Выполняем требования Правил оказания услуг общепита и Закона о защите прав потребителей
Арбитражная практика свидетельствует о том, что предприятия общественного питания регулярно привлекаются к ответственности за нарушение положений Правил оказания услуг общепита*(1) и Закона о защите прав потребителей*(2). В связи с этим ознакомимся подробнее с основными положениями данных документов, претензиями, предъявляемыми контролирующими органами, а также укажем, какая ответственность предусмотрена для заведений питания за нарушение указанных нормативных актов.
Правила оказания услуг общепита регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания, а также обеспечивают права потребителей на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, информации об услугах и исполнителях услуг, определяют порядок реализации этих прав.
Пунктом 1 данного документа установлено, что указанные правила разработаны в соответствии с Законом о защите прав потребителей.
В силу п. 2 Правил оказания услуг общепита потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или заказывающий услуги общественного питания исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также предприниматель, оказывающие услуги общепита по возмездному договору.
Безопасность услуги
Исполнитель обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правилах и нормативных документах обязательные требования безопасности услуг для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества (п. 6 Правил оказания услуг общепита). Аналогичные требования установлены ст. 7 Закона о защите прав потребителей.
Для предприятий общепита разработано много национальных стандартов, например:
- ГОСТ Р 50763-2007 "Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия", утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 474-ст;
- ГОСТ Р 50764-2009 "Услуги общественного питания. Общие требования", утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 03.11.2009 N 495-ст.
Санитарные правила для предприятий общепита (СП 2.3.6.1079-01.2.3.6), разработанные на основании положений Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31.
В целях соблюдения противопожарных правил предприятия общепита выполняют нормы федеральных законов от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", руководствуются Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденным Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 171, и другими нормативными документами.
Заметим, что предприятия общественного питания нередко привлекаются к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности (см., например, Постановление ФАС УО от 23.07.2013 N Ф09-5038/13, Апелляционное определение Архангельского областного суда от 04.07.2013 N 33-3870/13).
Потребитель должен знать...
В первую очередь, в силу п. 11 Правил оказания услуг общепита на вывеске необходимо указать:
- фирменное наименование (наименование) организации;
- место ее нахождения (адрес);
- тип, класс и режим работы. Тип (ресторан, кафе, бар, столовая, закусочная и др.), а для ресторанов и баров их классы (люкс, высший, первый) определяются в соответствии с ГОСТ Р 50762-2007 "Национальный стандарт РФ. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания", утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 475-ст (п. 3 Правил оказания услуг общепита). Режим работы устанавливается исполнителем самостоятельно (п. 4 названных правил). Если работа заведения временно приостанавливается, об этом также нужно своевременно сообщить потребителю, указав в объявлении дату и срок приостановления.
Предприниматель указывает на вывеске информацию о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа.
Кроме того, потребителю нужно предоставить:
- информацию о номере, сроке действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и об органе, ее выдавшем (п. 11 Правил оказания услуг общепита);
- информацию о правилах поведения потребителей (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие правила, не противоречащие законодательству РФ) (п. 5 Правил оказания услуг общепита). Например, в Решении Октябрьского районного суда г. Ижевска от 21.08.2009 предприятием было установило правило, что в клуб не допускаются лица в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения, и суд признал его правомерным. При этом в силу п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными и за их включение в договор предусмотрена ответственность на основании ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ;
- по его требованию книгу отзывов и предложений*(3) (п. 8 Правил оказания услуг общепита);
- в наглядной и доступной форме сами Правила оказания услуг общепита (п. 10 данного документа).
Информация об оказываемых услугах. Она должна быть представлена в наглядной и доступной форме, чтобы потребитель имел возможность правильно выбрать услуги (п. 12 Правил оказания услуг общепита). Перечень оказываемых услуг в сфере общепита исполнитель определяет самостоятельно (п. 7 указанных правил). При этом он должен иметь ассортиментный перечень производимой им продукции, соответствующий обязательным требованиям нормативных актов. Но, поскольку его форма никаким нормативным актом не утверждена, по мнению автора, предприятие общественного питания вправе разработать ее самостоятельно.
