Автобусные туры как направление турбизнеса
Каждое направление туристского бизнеса пользуется популярностью в своем сегменте и автобусные туры - не исключение. Их выбирают любознательные клиенты с небольшим достатком, но с большим желанием увидеть "пол-Европы". Причем нередко автобусный тур заказывают туристы, которые предпочитают отдых в веселой и дружной компании. Что нужно знать турфирме как исполнителю договора?
Начнем с того, что автобусный тур с определенной программой пребывания и маршрутом путешествия является туристским продуктом, включающим комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации турпродукта (ст. 2 Закона об основах туристской деятельности в РФ). В процессе организации автобусных туров компании предстоит решить традиционные "туристические" задачи (бронирование гостиниц, оплата номеров и питания туристов, медицинской страховки) и не совсем обычные транспортные вопросы. На традиционных задачах мы не будем останавливаться, им уделено достаточно внимания на страницах нашего журнала. Рассмотрим только транспортные особенности автобусного тура, а точнее, нюансы квалификации для целей налогообложения переоборудования и дооборудования транспортных средств турфирмы.
Отдельный или не отдельный вид деятельности?
Оказание транспортных услуг в составе туристского продукта налоговики могут расценить как отдельный вид деятельности, облагаемый в рамках спецрежима - "вмененки". Зачем это нужно? Затем, чтобы исключить из налоговых вычетов сумму НДС, уплаченную при приобретении транспортного средства. Именно такой логикой налоговики руководствовались в деле, рассмотренном в Постановлении ФАС УО от 05.08.2013 N Ф09-6637/13, насчитав владельцу автобуса штрафные санкции за занижение НДС. Не согласившись с решением налогового органа, предприниматель (занимающийся туристским обслуживанием, а не "вмененными" перевозками пассажиров) обратился в суд, который встал на сторону налогоплательщика.
Согласно ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении тех видов предпринимательской деятельности, которые перечислены в п. 2 этой статьи. К таким видам деятельности отнесено оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемое организациями и предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (пп. 5 п. 2 ст. 346.26). При этом под предпринимательской понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
В рассматриваемом деле представленные владельцем автобуса документы не были признаны в качестве доказательств оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа. Приобретенный автобус использовался налогоплательщиком в целях перевозки туристов в рамках оказания туристической услуги "Тур выходного дня", а такая деятельность подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
И еще: возможность возмещения налогов из бюджета обусловливается наличием реальных хозяйственных операций. Налоговый орган вправе отказать в возмещении налога, уплаченного поставщику, если факт реального совершения хозяйственных операций не подтвержден надлежащими документами либо выявлена недобросовестность налогоплательщика, допущенная при совершении указанных операций. В отсутствие признаков недобросовестности или участия в схеме, направленной на незаконное получение налоговой выгоды, налогоплательщик не может быть лишен права на налоговые вычеты при исчислении НДС, если соблюдены установленные гл. 21 НК РФ условий.
В итоге суд признал правомерным вычет НДС по туристскому автобусу, используемому в облагаемой налогом деятельности.
О переоборудовании автобусов
Автобусы, которые используют турфирмы, - особенные, они оборудованы для дальних поездок. Иногда в погоне за комфортом владельцы автобусов их переоборудуют. Принимая такое решение, нужно помнить о том, что любое переоборудование транспортного средства влияет на безопасность водителя, пассажиров и дорожного движения. Переоборудование автобуса считается изменением конструкции транспортного средства, требует согласования и получения разрешения на эксплуатацию такого ТС в регистрирующих органах. Это подтверждают выводы судебных инстанций, указывающих на неправомерность самостоятельного изменения количества посадочных мест владельцем автобуса без согласования с уполномоченными органами и регистрации внесенных в конструкцию автобуса изменений. Пример - Постановление ФАС СКО от 01.08.2013 N А01-2108/2012.
По мнению владельца автобуса, внесение изменений в его конструкцию (установление лежачих мест) является допустимым, так как работы по изменению конструкции производились на сертифицированном предприятии, имеется заключение уполномоченной организации, в котором указано, что переоборудованный автобус отвечает требованиям безопасности конструкции и может участвовать в дорожном движении, а кроме того, автобус прошел технический осмотр, по результатам которого выдана диагностическая карта. Но инспекция безопасности дорожного движения отказала в выдаче свидетельства о соответствии конструкции автобуса требованиям безопасности.
