Если работник всегда в разъездах
Практически в каждом учреждении есть сотрудники, которые основную часть своего рабочего времени проводят в разъездах, - это не только водители, но и, например, инспекторы контролирующих органов, которые выезжают в другие организации для проведения контрольно-надзорных мероприятий. В чем особенность такого режима работы? Нужно ли оформлять командировки для кратковременных разъездов по городу? Какие гарантии и компенсации полагаются в связи с таким режимом работы? На эти и некоторые другие вопросы вы получите ответы, прочитав статью.
Виды разъездной работы
В статье 168.1 ТК РФ выделены виды работы, при которых сотрудники постоянно не находятся на своих рабочих местах, а вынуждены перемещаться, в частности:
- работа в полевых условиях;
- работа в экспедиционных условиях;
- работа в пути;
- работа разъездного характера.
К сожалению, сам Трудовой кодекс никак не определяет данные виды работ, поэтому придется обратиться к иным нормативным актам. Так, в силу ранее действующего Положения о выплате полевого довольствия работникам геологоразведочных и топографо-геодезических предприятий, организаций и учреждений Российской Федерации, занятым на геологоразведочных и топографо-геодезических работах*(1), полевыми считаются особые условия производства геолого-разведочных и топографо-геодезических работ, связанные с необустроенностью труда и быта работающих и размещением производственных объектов за пределами населенных пунктов городского типа.
Про экспедиционные работы можно узнать из гл. 41 ГК РФ, Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" и Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554. Проанализировав данные нормативные акты, можно сказать, что к работам экспедиционного характера относится сопровождение груза к месту назначения.
Для определения понятия работы в пути обратимся к Постановлению Совмина РСФСР от 12.12.1978 N 579 "Об утверждении перечней профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков", согласно которому это работа, выполняемая при движении транспортного средства. В силу названного постановления обычно работу в пути осуществляют кондукторы, водители, контролеры пассажирского транспорта, лоцманы и пр.
Характеристика работ разъездного характера приведена в приказах МЧС РФ от 10.01.2008 N 3 *(2) и МВД РФ от 05.10.2006 N 780 *(3). В частности, разъездным считается режим работы, при котором работник осуществляет регулярные служебные поездки в пределах обслуживаемой территории (участков) при возможности ежедневного возвращения к месту жительства.
Отличие работ разъездного характера от командировки
Как видим, из определений видов разъездной работы четкие критерии отнесения к работе в пути или полевым работам выделить нельзя. И может получиться так, что одна и та же работа подпадет под несколько определений, например, работа водителя может быть в пути, носить разъездной или экспедиционный характер. Но это не страшно - главное не перепутать разъездную работу со служебными командировками.
Определение служебной командировки дано в ст. 166 ТК РФ - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Обращено внимание на то, что служебные поездки лиц, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. Есть отдельное Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749. При этом ст. 167 ТК РФ командированному работнику гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, - по проезду, найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), и иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Обратите внимание! Конкретные нормы возмещения командировочных расходов, установленные Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729*(4), распространяются только на работников бюджетных организаций. В коммерческих организациях расходы, связанные с командировкой, определяются коллективным договором или иным локальным актом организации.
Порядок оформления командировок установлен Положением об особенностях направления работников в служебные командировки и Постановлением N 1*(5). Для этого работодатели используют:
- приказ по унифицированной форме Т-9 (Т-9а);
- служебное задание (унифицированная форма Т-10а);
- командировочное удостоверение (Т-10).
То есть командировка носит эпизодический характер, а направление в служебные поездки осуществляется по мере необходимости, в то время как разъезды сотрудников выполняются регулярно и являются частью их трудовой функции.
К сведению. Не могут быть направлены в служебную командировку беременные женщины (ч. 1 ст. 259 ТК РФ), работники в период действия ученического договора (ст. 203 ТК РФ), лица в возрасте до 18 лет (ст. 268 ТК РФ), а направить в командировку работников, перечисленных в ч. 2 ст. 259, можно только с их письменного согласия.
Кроме этого, согласно ст. 57 ТК РФ условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, др.), должны в обязательном порядке включаться в трудовой договор с работником. То есть если работник будет постоянно находиться в пути, об этом обязательно нужно сделать оговорку в трудовом договоре. А вот с командировками все гораздо проще - законодатель не обязывает предусматривать возможность направления в такие служебные поездки в трудовом договоре.
Заметим, что работник с разъездным характером работы, как и другие сотрудники, может направляться в командировки. Например, Минфин в Письме от 01.06.2005 N 03-05-01-04/168 указал, что если поездки водителей не носят постоянного характера и в каждом случае осуществляются по отдельному распоряжению работодателя, то данные поездки следует рассматривать как служебные командировки. Однако в этом же письме ведомство обратило внимание на особенность междугородных перевозок: если водители грузовых автомобилей постоянно работают на регулярных междугородных перевозках, то данные поездки служебными командировками не признаются. Водителям грузовых автомобилей в таких случаях выплачивается надбавка к месячному должностному окладу (тарифной ставке) за сутки работы в пути.
Помните: если в трудовом договоре с водителем установлено, что служебные поездки осуществляются только по одному населенному пункту, то направление работника за его пределы будет служебной командировкой. Соответственно, работодателю необходимо будет оформить служебное задание, приказ и другие документы.
