Гражданину принадлежат на правах собственности: земельный участок в деревне Матвейково Дмитровского района Московской области, объект недвижимости и автомобиль в г. Москве.
На какие налоговые льготы и вычеты имеет право гражданин, если он является ветераном боевых действий, принимал участие в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона в 2008 и 2009 годах?
Может ли он получить налоговые вычеты за предыдущие периоды?
НДФЛ
Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, налоговая база по НДФЛ определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.ст. 218-221 НК РФ (п. 3 ст. 210 НК РФ).
В соответствии с абз. 16 пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ граждане, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ, имеют право на получение стандартного налогового вычета в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода.
Согласно положениям Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" гражданин, принимавший участие в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона в 2008 и 2009 годах, относится к ветеранам боевых действий и, соответственно, имеет право на применение стандартного налогового вычета, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ.
В силу п. 3 ст. 218 НК РФ стандартный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на налоговый вычет.
В случае, если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено ст. 218 НК РФ, то по окончании налогового периода на основании налоговой декларации и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных ст. 218 НК РФ (п. 4 ст. 218 НК РФ).
Таким образом, за получением стандартного налогового вычета за налоговый период 2013 года ветерану боевых действий необходимо обратиться к налоговому агенту с соответствующим заявлением, а также документами, подтверждающими право на налоговый вычет. При этом, на наш взгляд, налоговый агент обязан предоставить стандартный налоговый вычет с начала 2013 года независимо от того, когда именно в течение 2013 года последовало соответствующее обращение. В свою очередь, налоговая база по НДФЛ должна быть пересчитана с учетом предоставления такого вычета за каждый месяц с начала 2013 года.
Следует иметь в виду, что на основании п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено НК РФ. За получением вычета за истекшие налоговые периоды (2010, 2011, 2012 годы) ветерану следует обратиться в налоговый орган в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 218 НК РФ (смотрите также письма Минфина России от 26.01.2012 N 03-04-05/8-72, от 18.01.2012 N 03-04-08/8-5, ФНС России от 07.03.2012 N ЕД-4-3/3786@, от 24.01.2012 N ЕД-3-3/185@): в налоговую инспекцию по месту жительства подаются налоговая декларация (форма 3-НДФЛ) и документы, подтверждающие право на вычет.
В рассматриваемой ситуации документом, подтверждающим право на получение стандартного налогового вычета, будет являться удостоверение, выданное в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 N 763 (далее - Удостоверение) (ст. 28 Закона N 5-ФЗ).
Земельный налог
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 ст. 389 НК РФ определено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 387 НК РФ).
На территории сельского поселения Синьковское Дмитровского муниципального района Московской области, в состав которого входит деревня Матвейково (ч. 2 ст. 11 Закона Московской области от 28.02.2005 N 74/2005-ОЗ), земельный налог установлен решением Совета депутатов сельского поселения Синьковское Дмитровского муниципального района Московской области от 11.07.2007 N 12/6 "О земельном налоге на территории сельского поселения Синьковское Дмитровского муниципального района Московской области" (далее - Решение о земельном налоге).
Категории налогоплательщиков, для которых установлены налоговые льготы по земельному налогу, перечислены в ст. 395 НК РФ (федеральные льготы) и в п. 5 Решения о налоге (местные льготы). Кроме того, п. 5 ст. 391 НК РФ установлен перечень отдельных категорий граждан, имеющих право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб.
Ветераны боевых действий в ст. 395 НК РФ не поименованы, однако пп. 4 п. 5 ст. 391 НК РФ определено, что ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий вправе уменьшить налоговую базу по земельному налогу на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей.
Кроме того, согласно пп. 3 п. 5 Решения о земельном налоге освобождаются от налогообложения в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, не используемого для предпринимательских целей (не более чем по одному земельному участку площадью до 1500 квадратных метров (включительно)), физические лица, признаваемые ветеранами и инвалидами боевых действий.
Таким образом, ветеран боевых действий имеет право на освобождение от уплаты земельного налога в отношении одного земельного участка площадью до 1500 квадратных метров (включительно), а также на уменьшение налоговой базы по земельному налогу (в случае ее возникновения) на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей.
Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка (п. 10 ст. 396 НК РФ). Конкретный порядок и сроки представления документов, подтверждающих право на применение льготы, устанавливаются местным законодательством.
Так, п. 6 Решения о земельном налоге предусматривает, что документы, подтверждающие право на налоговые льготы, представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Одновременно с этим положения п. 6 Решения о земельном налоге также предписывают налогоплательщикам - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы, в срок до 1 июля года, являющегося налоговым периодом.