По мнению инспекции, для оборудования транспортного средства лежачими местами требуется получение заключения о возможности внесения изменений в его конструкцию. Есть организации, уполномоченные выдавать такие заключения. Владелец автобуса обратился в межотраслевой фонд "Поддержка технических инициатив автовладельцев", которой выдал заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию автобуса. В нем указано, что переоборудуемый автобус отвечает требованиям безопасности конструкции и может участвовать в дорожном движении в качестве автобуса туристического с лежачими местами. Но инспекторы все равно нашли повод отказать в выдаче свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности - сослались на отсутствие в Техническом регламенте безопасности колесных транспортных средств*(1) требований к автобусам, оборудованным лежачими местами. Названный регламент содержит требования к транспортным средствам категорий М2 и М3, оснащенным исключительно сидячими местами. Спорный автобус относится именно к категории М3 (III класса).
Суд привел более объективные аргументы. Регистрация изменений конструкции транспортного средства предусмотрена Приказом МВД РФ от 07.12.2000 N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ по техническому надзору". Согласно документу рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется подразделением ГИБДД по месту учета транспортного средства. В заявлении подробно описываются вносимые изменения в конструкцию автобуса. В решении по заявлению указываются порядок и условия оформления и выдачи свидетельства, а также необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию. Техническое состояние и конструкция транспортного средства после внесенных изменений проверяются на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения на СГТО ГИБДД или ПТО.
Российская Федерация, являясь участницей Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, применяет в национальном законодательстве правила Европейской Экономической Комиссии ООН по транспортным средствам и их компонентам. Данные правила регулируют только требования к одноэтажным транспортным средствам с вместимостью более 22 стоящих или сидящих пассажиров. Требования к оборудованию лежачих мест в правилах не содержатся.
В представленном в материалы дела заключении межотраслевого фонда "Поддержка технических инициатив автовладельцев" указано лишь на техническую возможность установления лежачих мест. Ссылка владельца автобуса на диагностическую карту, выданную без замечаний при прохождении технического осмотра, не может быть принята во внимание, поскольку в ней не указаны такие элементы конструкции автобуса, как лежачие места. Перечисленных аргументов против такого нестандартного оборудования автобуса оказалось достаточно, чтобы суд согласился с инспекцией безопасности дорожного движения, не выдавшей свидетельство о соответствии конструкции автобуса с лежачими местами требованиям безопасности. Поэтому прежде чем переоборудовать автобус, турфирме следует подумать, нужны ли ей такие проблемы и соизмеримы ли затраты на переоборудование (с учетом недополученных доходов во время неизбежного простоя автобуса) с ожидаемой выгодой в будущем.
Бывает и такое...
Транспортное средство является объектом повышенной опасности, что, к сожалению, лишний раз подтверждают сводки новостей о ДТП с участием туристов. К чему в таком случае готовиться турфирме? Обратимся к Апелляционному определению ВС Республики Карелия от 16.07.2013 N 33-2184/2013.
Автобус, осуществлявший доставку отдыхающих из аэропорта в отель, попал в дорожно-транспортное происшествие, в результате которого туристы получили травмы, вследствие чего не воспользовались оплаченной путевкой. Пострадавшие потребовали возместить расходы, понесенные ими в связи с восстановлением поврежденного здоровья и обусловленные имевшим место ДТП. Причинение вреда здоровью, необходимость его восстановления и несения расходов в связи с некачественным оказанием туристических услуг в достаточной степени достоверности подтверждены материалами дела и объяснениями потерпевших. Они понесли затраты на получение необходимого санаторно-курортного, оперативного и постоперационного лечения, а также на проезд к местам проведения лечения. Эти суммы подлежат взысканию с туроператора, что следует из норм Закона о защите прав потребителей*(2) и Закона об основах туристской деятельности в РФ, которые предусматривают ответственность туроператора за некачественный туристский продукт. Возмещается и утраченный заработок, но взыскивается это возмещение со страховой компании, в которой туроператор застраховал свою ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации турпродукта (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 07.02.2013 N 33-1302/2013).