Согласно п. 12 Правил оказания услуг общепита информация об оказываемых услугах должна содержать:
- перечень и условия их оказания;
- цены в рублях и условия оплаты;
- фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общепита с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
- сведения о пищевой ценности продукции общепита (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информацию о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением ГМО);
- обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общепита и оказываемая услуга;
- сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общепита, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции. В соответствии с п. 2 Правил оказания услуг общепита под порцией понимается определенный объем (вес) готового блюда продукции общественного питания (напитка), отпускаемого потребителю за определенную цену, который устанавливается исполнителем в меню (меню или винной карте). Под потребительской тарой в силу п. 16 ГОСТ 17527-2003 "Упаковка. Термины и определения"*(4) понимается тара, предназначенная для упаковывания и доставки продукции потребителю.
Согласно п. 9 Правил оказания услуг общепита к отношениям, возникающим при оказании услуг в части, не урегулированной настоящими правилами, применяются Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55. Пунктом 33 данного документа установлено, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, до подачи этой продукции в торговый зал проверяют подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирования).
Каким образом доводится информация?
В соответствии с п. 13 Правил оказания услуг общепита информацию о продукции и об услугах заведения питания доводят до сведения потребителей посредством:
- меню;
- прейскурантов;
- иных способов, принятых при оказании таких услуг.
В меню (винной карте) в отношении алкогольной продукции необходимо указать:
- наименование алкогольной продукции, объем и ее цену в потребительской таре (если данная продукция предлагается и реализуется в потребительской таре);
- и (или) наименование алкогольной продукции, объем и цену за порцию, не превышающую 1 литра алкогольной продукции (объем порции устанавливается по усмотрению исполнителя).
Соответственно, не нужно забывать указывать в меню (винной карте) название алкогольной продукции, как случилось в ситуации, рассмотренной в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2012 N 09АП-29921/2012.
Возможность ознакомиться с меню, прейскурантами и условиями обслуживания должна быть предоставлена как в зале, так и вне зала обслуживания (п. 14 Правил оказания услуг общепита).
Вся необходимая информация доводится до сведения потребителя на русском языке в месте предоставления услуг, а по усмотрению исполнителя - дополнительно на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ (п. 15 Правил оказания услуг общепита).
Кроме того, потребитель имеет право получить дополнительную информацию об основных потребительских свойствах и качестве предлагаемой продукции общепита, а также об условиях приготовления блюд, если эти сведения не являются коммерческой тайной.
Порядок оказания услуг
Публичный договор. Оказать услугу исполнитель обязан любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением ее заказать, на условиях, согласованных сторонами (п. 16 Правил оказания услуг общепита). При этом условия оказания услуги, в том числе ее цена, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
В связи с этим неправомерен отказ в предоставлении услуг общественного питания, например, по национальной принадлежности (см., например, Кассационное определение Саратовского областного суда от 31.01.2012 N 33-502). Судьи в данном деле отметили, что согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещаются.
При этом в силу п. 3 ст. 426 ГК РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ: другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
Результатом рассмотрения этого спора стало решение обязать выплатить заведением питания потребителю компенсацию морального вреда.
Компенсацию морального вреда пришлось выплатить заведению питания потребителю и в Определении Московского городского суда от 28.09.2011 N 33-31186 за незаконную практику фейсконтроля, и в Определении Верховного суда Республики Карелия от 15.07.2011 N 33-2073/2011 за незаконный отказ в обслуживании посетителей.
Предварительный заказ. Пунктом 17 Правил оказания услуг общепита предусмотрена возможность приема предварительного заказа на оказание услуги, оформляемого документом, содержащим такие необходимые сведения, как:
- наименование исполнителя;
- фамилия, имя и отчество потребителя;
- вид услуги, ее цена и условия оплаты;
- дата приема и исполнения заказа;
- условия выполнения услуги;
- ответственность сторон;
- должность лица, ответственного за прием и оформление заказа;
- подпись лица, принявшего заказ;
- другие сведения.