Учитывая положения п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), полагаем, что для предоставления ветерану боевых действий льготы по земельному налогу в налоговом периоде он вправе представить документы, подтверждающие право на льготу, в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Применительно к 2013 году это означает, что для предоставления льготы по земельному налогу ветерану необходимо представить Удостоверение, подтверждающее право на льготу, до 3 февраля 2014 года (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
В то же время для исключения возможных споров с налоговыми органами из-за противоречий в сроках предоставления документов, подтверждающих право на льготу, предусмотренных п. 6 Решения о земельном налоге, рекомендуем уточнить срок предоставления документов в будущих налоговых периодах в налоговом органе по месту нахождения земельного участка.
В отношении возможности применения льготы по земельному налогу применительно к истекшим налоговым периодам необходимо отметить следующее: Минфин России в письме от 03.05.2011 N 03-05-04-02/41 отметил, что с учетом положений ст. 397 НК РФ налогоплательщики вправе представить документы, подтверждающие их право на льготу, в течение трех лет, начиная с даты возникновения права на льготу, с последующим осуществлением зачета или возврата сумм излишне уплаченного налога в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
Учитывая приведенные разъяснения, полагаем, что ветеран боевых действий вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения земельного участка с Удостоверением, подтверждающим наличие у него права на льготу в 2010, 2011, 2012 годах, для уточнения налоговых обязательств, а также возврата (зачета) излишне уплаченного за указанные налоговые периоды (годы) земельного налога (если уплата налога производилась).
Налог на имущество
Согласно п. 1 ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж иное строение, помещение и сооружение, доля в праве общей собственности на указанное имущество (ст. 2 Закона N 2003-1).
Так же, как и земельный налог, налог на имущество физических лиц является местным налогом (ст. 15 НК РФ). На территории города Москвы действует закон г. Москвы от 23.10.2002 N 47 "О ставках налога на имущество физических лиц" (далее - Закон о налоге на имущество в Москве). Категории налогоплательщиков, для которых установлены налоговые льготы по земельному налогу, перечислены в ст. 4 Закона N 2003-1. Законом о налоге на имущество в Москве дополнительные льготы не определены.
Пунктом 2 ст. 4 Закона N 2003-1 предусмотрено, что налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия.
При этом, как разъясняют уполномоченные органы, Чеченская Республика или иные регионы Российской Федерации не могут рассматриваться как "другие страны". Кроме того, понятие "интернациональный долг" законодательством РФ не определено, однако оно в общепринятом смысле предполагает выполнение каких-либо международных обязательств (смотрите, например, письма Минфина России от 27.08.2009 N 03-05-06-01/124, от 27.12.2007 N 03-05-07-02/114, ФНС от 01.12.2011 N БС-2-11/913@).
Таким образом, ветеран боевых действий, принимавший участие в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона в 2008 и 2009 годах, не имеет права на льготу по налогу на имущество физических лиц.
Транспортный налог
Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. Объектами налогообложения признаются, в частности, автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (ст. 358 НК РФ).
Транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют ставку налога в пределах, установленных главой 28 НК РФ, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (ст. 356 НК РФ).
Исчисление и уплата транспортного налога на территории г. Москвы производятся в соответствии с Законом г. Москвы от 09.07.2008 N 33 "О транспортном налоге" (далее - Закон N 33).
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 4 Закона N 33 ветераны боевых действий и инвалиды боевых действий освобождаются от уплаты транспортного налога за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий. При этом в силу п.п. 3, 5 ст. 4 Закона N 33 указанная льгота не распространяется на водные, воздушные транспортные средства, снегоходы и мотосани, а также на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт).
Налогоплательщикам, являющимся физическими лицами, льготы, установленные ч. 1 ст. 4 Закона N 33, предоставляются по их заявлению на основании документа, подтверждающего право на льготу (ч. 2 ст. 4 Закона N 33).
При этом, как отмечают налоговые органы, предоставление льготы и перерасчет суммы транспортного налога производятся не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году подачи в налоговый орган письменного заявления о предоставлении льготы и перерасчете исчисленной суммы транспортного налога (смотрите, например, письма УФНС России по г. Москве от 21.03.2012 N 24-14/024608@, от 14.10.2011 N 20-14/099945@).
Таким образом, ветеран боевых действий имеет право на освобождение от уплаты транспортного налога в отношении одного автомобиля (для легкового автомобиля - с мощностью двигателя не более 200 л.с. (не более 147,1 кВт)), зарегистрированного на него. Для реализации своего права на льготу ветерану необходимо представить в налоговый орган по месту нахождения транспортного средства Удостоверение, подтверждающее право на льготу, заявление на предоставление льготы по транспортному налогу за налоговый период 2013 года, а также заявление на зачет (возврат) излишне уплаченного за 2010, 2011, 2012 годы налога.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Хмелькова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
9 октября 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.