Организация (общий режим налогообложения) своевременно представила в налоговую инспекцию уведомление о контролируемых сделках. Затем была самостоятельно найдена ошибка, представлено уточненное уведомление в соответствии с абзацем 4 п. 2 ст. 105.16 НК РФ. Вследствие этого налоговая инспекция выписала акт о привлечении организации к ответственности в виде штрафа в размере 5000 руб. по ст. 129.4 НК РФ за представление уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения.
Правомерны ли действия налоговой инспекции?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Налоговая инспекция не вправе привлекать налогоплательщика к ответственности за подачу недостоверных сведений о контролируемых сделках в случае представления им уточненного Уведомления, в котором эти недостоверные сведения отсутствуют.
Обоснование позиции:
Пунктом 1 ст. 105.16 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ.
Форма и порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках (далее - Уведомление), а также формат этого документа в электронной форме и порядок его представления в налоговые органы утверждены приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524. Разъяснения о порядке заполнения указанного Уведомления даны в письмах ФНС России от 26.10.2012 N ОА-4-13/18182 (далее - Письмо ФНС России) и от 01.11.2013 N ОА-4-13/19652@.
В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного в налоговый орган Уведомления налогоплательщик вправе направить уточненное Уведомление (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Аналогичное положение содержится и в п. 1.2 Порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, утвержденного вышеназванным приказом (Приложение N 3) (далее - Порядок).
Кроме того, в Письме ФНС России налогоплательщику рекомендовано составлять уточненное Уведомление в случаях изменения каких-либо сведений, содержащихся в первоначально направленном Уведомлении, о которых стало известно после окончания отчетного периода и после представления Уведомления, если, например, изменились количество, цена, стоимость товара, произведен возврат товара в связи с расторжением договора, предоставлена скидка в более поздние периоды.
В случае подачи уточненного Уведомления на титульном листе в поле показателя "Номер корректировки" проставляется порядковый номер уточненного Уведомления за соответствующий отчетный период (например "1", "2" и т.д.) (п. 3.4 Порядка).
Анализируя сказанное, можно прийти к выводу, что налогоплательщик вправе при самостоятельном выявлении каких-либо несоответствий в уже представленном налоговому органу Уведомлении представлять уточненное Уведомление с соответствующими корректировками, причем количество таких уточнений ничем не ограничено. Уточненное Уведомление может быть подано, как в случае допущенных налогоплательщиком ошибок (неточностей, неполноты сведений), так и в случае возникновения необходимости корректировки Уведомления в связи с изменившимися обстоятельствами.
Согласно ст. 129.4 НК РФ предусмотрена ответственность:
- за неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган Уведомления;
- за представление Уведомления, содержащего недостоверные сведения.
Таким образом, ст. 129.4 НК РФ предусматривает два самостоятельных вида налоговых правонарушений, субъектом которых является налогоплательщик, совершивший контролируемую сделку и обязанный представить в налоговый орган соответствующее Уведомление.
За совершение каждого из указанных правонарушений может быть взыскан штраф в размере 5000 рублей.
К сожалению, правоприменительная практика по вопросу привлечения к ответственности за представление недостоверных сведений налогоплательщика, самостоятельно выявившего ошибку и подавшего уточненное Уведомление, еще не сложилась, какие-либо разъяснения нам обнаружить также не удалось.
На наш взгляд, ответственность по ст. 129.4 НК РФ может применяться только в случае выявления недостоверности сведений в Уведомлении самим налоговым органом в ходе проводимых им проверок. При добровольной подаче уточненного Уведомления, в котором налогоплательщик исправил допущенные им изначально неточности (ошибки, неполноту сведений), основания для привлечения его к ответственности отсутствуют, потому что с момента подачи уточнений состава рассматриваемого правонарушения уже нет (ошибки исправлены).
Думаем, что именно такой логикой руководствовался и законодатель, предоставляя налогоплательщику право подать уточненное Уведомление. В противном случае это было бы нецелесообразно: все равно накажут. И конечно же, нельзя применять такую ответственность за представление уточнений в связи с изменившимися обстоятельствами, о которых налогоплательщик на момент подачи первоначального Уведомления еще не знал, поскольку вина его отсутствует.
В заключение отметим, что и само налоговое ведомство считает, что каждое вновь уточненное Уведомление подается взамен ранее представленного документа (п. 3 письма ФНС России от 10.04.2013 N ОА-4-12/6612@ "О порядке представления, приёма и обработки уведомлений о контролируемых сделках"). Соответственно, наказать за поданное ранее Уведомление нельзя, поскольку оно заменено другим, в котором ошибки уже исправлены.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасевич Любовь
Ответ прошел контроль качества
27 марта 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.