Можно оформить заказ и посредством телефонной, электронной или иной связи. Один экземпляр документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуги, выдается потребителю.
Сроки, качество, оплата. Исполнитель обязан оказать услуги потребителю в сроки, согласованные с ним (п. 18 Правил оказания услуг общепита). При этом качество этих услуг должно соответствовать обязательным требованиям нормативных документов и условиям заказа (п. 19 Правил оказания услуг общепита).
Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами (п. 4 ст. 7 Закона о защите прав потребителей). Согласно п. 5 ст. 4 данного закона, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В силу ст. 4 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются в том числе посредством проведения предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условий их изготовления, хранения, перевозок и реализации.
Пунктом 22 Правил оказания услуг общепита также установлено, что исполнитель обязан проводить контроль качества и безопасности оказываемых услуг, включая продукцию общественного питания, в соответствии с требованиями нормативных документов. Таким документом являются Методические указания по лабораторному контролю качества продукции общественного питания*(5).
Пунктом 20 Правил оказания услуг общепита в отношении оплаты услуг общепита исполнителю предоставлена свобода выбора. Он вправе предложить потребителю оплатить услуги:
- предварительно;
- после отбора блюд;
- после приема пищи;
- с помощью других форм оплаты;
- в наличном или безналичном порядке.
Выбор формы оплаты и порядка расчета зависит от метода обслуживания, типа, специализации заведения и других условий.
В свою очередь потребитель обязан оплатить оказываемые услуги в сроки и в порядке, которые согласованы с исполнителем, а тот - выдать ему документ, подтверждающий их оплату. Такими документами на предприятии общественного питания являются: кассовый чек либо бланк строгой отчетности (это касается и тех заведений питания, которые платят ЕНВД или патент*(6)).
Если потребитель хочет взвесить блюдо. Пунктом 21 Правил оказания услуг общепита регламентировано, что исполнитель обязан предоставить потребителю возможность проверить объем (массу) предлагаемой ему продукции. Аналогичное требование содержится в п. 7, 32 Правил продажи отдельных видов товаров: продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку. Для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование. Есть примеры привлечения предприятия общепита к ответственности на нарушение данного требования (см., например, Постановление ФАС УО от 30.11.2009 N Ф09-9388/09-С1*(7)).
Требования к работникам. В силу п. 23 Правил оказания услуг общепита к оказанию услуг, непосредственно связанных с процессом производства продукции общепита и обслуживанием потребителей, допускаются работники, прошедшие специальную подготовку, аттестацию и медицинские осмотры в соответствии с обязательными требованиями нормативных документов.
Требования о прохождении медицинского осмотра содержатся в ст. 213 ТК РФ, в п. 1 ст. 23 Федерального закона N 29-ФЗ, Приказе Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н, п. 13.1 СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6 "Санитарные правила для предприятий общепита". Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация проводятся в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 29.06.2000 N 229.
Дополнительные услуги. Согласно п. 24 Правил оказания услуг общепита исполнитель вправе наряду с услугами общепита предложить потребителю другие возмездные услуги. Однако выполнять их за плату без согласия потребителя он не вправе, а потребитель, в свою очередь, вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены - потребовать возврата уплаченной суммы. Аналогичное положение содержит п. 3 ст. 16 Закона о защите прав потребителей. Кроме того, п. 2 данной статьи запрещает обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
Основным критерием, отличающим дополнительную услугу, является возможность потребителя отказаться от нее и при этом не отказаться от услуги общественного питания. Является услуга дополнительной либо составляющей услуги общественного питания, зависит от типа и класса заведения (например, согласно таблице 1 ГОСТ Р 50762-2007 обслуживание в отдельной кабинке для ресторанов класса "люкс" и "высший" является составляющей услуги общепита, тогда как для остальных заведений питания - дополнительной услугой).
Ответственность. В соответствии с п. 25 Правил оказания услуг общепита, если будут нарушены сроки исполнения предварительного заказа на оказание услуги, потребитель вправе по своему выбору:
- назначить исполнителю новый срок;
- потребовать уменьшения цены за оказываемую услугу;
- отказаться от исполнения договора об оказании услуги.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги. Они возмещаются в сроки, установленные законодательством РФ для удовлетворения соответствующих требований. Аналогичная норма содержится в ст. 28 Закона о защите прав потребителей.