Оформляем документы при разъездном характере работы
Первым делом следует сказать, что согласно требованиям ст. 168.1 ТК РФ перечень работ, профессий и должностей сотрудников, чья постоянная работа осуществляется в пути, имеет разъездной или экспедиционный характер, а также работающих в полевых условиях устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Мы рекомендуем делать это приказом, так как в коллективный договор изменения (в случае чего) внести гораздо сложнее.
Муниципальное казенное учреждение |
"Хозяйственно-эксплуатационная служба |
администрации сельского поселения Приполярный" |
18.03.2014 | п. Приполярный |
Приказ N 23
об утверждении перечня должностей работников,
постоянная работа которых имеет разъездной характер
Руководствуясь ст. 168.1 ТК РФ,
Приказываю:
установить разъездной характер работы работникам, имеющим следующие должности:
- водитель;
- рабочий по обслуживанию зданий и сооружений.
Директор | Парамонов | И.П. Парамонов |
Повторим, что в силу ст. 57 ТК РФ условие о разъездном характере работы должно быть указано в трудовом договоре. Если решение об установлении разъездного характера работы конкретному работнику будет принято в течение трудовой деятельности, необходимо заключить с ним об этом дополнительное соглашение к трудовому договору.
Помимо перечня должностей, профессий и работ лиц, чья постоянная работа осуществляется в пути, имеет разъездной или экспедиционный характер, рекомендуем разработать локальный нормативный акт, например Положение о разъездном характере работ, в котором прописать понятие этих работ, установить компенсационные выплаты, определить формы документов, которыми будут подтверждаться разъезды, а также порядок осуществления расчетов с сотрудником. Такое положение утверждается и вводится в действие приказом работодателя.
Поскольку документооборот при разъездном характере работ работодатель разрабатывает и утверждает самостоятельно, рекомендуем воспользоваться формами из Постановления N 1, например, на основании командировочного удостоверения можно разработать маршрутный лист.
К сведению. Водителям выдается путевой лист, форма которого утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 (в зависимости от типа автомобиля различаются формы). А организации автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта должны в работе использовать Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов". Путевые листы регистрируются в журнале, форма которого утверждена названным постановлением и хранится в организации не менее пяти лет.
Маршрутный или путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца, и сдается уполномоченному лицу (руководителю подразделения, работнику транспортного отдела, отдела кадров, бухгалтерии, секретарю и т.д.).
Вопрос о заполнении табеля учета рабочего времени в отношении лиц, работающих в пути или имеющих разъездной, экспедиционный характер работы, до сих пор остается открытым. Полагаем, что если работа носит разъездной характер и сотруднику установлена ежемесячная надбавка за него, в табеле рабочее время следует отмечать кодом "Я", так как сотрудник, находясь в разъездах, фактически находится на своем рабочем месте.
Компенсации за разъездной режим работы
На основании ст. 168.1 ТК РФ лицам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера работодатель возмещает связанные со служебными поездками:
- расходы по проезду;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
- иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками, устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Могут они устанавливаться и трудовым договором.
Определяя конкретные размеры доплат, обращайте внимание на действующие отраслевые соглашения и помните, что доплаты не могут быть ниже, чем сказано в нормативных актах. Например, в силу Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2014-2016 годы*(6) за подвижной характер работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском, Приморском краях и в Амурской области производится доплата 40%, в других районах страны - 30% тарифной ставки, должностного оклада без учета коэффициентов и доплат. А в случаях, когда постоянная работа протекает в пути или носит разъездной характер и ее продолжительность составляет 12 дней и более в месяц, при этом работники имеют возможность ежедневно возвращаться к месту жительства, - до 20% тарифной ставки, должностного оклада, а при продолжительности работ менее 12 дней в месяц - до 15% тарифной ставки, должностного оклада без учета коэффициентов и доплат.
А вот в финансируемых из федерального бюджета подведомственных Росморречфлоту учреждениях в сфере внутреннего водного транспорта возмещение расходов береговым работникам, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков, а также выплата надбавок взамен суточных работникам плавсостава, привлекаемым с места постоянного жительства к месту отстоя судов для выполнения ремонтных работ, а также работ по обеспечению безопасного зимнего отстоя флота в случаях, когда они не имеют возможности возвращаться к месту постоянного жительства, производится в размере не менее суточных командировочных расходов (Отраслевое соглашение по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2013-2016 годы, утвержденное Профсоюзом работников водного транспорта РФ, Росморречфлотом 04.07.2013).
В организациях, которые не приняли участие в подписании каких-либо соглашений и не присоединились к ним либо на которые не распространяют свое действие нормативные правовые акты РФ или субъектов РФ, надбавки устанавливает работодатель.
В заключение
Подводя итог, заметим, что сотрудники, чья постоянная работа осуществляется в пути, имеет разъездной или экспедиционный характер, в полевых условиях, выполняют свои обязанности в особых условиях. За это трудовым законодательством им предусмотрены определенные надбавки и компенсации. А вот для установления конкретных размеров компенсаций, перечня должностей работников с таким режимом работы и форм документов, позволяющих вести учет поездок сотрудников, работодатель разрабатывает отдельное Положение самостоятельно с учетом действующих нормативных актов и отраслевых соглашений.
Т.Ю. Комиссарова,
эксперт журнала "Отдел кадров государственного
(муниципального) учреждения"
"Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", N 4, апрель 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждено Постановлением Минтруда РФ от 15.07.1994 N 56.
*(5) Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".
*(6) Утверждено Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР", Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР" 12.11.2013.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"