, внешним пользователям (при условии составления промежуточной отчетности);
3) проверка правильности формирования показателей бухгалтерского баланса (при условии составления промежуточной отчетности) в сопоставлении с оборотно-сальдовой ведомостью, регистрами по счетам бухгалтерского учета;
4) проверка правильности формирования показателей отчета о финансовых результатах (при условии составления промежуточной отчетности) в сопоставлении с оборотно-сальдовой ведомостью, регистрами по счетам бухгалтерского учета;
5) проверка правильности учета одного или нескольких разделов бухгалтерского учета (целевая проверка).
Если при проведении проверки по каждому направлению существенных ошибок не выявлено, то качество СБУ считается удовлетворительным, что позволяет начислить премию по тому или иному направлению проверки. Целесообразно до начала проверки установить и согласовать как с внутренним аудитором, так и с работниками бухгалтерии вопрос о том, какие ошибки будут считаться существенными.
Безусловно, при установлении конкретных размеров премий должны учитываться финансовые возможности организации. Например, если максимальная величина премии за месяц установлена в размере 30% от оклада, то на долю каждого направления проверки будет приходиться 6% премиального фонда. Соответственно градация размера премий в зависимости от качества СБУ будет следующей:
- отсутствие ошибок по пяти направлениям проверки - максимальный размер премии 30%;
- отсутствие ошибок по четырем направлениям проверки - размер премии 24%;
- отсутствие ошибок по трем направлениям проверки - размер премии 18%;
- отсутствие ошибок по двум направлениям проверки - размер премии 12%;
- отсутствие ошибок по одному направлению проверки - размер премии 6%;
- наличие ошибок по всем пяти направлениям проверки - премия не начисляется.
В срок до 5-го числа 2-го месяца, следующего за проверяемым месяцем, специалист отдела внутреннего аудита составляет отчет о проверке по итогам месяца и представляет его руководителю организации. На основании этого отчета руководитель организации (или другое уполномоченное им лицо) определяет соответствие СБУ критериям качества и соответствующий размер премии главного бухгалтера. Главный бухгалтер определяет степень влияния работы каждого бухгалтера на качество СБУ и в соответствии с качеством работы конкретного бухгалтера устанавливает размер его премии.
Для исчисления ежеквартальной премии предлагаются следующий порядок и критерии для определения ее размера. Премия за квартал рассчитывается исходя из показателей качества СБУ за предыдущий квартал. При этом по аналогии с ежемесячным премированием качество СБУ устанавливается по результатам внутреннего аудита. Однако направления проверки по итогам квартала могут быть расширены. Критерии качества СБУ устанавливаются распоряжением руководителя и доводятся до сведения главного бухгалтера и работников бухгалтерии. Положением о премировании закрепляется градация размеров премии в зависимости от качества СБУ. Размер премии главного бухгалтера определяет руководитель организации. Размер премии бухгалтеров определяет главный бухгалтер по согласованию с руководителем организации.
Для квартального премирования предлагается установить критерии качества СБУ по трем направлениям проверки:
1) проверка достоверности налоговых деклараций (налог на добавленную стоимость - НДС, налог на прибыль, другие налоги, взносы);
2) проверка документального оформления хозяйственных операций;
3) проверка отражения фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете (целевая проверка). Целевой раздел проверки определяется руководителем организации или службы внутреннего аудита.
По всем указанным направлениям проверки устанавливается соблюдение (несоблюдение) следующих критериев качества СБУ.
По первому направлению проверки:
- своевременность представления документов на проверку внутреннему аудитору;
- своевременность представления отчетности налоговым органам, фондам;
- правильность заполнения форм отчетности, строк декларации, расчетов;
- наличие, правильность составления и хранения налоговых регистров (книга продаж, книга покупок, журнал регистрации счетов-фактур, налоговые регистры по налогу на прибыль и прочие);
- соответствие регистров учета декларациям;
- соответствие данных налоговой декларации (регистров учета) операциям по счетам бухгалтерского учета;
- правильность исчисления сумм налогов, взносов в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законодательством;
- правильность классификации, принятия к учету доходов и расходов в целях налогообложения прибыли в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
По второму направлению проверки:
- наличие первичных документов к книге покупок;
- правильность оформления первичных документов к книге покупок;
- наличие первичных документов к книге продаж;
- правильность оформления первичных документов к книге продаж;
- полнота документального подтверждения доходов и расходов (наличие, правильность оформления первичных документов).
По третьему направлению проверки:
- своевременность представления документов на проверку внутреннему аудитору;
- правильность учета одного из разделов бухгалтерского учета (правильность учета подразумевает методические верные проводки на счетах синтетического и аналитического учета, правильность документального оформления операций, правильность арифметических расчетов).