В то же время взыскать моральный вред в суде пострадавшим в ДТП с участием автобуса туристам не всегда удается. Как указано в Определении Пермского краевого суда от 17.06.2013 N 33-5506, дорожно-транспортное происшествие даже при доказанности данного факта само по себе не свидетельствует о нарушении личных неимущественных прав истцов, причинении им нравственных страданий и, соответственно, не является достаточным основанием для взыскания компенсации морального вреда (если телесных повреждений у туристов нет и не представлено доказательств нравственных страданий, связанных с ДТП).
Чтобы такого не было...
В целях профилактики ДТП предусмотрены различные меры, одна из них - соблюдение водителями режима труда и отдыха. На территории РФ действует Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей*(3). В части международных перевозок действует Европейское соглашение *(4), в котором указаны требования к членам экипажа, допустимая продолжительность управления транспортными средствами, перерывов и отдыха, а также есть иные положения, касающиеся повышения безопасности дорожного движения. Проконтролировать соблюдение этих требований можно с помощью специальных устройств регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографов), устанавливаемых на автобусы.
В силу ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения*(5) Правительством РФ принято Постановление от 23.11.2012 N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы". Порядок оснащения транспортных средств тахографами прописан в Приказе Минтранса РФ от 13.02.2013 N 36. Согласно документу тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, находящиеся в эксплуатации на территории РФ:
- используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса не превышает 5 т;
- используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса превышает 5 т;
- предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т;
- предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 т.
Исключение в плане оснащения тахографами сделано для автобусов категорий M2, M3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки по Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом*(6). Также не нужно оснащать автобус тахографом, если на нем установлена аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Требование об оснащении таким оборудованием автобусов, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, есть в п. 8 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств*(7).
В любом случае, установлен ли на автобусе тахограф или аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС, ГЛОНАСС/GPS, это не более чем дополнительно устанавливаемое на автобус оборудование. Оно может быть демонтировано без существенного ущерба для транспортного средства. Нет оснований утверждать, что в результате такого дооборудования происходит улучшение технических характеристик автобуса. Повышаются только качественные показатели работы за счет контроля и улучшенной организации процесса перевозок. Поэтому систему навигации бухгалтер вправе учитывать отдельно от транспортного средства, на которое она устанавливается. Если стоимость комплекта дополнительного оборудования остается в пределах лимита, позволяющего списать его как материальные затраты, то учитывается в текущих расходах. Если же тахограф (аппаратура навигации) по стоимостному критерию подходит под определение объекта основных средств, то его следует учесть как амортизируемое имущество по правилам ПБУ 6/01 "Учет основных средств". Аналогичный подход может применяться при решении вопроса налогообложения рассматриваемой операции.
О сотрудниках
В автобусных турах представителями турфирмы являются водители и сопровождающие маршрута. В Трудовом кодексе разграничены понятия служебных командировок и поездок работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или носит разъездной характер. Как квалифицировать "путешествие" водителей и сопровождающих - как командировку или служебную поездку? Ведь от этого зависит порядок предоставления гарантий и компенсаций. Так, при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка (ст. 167 ТК РФ). В период служебной поездки сотрудника, работа которого носит разъездной характер, возможность сохранения среднего заработка законодательством не предусмотрена (ст. 168.1 ТК РФ). Зарплата такого работника рассчитывается в общеустановленном порядке по утвержденной ставке (временной или сдельной) с выплатой всех положенных доплат, надбавок и премий. При этом в обоих случаях (в командировке и в служебной поездке) работодатель возмещает расходы по проезду, по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие), иные расходы работников с разрешения или ведома работодателя.
По мнению автора, водителей туристских автобусов вполне можно квалифицировать как лиц, постоянная работа которых осуществляется в пути. Сопровождающих туристов (руководителей, гидов-экскурсоводов) относить к лицам, имеющим разъездной характер работы, не совсем корректно, так как они могут исполнять свои должностные обязанности не только в дороге. Поэтому поездки сопровождающих туристских групп можно квалифицировать как служебные командировки.
* * *
Предоставление автобусных туров - достаточно специфическое направление деятельности турфирм. Такой бизнес требует знать не только туристскую, но и автомобильную специфику. Надеемся, что предложенные в статье сведения об эксплуатации туристских автобусов пригодятся финансовым работникам в сфере туризма.
С.Н. Гордеева,
эксперт журнала "Туристические и гостиничные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720.
*(2) Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1.
*(3) Утверждено Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15.
*(4) Заключено в Женеве 01.07.1970.
*(5) Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ.
*(6) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112.
*(7) Утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"