Требования потребителя не удовлетворяются только в том случае, если исполнитель докажет, что сроки нарушены вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
Если потребитель обнаружит недостатки оказанной услуги, он в силу п. 26 Правил оказания услуг общепита вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, включая продукцию общепита;
- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги, включая продукцию общепита;
- безвозмездного повторного изготовления продукции общепита надлежащего качества.
Если в установленный договором срок недостатки оказанной услуги исполнителем не устранены, потребитель вправе отказаться от его исполнения и потребовать полного возмещения убытков. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора, и потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств при оказании услуг исполнитель несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством и законодательством о защите прав потребителей (п. 28 Правил оказания услуг общепита).
В свою очередь, ст. 43 Закона о защите прав потребителей за нарушение прав потребителей предусмотрена административная (ст. 14.4, 14.5, 14.7, 14.8, 14.15 КоАП РФ), уголовная (ст. 238 УК РФ) или гражданско-правовая (ст. 15, гл. 25, 59 ГК РФ) ответственность. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения грозит ответственностью, установленной ст. 6.6 КоАП РФ.
Контроль за соблюдением Правил оказания услуг общепита осуществляет Роспотребнадзор (п. 29 данного документа).
Право потребителя отказаться от услуги. Заметим также, что потребитель вправе отказаться от заказанной им услуги в любое время, если оплатит исполнителю фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору (п. 27 Правил оказания услуг общепита). Аналогичное положение приведено в ст. 32 Закона о защите прав потребителя.
С возмещением фактически понесенных расходов не все просто. Заключенный между сторонами договор является договором возмездного оказания услуг, отношения по которому регулируются нормами гл. 39 ГК РФ. В соответствии со ст. 782 ГК РФ стороны (как исполнитель, так и заказчик) вправе в любое время отказаться от договора возмездного оказания услуг. При этом заказчик вправе отказаться от исполнения такого договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
При обращении в суд с иском о взыскании указанных расходов с потребителя в силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ предприятие общественного питания должно представить доказательства, подтверждающие размер фактически понесенных им расходов до момента отказа потребителя от спорного договора (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2009 N 09АП-18075/2008-ГК).
Заметим также, что включение в договор условия о выплате штрафа при отказе потребителя (заказчика по договору) от услуг (работ) является незаконным (Постановление Президиума ВАС РФ от 07.09.2010 N 2715/10). При этом Президиум ВАС отмечает, что согласно ст. 782 ГК РФ отказ заказчика от исполнения договора возможен в любое время: как до начала исполнения услуги, так и в процессе ее оказания. Поскольку право сторон (как исполнителя, так и заказчика) на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг императивно установлено ст. 782 ГК РФ, оно не может быть ограничено соглашением сторон.
* * *
Итак, как мы видим, предприятиям общественного питания важно неукоснительно соблюдать нормы Правил оказания услуг общепита, Закона о защите прав потребителей и сопутствующих им законодательных и нормативных актов, поскольку их нарушение грозит административной, уголовной или гражданско-правовой ответственностью. Приведенные примеры арбитражной практики это подтверждают.
Н.В. Лебедева,
редактор журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036.
*(2) Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
*(3) Подробнее об этом читайте в статье "Книга отзывов и предложений в предприятии общественного питания", N 5, 2013.
*(4) Введен Постановлением Госстандарта РФ от 09.03.2004 N 85-ст.
*(5) Одобрены Минздравом СССР 23.10.1991 N 122-5/72, рекомендованы Минторгом СССР от 11.11.1991 N 1-40/3805.
*(6) Подробнее об этом читайте в статье О.А. Фроловой "ККТ на предприятии общепита при режиме налогообложения в виде ЕНВД", N 6, 2013.
*(7) Определением ВАС РФ от 09.02.2010 N ВАС-1285/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"