Организация приобрела в собственность здание для осуществления предпринимательской деятельности (торговли продовольственными товарами), после приобретения в собственность здания органом муниципальной власти вынесено предписание о благоустройстве прилежащей к зданию территории, а именно установка контейнеров для мусора и организация стоянки. При исчислении налога на прибыль организация отнесла к расходам затраты, понесенные вследствие благоустройства территории. Налоговый орган посчитал, что данные расходы являются экономически необоснованными. Правомерна ли позиция налогового органа?
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Как установлено п. 1 ст. 256 НК РФ, амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Также амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.
Кроме того, п.п. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ закрепляет, что не подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), а также материально-производственные запасы, товары, объекты незавершенного капитального строительства, ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок (в том числе форвардные, фьючерсные контракты, опционные контракты).
Не подлежат амортизации следующие виды амортизируемого имущества: объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты.
Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.02 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Статьей 11 Федерального закона от 24.06.98 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Необходимо отметить, что на основании п. 2.7 Санитарных правил, введенных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 7.09.01 г. N 23, в хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние исходя из местных условий размещения организаций торговли.
Налоговое законодательство не включает указанный вид затрат в прочие расходы при исчислении налога на прибыль, но если они экономически обоснованны, то налогоплательщик вправе их учесть при исчислении налога на прибыль. Расходы, рассматриваемые в вопросе, признаются экономически обоснованными, поскольку в силу ненормативно-правового акта органа муниципальной власти, который обязал налогоплательщика произвести определенные работы по организации сбора мусора и организации стоянки, организация понесла затраты.
Данный вывод подтверждается судебной практикой (постановления ФАС московского округа от 25.05.11 г. N КА-А41/4670-11, от 4.04.11 г. N КА-А40/2332-11-П, от 26.08.10 г. N КА-А41/9789-10, ФАС Поволжского округа от 2.02.10 г. N А12-7415/2009).
Л. Горшкова,
руководитель ООО "Центр методологии бухгалтерского
учета и налогообложения"
17 апреля 2014 г.
"Финансовая газета", N 14, апрель 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.