Гражданину, состоящему в трудовых отношениях с образовательным учреждением, в период до 1 марта 2005 года было предоставлено служебное жилое помещение в общежитии. У гражданина, проживающего в общежитии, имеется копия ордера на право пользования жилым помещением, подлинный экземпляр ордера отсутствует.
Существует ли возможность восстановления ордера на служебное жилье? Каков в этой связи возможный порядок действий гражданина?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Жилищное законодательство, действующее до 1 марта 2005 года, не содержит норм о возможности восстановления ордера на вселение в жилое помещение.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 109 Жилищного кодекса РСФСР (далее - ЖК РСФСР), действовавшего до 1 марта 2005 г., для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могли использоваться общежития. При этом порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определяется законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР (ч. 2 ст. 109 ЖК РСФСР).
Согласно с п. 10, п. 11 Примерного положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 11.08.1988 N 328 (далее - Примерное положение), жилая площадь в общежитиях предоставлялась по совместному решению администрации, профсоюзного комитета организации, в ведении которой находилось общежитие. На основании принятого решения администрацией выдавался ордер на занятие жилой площади в общежитии по установленной форме*(1). Порядок оформления и выдачи, а также форма ордера, в том числе на служебное жилое помещение*(2), были установлены Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными постановлением СМ РСФСР от 31.07.1984 N 335. При вселении в общежитие ордер сдавался администрации общежития, где должен был храниться как документ строгой отчетности (п. 10 Примерного положения). Отметим, что ордер являлся единственным основанием для вселения гражданина в предоставленное ему жилое помещение (ст.ст. 45, 105 ЖК РСФСР), поскольку исходя из положений ст. 50, 51, 109 ЖК РСФСР заключение договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке в тот период не требовалось. Однако ни Примерное положение, ни ЖК РСФСР не содержали правил о повторной выдаче ордера, например, в случае его утраты, уничтожения и т.п.
Следовательно, возможность восстановления ордера законодательством не предусмотрена. В то же время, как мы поняли из вопроса, у гражданина, проживающего в общежитии, имеется копия ордера на право пользования жилым помещением. Мы считаем, что подлинный экземпляр ордера может находиться в администрации общежития образовательного учреждения. При этом даже его отсутствие при фактическом вселении в предоставленное гражданину жилое помещение, проживание в нем и исполнение обязанностей нанимателя сами по себе не могут служить препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23.04.2013 N 5-КГ13-41, апелляционные определения СК по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.01.2013 по делу N 33-98/2013, Кемеровского областного суда от 31.07.2012 по делу N 33-7541).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
5 ноября 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приложение к Примерному положению об общежитиях, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 11.08.1988 N 328.
*(2) Приложение N 5 к Примерным правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 31.07.1984 N 335.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.