Если при проведении проверки по каждому направлению существенных ошибок не выявлено, то качество СБУ считается удовлетворительным, что позволяет начислить премию по тому или иному направлению проверки.
Например, если максимальная величина премии за квартал установлена в размере 30% от оклада, то на долю каждого направления проверки приходится 10% премиального фонда. Соответственно, градация размеров премий в зависимости от качества СБУ будет следующей:
- отсутствие ошибок по трем направлениям проверки - максимальный размер премии 30%;
- отсутствие ошибок по двум направлениям проверки - размер премии 20%;
- отсутствие ошибок по одному направления проверки - размер премии 10%;
- наличие ошибок по всем трем направлениям проверки - премия не начисляется.
В срок до последнего числа 2-го месяца, следующего за проверяемым кварталом, специалист отдела внутреннего аудита составляет отчет о проверке по итогам квартала. Бухгалтерия организации имеет право исправить ошибки в срок до 20-го числа 3-го месяца, следующего за проверяемым кварталом. При первоначальном наличии ошибок, но их устранении в установленные сроки размер премии устанавливается в меньшем размере (например, 8%).
В срок до последнего числа месяца, следующего за проверяемым кварталом, специалист отдела внутреннего аудита проверяет внесенные исправления. На основании отчета внутреннего аудита руководитель организации (или другое уполномоченное им лицо) определяет соответствие СБУ критериям качества и соответствующий размер премии главного бухгалтера. Главный бухгалтер определяет степень влияния работы каждого бухгалтера на качество СБУ и в соответствии с качеством работы этого бухгалтера устанавливает размер его премии.
Внутренний аудит проводится на выборочной основе, согласно утвержденному плану аудита. Качество СБУ организации считается высоким, если фактическое ведение учета соответствует действующему бухгалтерскому и налоговому законодательству, учетной политике организации, ее внутренним распорядительным документам.
Объем и порядок формирования выборки определяются аудитором самостоятельно. При этом объем выборки будет зависеть от объема генеральной совокупности, от времени, отведенного на аудит, количества сотрудников аудиторской службы. При формировании выборки аудитор должен учитывать, что необходимо собрать аудиторские доказательства относительно:
- правильности формирования бухгалтерского баланса;
- правильности формирования отчета о финансовых результатах;
- правильности формирования прочих форм отчетности;
- правильности исчисления НДС (в выборку должны быть включены операции по книге продаж, книге покупок);
- правильности исчисления налога на прибыль (в выборку должны быть включены операции по доходам, по расходам);
- правильности исчисления других налогов;
- правильности исчисления обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды.
Направления выборки могут меняться в зависимости от изменения разделов учета, подлежащих проверке.
Аудит качества СБУ нацелен на проверку:
- правильности составления бухгалтерских проводок;
- правильности проведения арифметических расчетов;
- правильности оформления первичных документов, регистров учета, форм бухгалтерской и налоговой отчетности;
- соблюдения законодательства Российской Федерации в части, влияющей на достоверность бухгалтерской и налоговой отчетности.
При аудите качества СБУ уместно применение всех приемов проведения аудиторских процедур, предусмотренных федеральными стандартами аудиторской деятельности.
Список литературы
1. Казарина А.А. Положение о премировании: поощряем сотрудников правильно [Текст] / А.А. Казарина // Упрощенка. - 2012. - N 11.
2. Козлов Д. Как мотивировать сотрудников финансовой службы [Текст] / Д. Козлов // Консультант. - 2012. - N 13.
3. Полисюк Г.Б. Содержание категории "качество бухгалтерской отчетности" [Текст] / Г.Б. Полисюк, Г.И. Сухачева // Международный бухгалтерский учет. - 2011. - N 47.
4. Полисюк Г.Б. Место и роль внутреннего аудита в системе внутрифирменного контроля [Текст] / Г.Б. Полисюк, С.С. Чистопашина // Все для бухгалтера. - 2010. - N 7.
5. Шнайдер С. Как разработать положение о премировании [Текст] / С. Шнайдер // Кадровик.ру. - 2011. - N 11.
О.С. Еремеева,
канд. экон. наук, доцент,
ФГБОУ ВПО "Хакасский государственный
университет им. Н.Ф. Катанова"
"Аудитор", N 3, март 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "АУДИТОР"
Выпускается с 1994 года.
Издатель: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М"
Адрес: 127282, г. Москва, ул. Полярная, д. 31В, стр. 1
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-61681 от 07.05.2015